Этапы развития мышления и речи

Развитие мышления тесно связано с развитием речи. И не только в жизни отдельного человека, но и на протяжении всей эволюции человечества.

Как впервые возникла и стала развиваться речь, мы можем только догадываться. Но чисто логическими методами мы можем вычислить порядок появления слов и частей речи в языке.

Безусловно, самыми первыми словами были различные междометия («Ой!», «Эй», «Ура!» и т.д.), частицы («да», «нет», «на»), местоимения (я, ты, там и т.д.), простейшие слова-глаголы («дай», «иди»). Это самые простые, легкие в произношении и необходимые для общения слова.

Так как речь тесно связана со слухом, можно предположить, что её развитие связано с появлением музыки, танцев и пения, с развитием чувства ритма, распеванием и повторением каких-то слогов («ля-ля-ля», «ту-ту-ту» и т.д.). Это способствовало и развитию артикуляции, и эмоциональному общению людей, формированию чувства единения, возникновению каких-то ритуальных песен и танцев.

Следующим изобретением стали имена и существительные. Они отражали и подчеркивали индивидуальную особенность (человека или природного объекта, явления). Я думаю, одними из первых слов-существительных были слова, обозначающие родственные связи между людьми («мама», «папа», «дядя», «тетя» и т.д.).

По мере увеличения количества имен и слов-существительных непременно должны были появиться слова-обобщения - тоже существительные, но обозначающие не отдельный предмет, а целую группу или категорию (например, «люди», «женщины», «мужчины», «лес» и т.д.). И это очень знаменательный этап в развитии МЫШЛЕНИЯ, поскольку отражает умение человека обобщать, классифицировать, находить в различных предметах нечто общее. С этого момента развитие речи перешло на качественно иной уровень. Речь стала не только средством общения, но и способом изучения объективной реальности.

Я думаю, что дальнейшее развитие языка было лавинообразным. Появились прилагательные (имена признаков), глаголы (имена действий), а вместе с этим усложнилась конструкция языка, а речь и мышление стали неотъемлемым свойством человека, что изменило весь образ жизни людей, стало способствовать развитию человеческой цивилизации. В свою очередь, развитие цивилизации, появление новых видов деятельности, предметов труда, способствовало появлению новых слов, усложнению речи и развитию абстрактного мышления.

Глядя на какой-нибудь предмет, мы можем перечислить его свойства (цвет, форма, размер, масса и т.д.), определить его принадлежность к какому-то множеству (фрукт, животное и т.д.). Перечисление свойств – это анализ, разбиение целого на составляющие. Классификация – это синтез, нахождение общего, объединяющего в различных объектах.

Слова позволяют нам оперировать объектами в уме, соединять то , что находится далеко друг от друга, представлять вместе людей, живших в разное время, создавать самые невообразимые сочетания свойств, строить гипотезы, фантазировать. Но не все наши фантазии могут быть реализованы в действительности. Есть определенные природные законы, которые не позволяют реализоваться всему, что можно допустить теоретически. Поэтому говорят, что критерий истины – практика. А истина в данном случае – есть понимание объективных законов природы, совершенное, правильное мышление.

Задача образования состоит в том, чтобы научить человека совершенному, объективному мышлению, умению обнаруживать истину и отметать все ложное, не соответствующее действительности, не способствующее развитию и процветанию жизни.


Рецензии