Одаренный, значит, единственный?

Рассуждение о дополнительном обраовании детей. Талант и бездарность? Справедливо ли делить детей на категории?
Бытует мнение, что каждый человек талантлив в той или иной степени. Однако под определения «одаренных» и «талантливых» попадают единицы. Все дело в том, что реализовать свой талант может только тот, кто верит в то, что он действительно им обладает или испытывает неутолимую тягу к той или иной сфере деятельности. Наделить ребенка сильным желанием что-либо делать – невозможно, можно долго и упорно вырабатывать в нем устойчивый интерес к науке или творчеству, но станет ли он стремиться к высоким результатам на навязанном ему поприще? А вот ребенок, страстно чем-либо увлеченный, чаще всего остается непонятым не только сверстниками, но зачастую даже собственными родителями и старшими наставниками. Таким образом, заинтересовать и увлечь детей преподаваемой дисциплиной – это лишь повседневная обязанность педагога, а не достижение. Разглядеть же в детях или хотя бы в одном ребенке наличие потенциально высоких способностей – это уже особая, более полная и существенная реализация педагогической компетенции и крепкий синтез определенных личностных качеств.
Педагог ни в коем случае не должен разделять детей на «одаренных» и «бездарных». При умелом руководстве и безупречном личностно – ориентированном подходе от каждого воспитанника можно добиться не просто высоких, а колоссальных результатов. Но в режиме реального времени любой практикующий педагог совершенно точно скажет, что столь безупречный стиль работы просто невозможен. Как же организовать работу с коллективом учащихся так, чтобы каждый ребенок мог почувствовать в себе вдохновенные проблески таланта? Этот вопрос является актуальным с момента зарождения прекрасного и противоречивого педагогического искусства. 
Если одаренными или талантливыми детьми считать только тех, чьи способности очевидно выходят за рамки зон актуального и ближайшего развития и уделять им повышенное внимание, ориентируясь на их потенциал, то можно упустить из виду тех детей, чьи способности вполне могут быть раскрыты умелым педагогическим воздействием. Однако зачастую, ссылаясь на нехватку времени, педагоги не отделяют реальные возможности детей от собственных ожиданий, навязанных небезупречной системой образования. Дети, подобно хрупким экзотическим цветам, тянутся к вершине своего собственного потенциала, как к солнцу, но, не находя отклика и поддержки от своих наставников, постепенно увядают. Происходит неизбежный упадок уровня реальных возможностей, дети подгоняются под определенные образовательные стандарты, теряется индивидуальность и личностное стремление к достижению высоких результатов. Рано или поздно талант дает слабые ростки сквозь плотные стены непонимания и, как правило, что немало важно для педагога дополнительного образования, проявляется во внеурочное время, на занятиях, развивающих в первую очередь творческий потенциал и  смекалку. В процессе создания творческой работы ребенок имеет возможность погрузиться в свой внутренний мир и действовать не по указке педагога, по четким инструкциям в рамках жестких правил, а по воле интуиции и собственного мироощущения. Именно в такой атмосфере рождаются индивидуальные идеи по созданию или улучшению чего-либо. С конструирования или моделирования простейшей поделки начинается восхождение к созданию и совершенствованию гораздо более серьезных и значимых проектов.
Неоценим вклад педагога дополнительного образования в воспитание и обучение детей с высоким творческим потенциалом. В процессе внешкольного взаимодействия педагога и учащихся создается более благоприятная атмосфера для плодотворного раскрытия способностей, не имеющих возможности реализации в рамках предметного обучения. Педагог для ребенка выступает уже в качестве старшего помощника в совершенствовании умений и навыков. К тому же неограниченная рамками классной комнаты деятельность помогает педагогу более точно определить интересы и устремления детей. Вариативность и творческий подход к  учебному процессу способствует выявлению скрытых талантов учащихся. Свобода действий на неограниченном творческом пространстве открывает детям не только новые знания, но и обозримый путь к самостоятельному созданию прекрасного. Каждый ребенок, чувствуя себя на таких занятиях более раскрепощено, стремится продемонстрировать педагогу все возможные результаты своего труда. Опытный педагог обязательно выделит для себя сильные и слабые стороны каждого ребенка и соответственно сможет выбрать правильное направление их творческой активности. Насколько готов раскрыться ребенок, и как скоро он покажет наиболее существенный результат, также зависит от грамотного руководства обучением педагога дополнительного образования. Здесь особенно важно не подвергать воспитанников разделению на «способных» и «неспособных», так как открытое пренебрежение к творчеству ребенка может заставить его поверить в бесполезность любых попыток заниматься чем-то, кроме строго регламентированного школьного обучения, где далеко не каждый предмет направлен на использование креативного мышления и подхода.
Дети – это, в первую очередь, отражение того взрослого мира, который их окружает. Именно поэтому важно помнить, что воспитанники для педагога – это букет прекрасных и очень хрупких цветов, который завянет без должного внимания и ухода. Одаренный, талантливый ребенок – это особенно чувствительный, но не единственный в своем роде цветок, и только чуткая забота обо всем букете в целом способна подарить миру его ни с чем несравнимое цветение. 


Рецензии