Tилав Расул-заде
Алопар
Из России я возвращался домой каждые три месяца. Это, прежде всего, было обусловлено тем, что срок нашей регистрации в России составлял всего 90 дней. После чего, требовалось заново переоформлять документы. А главное для меня было - доставить заработанные гроши домой - семье. Все мои родные по истечению этого срока ждали моего возвращения, и я это знал. Обычно возвращался я домой поздним вечером или ночью. Приближаясь на двести метров до дома, я привык слышать радостный лай нашего Алопара. Мои дети уже привыкли к такой своеобразной реакции нашей собаки. Приближаясь к воротам, я видел радостную картину: бежавших навстречу моих любимых детей - дочку и трёх сыновей. Алопар, как обычно, бежал впереди, и бросался обеими лапами на мою шею. Он словно обнимал меня. Потом, быстро убегал назад. Он бежал навстречу хозяйки, которая как обычно, шла последней.
Когда, я возвращался поздно, Алопар вставал на задние лапы, а передними держался за ворота, то правой, то левой лапой стучал по ним. Потом, подбегал к двери комнаты, где жила наша семья, и тихо лаял. Дети знали, что Алопар зря этого не делает. Он предупреждал моих, что отец вернулся. Когда я заходил во двор, Алопар от радости раз десять пробегал «почетных» кругов в мою честь. Последняя моя поездка в Россию на заработки была в мае 2002 года. А вернулся я в декабре. К семи часам вечера добрался до дома. Однако, я не услышал обычного радостного лая любимой собаки. Постучался в двери.
-Папа! Папа приехал! – радостно воскликнула дочка. Все бросились навстречу. Старший сын быстро открыл ворота.
- Привет! Все живы - здоровы? – с тревогой спросил я.
- Да, слава Богу, все в порядке. Только Алопару плохо, - почти хором, но с грустью ответили мне мои детки.
- Что с ним случилось?
В это время, открывая дверь сарая, медленно, с опушенной головой появился Алопар.
Я быстро направился к нему. Он очень похудел. Алопар еле поднял правую лапу, и протянул мне, чтобы поздороваться.
- Что с тобой случилось, мой родной? Кто-нибудь тебя обидел?
Алопар молчал. С его глаза потекли слезы! Он положил свою голову на мои ноги.
Я понял всё и поднял Алопара и не сдерживал себя – молча, плакал вместе с любимым псом. Вдруг на его шее я обнаружил свежую рану.
- Что случилось с ним? - спросил сына.
- Неделю тому назад группа ребят – живодёров-собакоедов окружили и поймали на улице Алопара.- Хотели зарезать его. Повесили его за задние лапы. Когда приставили нож к его горлу, он как-то чудом вырвался из петли и сбежал домой. Мы сделали все возможное, чтобы приостановить кровь. Но, видимо, он потерял её слишком много. Рана не заживает.
- Надо было обратиться Мардонкул-ако! - сетовал я. – Он мог что-то придумать.
Расскажу кто такой Мардонкул Кодиркулов. Я знал его более 50 лет. Он жил не далеко от нас и когда заболевали домашние животные, все приглашали его на помощь. Мардонкул-ако был ветеринаром с средне-специальным образованием. Но в силу солидного стажа и опыта работы, он разбирался со всеми болезнями животных. Последний раз он приходил к нам домой, когда наша овца случайно забрела в дом соседа, а тот палкой жестоко ударил животное и сломал ее леваю ногу. Мардонкул-ако сделал перевязку с манжеткой, как делают врачи своим пациентам. Хотя наша овца и хромала, мы радовались, что она может двигаться самостоятельно.
-Нет, мы не нашли Мардонкул-ако. Он последнее время нигде не появляется, Алопар уже седьмой день ничего не есть,- сказал сын. – Еле доходит до двери, откроет её и смотрит на улицу. Он ждал Вашего возвращения.
Алопар то ли от холода, то ли от отсутствия сил, дрожал, хотя я старался согреть его своим объятием.
- Быстро принесите в баклажке теплую воду, Алопара мучает жажда.
-Открой рот, мой друг - попросил я любимого пса.- Тебе необходимо, как можно больше пить воду! А я завтра, найду ветеринара, и начнём тебя лечить.
Алопар с жаждой выпил литр теплой воды. Я почувствовал теплоту в его теле.
- Принесите теперь теплые вещи,- попросил я. – Он должен согреться.
Дети постелили Алопару в сарае теплые вещи. Я потихоньку поставил его на свое место. Сверху надел свой старый теплый стёганный чапан. Надеялся на скорейшее выздоровление нашего друга -Алопара.
Все вымыли руки, и вернулись в дом. Было уже 10 часов ночи. Спустя некоторое время все дети уснули. Но я никак не мог заснуть. Спустя некоторое время опять вышел во двор. И вижу Алопара, медленно ходящего вокруг дома.
- Алопар!,- радостно зову своего друга. – Ну как, тебе лучше?
Алопар хотел побежать ко мне, но видимо, ему не хватало сил. Когда приблизился ко мне, как обычно, попытался «обнять» меня передними лапами.
-Мой богатырь! Держись до утра. Завтра мы тебя вылечим!
В тени мрачного света луны заблестели серебряные слезы Алопара.
- Иди, мой друг! Отдохни!
Алопар не хотел расставаться со мной. Неохотно, медленно пошел к себе.
Я вернулся и лег спать. Сна не было. Переворачивался с одного бока на другой. Таким образом, прошёл еще один час. В сердце сгущались черные тучи. Я опять пошел навестить Алопара.
Лежал он как обычно. Глаза его были полуоткрыты. Он не дышал.
- Алопар! Алопар!- воскликнул я.
Но мой друг больше не отвечал на мои крики! Рыдал я как ребенок. Не знал что сказать.
Ранним утром, первым проснулся мой старший сын. Первым его вопросом был: -Папа! Как здоровье Алопара?
- Умер наш Алопар!
-Неужели!!! Неужели больше нет в живых, моего Алопара! Проклятые, живодёры!
За криком старшего - Бежана проснулись братья и сестра. Мама успокаивала их.
- Ничего, Бог накажет того, кто измучил нашего Алопара!
В тележке, где, иногда любил спать Алопар, застелили одеяло, и положили на него друга нашего дома. Другим краем одеяла покрыли его тело. Уже бездыханного, холодного, спокойно лежавшего Алопара. Я и три моих сына медленно направились в сторону кладбища. На высоком холме, за ограждением нашего могильника выкопали могилу и захоронили нашего Алопара- верного, бескорыстного, преданного нашего друга. Ему было 16 лет.
Когда щенку было три дня, моя старшая сестра, ныне покойная Ёзигул, подарила его нам, точнее нашей дочке. Он был на год моложе нашей дочки Фариды. Я спрятал его в своем кармане, и принёс домой. Дочка любила играть с ним. Наравне с дочкой, вырос и Алопар. Он был охранником нашего дома. Знал всех друзей, родственников наизусть. Чужим людям не давал переступить порог нашего дома. Алопар был нашим другом. Особенно, в ночное время, когда я ходил поливать огород, он шел впереди меня, словно открывая и охраняя дорогу. Алопар никогда не исправлял нужду во дворе. Для этого он ходил за горку. Иногда он мне казался лучше многих людей, понимал всё, и мои желания, и моё настроение. Был всегда рядом и в печали и в радости.
Он довольствовался тем, чем мы его кормили. Когда готовили еду, никогда не забывали о нём. Алопар никогда болел. Впрочем, я не помню такого случая. Был лишь один случай, это случилось, когда я уезжал на заработки в конце 90-х годов. Мама рассказывала, что мягко говоря «недоброжелатели» нашей семьи, хотели чем-то навредить нам. Наказали за нашу якобы «вину» Алопара. В кусок лепешки положили несколько иголок, и «по-дружески» угостили Алопара. Он не смог проглотить комок. Лепешка вместе с иглами застряли в его горле. Алопар прибежал к хозяйке, открыв рот, начал хныкать. Мама поняла, что бессовестные люди решили избавиться от бескорыстного и верного охранника нашего дома.
- Ну-ка, полностью открой свой рот! - сказала хозяйка. – Нельзя каждому верить и кушать на улице.
Алопар открыл свою пасть. Хозяйка сунула руку и извлекла из полости рта кусок лепешки с шестью иглами. После этого, Алопар больше ничего не ел на улице. Только доверял моей старшей сестре.
Кстати, о сестре. Она была очень скромной, милой, беззащитной женщиной. Ее две дочери умерли в раннем возрасте. Одной было шесть месяцев, другая ушла в мир иной, когда ей исполнился один месяц. Поэтому, она очень любила моих детей. Когда хотели пригласить ее домой, иногда давали команду Алопару: «Иди, к дому тете Ёзи! Позови ее домой!»
Сестра знала, что Алопар пришел к ней особой миссией. Через полчаса впереди Алопар, а за ним появилась моя родная сестра!
- Алопар, у тебя умница,- восхищалась сестра. - Он все понимает.
Когда умер Алопар, сестра была очень огорчена и грустила.
Теперь пару слов о новом явлении - «собакоедство» и собакоедах.
Наверняка, наши современники, не понимают смысл слова «собакоед».
Это было в 1992 году, когда из большого города к нам, в наше село переселилась одна крупная семья. Один из членов данной семьи, стал демонстрировать свои «умения и способности». Он как городской парень собрал вокруг себя невоспитанных сельских парней и создал бандформирование. Эта банда, состоявшая из 5-6 молодых парней, по вечерам собиралась где-нибудь. Они выпивали спиртные напитки, и занимались разбоем. Избивали тех, кто им не нравился. Ловили собак, резали демонстративно, даже ели мясо убитых собак и, тем самым, наводили страх, дикость, безжалостность среди населения.
Недавно мне сообщили, что двое главарей данной группы уже годами отбывают разные сроки наказания в тюрьмах России. Один стал психически больным. Когда он выходит на улицу, все разбегаются в разные стороны. Один, самый старший по возрасту, пока остается на свободе, хотя Бог его наказал не один раз. С ним никто не общается.
Смерть Алопара для нас была большим горем. Теперь часто вспоминаем о чудесном верном друге. Отзываемся о нем постоянно как о хорошем, чутком, преданном, настоящем друге нашей семьи, которого потеряли навсегда!
Свидетельство о публикации №216092801914