тексты по курсу МГУ Всемирная юридическая история

 Эссе
- Какое значение имели так называемые «законы против роскоши», принятые в Спарте.

Древняя Греция является показательным примером того, в каком тесном соотношении находятся и взаимодействуют разные сферы экономического человеческого общежития и как переплетаются, формируя правовое поле, обычаи, религия, философия. Они выстраивают задачи данного исторического развития. Законы обусловлены и сформированы этими факторами. Было бы правильно утверждать, что человеческому организму всегда требуется правовая система, соответствующая состоянию нравственного развития общества. Государству мало быть просто цементирующим функционалом - оно стремиться найти себе обоснование в виде генератора общественных идей, который в свою очередь обуславливает социальную структуру, порождающей в себе способ управления и инструмент власти. Начиная от семейной и заканчивая общественной жизнью, выстраивается определенная роль человека в социуме. В отличии философии индивидуализма, в центре древнегреческой культуры прежде всего ставится полисность, т.е. есть где не мир для индивида, а человек для полиса, как объединения людей с общим подсознательным, несущим в себе еще недавние черты родово-племенного строя. Спарта не была выключена из правового опыта предшествующих ей цивилизаций, а была звеном в цепи. Несла в себе опыт ведической культуры с ее делением на варны и ашрамы, которая в отличии от более поздних культур и греческой тоже ( которые делили общество на три, а то и на два социального класса) - делила общество на четыре класса, состоящих из брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Но если ведическая культура предполагает разделение обязанностей, основываясь на социальной типологии людей (каждого от способности) и в военной сфере, отдавая ее на откуп кшатриям (воинам и управленцам), - то мироустройство Спарты можно было бы описать как структуру, в котором милитаризированность ставилась во главу угла. Этого требовали реалии жизни и коренные особенности данного народа, населяющего Спарту.
Суровые испытания навязывались каждому лицу мужского пола от рождения, формировали особый тип личности. Главенство мужчины. Женская роль сведена хоть и к важнейшему, но минимуму: биологического детородящего инструмента. Выживает сильнейший - важнейший постулат спартанского общества. Сильный побеждает слабого. Воспитание человека, построенное на принципах бей и отбирай по праву сильного. Но одновременно с этим во главу угла ставилась идеологя: пренебрежение к материальным богатствам (вместе с неспособностью их создавать). Это имело важную роль, так как спартанцы понимали человеческую природу тяготения к максимальному комфорту. А тот, кто хочет покоя и сытости уже не идеальный солдат и вор. Вместе с богатством у человека теряется презрение к материальным благам, растет чувство самосохранения, соответственно интересы индивидуума лежат уже не области общественной безопасности и гегемонии спартанской армии. Спарте было жизненно важно поддерживать уровень своей боеспособности для расширения сферы своего влияния или диктата в чисто экономических целях, наподобие того, что пытается, к примеру, выстроить на свой территории сегодня Рамзан Кадыров. Экономическое благосостояния за счет военпиара. Но роскошь, это уже не просто благосостояние, это неконтролируемое богатство, само претендующего на безраздельную власть - вот самое опасное из всего вражеского оружия, к тому же оно опирается на человеческую зависть и жадность и вносит между сородичами раскол. Структура перестает функционировать. Чтобы предотвратить распад, решили действовать не через нравственное, а через правовое поле. Были введены ограничения против роскоши. Однако взаимодействие Спарты с Афинами уже растлило большую часть спартанцев и военизированная гегемония перестала быть привлекательным внутри структурированного кшатрийского сообщества. Так как никакой другой национальной идеи у спартанцев не было, как и нового философского обоснования своему бытию - народ прекратил свое развитие, соответственно, существование.
Аналогами спартанского государства , но лишь отчасти и в дальних отголосках можно встретить в разных культурах, как правило это народы, в которых имеется тяга к родово-племенному строю, его обычаям и отголоскам. Таким, например, является Северный Кавказ. Автор данного эссе считает, что популяризатором данной формы государства можно считать уже упомянутого Кадырова, с его национальной идеей пшика; с менталитетом и демонстрацией создания собственной армии внутри российского государства, являясь между тем нерентабельной для России, республикой. Подобное правовое поле несет в себе опасный извращенный крен. Обогащение верхушек власти в самой России довольно показательно. Налицо то, чего пытались избежать законотворцы Спарты: где существует неконтролируемая жажда неуемного обогащения, там растлевается сначала нравственность, а затем дух народа. Ну, а если нет духа, не существует объединяющей национальной идеи, цементирующей общество, ни рычагов для ее поддержания.


Рецензии