Конечок веревочки

- Как веревочка не вьется, а конечок найдется, - рассуждала бабушка Таня, когда мы с Витькой пришли к ней забрать велосипеды после путешествия по реке Веракуше. – Вы, сынки, имейте в виду, зло- оно нахальством берет, так с улыбкой подкатит,  прямо любит тебя и хочет обнять. Только приглядись хорошенько, в глаза загляните, там вместо зрачков-камни черные  или «чёртики», так и выскакивают, - и бабушка Таня набожно  перекрестилась на икону.
А разговор на такую тему возник не случайно. Через дорогу от бабушки стоял прочный домик, крытый железом и жил в нем некий Еремей Полисадов, который  откликался  на имя  Ерёма.
Вчера милиция забрала его, говорят, что  Ерёма в каких-то махинациях замешан Я знал дядю Еремея и спросил бабушку:
-  А за что дядю Еремея в кутузку посадили?
- Жульничал! Он  в заготконторе работал: грибы ,ягоды, тряпьё и железо всякое принимал...Не знаю ,что именно натворил, только человек он нехороший. Еще при жизни деда твоего Саши, я ему так прямо в лицо и сказала: -Плохой ты человек ,Еремей и оставь моего деда в покое.
- А как ты, бабушка определила, что он плохой человек? - стал допытываться я.
- Да глаза у него плохие... Не смотрит на человека прямо, а если смотрит, то не видит тебя – ответила бабушка и еще раз перекрестилась.
- Что же  он хотел от дедушки Саши? – не унимался я.
- Хотел его к себе в контору взять, чуть ли не кассиром.Дедушка был военный, всю жизнь служил,то на царской службе,то в Красной армии,а потом работал в лесхозе – сторожем. Ни какой ворюга  не увез с его склада ни одного бревнышка или доски. Вот такой был твой дед Саша, царство ему небесное – и бабушка снова перекрестилась.
Витька Жбан, сидевший до этого за столом тихо, уплетая оладьи со сгущенкой, подал голос.
- Вкуснотища, бабушка Таня, спасибо!
- Кушай, сынок, на здоровье, раз понравились оладушки, еще напеку... Зажгу керосинку и допеку, у меня тесто еще осталось. 
- Да, нет бабушка Таня, я сыт по горло! – и Витька для верности провел рукой по шее.
- Ну и хорошо! Сыт, значит, готов к труду и обороне – пошутила бабуля.
- Я вот хотел про глаза поговорить-,встрял в разговор Витька. Помнишь, Толян, какие глаза у нашего Хорькова, заведующего бензохранилищем?
Я пожал плечами.
- Нет, не заметил.
- Вот, вот, не заметил,а как их разглядишь под козырьком фуражки? Надевает на глаза и не видно.
- А я один раз разглядел его зенки: так и бегают, так и бегают, и  зрачки черные, холодные и злые, – выпалил Витька.
- А чего ты сейчас ,Витек про Хорькова-то вспомнил? – спросил я, не видя связи в разговоре.
-  А то, что у таких людей, как Хорьков и Ерёма, глаза плохие и сами они нехорошие. Я с бабушкой Таней в этом вопросе очень даже согласен. - Ну, Витек, ты даешь! Если у всех, чьи глаза тебе не понравились, считать преступниками, то так можно половину нашего полустанка посадить, - возразил я Витьке.
- А, то!Кто прямо в глаза не смотрит,прячет под кепкой или они бегают как  у висляги -чего их жалеть? В милицию,там разберутся,что к чему-запальчиво возразил мне Витька. -Ну, не будем всех обвинять,Витёк, а вот за Хорьковым нужно понаблюдать,согласен - ответил я примирительно.
Разговор вскоре забылся и мы к нему долго не возвращались. Но, однажды  В Веракуше случилась неприятность. С бензохранилища украли целую цистерну бензина.
- Как украсть с охраняемого объекта столько бензина? – не недоумевали веракушенские мужики. Мой отец высказался прямо:- Кто охранял,тот и взял!
Витька тут, как тут.
- Толян, дело нечисто! Это сам Хорьков ворует и продает. К нему по ночам какие-то машины и телеги с бочками ездят. Спрашивается зачем?
- Да, мало-ли зачем? У него работа такая, отпускать горючее, когда оно кончается, - ответил я.
- Вот так,значит! По  ночам начинает горючка кончаться. А днем у них времени нет заправиться? - съязвил Витька.
Я не стал возражать.
- Давай, соберем ребят и устроим засаду, будем наблюдать за домом кладовщика и  бензохранилищем. Если дело нечисто – попадется! – предложил  я. Мою идею Витька Жбан поддержал.
- Вот именно!Засада даст ответ на этот вопрос,ты прав,Толян.
Так и решили. Собрав ребят с железки, Витька объяснил задачу и дал задание кому, что делать.
- Нее, я не буду. У меня вечером занятие на баяне и по кустам я шастать, никак не смогу – отказался Вовка Чиж.
- Какой баян?  Чего ты тень на плетень наводишь.  Баянист,дед Данила Калинович уже давно уроки не дает. Пальцы у него подагрой схватило, он не может играть – уверенно возразил молчаливый Пуша.
- Какой погадрой? – не покраснев ни на йоту, возразил Чиж.
- Не погадрой, а подагрой, заболевание так называется. Степан Андреевич при мне ему мазь выписывал и средство такое, чтобы он ванночки делал.  Это когда мы с мамой у него были после отравления грибами.  Мне санитарка, Василина Мироновна, промывание делала, а Данила Калинович, как раз на прием пришел к Степану Андреевичу. Я сам слышал их разговор.
- Да, когда это было? – не унимался Вовка Чиж.
- На прошлой неделе, как раз в четверг – ответил уверенно Пуша.
- А сейчас у него все в порядке и пальцы по клавишам бегают, мне не угнаться, - уверенно соврал Вовка Чиж.
- Слушай, Чиж, это нам за твоим враньем не угнаться.  Не хочешь, не ходи, зачем врешь? Давай, двигай отсюда и больше не приходи, -  Витька двинулся на Чижа с кулаками.
- Да, ладно, ладно. Думайте, что хотите, а я с вами водиться больше не буду,- и он под дружный свить ребят бросился бежать.
Решили дежурить по двое: два человека у дома, два у бензохранилища. Так удобнее, во-первых, не так страшно, вдвоем всегда можно отбиться, если что. А, во-вторых, один может наблюдать, что и как, а второй сбегать за милиционером или нас в другой засаде предупредить.
Мы с Витькой вызвались дежурить у дома, проследить, кто к нему приходит или приезжает. Федул с Пушой засели в кустах около входа в бензохранилище. Домик Хорькова был невзрачный, не большой, слегка покосившийся,но покрыт хорошим шифером. Огорода Хорьков не держал. И всю сельхозпродукцию  для жизни покупал у местных хозяек.
- Чего сам-то не заведешь хозяйство? – часто спрашивала его бойкая  соседка,Настя  Дроздова. Муж ее погиб на войне, и оставшись вдовой, она очень тосковала по мужскому плечу.
- Некогда мне хозяйством заниматься, с утра до ночи на работе. Бензин нужен всем и всегда. Это, как кровь в человеке, если чуть убудет при ранении, тут же давай порцию новой, иначе умрет. Так и бензин. Машину нельзя оставить среди дороги. Без бензина никуда.
Но, вот забор вокруг своего хиловатого домика Хорьков сделал прочным и высоким, как у себя на бензохранилище.
- Зачем такой высоченный забор? – задал мне вопрос Витька, как только мы подошли со стороны задних дворов к дому Хорькова.
- Чтобы не видно было, что за ним делается – ответил уверенно я.
- Правильно Толян! Правильно! Наша задача разглядеть все  и зафиксировать – сказал Витька.
- А как?
- Помнишь, как мы в сад за яблоками попадали? Там забор повыше будет – засмеялся Витька. – Так и здесь. Кидаем веревку с петлей, цепляемся за что-нибудь и по ней на заборе. Надо: спрыгнул туда или сюда…
Собственно так мы и сделали. Пара крепких концов веревки с петлей и вот мы уже на заборе, в тени деревьев, растущих рядом. В этот вечер ничего необычного не произошло.  Часов в девять пришел Хорьков, от которого несло запахом бензина, смешанного с соляркой, керосином и еще бог знает чем. Хорьков долго чертыхался, открывая замок на дверях, потом зашел внутрь, зажег керосиновую лампу на столе и задернул занавеску на окне Никто в этот вечер так и не появился у дома кладовщика.
На следующий день мы дежурили уже у бензохранилища, но все тот же результат. Никто ни у нас с Витькой, ни у Федула с Пушей вечером не объявился.
На третий день мы снова оказались у дома Хорькова. И тут нас ждал сюрприз. В доме горел свет, но самого Хорькова мы только что видели в сельмаге, он покупал селедку, банку каких-то консервов и бутылку водки.
- Гостей ждете? – пошутили продавщица.
- Нет, поужинаю, картошки сварю с селедкой, ну и под это дело рюмочку для аппетита пропущу, - так же отшутился Хорьков, поднимая глаза на продавщицу.
Продавщица пожала плечами.
- Странный вы в одиночку пить, какое веселье?
Хорьков ничего не ответил, положив покупки в сетку-авоську, и вышел из магазина. В окно было видно ,что напрввился он в сторону безохранилища. 
- А сказал, что домой, - прошептал мне Витька на ухо.
- Вы, ребята тоже определитесь, что нужно, а то закрываюсь-проворчала продавщица.
Мы выскочили на улицу и поняли, что Хорьков обманул продавщицу, но не нас.
- Там Федул с Пушей – шепнул мне на ухо Витька. – А мы давай к его дому, чует мое сердце, что сегодня что-то случится, - стуча себя в грудь,горячо зашептал Витька Жбан.Через минут пять мы были у дома Хорькова.
- Вот, видишь, свет в доме, а хозяин к бензохранилищу пошел. Давай через забор  к дому, глянем в окно, кто там хозяйничает.
Перемахнуть забор дело несложное, и вот мы уже у окна.  Всматриваемся, и тут Витька зашептал мне:
-  Видишь, да это же начальник МТС, Михеев. Что он делает у Хорькова, как ты думаешь?
- Не знаю, - ответил я также шепотом.
Тут послышались  шаги .К дому кто-то походил. Мы бросились за угол дома. Выглянул Витька и  тут же убрал голову назад.
- Не поверишь! Хорьков пришел.
- Да, ну ,не может быть! Мы же его только что в сельмаге видели – не поверил я.
- Мало ли, что в сельмаге видели, а он сделал вид, что идет к себе  в бензохранилище, а сам к дому дворами – отвечал мне Витька.
- Что делать будем? – задал я вопрос.
- Наблюдать! – радостно ответил Витька. – Ты с той стороны заходишь, там окно тоже есть, выходит прямо  в комнату. Вот в него гляди . А я с этой стороны буду за кухней следить и крыльцо у меня на примете. Давай, договоримся, если что-то опасное – три коротких свистка, и мы бежим в разные стороны, встречаемся у клуба – напутствовал меня Витька.
Я не стал возражать. А, что возражать, когда и так все ясно.  Крадучись я медленно пошел вдоль задней стены и оказался почти под окном комнаты Хорькова. Света не было. Глаза быстро привыкли к темноте, и вскоре я стал отчетливо различать все строения на дворе.  Главное из них- туалет, который находился от меня  в десяти шагах, сарай с дровами и чуть подальше-  банька.  Никаких других хозяйственных построек не было. Вдруг я явственно услышал чьи-то шаги, и замер, весь напрягшись, стараясь  слиться со стеной дома. Шаги внезапно стихли, будто кто-то тоже стал прислушиваться.
Наконец, человек решил закурить. Огонек от спички разгорелся, и я отчетливо увидел лицо тракториста Борьки Бурова, молодого мужика, работавшего в МТС на тракторе.
- Чего он-то здесь? – подумал я.
Борька закурил, глубоко затягиваясь, и что-то заговорил ,как бы про себя: надоело по ночам шляться и прятаться ... Докурив папиросу, Борька пошел назад к дому, его шаги сперва затихли, потом каблуки, подбитые железными подковами, застучали по полу крыльца. Раздался тихий стук в дверь и кто-то глухо спросил:
- Кто?
- Свои.
Дверь открылась.
- Ты чего, Бурок задержался? –послышался недовольный голос Хорькова.
- Трактор подвел. Не заводится сволочь и все  тут. Бодяжат с соляркой, водой разбавляют, искра от магнето есть, а вспышки нет.
- Бодяжат не у меня, а у тебя в МТС.
- Может и у нас, – согласился Борька, закрывая за собой дверь.
Я быстро пополз задним ходом обратно к Витьке. Окно в комнате так и не засветилось.
Витька сразу же без лишних слов, схватил меня за плечо.
- Давай, Толян бегом к милиционеру Дуке, прямо  домой. Пусть берет пестик и сюда. Только быстро!
- А, что случилось-то? – спросил я.
- Случилось. Они сейчас договорились, я подслушал через открытую форточку, что едут сливать солярку в бочку,что на прицепе у Борьки Бурова. Он уже трактор туда с прицепом отогнал  и шланг на слив в бочку поставил. Вот пришел за своим начальником МТС и доложил, что бочка заливается.
- А ты чего?
- Здесь отсижусь. Буду следить до конца. Мало ли, что еще узнаю.  А ты, Яшку Дуку приведи сперва сюда.  Пусть арестует всех для проверки документов. Я видел, как начальник МТС передал целую пачку денег Хорькову, а тот их спрятал в ящик комода.
- А может у них документы на бензин есть, что тогда? – засомневался я. – Нет, Витька, милиционера нужно прямо на бензохранилище вести, там трактор с ворованным горючим запротоколировать.  Ребята, Федул с Пушой, наверняка там, видели ,как Борька сливал из цистерны в бочку. А это факт.  Без начальника бензохранилища никто не должен сливать. Вот тогда можно будет их брать споличным. Они,  наверняка, сейчас отмечать  будут свое воровское дело. Не зря же Хорьков водку и закуску покупал. Так, что давай действуй и побыстрее, а я здесь останусь и буду наблюдать.
Операция, разработанная Витькой, прошла без сучка и задоринки. Сперва,  описали трактор с прицепом, в котором в цистерне для перевозки молока находилось пять тонн горючего. Потом взяли всю троицу воров на квартире у Хорькова. Как  не пытались они оправдаться и показывать липовые бумаги на отпуск с бензохранилища пяти тонн солярки, но деньги, найденные в столе комода и липовые накладные, выдали их с головой.
Но, самое главное, в ходе обыска дома Хорькова, в бочке на чердаке нашли украденные из конторы колхоза «1 Мая» раскуроченный сейф.
- Ну, вот товарищ милиционер, кто украл сейф – заявил Витька.
- Но, след, след 36 размера. Там же был явный след. У меня даже фото экспертиза проведена. Сапоги 36 размера, фирмы «Скороход».
- А вы ногу и сапог Хорькова видели? – вдруг осенило меня.
- Нет! – ответил участковый.
- Давайте посмотрим.
Мы вошли снова в дом. Все трое преступников: начальник МТС, Хорьков и Борька Буров сидели хмуро за столом, связанные по рукам веревкой.
- Покажи свои сапоги – обратился милиционер Дука к Хорькову.
- Зачем? – неохотно ответил он.
- Затем, что нужно.
Тот нехотя выставил ногу в резиновом сапоге.
- Какой размер?
- Что, какой размер? – не понял Хорьков.
- Какой размер твои сапоги -36?
- Тридцать шестой, а что?
- А чье производство? 
- Кажется «Скороход».
Круг замкнулся.
Мы с Витькой не удержались, сдернули сапог с ноги Харламова и на подошве четко стоял размер «36» и надпись «Скороход».
- Так значит из-за тебя ворюга, я чуть в колонию не угодил? – и Витька чуть было не ударил сапогом по морде кладовщика Хорькова.
Я едва перехватил удар Витьки.
- Не стоит Витек руки марать.
Хорьков, не зная в чем дело, моргал своими зверьковыми глазками.
- Чего размахался? Доказать надо, а потом словами бросаться.
Подошел участковый милиционер и, отвёл Витьку в сторону:
- Извини, Ершов, за прошлое не держи зла. И спасибо за этот случай, мы давно за ними следили. Факты были, доказательств не было. А тут все сошлось...
Витька Жбан повернулся к ребятам и грустно улыбнулся.
- Права,Толян, твоя бабушка Таняв-  конечок-то нашёлся...
И мы усталые, но довольные сделанным делом, вышли из дома Хорькова. На небе ярко светили звезди, и стояла неземная тишина.
- Вон, смотрите, звезда падает! – вдруг воскликнул  Пуша.
– Кто успеет желание загадать, то оно сбудется, - закричал Федул.
Я тронул друга за плечо:
- Успел, Витёк?
- Угу! – ответил он: -За жизнь без жуликов!


Рецензии