Реквием по герою. Пилот. 1-я серия

                «ВИОРЕЛА»


Цех типографии. Работают печатные машины, ходят по цеху люди в чёрных халатах, разговаривают между собой. Общий производственный шум.

Стопка новеньких книг. На обложке название: «Реквием по герою».

Как в старых фильмах – экранизациях литературной классики – открывается первая страница книги. Мы видим эпиграф наверху страницы. Шум печатных машин стихает.

За кадром звучит голос Автора:

АВТОР. Недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер. Это известие меня очень обрадовало: оно давало мне право печатать эти записки, и я воспользовался случаем поставить имя над чужим произведением. Михаил Лермонтов, «Герой нашего времени».

Междугородний автобус едет по шоссе.
Салон автобуса. Автор сидит на своём сиденье и смотрит в окно.

Голос Автора за кадром:

АВТОР. Мне шёл двадцать пятый год. Сил и здоровья хоть отбавляй, творческой выдумки тоже не занимать. Киносценарии, которые я писал, были в большинстве своём успешными и пользовались спросом.

За окном летит пейзаж с Финским заливом.

АВТОР. Скука меня не одолевала, судьбой своей я был доволен. Работа в кинокомпании требовала постоянного присутствия, да и самому мне разъезжать по городам и весям без особой надобности не хотелось. В конце концов, Земля круглая, и чем дальше уедешь, тем ближе окажешься к точке своего постоянного пребывания.

Пассажиры выходят из автобуса. Среди них Автор.

АВТОР. Тем не менее, в августе прошлого года я оказался в уютной гостинице на Куршской косе, чтобы отдохнуть и набраться сил перед новым проектом.

Автор у ресепшена в холле гостиницы, оформляется и получает ключи от номера. Интерфейс: звуки суеты в холле гостиницы.

Автор в гостиничном лифте. Голос Автора:

АВТОР. Туристов было мало, и номера в основном пустовали. Толстые паласы в коридорах скрадывали звук шагов, лифт работал бесшумно, коридорные бегали молча, так что обстановку в целом можно было назвать безмятежной.

Автор в номере, заваливается на кровать, не раздеваясь. Голос Автора:

АВТОР. Мне нравились эти тишина, неспешность и дремотность. Было очень похоже на то, что ты выпадал из привычной суеты, почти забывал о городе и возлежал на спине гигантского мифологического существа, спокойно и глубоко дышащего во сне.

В номере широкое окно с раскачивающейся от сквозняка занавеской. Поздний вечер. В окно видна луна. Голос Автора:

АВТОР. Ночью заметно холодало и шёпот моря становился ворчливым. Звёзды на небо не высыпали, зато среди облаков висела луна, похожая на перегоревший пару миллионов лет назад фонарь. Свет его был неверным и словно искусственным, дополненный аварийными невидимыми лампочками.   

Занавеска качнулась сильнее, хлопок двери.

Автор идёт по гостиничному коридору с книжкой в руке. Голос Автора:

АВТОР. Я надеялся, что Куршская коса с её тёмно-янтарными соснами, тихим морем и свежим балтийским ветром предоставит мне две недели безмятежного ничегонеделанья.

Коридорный и дежурная у столика в коридоре, говорят по-литовски, кокетничают друг с другом. Голос Автора:

АВТОР. Но то, что я познакомлюсь со своим будущим героем и окажусь
свидетелем разнообразных событий от несчастной любви до самоубийства юной девушки, было для меня полной неожиданностью. 

Автор заходит в лифт, смотрит оттуда на гостиничных служащих у столика. Двери лифта закрываются.

Бар в гостинице. Автор сидит за столом, тянет из чашки кофе и читает книгу.

ПИНЕГИН. Вы позволите?

Автор поднимает глаза. Перед ним стоит незнакомец двадцати пяти лет, подтянутый, стройный, с дружелюбным лицом, одетый в дорогой джемпер и строгие джинсы.

Автор кивает.

Незнакомец садится за стол и указывает на книгу:

ПИНЕГИН. Любите детективы?
АВТОР. Просто бездельничаю.
ПИНЕГИН. Отпуск?
АВТОР. Вроде того. А вы, простите?
ПИНЕГИН. Два года назад я защищал вашу кинокомпанию в суде.

Незнакомец протягивает руку и представляется:

ПИНЕГИН. Максим Григорьевич Пинегин, адвокат.  Живу в Петербурге, но иногда сбегаю сюда от надоевших клиентов.

Автор пожимает протянутую ему руку. Пинегин продолжает:

ПИНЕГИН. Вы меня не помните, но я вас запомнил. Вы сценарист, я был восхищён вашим фильмом о взрыве на шахте и спасении шахтёров. «Кровавый уголь». Превосходная картина!

Голос Автора за кадром:

АВТОР. Конечно, новый знакомый мне врал. Подобных людей больше всего заботит личное существование, остальное кажется им вздорным и пустым. Они этого не скрывают, но почему-то именно поэтому многие пытаются добиться их расположения и даже дружбы.

Адвокат улыбается.

ПИНЕГИН. Ладно. Во-первых, вы мне не верите, и правильно. Я бы тоже не поверил первому встречному, рассыпающемуся в комплиментах. Что-то ему от меня нужно, подумал я и, скорее всего, был бы недалёк от истины. Если вы подумали так же, то вы правы.
АВТОР. А во-вторых?
ПИНЕГИН. Дело вот в чём. Я попал в дурацкую ситуацию и мне срочно нужна помощь. Увидев вас, я решил, что обращусь к вам со своей проблемой и вы меня поймёте.

Автор закрывает книгу и откладывает её в сторону. Он показывает незнакомцу, что весь во внимании.

Пинегин слегка взволнован:

ПИНЕГИН. Я влюбился в необыкновенную девушку. У нас непростые взаимоотношения, но это настоящая страсть, полная безумства, ревности, ненависти и восхищения. Так плохо и так хорошо мне в жизни никогда ещё не было!.. Вы писатель, пишите для кино. Вас может заинтересовать эта история.
АВТОР. Для хорошего кино мало просто любви двух персонажей.  Это банально и, простите, слабо окупается.
ПИНЕГИН. Кое-что кроме любви в этой истории тоже есть.
АВТОР. Что же?
ПИНЕГИН. Меня могут убить.
АВТОР. Вы уверены?
ПИНЕГИН. Абсолютно.
АВТОР. Тогда почему бы не обратиться за помощью к полиции?
ПИНЕГИН. Потому что я не смогу объяснить причин возможного убийства. Но то, что меня хотят убить, мне известно наверняка.

Голос Автора:

АВТОР. Двуликий Янус. Надо разобраться, верит ли он во что-нибудь, кроме своей двуликости.

Пинегин заметно нервничает.

ПИНЕГИН. Вы мне не верите?

Автор пожимает плечами. Адвокат откровенничает.

ПИНЕГИН. Тогда послушайте. Её зовут Виорела. В семнадцать лет она вышла замуж за одного барона. Вора в законе. Он  поселил её в огромной квартире в Кишинёве, дал ей напарника и приказал доставлять золото и драгоценности к своему корешу в Бухарест. Полгода всё шло нормально, но однажды их машину с грузом ювелирки накрыли при досмотре на границе. Напарник струсил и выдал всех: и себя, и Виорелу, и барона с его мафиозной сетью. Вора в законе арестовали, но он выгородил Виорелу, взял всю вину на себя и пошёл под суд по статье о спекуляции валютой и драгметаллами. Тогда к уголовному процессу подключились правильные люди из Кишинёва, они нашли хорошего адвоката, который выиграл процесс и вытащил барона из лап молдавского правосудия.
АВТОР. Этим ловким адвокатом были вы.
ПИНЕГИН. За успешную работу мне полагался хороший гонорар, но я увидел Виорелу и потерял голову. Вместо денег я потребовал отдать девушку, совсем как в дикие, свободные от законов времена.  Полагали, что барон прогонит меня прочь или пристрелит, но он легко уступил свою жену, дал ей немножко золота, расцеловал и отправил восвояси. 
АВТОР. И всё?
ПИНЕГИН. Нет. Деньги и женщины заражают хуже чумы. Любая страсть опасна, так как она безумна. Можно сказать, что я временно оглох и ослеп, поражённый любовью. Но теперь я вижу, что ситуация усложнилась. Безумие рано или поздно потребует жертвы. Однако, приносить себя в жертву я пока не готов.
АВТОР. А вашу избранницу?
ПИНЕГИН. Тем более.
АВТОР. Вы что-то не договариваете.
ПИНЕГИН. Если можно, потом… Сейчас мне необходимо срочно исчезнуть на пару дней, чтобы решить кое-какие дела и отвести от нас с Виорелой опасность. Вас я прошу присмотреть за девушкой и не дать ей соскучиться. Всего два дня – и я ваш должник по гроб жизни!
АВТОР. Хорошо. Я согласен.
ПИНЕГИН. Отлично. Пойдёмте, теперь вам надо познакомиться с моей Виорелой.

Автор и Пинегин подходят к двери гостиничного номера. Пинегин стучит в дверь. Щёлкает дверной замок. Пинегин открывает дверь и они входят в номер.

В номере за столом сидит красивая восемнадцатилетняя девушка. Она и Пинегин бросаются навстречу друг другу и долго целуются.

Голос Автора, наблюдающего за целующимися:

АВТОР. Всех девушек на свете можно разделить на четыре типа. На праведниц, которые живут по стандартным и в целом выдуманным правилам, завистниц, изматывающих себя и всех желчными фантазиями, нытиков, решивших, что им никогда не везло в прошлом и ни за что не повезёт в будущем, и на загадочные натуры, гипнотизирующие людей подобно пламени костра или течению горной реки. Знакомая Пинегина относилась к последнему типу. Маленькая, изящная, он походила на зверька, принявшего форму женщины, но душевной энергией и плотской статью олицетворявшей то, что можно назвать самочкой.

Виорела Автору:

ВИОРЕЛА. Бунэ сеара!   
АВТОР. Здравствуйте.

Пинегин улыбается.

ПИНЕГИН. Превосходно! Теперь предлагаю перейти к делу. Вот кредитка на расходы. Код четыре пятёрки.  На траты не скупитесь, денег хватит. Свозите Виорелу в Калининград, а лучше в Клайпеду. Она мечтала посмотреть европейский город.
 
Виорела смотрит на Пинегина. Он объясняет ей:

ПИНЕГИН. Я вернусь через пару дней. Всё будет нормально.

Утро. Автор приводит себя в порядок в ванной комнате. Стук в дверь. Автор открывает, в номер входит Пинегин.

ПИНЕГИН. Я уезжаю. Надеюсь, вы не забыли наш вчерашний разговор и я могу на вас положиться?
АВТОР. Конечно.
ПИНЕГИН. Ну что, как вам моя невеста?
АВТОР. Славная девушка. Только непростая.
ПИНЕГИН. В каком смысле?
АВТОР. Как женщина. Лично я от таких натур с двойным или тройным дном предпочитаю держаться подальше.
ПИНЕГИН. А вы, оказывается, очень внимательный человек. И можете быть жестоким.
АВТОР. Куда мне до вас, Максим Григорьевич! В теперешние обстоятельства ввязались вы, а я только свидетель вашего приключения. Вы сами меня предупредили, что оно может кончиться бедой. Скорее всего, так и будет. Но выбор: слушать меня или нет – за вами.
ПИНЕГИН. Ну, говорите, говорите!
АВТОР. Оставьте Виорелу в покое. Она не вашего поля ягода. Вас заботит игра, а её природа. Если природа ополчится на игру, последней не выжить.  Мне всё равно, что будет с вами, но мне жалко девушку, которая потратит на вас столько времени и сил.
ПИНЕГИН. Превосходно! Я учту ваши пожелания.
АВТОР. Прощайте, господин адвокат.
ПИНЕГИН. Прощайте, господин писатель.

Паром идёт по заливу. На палубе среди пассажиров Автор и Виорела.
Клайпедский порт.
Улицы Клайпеды.

Голос Автора:

АВТОР. Через пару часов после отъезда Пинегина мы с девушкой, миновав погранпост «Куршская коса», через Ниду и Юодкранте доехали до Смильтине, сели на паром и очень скоро оказались в Клайпедском порту. Сам город Виорелу не заинтересовал. Она отказалась идти в музеи, любоваться старыми часами или миниатюрными галереями Клайпедского замка. Ближе к вечеру мы оказались в Старом городе и заглянули в уютный подвальчик-ресторан.

Автор и Виорела за столиком в ресторане. Она курит.

ВИОРЕЛА. Знаете, вы чем-то похожи на Максима.
АВТОР. Интересно.
ВИОРЕЛА. Вы считаете, что раскусили человека и видите его насквозь. В вашем случае это только забавно. А у Максима это связано с риском для жизни.
АВТОР. Да, он мне говорил…
ВИОРЕЛА. Не надо принимать его слова за чистую монету. Он хороший юрист, но плохой товарищ.
АВТОР. Странно. Вы сами говорили, что любите Максима Григорьевича, и вдруг – такое признание!
ВИОРЕЛА. Люблю, и очень сильно. Но я умею любить с открытыми глазами.
АВТОР. Один вопрос. Вы давно с Максимом Григорьевичем?
ВИОРЕЛА. Вторую неделю.               
АВТОР. То есть как?
ВИОРЕЛА. Двенадцать дней.
АВТОР. Но он называет вас своей невестой!
ВИОРЕЛА. Я хорошая невеста.

Голос Автора:

АВТОР. Внезапно я понял, что она играет со мной, как кошка с мышкой. Притворяться равнодушным было поздно, злиться нелепо, обижаться - совсем уж глупо.  Поэтому я сделал самое лучшее: спрашивал и слушал девушку с полным доверием.

Музыка, певица поёт в ресторане.

Виорела говорит:

ВИОРЕЛА. Чтобы вы окончательно поняли. Максим Григорьевич – человек поступка. Решительный и смелый. Мне нравятся мужчины, способные переворачивать ситуацию и иногда идти напролом.
АВТОР. Ясно. Завидую вашему избраннику.
ВИОРЕЛА. Вы тоже прекрасный человек. Но он деятель, а вы… Как сказать… Вы…
АВТОР. Созерцатель.
ВИОРЕЛА. Ну да, наверное. У вас другие часы и иной циферблат. Иной мир. До вас сложно дотянуться, а Максим всегда рядом.

Голос Автора:

АВТОР. Не знаю почему, но в сердце у меня вдруг поднялась жалость и мне захотелось сказать девушке что-нибудь душевное и обнадёживающее. То ли предостеречь её от чего-то, то ли поддержать. Кажется, я раскис под действием её взгляда.

Поздний вечер. Автор и Виорела у входа в гостиницу.

ВИОРЕЛА. Спасибо за этот день. Спокойной ночи.
АВТОР. Подождите.
ВИОРЕЛА. До завтра.
АВТОР. Если вы не против, мы могли бы…
ВИОРЕЛА. До завтра.
АВТОР. Простите.

Виорела вежливо целует Автора в щёку.

ДЕНИС. Виорела!

Из темноты выходит молодой парень с сумкой через плечо. Это Денис.

ДЕНИС. Хотели спрятаться? Не выйдет!

Парень открывает дверь в гостиницу и как бы приглашает всех заходить. Автор, Виорела и парень заходят в дверь.

Автор влетает в кабину лифта, так как его толкнули в спину. Следом в лифт заходят Виорела и Денис.

ДЕНИС. Чёрт бы вас подрал! Я тоже человек и тоже готов идти до конца. Моё – это моё, и нечего протягивать к чужому свои грязные лапы.

Кабина лифта останавливается, двери открываются. Денис выходит. Виорела смотрит на Автора испуганно и шепчет:

ВИОРЕЛА. Одноклассник. Первая любовь. Моё наказание.

Голос ДЕНИСА из коридора:

ДЕНИС. Идите оба сюда!  Чего застряли?

Все трое заходят в номер, который открыл Автор. Дверь захлопывается.

Пинегин и барон Титу едут вечером в машине по загородному шоссе. Оба на заднем сиденье. Впереди за рулём шофёр, слуга барона. Титу внешне спокоен, но говорит тяжёлым, угрожающим голосом:

ТИТУ. Кажется, я предупреждал.
ПИНЕГИН. Мне нужно время, Титу.
ТИТУ. Сколько?
ПИНЕГИН. Не больше двух дней. Я привезу деньги или…
ТИТУ. Где моя жена?
ПИНЕГИН. В гостинице.
ТИТУ. Стой!

Машина останавливается.

ТИТУ. Значит, не срослось?
ПИНЕГИН. Я обещал ему, что бизнес не тронут. Контракт будет выполнен полностью. Он получит три миллиона плюс проценты от проданного оборудования. Но вышла неувязка…
ТИТУ. Неудачная сделка. Понятно.
ПИНЕГИН. В результате он потерял кэш и указал мне на дверь.
ТИТУ. Выставил вон.
ПИНЕГИН. И сказал, что моей свадьбы с его дочерью не будет. По крайней мере, до тех пор, пока я не найду три миллиона. Если же они вновь окажутся на счетах его компании, разговор о свадьбе можно будет возобновить.
ТИТУ. Три миллиона – это серьёзно.
ПИНЕГИН. Я знаю, где их взять.
ТИТУ. У меня?
ПИНЕГИН. Товар, деньги, товар.
ТИТУ. Виорела?
ПИНЕГИН. Я готов вернуть её вам, Титу. В обмен на прежний гонорар. Мне нужна жена другого статуса.
ТИТУ. Ты мне сразу понравился. Жестокий и умный.
ПИНЕГИН. Стараюсь.
ТИТУ. А как же ваша любовь?
ПИНЕГИН. Мы договорились?
ТИТУ. Три миллиона – хорошие деньги. Я дам их тебе. Но больше мне на глаза не попадайся.
ПИНЕГИН. Поехали.
ТИТУ. Поехали. Я хочу видеть свою Виорелу. 

Номер в гостинице. Автор, Виорела и Денис.

ВИОРЕЛА. Это Денис. Он хотел поговорить с вами.

Денис раскрывает сумку и высыпает на стол пачки перевязанных купюр.

ДЕНИС. Здесь сорок тысяч евро.
АВТОР. Отлично. Начало разговора мне нравится.
ДЕНИС. Это не разговор, господин Пинегин! Это требование, которому вы должны подчиниться. Если, конечно, вы приличный человек и не мните себя пупом земли.
АВТОР. Теперь спокойно и по порядку.
ДЕНИС. Эти деньги - ваш гонорар за спасение бандита Титу. Не сомневайтесь, они честные. Я их не крал и ни у кого не отнимал. Я продал дедушкин дом в Молдавии, чтобы отдать вам эту сумму в обмен на мою Виорелу. Ясно?
АВТОР. Вы уверены, что поступаете правильно?
ДЕНИС. Я люблю Виорелу ещё со школы. И возвращаю себе то, что вы у меня украли.
АВТОР. Перекупаете краденое.
ДЕНИС. Что?
АВТОР. По-моему, мы два сапога – пара. Не находите?
 ДЕНИС. Вы гнусный торгаш, господин адвокат, но я готов к торговле по вашим правилам.
АВТОР. Цена меня устраивает.
 ДЕНИС. Тогда забирайте деньги и оставьте нас в покое.
АВТОР. Ваша подруга готова следовать за вами после такой сделки?
ДЕНИС. Если вы ещё раз встанете между мной и Виорелой, я сделаю всё, чтобы вас больше не было на этом свете.
АВТОР. Вот как? Выходит, я ошибся. Всё обойдётся, успокаивал я себя, дурак - не самое страшное в жизни. Сам сгорит быстрее, чем спалит хотя бы листок бумаги.
 ДЕНИС. Замолчи ты, сволочь! Убирайся подобру-поздорову, пока я держу себя в руках.
ВИОРЕЛА. Пожалуйста, перестаньте оба!
АВТОР. Всё, хватит! Деньги я забираю и возвращаю вам вашу невесту, любовницу, царицу или святую невинность, не знаю, кто она вам.  Пошли вон! Живо! Ну?

В номере тем временем незаметно появились Пинегин и Титу. Они стоят на пороге комнаты и с любопытством наблюдают за происходящим.

ТИТУ. Вся компания в сборе. Бунэ сеара, бзецашуле-фетицо!
АВТОР. Что вам угодно?
ТИТУ. Кто это?
ПИНЕГИН. Просто хозяин номера. Случайный знакомый. Он здесь ни при чём. 

Виорела бросается к Титу и прижимается к его груди.

ВИОРЕЛА. Титу, необыкновенный мой, спаситель и злюка! Зачем ты здесь?
ТИТУ. Пока не знаю. Предчувствие зверя, что опасность близко.
ВИОРЕЛА. Мы ни в чём перед тобой не виноваты. Кого ты опять задумал наказать?
ТИТУ. Посмотрим. Кандидаты найдутся. Верно?
ПИНЕГИН. Я уже вам объяснил, что…
ТИТУ. Я отлично всё помню. Товар, деньги, товар. Но зверю кажется, что его всё-таки хотят обмануть. Поэтому он злится и выпускает когти.
ВИОРЕЛА. Возьми себя в руки и не делай глупостей.
ПИНЕГИН. Мне показалось, что мы договорились. Или вам нужны дополнительные гарантии?
ТИТУ. Каждый из нас двоих знает, что он лучше другого. Один - зверь, другой - охотник. Прыжок или выстрел - вот и все гарантии.
ПИНЕГИН. Я не боюсь вас, Титу.
ТИТУ. Ты презираешь меня. Я давно это понял. Че пэкат!
ВИОРЕЛА. Титу! Че са ынтымплат?

Титу обнимает и крепко прижимает девушку к себе.

ТИТУ. Меня привёз сюда твой Пинегин… По делу.
ПИНЕГИН. Да, он прав. Всё запуталось до крайности…

Денис неожиданно вскрикивает:

ДЕНИС. Так это не тот Пинегин? Что за чертовщина!
ПИНЕГИН. Теперь тот. А это что за деньги?
ДЕНИС. Это деньги тебе… Вам… В обмен на Виорелу… Мне хотелось договориться. Я же люблю её! Люблю!.. Господин Пинегин. Будьте человеком, пожалуйста. Отпустите Виорелу!.. Я люблю, люблю её больше жизни!..
ТИТУ. Сколько там денег?
ДЕНИС. Тут всё, абсолютно всё. Сорок тысяч евро. Я продал дедушкин дом… Я искал вас… Я люблю Виорелу и… и прошу вас взять эти деньги!
ТИТУ. Иди отсюда, овца! Деньги можешь забрать с собой.

Денис опять всхлипывает и бросается к столу. Он расстёгивает свою сумку и пихает в неё пачки банкнот.

ТИТУ. Быстрее, овца!.. Ты нам мешаешь!

Денис выскакивает из номера, хлопнув дверью.

ВИОРЕЛА. Зачем вы меня мучаете? Я устала и хочу спать. Позвольте мне уйти и решайте ваши проблемы без меня.

Барон довольно грубо цыкает на неё и обращается к Пинегину:

ТИТУ. Хватит пугать девушку, господин адвокат. Объясни ей, что случилось. Она тебя поймёт. И надеюсь, не задушит и не отравит. Граеште!
ПИНЕГИН. Нам надо решить кое-что важное. Это касается господина Титу, тебя и меня…

Автор стоит у стены и смотрит на говорящего Пинегина. Голос Автора:

АВТОР. Максим Григорьевич нисколько не нервничал, не волновался, не собирался ни краснеть, ни оправдываться. Обстоятельства изменились, следовательно, требовалось менять правила большой игры. И чем проще будет необходимая перемена, тем лучше. Видимо, этот человек руководствовался парадоксальным убеждением, что память даётся для того, чтобы забывать содеянное, а чужая боль – для поддержания личного душевного здоровья. Если можно предположить наличие души у автомата.

Виорела плачет.

ВИОРЕЛА. Я люблю тебя, Максим! Не оставляй меня одну, прошу тебя!

Дальше вор в законе наотмашь хлещет ладонью девушку по лицу. Она чуть не падает и хватает барона за локоть.

ТИТУ. Замолчи! Я переночую в твоём номере. Иди и приготовь мне постель!

ВИОРЕЛА уходит. За нею следует ТИТУ.


Автор и Пинегин в номере.

ПИНЕГИН. Обезьяна! Дикарь! Ничтожество!
АВТОР. Боже мой! Он убьёт не вас, а её, господин Пинегин. Неужели вы не понимаете, что этот Титу – каннибал?
ПИНЕГИН. Ну и что?
АВТОР. Она ждала, что вы её спасёте!
ПИНЕГИН. Чудачка.
АВТОР. По-моему, вы негодяй.

Пинегин пожимает плечами.

ПИНЕГИН. Возможно. Только какое это имеет значение?
АВТОР. Есть нравственные границы, которые человеку переступать нельзя.
ПИНЕГИН. В том-то и дело, что теперь можно. Всё условно: нравственность, порок, зло, добродетель… Жизнь – не больше, чем схема. Люди – только модели. Каждому из нас дано право быть свободным в этой матрице. Важно не переживание истины, а наслаждение конструкцией.
АВТОР. А как же совесть?

Пинегин усмехается.
 
ПИНЕГИН. Вы всё время говорите не о том. Вы похожи на переростка, который не в силах расстаться с детской погремушкой. Впрочем, во всякой наивности есть определённая защита от реальности. Возможно, поэтому вы не понимаете, кто такой я, что во мне хорошо, что плохо, что является моей заслугой, а что виной. Не перед кем-нибудь конкретно, а вообще от рождения. Вы заглянули в мир Пинегиных, но так до конца не верите или боитесь поверить в его существование.
АВТОР.  А что если это не мир? Что если это зоопарк с золотыми клетками и хрустальными террариумами?
ПИНЕГИН. Перестаньте! Вам изменяет вкус. Выбирайте выражения.
АВТОР. И всё-таки вы бесчеловечны.
ПИНЕГИН. Спокойной ночи, писатель!

Звучат шаги, негромко щёлкает дверной замок, хлопает дверь.

Автор стоит на балконе и смотрит на луну. Голос Автора:

АВТОР. Каким бы ни был человек самоуверенным и самодовольным индивидуалистом, в нём сохраняется крошечное зерно общественного здоровья. Это – сомнение в своей непогрешимости. Уверенность в безгрешности подобна могильной плите на кладбище. Сомнение открывает дверку в бесконечность, и жизнь благодаря этому становится восстановима.

Виорела и Титу в её номере. Титу полуголый и с полотенцем на шее выходит из душа. Виорела сидит на разобранной кровати.

ТИТУ. Я хочу спать.

Виорела встаёт с кровати. Титу укладывается.

ТИТУ. Можешь лечь рядом.
ВИОРЕЛА. Я не хочу.
ТИТУ. Гаси свет. Иди сюда.

Гаснет свет. Возня. Стон Виорелы. Крик Титу.

ТИТУ. Кошка драная! Тварь! 

Грохот падающего стула. Звон разбитой вазы. Кто-то в темноте выбегает из номера.

Крик Титу:

ТИТУ. Курвиска!

Утро. Берег залива. Издалека видна полицейская машина у берега, «неотложка» и группа полицейских, которые суетятся возле небольшого причалившего к пляжу катера.

Автор завтракает в баре гостиницы. К столу подходит Денис. Он чуть не плачет.

АВТОР. Что такое?
ДЕНИС. Виорела! Её больше нет. Она утонула.
АВТОР. Когда?
 ДЕНИС. Сегодня ночью.
 АВТОР. Где?
ДЕНИС. Там.

Автор вскакивает и вместе с Денисом выбегает из бара.

Автор и Денис бегут по пляжу в сторону группы полицейских. Дорогу им перегораживает дюжий полицейский с автоматом.

ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Нельзя.
АВТОР. Что там такое?
ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Девочка. Скорее всего, самоубийца.
ДЕНИС. Это наша знакомая! Пропустите!
ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Не положено.

На груди у полицейского неразборчиво бормочет рация.

ДЕНИС. Это Виорела! Они нашли её!

Денис хочет проскочить мимо полицейского, но тот ловит парня и заваливает на песок.

ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Сказано: нельзя! Малахольный!

Подъезжает легковая машина. Из неё вылезают старший опергруппы и Титу в сопровождении двух оперативников. Они идут к «неотложке».

У «неотложки» стоит каталка с длинным чёрным пластиковым мешком. Старший опергруппы и Титу подходят к каталке, один из полицейских расстёгивает мешок.

Титу падает на колени и кричит:

ТИТУ. Это моя жена!.. Это моя жена!  Она сбежала ночью из номера. Проклятье и наказание!.. Оживите её, оживите! Она не могла так уйти!.. Без меня!..

Старший подаёт знак, оперативники заталкивают Титу в машину, следом в неё садится старший и машина уезжает.

Каталку грузят в «неотложку» и она тоже уезжает.

Денис лежит на песке и смотрит в небо. Полицейский трогает его сапогом.

ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Сегодня обещали жару. А песок всё равно холодный… Что?

Автор качает головой, отворачивается и уходит.

Автор стучит в дверь номера и заходит внутрь. За столом сидит Пинегин.

ПИНЕГИН. Что вам угодно?
АВТОР. Мне угодно задать вам один вопрос, господин Пинегин.
ПИНЕГИН. Конечно-конечно.
АВТОР. Вы в курсе, что случилось?
ПИНРЕГИН. Что?
АВТОР. Виорела погибла этой ночью. Вам это известно?
ПИНЕГИН. А какое, собственно, вам до этого дело?
АВТОР. То есть?.. Вы понимаете, что говорите?
ПИНЕГИН. А вы?
АВТОР. Но подождите!..
ПИНЕГИН. Нет уж, подождите вы! Вы человек посторонний – раз. Толком ничего не знающий – два. И, кажется, фантазёр – три.  С какой стати вы лезете в мои дела и в мою душу?
АВТОР. А у вас есть душа?

Пауза.

ПИНЕГИН. Вчера случилось самое страшное. Моя душа умерла.

Пустой типографский цех. Автор листает свежую книгу. Голос Автора:

АВТОР. Выйдя из гостиницы, я сел в рейсовый автобус, идущий до Калининграда. В моей памяти так и остались откровенные глаза Максима Григорьевича Пинегина, его породистое лицо и красивый голос, произносящий две обнажённые, безжалостные фразы.

В цех типографии входят рабочие. Опять заработали с грохотом печатные машины.

Голос Автора:

АВТОР. Может быть, на этот раз этот странный человек сказал правду? Не знаю. Во всяком случае, мне не хотелось бы встретиться с ним ещё раз, чтобы в этом разобраться.


                КОНЕЦ 1-Й СЕРИИ


Рецензии