Реквием по герою. Заявка на киносценарий

               
                Сергей Бурлаченко

                «РЕКВИЕМ ПО ГЕРОЮ»
                экранизация одноименного романа Сергея Бурлаченко

Два слова о романе «Реквием по герою». В самой сжатой форме -  это литературная аллюзия на лермонтовский шедевр «Герой нашего времени». Следуя классическому произведению, «Реквием» ставит три главных вопроса:
- как выглядит герой русской жизни в начале XXI века?
- в чём выражается его идейный и нравственный тренд?
- насколько зримо будущее этого персонажа, способен ли он сложить судьбу, отвечающую запросам времени, жизни своей страны, надеждам её граждан?
Сюжетно и композиционно «Реквием по герою» следует «Герою нашего времени». Пять частей «Реквиема» - вариации «Бэлы», «Максим Максимыча», «Тамани», «Княжны Мери» и «Фаталиста». Каждая часть является законченной историей из жизни двадцатипятилетнего Максима Пинегина: современного успешного адвоката, переживающего моменты любовной, психологической, ментальной, интеллектуальной и нравственной драмы. Пинегин – один из нас, яркий и глубокий человек, оказавшийся в точке, где накопленное вдруг меняет смысловое содержание, обесценивается и подталкивает человека к новому поиску самого себя или к краху.

                ЗАЯВКА

1. Название:  «Реквием по герою».
2. Жанр: психологическая драма, приключения.
3. Хронометраж: 4 серии х 50 минут.
4. Аудитория: 16+.               

                1-я серия
                «Виорела». 

Молодой киносценарист проводит отпуск в Литве на Куршской косе. Вечером в баре гостиницы он знакомится с Максимом Григорьевичем Пинегиным, двадцатипятилетним адвокатом из Санкт-Петербурга. Адвокат обращается к киносценаристу за помощью. Намекнув, что его жизнь в опасности и он должен на два дня уехать, чтобы решить свои проблемы, Пинегин просит нового знакомого позаботиться в эти дни о своей невесте. Она находится в этой же гостинице, и Пинегин подозревает, что в его отсутствие здесь могут появиться люди, опасные для девушки и для него.  Сценарист соглашается, так как ему любопытна эта история. Адвокат знакомит сценариста с невестой, красивой 18-летней девушкой по имени Виорела. Она молдаванка, очень обаятельна, чувственна и привлекательна. Во время отсутствия Пинегина, сценарист и Виорела знакомятся ближе. Девушка рассказывает о том, что она вышла замуж за богатого бандита-молдаванина Титу, а потом встретила Пинегина, влюбилась в него, и бандит перепродал её адвокату как гонорар за определённые юридические услуги.   Теперь у мужчин возникли какие-то проблемы, но лично она надеется, что ничего страшного не произойдёт. Однако поздно ночью в гостинице появляется молодой парень по имени Денис. Он – бывший школьный друг Виорелы, влюблён в неё и сейчас привёз большую сумму денег, чтобы выкупить свою невесту у адвоката. Он предлагает сценаристу деньги, принимая его за Пинегина и фактически угрожая ему расправой. Сценариста забавляет происходящее, он начинает подыгрывать Виореле и Денису в наивной водевильной интриге – но именно в этот момент в гостиницу заявляются Пинегин и молдавский бандит Титу. Дело, беспокоившее адвоката, раскрывается. Ровно год назад, то есть до знакомства с Виорелой, он оказывал услуги одному богатому предпринимателю, действующему на нефтяном рынке. Пинегина интересовала карьера, рост личного капитала, вхождение в слой богатых людей, и он планировал женитьбу на дочери нефтяного магната. Но неудачная сделка, сопровождаемая его юридической фирмой, привела к разрыву отношений с богатой невестой и её отцом. И теперь появился шанс вернуть выгодный альянс. Если Титу «перекупит» Виорелу обратно, то Пинегин от неё откажется, заберёт деньги и вернёт их нефтяному магнату в обмен на брак с его дочерью. Титу соглашается, так как обожает Виорелу, Дениса гонят прочь, а сама Виорела потрясена внезапным равнодушием и жадностью своего жениха. Выйдя утром следующего дня из гостиницы, сценарист натыкается на ошеломлённого Дениса. Юноша говорит, что этой ночью Виорела утопилась, так как не вынесла подобного унижения. Действительно, у гостиницы суетится полиция, работают врачи скорой помощи, следователь допрашивает Титу, мимо быстро провозят носилки с чёрным пластиковым мешком, в котором лежит тело молдаванки. Сценарист бежит в номер к Пинегину, пытается усовестить его, но тот цинично и жёстко советует ему не совать нос в чужое дело. История странной любви между  Пинегиным и Виорелой заканчивается на этой горькой ноте. Сценарист уезжает из гостиницы, не желая больше иметь дело со ставшим ему неприятным и так до конца не понятым Максимом Пинегиным: одновременно страдающим, холодно расчётливым и брезгливо равнодушным.
       
               



                2-я серия
                «Белая ночь».

В Санкт-Петербурге в период белых ночей встречается весёлая компания: музыканты, художники, писатели, артисты. Одним словом, современная богема. Среди них и наш знакомый, киносценарист из Москвы. Ночи полны споров об искусстве, чтений, обсуждений, прогулок по Петербургу. Однажды к компании присоединяется известный молодой адвокат, популярная среди городской богемы личность. Это Максим Пинегин, ставший на год старше и, можно сказать, чуть откровеннее в высказываниях о своём мировоззрении и идеалах после того трагического случая с девушкой из Молдавии.  Встретившись на вечеринке, сценарист и адвокат сначала не скрывают неприязни друг к другу. Каждый из них считает своего визави человеком, который придерживается взглядов и ценностей снобистских и надуманных. Тем не менее, оба молодых человека признают, что объективно и несколько разочарованно смотрят на самих себя и не отказывают друг другу в умении распознавать жизнь и характеры людей. Максим Пинегин неожиданно просит у сценариста рукопись, в которой идёт речь о происшествии на Куршской косе. Он уверен, что историю ту сценарист описал, будучи профессионалом и художником, стремящимся раскусить характер Пинегина. В конце концов, рукопись оказывается в руках у адвоката. Но не это событие является главным. Главной окажется короткая встреча на Московском вокзале, когда Пинегин вернёт рукопись и скажет неожиданные слова сценаристу: «Мы с вами – ещё одно поколение в стране, уставшей от полчищ запутавшихся в простых вещах поколений. Между нами одна только разница. Вы верите в ложь, которую ваш брат-писатель называет истиной, а я не верю ни во что. Моё неверие – это моя сила». И ещё один неожиданный поступок совершит Пинегин. Он вручит сценаристу флешку со своими записками. «Почитайте и, может быть, поймёте, в чём мы с вами оба заблуждаемся», - скажет он на прощание.
Но больше два молодых человека никогда уже не увидятся.
С этого момента зритель станет свидетелем историй, описанных Максимом Пинегиным.  Он будет главным действующим лицом приключений, которые описал и сохранил на электронном носителе.

                «Pinegin. Docx.
                Коктебель».

Тёмной августовской ночью   Максим Пинегин приезжает в крымский посёлок Коктебель. Знакомится с хозяином, у которого снимает комнату. Ночью слышит женский плач в соседней комнате, пытается через окно рассмотреть, что там происходит, и видит хозяина, укачивающего на руках молодую женщину. Утром во дворике Пинегин встречает красивую девушку: она глухонемая и к тому же неходячий инвалид. Появившийся внезапно хозяин объявляет, что девушка – его дочь и ночью ей было плохо. Она больна, но тем не менее обладает способностью странным образом узнавать всё про тех, кто селится в этом доме. В качестве примера хозяин называет имя Максима Пинегина, которое знать он никак не мог. Адвокат заинтересовывается девушкой. Следующей ночью в полнолуние он следит за ней. Оказывается, что в полнолуние больная странным образом выздоравливает: хорошо слышит, разговаривает и двигается. Незамеченный, Пинегин следует за девушкой на морской берег, наблюдает, как она умоляет море вернуть ей маму. Прибегает хозяин и упрашивает дочь перестать молиться о возвращении матери. По его словам, мама умерла для того, чтобы девушка в полнолуние могла оживать под влиянием таинственной магии Коктебеля. Пинегин, выйдя из своего укрытия, обещает поддержать хозяина и его дочь: найти хорошего доктора, дать денег на лечение, помочь им в этом несчастье. Хозяин и дочь соглашаются. Они возвращаются в посёлок, Пинегин спокойно ложиться спать, довольный своим благородным поступком. Однако, ночью он видит странный сон. Он, хозяин и девушка на небольшой лодке плывут в открытое море, девушка и хозяин нападают на него и пытаются убить. Пинегин спасается, столкнув их за борт. И видит вдруг, что лодка на самом деле никуда не плывёт, а стоит на земле, и вокруг нет ни моря, ни опасных убийц, которых он выбросил из лодки. Проснувшись, адвокат обнаруживает, что в доме, кроме него, никого нет. Хозяин и его дочь исчезли, не желая принимать помощь от Пинегина. Разочарованный, он понимает, что необдуманно вмешался в жизнь людей, не заинтересованных в чужом участии. Он покидает Коктебель, осуждая себя за любопытство и зарекаясь в будущем самоуверенно решать за других проблемы, предложенные им их личной судьбой. 

                3-я серия
                «Очень Сонечка».

Спустя десять лет после окончания школы, бывшие одноклассники Максим Пинегин, его любовница и давняя подруга Марго, Гена Бухбиндер, Паша Боб, Илья Вечтомцев собираются вместе, чтобы вспомнить прошлое. Встреча проходит в особняке Паши Боба, который он, богатый и успешный отельер, выстроил для себя в Мещерских лесах. Илья хочет познакомить друзей со своей невестой Сонечкой Лигоцкой и её мамой Ольгой Сергеевной, которые тоже приезжают в особняк. Ещё среди гостей неожиданно оказывается Роман Ениколопов, офицер, также одноклассник. Несколько дней компания проводит в доме Паши Боба. Между молодыми людьми возникают и развиваются не всегда гладкие взаимоотношения. Илья Вечтомцев ревнует Пинегина к своей невесте, зная об умении адвоката очаровывать девушек. Мама невесты затевает с ним лёгкий флирт, уверяя дочь, что делает это только для того, чтобы Пинегин подробнее рассказал ей о будущем зяте. Сама же Сонечка довольно откровенно поддаётся ухаживаниям главного героя. Марго, приехавшая на встречу одноклассников по странному, не утихшему до сих пор влечению к своему бывшему любовнику, с одной стороны тянется к нему, а с другой постоянно укоряет Пинегина в циничном соблазнении чужой невесты. Пинегин вяло оправдывается, объясняя подруге, что кроме любви к ней, ни во что реальное не воплотившейся, к глубокому и искреннему чувству к прочим женщинам не способен. Диалоги Пинегина и Марго полны взаимопонимания и грусти:
- Что со мной, Марго?
- Ты просто устал, Пинегин.

- Искал всю жизнь то, чего в ней нет.
- И чего же в ней нет? Что я напрасно искал?
- Женщину, которая чувствовала бы тебя всем сердцем. Человека, похожего на тебя. Но ты такой один. Это прекрасно, но очень трудно. Всё время быть одиноким и даже не подозревать, насколько ты одинок.
- А почему тогда ты…
- Не осталась с тобой?
- Ну да… Или ты тоже искала своего двойника, и я на эту роль не сгодился?
- Нет, Пинегин. Просто мне однажды стало страшно. Я поняла, что ты всегда будешь далеко, даже находясь рядом. Про остальное можно прочитать в книжках, посмотреть в кино, увидеть в театре. Мы оказались слишком счастливыми, увидев друг друга, но были бы очень несчастны, попытавшись остаться навсегда вместе.
 Однажды Пинегин назначает Сонечке Лигоцкой свидание поздно вечером в лесу, окружающем особняк. И становится свидетелем разговора офицера Ениколопова и Вечтомцева, в котором те обсуждают возможность отомстить зарвавшемуся адвокату. Возмущённый примитивной ненавистью одноклассников, он решает жестоко проучить их.  В этом ему вызывается помочь Гена Бухбиндер. Во время охоты на кабана, организованной Пашей Бобом для своих гостей, Ениколопов и Пинегин устраивают дуэль. Подвох заключается в том, что офицер подменил адвокату боевые патроны холостыми, но Бухбиндер успевает незаметно вернуть Пинегину боевой заряд. Еникололпов, как бы защищая Вечтомцева, но на самом деле просто испытывая к Пинегину ненависть, грубо нарывается на выяснение отношений с Пинегиным и тот вызывает офицера стреляться. Вечтомцев, сообразивший, что адвокат раскусил их аферу и хитрость с патронами, просит дуэлянтов разойтись. Но Пинегина уже не остановить. Он может быть жесток и упрям по отношению к обидчикам. Всё кончается тем, что Пинегин убивает Ениколопова и при помощи Вечтомцева топит труп в болоте. Следов преступления не остаётся. Прибывшие полицейские никаких улик в особняке и вокруг него не обнаруживают и отпускают всех восвояси. Компания разъезжается. Пинегин понимает, что странная холодность и равнодушие даже после убийства свидетельствуют о том, что он стал чудовищем. Но как же жить дальше?
Пинегин размышляет над произошедшем и выносит себе приговор:
«Тогда почему я всё больше похож на отражение пусть и в красивом, но всё-таки мёртвом зеркале? Дело в том, что я и подобные мне люди-отражения прокляты. И я, двадцатишестилетний, здоровый и умный человек, не в силах противостоять этому проклятью».
Здесь заканчивается эта история. Справившись с обстоятельствами, наш герой так и не смог справиться с собой.    


                4-я серия
                «Беллетрист».
В этой серии будут рассказаны четыре истории, не связанные единым сюжетом. Титр «Рассказы Максима Пинегина» пояснит зрителю, что он видит писательский опыт героя: как беллетрист Пинегин рассматривает и анализирует четыре состояния человеческой души: любовь, одиночество, обман и чудо.
Новелла «Снег» - лирическая и грустная история о двух влюблённых,  которые не смогли быть вместе, хотя никаких препятствий для этого не было. Просто так сложилась жизнь – нелепо и непонятно, как иногда она и складывается. Девушка по имени Ласточка вышла замуж за другого мужчину, а её бывший друг живёт один, их квартиры в одном подъезде, настоящее то и дело напоминает о прошлом, но вернуться в прошлое им никогда не удастся. Что остаётся? Они обмениваются записками, опущенными в почтовый ящик, иногда по вечерам гуляют с собакой, подаренной ей мужем. Порой Ласточкаа, оставаясь дома в одиночестве, приглашает своего друга домой: поболтать, выпить чаю, вспомнить юность. Но несостоявшиеся влюблённые никогда не переступают самим себе поставленных границ. Они совсем рядом – и навсегда далеко друг от друга. Такая вот любовь, оставшаяся еле слышным эхом, которое почему-то усиливается в дни снегопада (настроение, наверное, или отголосок каких-то воспоминаний), но остаётся недостижимым, замёрзшим, утонувшим в пушистом, белом снегу.
Другая история под названием «Пелена разума» тоже о двух влюблённых, нашедших друг друга, когда им обоим далеко за тридцать лет.  Теплов художник, работает в книжном издательстве. Лана живёт одна, растит пятилетнего сынишку. Мужчина и женщина тянутся друг к другу, у них возникает близость, в голове планы о счастливой совместной жизни. Всё рушится из-за нелепого случая. Теплов покупает Лане и её сынишке тур в Египет на Красное море. Они отдыхают, но становятся жертвами авиакатастрофы в день возвращения. Теплов слышит страшную информацию, но она столь чудовищна, что он не желает в неё верить. Он продолжает звонить Лане на мобильный, ходит после работы к её дому и ожидает возвращения своей любимой. В издательстве уже посматривают на художника с опаской, шепчутся у него за спиной, а он всё больше и больше погружается в состояние вечного ожидания несбыточного. Пелена разума как бы защищает его от душевного потрясения. Однажды ему кажется, что ему удалось дозвониться до Ланы. Женщина нежно прощается с ним, оправдываясь тем, что она просто не хочет сюда возвращаться. Ей с сынишкой на морском курорте лучше, говорит её голос по мобильному. Именно сейчас. Но со временем, возможно, они опять встретятся, и тогда… История, само собой кончается печально. Теплова забирают в психиатрическую клинику, так как мужчина очевидно сошёл с ума.  Он остаётся один – но так и продолжает верить в существование своей любимой. 
Третий рассказ – история об обмане, который подстерегает людей, принявших суррогат чувства за истину. Антон, сорокалетний писатель, лежит в больнице. У него больные ноги, он инвалид, но всё ещё пытается мужественно противостоять болезни. Его навещает жена Марфа. Но каждая их встреча обнаруживает всё большее отчуждение здоровой женщины и больного мужчины. Она устала от ощущения беды и понимания бесперспективности такой семейной жизни. Антон в свою очередь понимает, что беда обнажила истину их взаимоотношений. Здесь нет любви, а есть странная привычка жить как все и не задаваться вопросом, насколько всё же глубоки их чувства? Очередная холодная, бессердечная встреча в больничной палате завершается скандалом. Антон прогоняет жену, которая сегодня заявила ему о невозможности дальше жить вместе, хотя и продолжала твердить о том, что будет оказывать помощь инвалиду даже после развода. Антон гонит жену прочь, швыряет ей вдогонку нужные ей фразы о разводе, но сам потрясён не этой бедой, а внезапным осознанием того, что всю предыдущую жизнь строил на обмане. Не понимал этого, и в конце концов понадобилась обоюдная беда, чтобы объяснить людям, что они чужие и никогда не были нужны друг другу.
Последняя история – это почти сказка, вернее, описание случая, больше похожего на чудо. Герои истории: слепой мужчина Роман и его подруга Сафа – никогда не спящая женщина, пострадавшая в юности от жестоких насильников. Они живут вместе как муж и жена. В квартире есть и третий жилец, умная такса Туся. Компания странная. Но ход жизни у неё выверенный и очень логичный. То есть персонажи истории существуют не столько в реальности, так как исторгнуты из реального мира по причине своего физического состояния, а в своих представлениях о нём. Но представления эти жёсткие и трезвые. Слепой объясняет это тем, что   он и его жена видят и ощущают этот мир не так, как обычные здоровые люди. И знают о нём гораздо больше, чем другие. Рома и Сафа много разговаривают о том, как идёт жизнь, делятся друг с другом своими ежедневными открытиями и мыслями: о людях, их наивности и непонимании. Иногда, правда, упрекают в таких же недостатках и друг друга. И всё-таки главное, что ценят слепой и неспящая – способность относится к жизни как к чуду. Для этого мужчине и женщине пришлось пережить беду, но она стала волшебным ключом, открывшим волшебную дверь.
В рождественскую ночь Сафа жалуется Роме, что из-за своей неспособности родить никогда не будет иметь детей. А ей очень хочется. Знакомый доктор может за кругленькую сумму помочь им усыновить ребёнка-детдомовца. По закону им – инвалидам – это не положено, но он устроит всё за деньги. Тогда слепой успокаивает её тем, что ввязываться в эти нечестные игры не следует, потому что ребёнок у них обязательно будет. Ведь он и она – не изгои этого мира, как думают обычные его обитатели, а самые настоящие люди.
«- Пусть мы настоящие, - задумчиво произнесла женщина, - но кроме этого я хочу быть счастливой. Всего лишь. И потому хочу иметь детей.
- Что ж, так и будет, - уверенно сказал слепой.
- Да?
- Да.
- И что для этого нужно?
- Чудо».
В этот миг такса слышит, что кто-то топчется у входной двери. Она бежит в прихожую, мужчина и женщина спешат за нею. Открыв дверь, они видят на пороге пятилетнюю девочку. Оказывается, девочка убежала из детского дома и пришла жить к ним. Как ни странно, но никто в эту рождественскую ночь ничему не удивляется. Чудо состоялось, так как в него верили и давным-давно ждали. Счастье приходит не к тем, кто его покупает, а к тем, кто его заслужил. Не только страданиями и муками, но прежде всего любовью и верой. Такова нехитрая мораль всей истории. 

И именно эта история завершает наш рассказ о человеке, которого мы условно предполагали на роль современного героя, но на классического литературного героя отнюдь непохожего. Он стал сложнее хрестоматийного понятия «герой». Калька классического романа М.Ю. Лермонтова – оптический прибор, чтобы рассмотреть нового героя ближе. И вместе с ним – наше время и наше ощущение этого сложного времени. Возможно, это взгляд на драму, но, может быть, и на преддверие столь необходимого сейчас чудесного преображения человека, переживающего эту драму вместе с нами.


Рецензии
Я сейчас пытаюсь писать сценарий, было очень интересно вас читать - и концепция, и исполнение впечатляют.

Анжелика Азадянц   23.11.2019 17:07     Заявить о нарушении
Удачи Вам. Дело безнадёжное, но увлекательное.

Сергей Бурлаченко   26.11.2019 06:53   Заявить о нарушении
Я уже поняла :) Но надежда умирает последней. Спасибо вам!

Анжелика Азадянц   27.11.2019 00:04   Заявить о нарушении