Фрегаты идут на абордаж

                Ф  Р  Е  Г  А  Т  Ы      И  Д  У  Т      Н  А      А  Б  О  Р  Д  А  Ж.               
                /  из истории американского флота /               
               
                Начало войны на море с Англией стало серьёзным испытанием,в котором оказал-   
ся молодой американский флот.Для тогдашнего президента Джеймса Мэдисона и Секретаря фло -   
та США Пауэла Хамильтона политика сдерживания – защита прибрежных границ государства от   
мощного британского флота была единственно правильной в создавшемся положении и отнюдь      
не носила характер малодушия и бессилия.К 1812 году весь американский флот насчитывал 17 бо- 
евых кораблей: 44-х пушечные фрегаты – President,United States и Consitution; 36- пушечные фре -   
гаты – Chesapeake,Constellation и Congress; лёгкий 32 – пушечный фрегат Essex; корветы – Adams 
/28 орудий / и John Adams /24 орудия/; морские шлюпы,бриги и шхуны – Hornet и Wasp /18 ору -   
дий/,Argus и Siren /16 орудий/; Nautilus /14 орудий/,Enterprise и Vixen /12 орудий/; Viper /10 ору -   
дий/.               
                Британия располагала сильной морской группировкой почти в девять сотен ко  -    
раблей различного ранга – от устрашающих 100 – пушечных линейных кораблей до небольших    
бригов и шлюпов.Тоннаж Королевского флота,составлявший 860990 никак не уравнивался 15300 
- американского,27800 корабельных орудиям противостояли 442,численность личного состава -   
151572 человека против 5025.Большое число британских кораблей находилось на европейском         
театре военных действий в ходе наполеоновской войны.Однако,к началу противостояния с Амери 
кой Королевский флот имел около 100 военных кораблей на морских просторах от Канады до Ин-   
дии.Не удивительно,что Госсекретарь в Лондоне трубил на весь мир: “Америка не может вести       
войну с нами! У неё почти нет флота!” Действия Британии несомненно сводились к попытке дли-   
тельной блокады всего американского флота в портах назначения,вдоль береговой линии.Конеч -   
но,англичане,опъянённые своими блистательными морскими победами на протяжении длительно 
го времени,явно недооценивали своего оппонента.               
                Американские фрегаты конструктивно существенно отличались от многих бри -   
танских в лучшую сторону,особенно по части артиллерийского вооружения.Корабельные пушки   
снабжались прицелами,что повышало точность стрельбы.Новшеством стало изобретение тонко -    
листовых свинцовых пороховых картузов,устраняющих преждевременное воспламенение заряда   
и повышало скорострельность.Американские моряки при сближении кораблей во время боя впер-   
вые применили стрелковое оружие – один стрелял,а шестеро перезаряжали ружья для него.Всё это, 
а также смелость экипажей американских кораблей способствовало первым немаловажным побе-   
дам над противником.               
                В результате успешных действий шлюпов Wasp и Hornet,фрегата Essex в Амери- 
ке появились знаменитые плакаты с изображением окровавленного и разъярённого Джона Буля   
- британского эквивалента Дяди Сэма.На одном – безрезультатно отбивающегося от назойливых   
и злых насекомых,на другом – стонущего:”Они такие маленькие,а как кусают!”               
                Но были и поражения.В полдень 1 июня 1813 года американский фрегат Chesa -   
peake поднял вымпел со словами «Свободная торговля и морское право»,ставшими лозунгом для   
Америки,и направился из бостонской гавани в открытое море,на прорыв блокады.Капитан Дже -    
ймс Лэвринс,командовавший кораблём,уже успел отличиться в Триполийской войне на борту шху
ны Enterprise,а в 1800 году отважился пересечь Атлантику на небольшом судне.Молодой офицер   
пользовался авторитетом не только среди своих сверстников,даже враги относились к нему с поч- 
тением.Пленные офицеры с британского Peacocka /Павлина/ после боя,в котором Hornet Лэврин -   
са одержал верх,отмечали внимание к ним американского капитана.Лэвринс отдал распоряжение   
выделить им одежду из собственных запасов,взамен разорванной в бою.Один английский моряк ,   
нуждавшийся в ампутации руки,долго не соглашался на это,пока сам Лэвринс не уговорил его,что   
в случае плохого исхода операции он позаботится о его сыне.После победы над британским Pea -   
cok ом Лэвринс был наначен командиром Constitution,однако,позже этот приказ отменили,пере -      
назначив молодого офицера на Chesapeake.Chesapeake,как флагманский корабль коммолора Ри  -   
чарда Валентина Морриса во время боевого дежурства в Средиземном море в 1802 году и в бою    
против Leopard a  в 1807 проявил себя не с лучшей стороны.Это огорчило капитана Лэвринса,и он   
направил свой протест Секретарю флота,не возымевший особого действия.20 мая 1813 года Che - 
sapeake поступил в его полное распоряжение с уведомлением скорейшего выхода в море.Корабль   
совсем недавно был укомплектован новым экипажем,времени проводить учебные стрельбы не ос- 
тавалось,а среди новой команды отсутствовали слаженность и единство.               
                В это время у берегов Америки нёс патрульную службу корабль Его Величества       

Shannon один из лучших британских фрегатов под командованием сэра Филипа Бовса Брока.Ка -   
питан британского судна был полон решимости наказать американцев за их победу над Guerriere   
и Java в бою почти за год до этого.»Шеннонцев» знал весь британский флот,как сплочённый эки -   
паж с 1806 года,хорошо обученный и закалённый в походах.               
                Во вторник,утром командиру Shannona доложили о появлении американского      
фрегата.               
                Ещё во время прохода бостонского маяка капитан Лэвринс собрал весь экипаж   
Chesapeake и напомнил ему о славной победе над Peacock oм и готовности сражаться подобным   
образом с противником,каким-бы сильным он не был.Речь капитана не нашла особого отклика       
среди команды корабля,вызвав даже неудовольство и жалобы о неуплате призового вознагражде-   
ния за прошлый поход.Лэвринс дал команду корабельному казначею о выплате части денежного   
довольствия,и только после этого экипаж стал выполнять боевую задачу.               
                На Shannon е всё было готово к предстоящему бою.Фрегаты пошли на сближе -   
ние,стараясь занять наивыгодную позицию для стрельбы. Shannon первым дал залп с расстояния   
около 50 ярдов.В результате точного попадания в цель на Chesapeake были разрушены палубные   
надстройки,часть фальшборта и такелажа.Ответный залп Chesapeake вывел из строя расчёт бри -   
танской пушки,а одно ядро в клубах дыма покатилось по палубе Shannon a к люку порохового пог 
реба,но в последний момент было отбито ногой британского матроса.В это время ветер,поменяв   
направление,стал задувать в паруса Chesapeake,и фрегат мог уйти от противника на безопасное      
расстояние.Однако,капитан Лэвринс решил лействовать иначе,изменив направление движения ко-   
рабля на дальнейшее сближение с Shannon ом.Вскоре рулевой американского фрегата был убит, и 
 Chesapeake c обрушившейся фок-мачтой,потеряв управление,навалился на борт Shannon a.Боц -   
ман британского фрегата,пытаясь набросить конец на леер Chesapeake,получил удар по левой ру -   
ке абордажной саблей.Капитан Брок,обнажив клинок,увлекая за собой матросов,по брошенной че-   
рез борта сетке от гамака,бросился на палубу Chesapeake.Мушкетный выстрел сразил капитана      
Лэвринса в живот,тяжело раненый он отдал последний приказ своим людям:»К оружию! Сражай- 
тесь до последнего! Не сдавайтесь!» Услышав слова капитана,корабельный капеллан Сэм Ливер -   
мор ,из пистолета застрелив английского матроса,устремился на палубу Shannon a,но был зарезан   
капитаном Броком.Завязался ожесточённый поединок.Голову капитана Брока задела мушкетная   
пуля,вслед за этим,его череп раскроил вражеский палаш.Англичане теснили американцев на палу- 
бе Chesapeake.Бой длился всего 15 минут,в результате короткой схватки английский флаг взвился
ся на побеждённом американском фрегате.Потери англичан составили 34 человека убитыми и 43   
были ранены,у американцев – 56 и 85 – соответственно.Оба капитана пострадали в этом бою.Ко -   
мандование Shannon ом взял на себя лейтенант Прово Вэллис.Он привёл корабли в Галифакс /Ка- 
нада/.Капитан Лэвринс не прожил и четырёх дней и умер в агонии,повторяя снова и снова: «Не    
сдавайтесь!Не сдавайтесь!» После смерти тело капитана Лэвринса,завёрнутое в американский    
флаг,уложили на юте его корабля.С почестями с ним простились шесть капитанов Королевского   
флота и личный состав 64-го британского пехотного полка,отдавая дань уважения мужеству насто 
ящего моряка.Шестью неделями позже,после перемирия,тело Лэвринса доставили в Нью-Йорк и   
перезахоронили у костёла Тринити.               
                Капитан Брок – командир фрегата Shannon после триумфа у себя на родине на -   
всегда остался инвалидом и уже больше никогда не выходил в море.Возведённый в рыцари,он      
прожил 27 лет и в 1841 году умер во время операции.               
                Морской бой фрегатов – лишь маленький эпизод летописи истории морского   
флота, вмещающей так много славных страниц,яркий пример галантности и уважения к против -   
нику,характерный для истинных джентельменов того времени.               



апрель  2013 года.                Вячеслав Прытков.               
Примечания               
Картузы -  оболочки,в которые помещали заряды.


Рецензии