Испытание Колымской трассой
Задолго до поселка Рыбного КамАЗ замедляет ход, хотя в этом нет необходимости: дорога свободна, да и состояние ее нормальное.
Водитель Анатолий Гриндюк опускает боковое стекло, вытягивает руку, пропуская сквозь пальцы потоки встречного прохладного ветра, задумчиво смотрит то вправо, то влево. И как бы сам себе, но с таким упоением говорит:
- Вот столько лет любуюсь этой красотой и не могу налюбоваться!
Еще немного проехав, машина остановилась. Легко соскочив на подножку, Анатолий выходит на обочину дороги, вдыхая всей грудью аромат тайги. Любит он эти неповторимые колымские пейзажи, и северная природа отвечает ему тем же. Анатолий недавно даже грача видел, птицу редкую для этих мест.
Прислушавшись, чуткое его ухо уловило песню кедровки, которая теплом разлилась в душе. А недавно на этом самом месте он наблюдал великолепное зрелище: дорогу переходили лоси. Это было настолько красиво и величественно, что Анатолий невольно нажал на тормоз, благо ехал на небольшой скорости, что всегда делал на этом участке трассы, и проходившие совсем близко лоси нисколько не испугались затихающего шума мотора, спокойно продолжая свое шествие.
А может лоси почувствовали, что тот, который сейчас облокотился на баранку, сцепив пальцы сильных мужских рук и вдумчиво провожавший их своим добрым взглядом, не сделает им ничего плохого! И они прошли, не спеша и гордо, не подозревая, что заставили трепетать сердце того, неподвижно сидящего в кабине, от чувства безграничной любви и причастности к окружающей природе и красоте, к земле нашей...
В минуты откровений Анатолий признается:
- Я никогда не думал, что попаду на Север. Холодно очень. И удивлялся, как там живут люди.
Но случилось так, что в горняцкий поселок на Донбассе, откуда Гриндюк родом, приехал в отпуск из Сеймчана его друг. И после его рассказов о Севере Анатолия исподволь начала точить мысль: "А что я слабее других, неужели не выдержу? Здоровье у меня крепкое, на работе всегда был не на плохом счету, испытаю-ка еще себя Севером".
И осенью 1977 года поселок Сеймчан Магаданской области пополнился еще одним жителем. Устроился в автотранспортное предприятие. При приеме главный инженер сказал: "Поработайте слесарем полгодика, а потом можно и на машину".
Но только месяц и пришлось Анатолию работать слесарем. Заметили водительские способности и умение парня, решили, что пора проверить его деловые качества на трассе.
Долго не спалось Анатолию перед первым рейсом. Понимал, что это экзамен, и не простой экзамен, и не только перед товарищами по работе, главное - это экзамен перед самим собой, экзамен на мужскую зрелость.
Навсегда в его памяти останется этот рейс. Загрузившись в Аркагале углем, Гриндюк на своем МАЗ-500 с прицепом возвращался домой. Стоял октябрь. Прошел обильный снегопад, а затем начался гололед.
Подъемы от Тал-Юряха до Кадыкчана, "затяжные лобки", буквально замучили. Проехав метров пять-шесть, почувствовал, как машина шлифанула. Стал на тормоз, вышел из машины и начал подсыпать уголь под колеса. А гололед сильный. Уголь вылетает из-под колес. И снова тормоз, и снова подсыпка... Так проехал километра полтора. Обратил внимание, что на эту процедуру ушло довольно-таки много угля, а впереди еще километров тридцать. Подсчитал, что на подсыпку уйдет весь груз. Да и с прицепом кидает в разные стороны: свалишься в кювет и угля не привезешь, и сам...
С тяжелой душой Анатолий принимает решение оставить прицеп и ехать в Сеймчан. Не победителем, конечно, возвращаться, но хотя бы сохранить уголь - народное добро. На сердце камень. Разочарование и боль охватили Анатолия. Хотелось все бросить и бежать куда глаза глядят. И никакие материальные стимулы не могли заполнить теснящую пустоту души.
Но рядом были товарищи. Его даже хвалили за принятое решение, а чувство неудовлетворенности собой еще долго не проходило.
Потом начались постоянные рейсы - ближние и дальние, похожие и разные, тяжелые и не очень. В общем-то трасса трудная. И порой даже самому опытному водителю нелегко ладить с ее непростым характером.
Уже много лет водит автомашины Анатолий Гриндюк по Колымской трассе. За это время он изучил ее как свои пять пальцев. Начальник производственно-технического отдела АТП Виталий Чурсин как-то сказал: "Анатолий даже с закрытыми глазами может по трассе проехать, знает, где какой поворот, где подъем. а где яма или еще какая опасность".
На трассе как нигде нужна взаимовыручка. Не было случая у Анатолия, чтобы он проехал мимо застрявшего в кювете собрата. Непременно остановится, спросит в чем дело. Сам не сможет помочь, обязательно дождется другого водителя, но никогда не оставит товарища в беде. Наверное, нужно самому испытать состояние, когда он говорит:
- Вытащили машину из кювета. Сели. Чай попили. Поговорили. Ну, как там впереди трасса, перевал подсыпан? - спрашиваю с надеждой.
- Да нет, брат, придется тебе самому, - слышу в ответ и я знаю, что, может, через несколько минут и сам буду нуждаться в помощи, но на душе легче от мысли, что все равно рядом окажутся такие вот ребята.
И едет Анатолий вперед. А трасса действительно трудная. Проехав километров пятнадцать, открывается знакомая картина - перекрыв дорогу, "растележился" КрАЗ. Тут не до романтики. Нужно брать лопату и подсыпать, чтобы подняться на перевал и ему, и тебе.
На участке от Атки до 256 километра всегда бушуют страшные метели. В трех метрах ничего не видно. Тогда машины выстраиваются в колонну. Очень трудно бывает в таких случаях ведущему. Дорогу переметает, ни зги не видно, и когда уже нет сил вести, он перестраивается, уступая место другому, а сам становится в хвост колонны и так чередуется до 256-го километра.
Чуть полузакрыв глаза, Анатолий произносит:
- Самолеты не летают, а мы идем... - Потом, воодушевившись, добавляет:
- Именно в рейсах приходит то чувство, что ты должен победить трассу, а не она тебя.
Анатолий имеет право так сказать о себе. Был у него такой случай. Ехал он в Якутию. Мороз под 60 градусов. И вдруг полетела у него бортовая. Другой бы слил воду и все дела. А Гриндюк берет ключи, поддомкрачивает, разбирает...
Кто занимался этим делом, тот знает, что выполнить эту работу в рукавицах невозможно. Обнаженные пальцы Анатолия примерзают к металлу, из них уже сочится кровь, а он, напрягая всю свою силу воли, сцепив зубы, твердит сам себе: "Нет, сейчас докручу...". И не было случая у него, чтобы он бросил свою машину. А это значит, что испытание Колымской трассой для Анатолия Гриндюка состоялось.
* * *
Свидетельство о публикации №216092902146
Горовой Геннадий 10.12.2020 09:12 Заявить о нарушении