Первый раз в первый класс

 Записки практикующего психолога для родителей первоклассников и старших дошкольников.

Ваш ребенок пошел в первый класс? Поздравляю! Наступил  важный этап в жизни всей семьи.  Вы скажете – это ошибка? Нет, дорогие мои, этот период очень сложен, прежде всего, для родителей.

Да, да, именно в вашей жизни начинаются перемены, которые требуют такого же периода адаптации к ощутимым изменениям  в привычном семейном ритме.
Итак, более конкретно о самом важном:
1. Как Вы считаете, школа  в первые дни -  это праздник или стресс для ребенка? Верно, - это  стресс. И здесь необходимо учитывать, что не каждый ребенок сможет быстро принять новые школьные правила и требования, ведь у каждого свой уровень адаптации, подготовки к школе, свой уровень развития навыков общения с другими детьми и взрослыми, свои психологические особенности. Сложнее всего в этот период:
- «домашним» детям, так как у них снижены навыки общения с другими детьми;
- тем, кто в силу своих индивидуальных особенностей замкнут, необщителен или, наоборот, слишком подвижен и активен;
- особого внимания требуют к себе дети левши и леворукие дети. Левша не может следовать жесткому режиму, ему необходимы послабления; он более раним и чувствителен, чем другие;  ему требуется чуть больше времени на понимание и усвоение материала, соответственно, и период адаптации к новым условиям у него будет более длительным. И, конечно, ни в коем случае не переучивайте левшу! Дело не в руке, а в особенном взаимодействии между правым и левым полушариями.

2. По каким критериям Вы выбирали учителя? Верный ответ:  учителя, подходящего для Вашего ребенка.
 Именно фигура учителя имеет колоссальное значение для дальнейшего успешного или неуспешного формирования личности школьника. В 6-7 лет (период младшего школьника), меняется  весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, нарабатываются навыки общения и утверждения себя в группе. И от того, как сложатся с самых первых школьных дней взаимоотношения Учитель – Ученик будет зависеть не только желание ребенка учиться, но и его отношение к самому себе, и отношение класса к ребенку.

Для бОльшей убедительности приведу пример из своей психологической практики.
Мальчику 7 лет. Он заканчивает первый класс. У него темные волосы, большие синие глаза и тихий голос. Так и хочется сказать, какой он красивый.
Запрос мамы: с недавнего времени сын вдруг стал дружить с девочками и заинтересовался куклами.

Мы долго с ним играем, рисуем, беседуем, он немного зажат и иногда недоверчиво смотрит на меня своими красивыми синими глазами. На мой вопрос, чем куклы лучше солдатиков? Он вздыхает как-то по-взрослому и совершенно спокойно отвечает:
- В солдатиков играют мальчишки, а они злые, меня бьют и смеются надо мной, а девочки со мной играют, они добрые, я их не боюсь.
- А друг - мальчик у тебя есть?
- Уже нет, - опять вздыхает. – Мария Ивановна все время говорит, что я как девочка. Теперь все меня так дразнят, и он тоже. А девочки дружат со мной.
При этом мама считает, что все проблемы у самого ребенка: «Вы не представляете, сколько сил и времени, связей мне понадобилось, чтобы попасть в класс к ТАКОМУ замечательному, заслуженному учителю! А этот постоянно получает замечания и не хочет учиться! Нас же могут перевести в другой класс!».

 Та ситуация, в которую попал этот мальчик, называется моббинг (от англ. Mob – толпа) – форма психологического насилия в виде травли одного человека группой, в данном случае, одного ученика классом. И очень часто начало это стрессовой и катастрофической для ребенка ситуации исходит от самого учителя. Потому что в начальной школе все, о чем говорит учитель – абсолютно верно. И если мальчика Учитель назвали девочкой, класс абсолютно уверен, что именно так оно и есть. Последствия этой травли можно наблюдать в выше описанном случае – это смена направления вектора половой идентификации. Какие дальнейшие изменения в личностном плане будут происходить у этого мальчика, можно только догадываться.

Именно поэтому так важно найти для ребенка  подходящего, на ваш взгляд, учителя. Не стоит полагаться на мнение со стороны, обязательно пообщайтесь с учителем лично. Вам предстоит в течение четырех лет обсуждать с ним успехи и неудачи образования и поведения своего ребенка. Именно учитель будет новым авторитетом для вашего ребенка и в чем-то примером для подражания.

3. Что Вам важнее «пятерки» или психологическое здоровье ребенка?
Помните: ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы, брат, сестра, папа или бабушка. Он – другой и учиться будет по-другому. Примите его уникальность и поддерживайте ее.

Не перекладывайте на него свои нереализованные мечты и желания о золотой медали, не самоутверждайтесь через малыша!
Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, не унижайте его. Оценивайте его достижения, пусть даже самые небольшие, положительно, даже если вам кажется, что его успехи явно не достаточны.
 Хотите видеть своего ребенка успешным?  Позволяйте ему ошибаться и помогайте исправлять ошибки. Он должен усвоить с первых школьных дней, что не ошибается только тот, кто ничего не делает!

Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем школьной жизни первоклассника.
Вместо вопроса: «Какую отметку ты получил?», спросите: «Что сегодня было самое интересное?» или «Чем вы занимались на уроке чтения? С кем ты в классе подружился?» и т.д. Будьте в курсе его дел, настроения, успехов и неудач. Внушайте ему веру в собственные силы, выстраивайте с ним позитивные взаимоотношения сейчас, впереди подростковый возраст, не забывайте об этом!

А теперь давайте немного поиграем в игру. Садитесь поудобнее и представьте себе ситуацию.
Вы попали в густой лес и заблудились. Вам очень страшно, и Вы не знаете, что делать и куда двигаться дальше.  Вдруг где-то послышался родной голос, и показалась фигура близкого человека. Со всех ног бежите к нему, спотыкаетесь, падаете и снова бежите, чтобы догнать, потому что рядом с родным человеком не страшно, рядом с ним спокойно, и именно он  поможет  выбраться из этой сложной ситуации. Вы догоняете его, протягиваете руки и счастливо улыбаетесь, надеясь на помощь, поддержку, на то, что Вас сейчас обнимут и скажут: «Не бойся, я с тобой, ты не один, и мы вместе решим проблему». Но близкий человек не протягивает Вам руки, не обнимает и не говорит слов поддержки. Он смотрит, грозно нахмурив брови, отдергивает руку и говорит: «Я не думал(-а), что ты такой бестолковый и не можешь справиться с простой ситуацией. Оставайся в лесу и думай сам, как найти выход. Все уже давно нашли дорогу. Все, кроме тебя! И мне стыдно, что ты такой!», - и исчезает. Представили? И каковы ощущения?

Именно так чувствует себя ваш ребенок, которому сложно в первые дни адаптироваться в школе, сложно соответствовать новым требованиям учителя, быть лучшим, учиться «как мама (папа, бабушка, брат…)», радостно вставать по утрам, спокойно сидеть за партой на протяжении определенного времени и делать уроки, а не играть. Помогите ему. Протяните руку помощи и дайте ему понять с  первых минут новой школьной жизни, что Вы всегда рядом и всегда на его стороне, что вы – ВМЕСТЕ,  потому что он – Ваш ребенок.

 Дайте ему немного времени освоиться в новой среде, адаптироваться к своей новой роли школьника. И постепенно школа перестанет быть для него стрессовым фактором, она станет тем местом, куда он будет бежать с радостью и удовольствием, потому что несмотря ни на что для Вас – он самый лучший!

Не согласны со мной? Тогда представьте, что Вы один(-а)  в густом лесу…

Ваш психолог Ирина Кураж

https://vk.com/kuragi2012
Skype: iriina2745


Рецензии
Ирина, Вы не представляете, насколько важной, полезной и актуальной оказалась для меня сейчас Ваша статья!
Огромная Вам благодарность!
Аналогия с лесом исчепывающая!
Жалею только, что не прочитала Вашу статью месяц с лишним назад.
Покольку в первых числах сентября мы с ребёнком вступили в неизведанную зону, и я не знала, у кого больший стресс - у меня или у него.
Переученный в садике левша с энурезом, он очень общителен, подвижен, эмоционален и шумен, поэтому каждый день получает выговоры, его ставят в угол, грозят директором и пр.

На этой почве некоторые дети наловчились шуметь и баловаться и всё сваливать на него, в итоге он получает выговоры и за других. Но сам он предельно честен и добр, перед учителем уже перестал оправдываться, так как уверен, что она всё равно ему не поверит. Только при мне горько недоумевает. Но я ему полностью верю, знаю, какой он и всегда на его стороне.

Поэтому когда в середине сентября он заболел, а потом сломал правую руку, мы получили некоторую передышку. Но когда через полмесяца пошли в школу снова, стало ещё хуже. Кроме того, учительница упорно не замечает его гипса от локтя до середины пальцев запястья и всё равно заставляет писать, рисовать, делать поделки и ещё домашние задания даёт. Получается всё не очень хорошо с такой рукой.

Нет, он не хулиганит, никогда не задирает и не обидит специально других детей, не сделает подлости, не трус, просто когда чем-нибудь увлекается - игрой, общением, то безудержно фонтанирует, и "неудобен" именно этим. И шумел-то он в основном на уроках физкультуры (у нас пока освобождение).
Извините, пожалуйста, меня за многословие! Если что, я всё это сотру.

Ещё раз огромное человеческое спасибо за Вашу статью и рекомендации, которые я уже приняла к сведению.

С самыми добрыми пожеланиями,

Анна Филимонова   06.10.2016 14:52     Заявить о нарушении
Анна, доброго дня!Мне очень приятно и радостно, что моя статья нашла своего адресата. Благодарю Вас!
Отклик, пожалуйста, оставьте. Так искренно написано, что я перечитывала его несколько раз. Терпения вам, Анна... Ребенок - Переученный левша - требует особого подхода, терпения и внимания. А главное, знаний о том, что его восприятие мира несколько иное, чем у всех остальных.
Меня можно найти в соцсетях. Мои контакты есть на моей странице. Буду рада помочь при необходимости.
С верой в ваши силы, Анна, с пожеланием успехов вашему малышу, с теплом и улыбкой,

Ирина Кураж   06.10.2016 18:41   Заявить о нарушении
Ирина, спасибо Вам большое за понимание, рекомендации и пожелания!
Мне было неловко, что я так подробно описала Вам наши проблемы.
Конечно же, терпение и любовь - самое главное в общении с любыми детьми, это лекарство, смягчающее любые проблемы.
Когда я поняла, что ребёнок в саду постепенно собственным волевым усилием переучивается с левой руки на правую (сам так решил, чтобы не отличаться, хотя я его отговаривала) и стала читать о последствиях, было уже поздно - ребёнок начал забывать и путать буквы, пытался читать и писать задом наперёд, снизу вверх и справа налево без пробелов. И так далее.
Так что Вы совершенно правы!
Счастья, добра и радости творчества Вам!

Анна Филимонова   07.10.2016 14:15   Заявить о нарушении
Анна, благодарю Вас!
Обязательно напишу о левшах и последствиях переучивания.
Это очень актуальная тема.
Всего Вам самого доброго.
С уважением и теплом,

Ирина Кураж   08.10.2016 19:57   Заявить о нарушении
Дорогая Ирина, написав эту статью, Вы сделаете настоящее доброе дело!
Жаль, что я не психолог, иначе я бы давно разместила в Интернете подобные статьи.
Большинство тех, к кому я обращаюсь за советом - на женских форумах, а также некоторые врачи считают нашу проблему надуманной.
Однако я вижу, как сын психует, когда садится за прописи, когда трясущейся от напряжения рукой пытается вывести эти закорючки. Получается не очень - вытянуто и коряво, с наклоном в левую сторону и иногда с зеркальным написанием. Он так нервничает, что приходится делать паузы. Когда он занят математикой или рисованием, решением логических задач, особенно в уме, он заметно спокойнее.
Лишь некоторые нормальные врачи изредка прислушиваются к нам, а на форумах нам пишут такую ерунду, что вряд ли я зайду туда ещё раз. Например, одна учительница хвасталась тем, что всех своих первоклашек-левшей она упрямо переучивает на правую руку, и они ей потом благодарны. Я бы к такой учительнице точно своего сына не повела бы никогда!
Простите, что опять загружаю Вас нашими проблемами, просто я скоро стану борцом за права левшей)))
Ваши статьи и рассказы настолько актуальны, информационно и эмоционально насыщенны, что неизменно вызывают ответную реакцию.
С благодарностью и пожеланиями больших успехов во всех сферах жизни,

Анна Филимонова   21.10.2016 11:31   Заявить о нарушении