Экстримальная работа. часть 1. Один из сумы

    
      
Действующие лица:
 
     1. Первый секретарь райкома Поляков (теперь покойный)
     2. Первый секретарь Пензенского Обкома  КПСС Ермин Л.Б (тоже помер)
     3. Грузчик багажного отделения (ох и молодец!)
     4. Коллектив  (160 человек-   за кадром)
     5.   Ну и Я (грешный...)
 

      Так вот, когда мне исполнилось 29 лет, я, по советам добрых людей , таки,  написал заявление в партию и   меня тут  же  перевели работать начальником на ту участковую сортировочную ж.д. станцию,  где я, уже шесть лет тому назад, был заместителем и хорошо знал все условия и технологию работы станции.  Штат станции в  160 человек почти не изменился. Всего на станции,  включая путейцев, вагонников,  локомотивщиков, связистов и ещё множества других работников служб примерно работали около 400 человек. Коллектив меня знал,  я его тоже, пришли и новые люди, так что с первого часа активно включился в работу. На станции на маневрах всё ещё усердно трудились, выдыхая чёрный дым и белый пар, работяги паровозы с большим стажем.    Копоть от них,  за многие годы, то есть более, чем за сто лет с 1874 года, когда открылось движение, регулярно  красила все пристанционные здания и вокзала в тёмный цвет, что,  конечно, было не хорошо.

    Не дружественный ко мне из-за моей  "аполитичной беспартийности" прежний   секретарь узловой партийной организации сменился и работал у путейцев кадровиком. Новый секретарь, всегда немного заикаясь,  мне сказал, что надо сразу идти представиться к первому секретарю райкома партии Полякову Николаю Алексеевичу:

   - Прежнего начальника станции по представлению райкома партии  уволили  с работы  «за бездеятельность».  Не понравился он первому секретарю, хотя вроде нормально работал. Характером был мягкий. Здесь надо побойчее. Пару раз отругал при всех и выгнал.    А вообще за год работы Николай Алексеевич заменил  60% руководителей хозяйств. Наделал шороха в районе железной хваткой.  Крутой  до предела.  Можешь сразу не понравиться.  Так что держись!

      С таким напутствием  и  не знаешь, что и думать  перед аудиенцией с этим извергом.   С большими  партийными боссами  я раньше как-то близко не общался. Не приходилось.  Всё больше только с непосредственными своими начальниками. У тут вот- здравствуйте!  Ещё один начальник, да ещё с таким характером. А меня только что в партию приняли,  потому что «ну надо!»     Ну что же!  Надо привыкать.
 
 Здание райкома – как раз напротив вокзала в ста метрах. Минута по перрону и ещё сто метров налево. 
     Иду в райком по перрону на первый вступительный экзамен.  Молодой, бравый по виду  грузчик, стоявший у багажного отделения,  издали заметил меня,  вытянулся  и:

- Здравствуйте!

            И улыбка его выдала такую искреннюю радость от встречи со мной, как будто сто лет не виделись! При этом в его рту обнажился не полный комплект зубов,  делающий его улыбку  жизнерадостней.  Не хватало только одного зуба, но и этого с лихвой хватало, чтобы он, этот,  мне неизвестный  грузчик, по имени, как выяснилось,  Володя,  влюбил в себя наверно половину человечества. Особенно женскую. Да и мне стало веселее.

Я кивнул:

-Чему радуешься?
-А вы куда?- вдруг спросил он,  выказывая откровенную непосредственность, чем меня озадачил. Глуповат,  что ли? Какое его дело?
 - В райком.
 - Ага!... Значит, к Полякову?

 Он что? Ясновидец? Ему то что?  Или дурачок?

 - Ну да! А с чего ты это взял?
 - А я вас издали увидел! Видно же! Всё будет хорошо!,-   вдруг выдал он.
  «Ничего себе, предсказатель!»,- не придал  я значения его болтовне.   

      И действительно,  первая встреча с Поляковым прошла вроде спокойно  и по -деловому, но в конце он вдруг заключил:

 - Мне о тебе выдали  неплохую  характеристику, тем более, что ты уже здесь работал, и,   говорят,  неплохо. Но если ты мне из вокзала не сделаешь «ворота города»!..- и пальцем погрозил.

 Мне что-то неуютно сделалось:

 - А как это?
 - А так!  Вокзал должен быть красивым!  В светлые тона его надо бы перекрасить! С него начинается районный центр.  Для людей надо!  Согласен? Твой начальник,  видно, не хочет это понять! Вот и переубеди его! Я, что ли,  этим буду заниматься?

      Попробуй не согласись. 

      Далее я понял, что мой начальник,  железнодорожный двухзвёздный  генерал,  начальник  Пензенского отделения железной дороги,  опытный и требовательный профессионал и трудяга, на каких -то полях поссорился с не менее звёздным аж первым секретарём КПСС нашего района товарищем Поляковым. Первой жертвой этой трагедии,  можно сказать,  войны,  видимо,  оказался уволенный  начальник станции, которого я и сменил.

       Ни хрена  себе задачка! Вокзал величиной с дредноут белой краской покрасить!  И это  вопреки ведомственному положению о покраске всех станционных зданий Пензенского отделения в один и тот же цвет –цвет охры. Здания –то, в основном,   деревянные.   На других отделениях - в серый или бежевый, но на каждом по-своему. А у нас –охрой! Ведомственное распоряжение - это приказ. А тут - другой приказ, но уже партийный- крась в белый или другой, но светлый, например, в голубой!  Это при смердящих уже сто лет  копотью паровозах. Даже, если и выполнять это,  кто в условиях дефицита на наши «ворота»  столько краски выделит?
 
       В общем, иди-ка ты, Смирнов, туда, не знаю куда и принеси то, не знаю чего!  Однако, пока что пошёл не туда, а обратно по перрону. 
И опять этот грузчик мне встретился:
    - Всё в порядке?

     Вот пристал, любопытный!

 - Нормально. Ты давно работаешь? Тебя как звать?
 - Володя. Три года.
 - А скажи,  Володя, здесь урны на перроне когда - нибудь стояли? А скамейки?
 - Да вроде были. Сломались они, выбросили….  Без них не хорошо.
 - Да! Плохо!


      И что вы думаете? Рано утром иду по перрону, а этот Володя собрал откуда-то весь чугунный металлолом из этих урн и  боковин  садовых скамеек и  усердно  соединяет чугунные стойки урн с целыми вазами.   Получаются, если их покрасить,  готовые классические урны. Посчитал -  штук восемь получится! И скамеек из боковин тоже много можно отремонтировать, если рейки изготовить и на болты  поставить.

- А это тебе кто велел?
- Как?  Да вы вчера. Что? Забыли?

     Ничего себе! Как в сказке, в которой «двое из сумы» любое желание, только скажи, исполняли моментально. А этот ещё и мысли читает. Он что?  Один их них?:
-А где же твой напарник?
-Какой?
-Да из сумы?

       С этих пор я его зауважал.  Вот бы все так!   И стал к нему присматриваться и про себя именовать его «Один из сумы».  Второй куда-то делся.

       Рейки мне в столярке по заказу быстро изготовили, краски и болты выцыганил у связистов и Володя за три дня раскрасил эти восстановленные  им перронные урны и скамейки  весёлыми красками на радость коллективу и удобству пассажирам.
 
           Железнодорожную службу лесозащиты и озеленения заставил разбить клумбы и посадить цветы перед вокзалом со стороны райкома, чтобы радовали глаза не только простому люду, но и партийному. Между прочим, эта служба на станции была очень развитой.  Имела свою богатую оранжерею, обширное садовое хозяйство. И всё это хозяйство располагалось у шикарного большого дубового парка, посаженного, наверное, ещё до революции.  Большой многолетний опыт мастера лесозащиты Василия Ивановича и его работников были широко известны.  Мне он рассказывал, что знаменитые голубые ели у Московского кремля  были выращены саженцами в их питомнике. 

     Доложил я своему начальнику отделения дороги о фантастических требованиях Полякова и добавил:

-Я, конечно, хорошенько займусь благоустройством, но помощь отдела гражданских сооружений будет очень нужна. Иначе мне здесь, видно, не работать.
-Да-а,  не унимается твой секретарь. Хорошо, будем как–то решать.
        И решил!

         Через месяц приехали маляры и начали красить наличники окон станции бежевой краской, чтобы хотя бы для вида показать, как реагируют железнодорожники на партийные распоряжения.  Я в тот день был по каким-то делам в кабинете у Полякова и он,  подойдя к окну с довольной ухмылкой:

- Смотри! А ведь красят! 

      Он, наверное,  и сам не очень верил, что это будет возможно. Я решил ещё подлить медку в его настроение:

-А скоро маневровые паровозы должны заменить на тепловозы. От дыма избавимся. Кислородом будем дышать.Угольный склад уберём.
-Да ты что?
-Да! Начальник отделения обещал. В ближайшее время.
      
      Поляков, очевидно, воспринял это сообщение, как будто это я стараюсь и хлопочу о "воротах города." Ясное дело: кто первый благую весть царю доставит, тому и награда!

       Работники станции, особенно не занятые сменной работой, положительно реагировали на  изменения  и достаточно активно поддерживали порядок и чистоту на рабочих местах. Другие многочисленные службы, обслуживающие поездную работу,  также на своих производственных  участках   старались не отставать.   Пример заразителен. 
   
        Как-то в район приехал  первый секретарь обкома товарищ Ермин Л.Б.  Время его работы в области ознаменовывалось многими значительными и успешными хозяйственными делами. Авторитет его  в народе зашкаливал все партийные среднестатистические нормы.

    После завершения какого-то мероприятия Поляков  и Ермин Лев Борисович  вышли из здания райкома прогуляться на свежий воздух и направились к вокзалу пройтись между цветочными клумбами. А куда ещё пойдёшь?
     Мой бдительный «помощник из сумы» усёк их,  бегом нашёл меня и сообщил: «Полундра!»

       Я «не спеша и случайно» оказался рядом. Поляков позвал меня пальцем и, в соответствии со своим статутом хозяина района,   в присутствии Ермина Л.Б. показал на небольшую, не убранную в ящик,  кучу угля у вокзальной кочегарки:
   
  -Начальник! Это что же за безобразие, а?

          Не успел я ответить, как сзади меня ниоткуда вдруг взявшийся Володя уверенно негромко и авторитетно пояснил:

-Это уголь!
- А что же ты его не убрал? –не растерялся я  спросить его, чтобы предупредить дальнейшие вопросы Полякова.

- Не успел. Так ведь такой же уголь лежит у кочегарки райкома. Вчера в один день к зиме завозили. Там тоже не убрали. Тоже не успели.

   Лев Борисович потихонечку весело захихикал.  Поляков бешено молча смотрел, то на меня, то на «кочегара». Не зная, как разрядить ситуацию, в которой Володя, можно сказать,  образно показал Полякову фигу, я  негромко проговорил:
 -  Володя, убери поскорее уголь!
 - Две секунды!- заверил Володя и  кинулся за  лопатой в кочегарку.
 
       Лев Борисыч  хохотал  от души и в адрес Полякова:

  - А ловко он поддел тебя! Ты что же не убрал уголь от райкома?

       Поляков вынужденно, кисло улыбаясь, подхихикивал.
 

      Между тем, вскоре я  почувствовал хорошее отношение ко мне Полякова.  Однажды, примерно через месяц после моего назначения,  на совещании в райкоме, он  представил меня руководителям и директорам хозяйств района и спросил:

 -Ну? Понравился вам новый начальник станции? Начали с ним работать? Как он вам? Есть к нему вопросы, претензии? Дружное «Нет» прозвучало, как аплодисменты. Многие из них меня знали, когда я ещё работал  заместителем.

 
   А холодная война между моим начальником и Поляковым пока  продолжалась.

    В дальнейшем мне пришлось иногда исполнять роль бампера в их отношениях:

 - Ты  скажи своему начальнику…..
 - Ты  передай своему секретарю….

      Словом,  «слуга двух господ», как в известной пьесе. 


        Однако, со временем,  отношения между  ними  наладились, а  я всегда способствовал их примирению и, к общему удовлетворению,  они,  всё-таки, помирились.  По истечении двух лет первый секретарь уже встречал моего начальника у его служебного вагона, когда тот проезжал с очередной комиссионной проверкой работы станций со своей   свитой начальников служебных отделов. При этом Поляков больше двух часов общался  с ним, а потом в моём присутствии нахваливал меня:

  - Он ведь у нас член Исполкома райсовета депутатов!
 
    И так далее…. И так далее…. Перечень моих подвигов,  видимо, в благодарность за содействие их примирению, произвёл впечатление на комиссию и моего начальника. Хотя и без того, они меня, а я их, хорошо знали и общались по ежедневной работе.   Конечно я,  смущался, правда, шкура с меня от стеснения так и не слезла.

      Кончилось всё  обедом на пруду, где пообедали ухой. Война войной,  а обед по расписанию. Тем более для закрепления мира. Голод, кстати,  не тётка, как справедливо поясняет пословица.

     Я, конечно,  хоть всё и организовал, но на уху не поехал, остался на станции. На работе.  Согласно субординации,  должностных обязанностей и,  разумеется,  присущей мне природной скромности, которую, иной раз, ну ...,   просто не удаётся скрыть от окружающих.      


      


Рецензии
Доброго дня!
Хоть и трудное во многих отношениях было время, однако очень интересное и куда, более честное, чем сейчас, когда каждый выпячивает свой "статус" и бегает на совещания, как кузнечик в костюме в обтяжку... А подставить друг друга, так вообще на раз, два... А дела нет.
А серьезными Вы делами на самом деле занимались...
Успехов Вам и удачи.
С уважением, Дмитрий.

Дмитрий Ансеров   12.10.2017 18:39     Заявить о нарушении
Да, работали на совесть, чувствовали свою ответственность за людей и производство. А сейчас приходят на руководство кузнечики в модных штанишках и выглядывают, а что ещё можно приватизировать, ну хотя бы унитаз, что ли.... В страшном бы сне тогда не приснилось, во что превратилась ж. дорога!

Юрий Смирнов 3   12.10.2017 21:12   Заявить о нарушении