Экстримальная работа. часть 1. Один из сумы
Действующие лица:
1. Первый секретарь райкома Поляков (теперь покойный)
2. Первый секретарь Пензенского Обкома КПСС Ермин Л.Б (тоже помер)
3. Грузчик багажного отделения (ох и молодец!)
4. Коллектив (160 человек- за кадром)
5. Ну и Я (грешный...)
Так вот, когда мне исполнилось 29 лет, я, по советам добрых людей , таки, написал заявление в партию и меня тут же перевели работать начальником на ту участковую сортировочную ж.д. станцию, где я, уже шесть лет тому назад, был заместителем и хорошо знал все условия и технологию работы станции. Штат станции в 160 человек почти не изменился. Всего на станции, включая путейцев, вагонников, локомотивщиков, связистов и ещё множества других работников служб примерно работали около 400 человек. Коллектив меня знал, я его тоже, пришли и новые люди, так что с первого часа активно включился в работу. На станции на маневрах всё ещё усердно трудились, выдыхая чёрный дым и белый пар, работяги паровозы с большим стажем. Копоть от них, за многие годы, то есть более, чем за сто лет с 1874 года, когда открылось движение, регулярно красила все пристанционные здания и вокзала в тёмный цвет, что, конечно, было не хорошо.
Не дружественный ко мне из-за моей "аполитичной беспартийности" прежний секретарь узловой партийной организации сменился и работал у путейцев кадровиком. Новый секретарь, всегда немного заикаясь, мне сказал, что надо сразу идти представиться к первому секретарю райкома партии Полякову Николаю Алексеевичу:
- Прежнего начальника станции по представлению райкома партии уволили с работы «за бездеятельность». Не понравился он первому секретарю, хотя вроде нормально работал. Характером был мягкий. Здесь надо побойчее. Пару раз отругал при всех и выгнал. А вообще за год работы Николай Алексеевич заменил 60% руководителей хозяйств. Наделал шороха в районе железной хваткой. Крутой до предела. Можешь сразу не понравиться. Так что держись!
С таким напутствием и не знаешь, что и думать перед аудиенцией с этим извергом. С большими партийными боссами я раньше как-то близко не общался. Не приходилось. Всё больше только с непосредственными своими начальниками. У тут вот- здравствуйте! Ещё один начальник, да ещё с таким характером. А меня только что в партию приняли, потому что «ну надо!» Ну что же! Надо привыкать.
Здание райкома – как раз напротив вокзала в ста метрах. Минута по перрону и ещё сто метров налево.
Иду в райком по перрону на первый вступительный экзамен. Молодой, бравый по виду грузчик, стоявший у багажного отделения, издали заметил меня, вытянулся и:
- Здравствуйте!
И улыбка его выдала такую искреннюю радость от встречи со мной, как будто сто лет не виделись! При этом в его рту обнажился не полный комплект зубов, делающий его улыбку жизнерадостней. Не хватало только одного зуба, но и этого с лихвой хватало, чтобы он, этот, мне неизвестный грузчик, по имени, как выяснилось, Володя, влюбил в себя наверно половину человечества. Особенно женскую. Да и мне стало веселее.
Я кивнул:
-Чему радуешься?
-А вы куда?- вдруг спросил он, выказывая откровенную непосредственность, чем меня озадачил. Глуповат, что ли? Какое его дело?
- В райком.
- Ага!... Значит, к Полякову?
Он что? Ясновидец? Ему то что? Или дурачок?
- Ну да! А с чего ты это взял?
- А я вас издали увидел! Видно же! Всё будет хорошо!,- вдруг выдал он.
«Ничего себе, предсказатель!»,- не придал я значения его болтовне.
И действительно, первая встреча с Поляковым прошла вроде спокойно и по -деловому, но в конце он вдруг заключил:
- Мне о тебе выдали неплохую характеристику, тем более, что ты уже здесь работал, и, говорят, неплохо. Но если ты мне из вокзала не сделаешь «ворота города»!..- и пальцем погрозил.
Мне что-то неуютно сделалось:
- А как это?
- А так! Вокзал должен быть красивым! В светлые тона его надо бы перекрасить! С него начинается районный центр. Для людей надо! Согласен? Твой начальник, видно, не хочет это понять! Вот и переубеди его! Я, что ли, этим буду заниматься?
Попробуй не согласись.
Далее я понял, что мой начальник, железнодорожный двухзвёздный генерал, начальник Пензенского отделения железной дороги, опытный и требовательный профессионал и трудяга, на каких -то полях поссорился с не менее звёздным аж первым секретарём КПСС нашего района товарищем Поляковым. Первой жертвой этой трагедии, можно сказать, войны, видимо, оказался уволенный начальник станции, которого я и сменил.
Ни хрена себе задачка! Вокзал величиной с дредноут белой краской покрасить! И это вопреки ведомственному положению о покраске всех станционных зданий Пензенского отделения в один и тот же цвет –цвет охры. Здания –то, в основном, деревянные. На других отделениях - в серый или бежевый, но на каждом по-своему. А у нас –охрой! Ведомственное распоряжение - это приказ. А тут - другой приказ, но уже партийный- крась в белый или другой, но светлый, например, в голубой! Это при смердящих уже сто лет копотью паровозах. Даже, если и выполнять это, кто в условиях дефицита на наши «ворота» столько краски выделит?
В общем, иди-ка ты, Смирнов, туда, не знаю куда и принеси то, не знаю чего! Однако, пока что пошёл не туда, а обратно по перрону.
И опять этот грузчик мне встретился:
- Всё в порядке?
Вот пристал, любопытный!
- Нормально. Ты давно работаешь? Тебя как звать?
- Володя. Три года.
- А скажи, Володя, здесь урны на перроне когда - нибудь стояли? А скамейки?
- Да вроде были. Сломались они, выбросили…. Без них не хорошо.
- Да! Плохо!
И что вы думаете? Рано утром иду по перрону, а этот Володя собрал откуда-то весь чугунный металлолом из этих урн и боковин садовых скамеек и усердно соединяет чугунные стойки урн с целыми вазами. Получаются, если их покрасить, готовые классические урны. Посчитал - штук восемь получится! И скамеек из боковин тоже много можно отремонтировать, если рейки изготовить и на болты поставить.
- А это тебе кто велел?
- Как? Да вы вчера. Что? Забыли?
Ничего себе! Как в сказке, в которой «двое из сумы» любое желание, только скажи, исполняли моментально. А этот ещё и мысли читает. Он что? Один их них?:
-А где же твой напарник?
-Какой?
-Да из сумы?
С этих пор я его зауважал. Вот бы все так! И стал к нему присматриваться и про себя именовать его «Один из сумы». Второй куда-то делся.
Рейки мне в столярке по заказу быстро изготовили, краски и болты выцыганил у связистов и Володя за три дня раскрасил эти восстановленные им перронные урны и скамейки весёлыми красками на радость коллективу и удобству пассажирам.
Железнодорожную службу лесозащиты и озеленения заставил разбить клумбы и посадить цветы перед вокзалом со стороны райкома, чтобы радовали глаза не только простому люду, но и партийному. Между прочим, эта служба на станции была очень развитой. Имела свою богатую оранжерею, обширное садовое хозяйство. И всё это хозяйство располагалось у шикарного большого дубового парка, посаженного, наверное, ещё до революции. Большой многолетний опыт мастера лесозащиты Василия Ивановича и его работников были широко известны. Мне он рассказывал, что знаменитые голубые ели у Московского кремля были выращены саженцами в их питомнике.
Доложил я своему начальнику отделения дороги о фантастических требованиях Полякова и добавил:
-Я, конечно, хорошенько займусь благоустройством, но помощь отдела гражданских сооружений будет очень нужна. Иначе мне здесь, видно, не работать.
-Да-а, не унимается твой секретарь. Хорошо, будем как–то решать.
И решил!
Через месяц приехали маляры и начали красить наличники окон станции бежевой краской, чтобы хотя бы для вида показать, как реагируют железнодорожники на партийные распоряжения. Я в тот день был по каким-то делам в кабинете у Полякова и он, подойдя к окну с довольной ухмылкой:
- Смотри! А ведь красят!
Он, наверное, и сам не очень верил, что это будет возможно. Я решил ещё подлить медку в его настроение:
-А скоро маневровые паровозы должны заменить на тепловозы. От дыма избавимся. Кислородом будем дышать.Угольный склад уберём.
-Да ты что?
-Да! Начальник отделения обещал. В ближайшее время.
Поляков, очевидно, воспринял это сообщение, как будто это я стараюсь и хлопочу о "воротах города." Ясное дело: кто первый благую весть царю доставит, тому и награда!
Работники станции, особенно не занятые сменной работой, положительно реагировали на изменения и достаточно активно поддерживали порядок и чистоту на рабочих местах. Другие многочисленные службы, обслуживающие поездную работу, также на своих производственных участках старались не отставать. Пример заразителен.
Как-то в район приехал первый секретарь обкома товарищ Ермин Л.Б. Время его работы в области ознаменовывалось многими значительными и успешными хозяйственными делами. Авторитет его в народе зашкаливал все партийные среднестатистические нормы.
После завершения какого-то мероприятия Поляков и Ермин Лев Борисович вышли из здания райкома прогуляться на свежий воздух и направились к вокзалу пройтись между цветочными клумбами. А куда ещё пойдёшь?
Мой бдительный «помощник из сумы» усёк их, бегом нашёл меня и сообщил: «Полундра!»
Я «не спеша и случайно» оказался рядом. Поляков позвал меня пальцем и, в соответствии со своим статутом хозяина района, в присутствии Ермина Л.Б. показал на небольшую, не убранную в ящик, кучу угля у вокзальной кочегарки:
-Начальник! Это что же за безобразие, а?
Не успел я ответить, как сзади меня ниоткуда вдруг взявшийся Володя уверенно негромко и авторитетно пояснил:
-Это уголь!
- А что же ты его не убрал? –не растерялся я спросить его, чтобы предупредить дальнейшие вопросы Полякова.
- Не успел. Так ведь такой же уголь лежит у кочегарки райкома. Вчера в один день к зиме завозили. Там тоже не убрали. Тоже не успели.
Лев Борисович потихонечку весело захихикал. Поляков бешено молча смотрел, то на меня, то на «кочегара». Не зная, как разрядить ситуацию, в которой Володя, можно сказать, образно показал Полякову фигу, я негромко проговорил:
- Володя, убери поскорее уголь!
- Две секунды!- заверил Володя и кинулся за лопатой в кочегарку.
Лев Борисыч хохотал от души и в адрес Полякова:
- А ловко он поддел тебя! Ты что же не убрал уголь от райкома?
Поляков вынужденно, кисло улыбаясь, подхихикивал.
Между тем, вскоре я почувствовал хорошее отношение ко мне Полякова. Однажды, примерно через месяц после моего назначения, на совещании в райкоме, он представил меня руководителям и директорам хозяйств района и спросил:
-Ну? Понравился вам новый начальник станции? Начали с ним работать? Как он вам? Есть к нему вопросы, претензии? Дружное «Нет» прозвучало, как аплодисменты. Многие из них меня знали, когда я ещё работал заместителем.
А холодная война между моим начальником и Поляковым пока продолжалась.
В дальнейшем мне пришлось иногда исполнять роль бампера в их отношениях:
- Ты скажи своему начальнику…..
- Ты передай своему секретарю….
Словом, «слуга двух господ», как в известной пьесе.
Однако, со временем, отношения между ними наладились, а я всегда способствовал их примирению и, к общему удовлетворению, они, всё-таки, помирились. По истечении двух лет первый секретарь уже встречал моего начальника у его служебного вагона, когда тот проезжал с очередной комиссионной проверкой работы станций со своей свитой начальников служебных отделов. При этом Поляков больше двух часов общался с ним, а потом в моём присутствии нахваливал меня:
- Он ведь у нас член Исполкома райсовета депутатов!
И так далее…. И так далее…. Перечень моих подвигов, видимо, в благодарность за содействие их примирению, произвёл впечатление на комиссию и моего начальника. Хотя и без того, они меня, а я их, хорошо знали и общались по ежедневной работе. Конечно я, смущался, правда, шкура с меня от стеснения так и не слезла.
Кончилось всё обедом на пруду, где пообедали ухой. Война войной, а обед по расписанию. Тем более для закрепления мира. Голод, кстати, не тётка, как справедливо поясняет пословица.
Я, конечно, хоть всё и организовал, но на уху не поехал, остался на станции. На работе. Согласно субординации, должностных обязанностей и, разумеется, присущей мне природной скромности, которую, иной раз, ну ..., просто не удаётся скрыть от окружающих.
Свидетельство о публикации №216092900065
Хоть и трудное во многих отношениях было время, однако очень интересное и куда, более честное, чем сейчас, когда каждый выпячивает свой "статус" и бегает на совещания, как кузнечик в костюме в обтяжку... А подставить друг друга, так вообще на раз, два... А дела нет.
А серьезными Вы делами на самом деле занимались...
Успехов Вам и удачи.
С уважением, Дмитрий.
Дмитрий Ансеров 12.10.2017 18:39 Заявить о нарушении
Юрий Смирнов 3 12.10.2017 21:12 Заявить о нарушении