Под вымпелом коммодора
В МИРЕ ТЕХНИКИ НЕ РАЗ СЛУЧАЛОСЬ,КОГДА ЛЮДИ,ОБЛАДАЮЩИЕ
БОЛЬШИМИ КАПИТАЛАМИ,СПОСОБСТВОВАЛИ ПРОДВИЖЕНИЮ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРО
ГРЕССА И ВЗЛЁТУ ТВОРЧЕСКИХ ИСКАНИЙ СОЗДАТЕЛЕЙ ЭТОЙ ТЕХНИКИ.ТАК БЫЛО И
У АМЕРИКАНСКИХ МИЛЛИОНЕРОВ,ЧЛЕНОВ НЬЮ-ЙОРКСКОГО ЯХТ-КЛУБА,КОММОДО
РОВ –К.ВАНДЕРБИЛЬТА И Д.Г.БЕННЕТА.В СВОЁ ВРЕМЯ ОНИ СТАЛИ ИНИЦИАТОРАМИ
ПРИМЕНЕНИЯ ПАРОВЫХ ДВИЖИТЕЛЕЙ НА ЯХТАХ,ПРИЧЁМ НА НОВЫХ СУПЕР-ЯХТАХ
КОТОРЫЕ НАРЯДУ С ПАРУСНЫМ ОСНАЩЕНИЕМ,ИМЕЛИ МОЩНЫЕ ПАРОВЫЕ МАШИ-
НЫ,ЧТО ПОЗВОЛЯЛО ПРЕОДОЛЕВАТЬ ОКЕАНСКИЕ ПРОСТОРЫ СО ВСЕМИ НЕОБХОДИ-
МЫМИ УДОБСТВАМИ ДЛЯ СВОИХ ПАССАЖИРОВ.ЭТО ЯВЛЯЛОСЬ ЧУДОМ СУДОСТРО -
НИЯ ТЕХ ЛЕТ.
«Северная звезда « - «паровой монстр».
Гражданская война в Америке ускорила развитие паровых судов.Члены Нью-
Йоркского яхт-клуба,выделяя средства добровольцам в начале войны,понимали важность внедре-
ния паровых двигателей для своих больших яхт.Ярыми сторониками этого начинания были Кор -
нелиус Вандербильт и Джеймс Гордон Беннет.
К.Вандербильт начал свою карьеру бизнесмена в возрасте 16 лет со ста долла-
ров,занятых у матери.Успешные перевозки продуктов и пассажиров на единственном судне в ак -
ватории Нью-Йорка,позволили ему через несколько лет содержать собственный флот в 66 кораб-
лей.Некоторые суда использовались в военно-морском флоте во время Гражданской войны,торго-
вые - бороздили моря по всему свету.В юности Вандербильт был шкипером на своих судах.Позд-
нее,став членом Нью-Йоркского яхт-клуба,получил звание коммодора и очень этим гордился.Бу –
дучи человеком предприимчивым и прижимистым,Вандербильт дорожил каждым «никелем»,бла-
годаря чему уже в 1853 году скопил состояние в 11 миллионов долларов и стал настоящим милли-
онером Америки.Решив,что хорошим вложением денег станет постройка новой супер-яхты,он на
верфи в Гринпорте /Длинный остров/ начал осуществлять свою мечту.Яхту назвали «Северная
звезда».Мощные паровые установки приводили в движение огромные гребные колёса диаметром
34 фута.Один из очевидцев назвал судно «паровым монстром»,которое в длину достигало 270 фу-
тов,а ширина между гребными колёсами составляла 38 футов.Две мачты,несущие паруса,позволя-
ли использовать ещё и силу ветра при переходах через океанские просторы.Интерьер этого «мор-
ского монстра» поражал поистине королевскими покоями.Кают-компания «Северной звезды» бы-
ла выполнена в стиле Людовика ХV и обставлена роскошными креслами и диванами с обивкой из
великолепного бархата.В другой огромной каюте размещалась приёмная с просторным диваном:
на нём одновременно могли расположиться 20 человек.Однако,настоящей гордостью яхты являл-
ся банкетный зал,облицованный мрамором и гранитом,украшенный портретами в резных рамах
Христофора Колумба,Джорджа Вашингтона,Даниэла Вебстера.Великое множество других удоб -
ных кают предназначалось для знатных гостей.Большое семейство Вандербильтов /у него было
12 детей/ перебралось на роскошную яхту,наслаждаясь каждым днём пребывания в своём плаву-
чем дворце.Капитаном «Северной звезды» Вандербильт назначил ветерана парусного флота А.
Элдриджа.Многие члены экипажа яхты набирались в качестве волонтёров из богатых нью-йорк -
ских семей,желающих принять участие в первом её путешествии.За час до отправления яхты бри-
гада угольных кочегаров потребовала повышения зарплаты.Вандербильт немедленно уволил их
всех и приказал капитану подобрать на берегу других.Когда новая команда машинного отделения
была сформирована яхта «Северная звезда» 19 мая 1853 года отошла от причала Ист Ривер.К боль
шому сожалению,она вскоре наскочила на мель и через некоторое время взята на буксир подошед
шим пароходом.Требовался небольшой ремонт,после которого «Северная звезда» вновь отправи-
лась в переход через Атлантику к побережью Англии. День за днём,используя силу ветра и без
оной,она шла на северо-восток,развивая скорость до 13 узлов и поглощая 42 т угля каждые сутки.
Капеллан Джон Хоулс вёл свой дневник,подобострастно восхваляя путешествие и Вандербильта.
За 12 дней перехода яхты её пассажиры прогуливались по палубе,если позволяла погода,обедали
и собирались в кают-компании,где дамы пели серенады,а капеллан читал свои молитвы под акко-
панемент ритмичного стука огромных гребных колёс.1 июня «Северная звезда» прошла между бе-
регом южной оконечности Англии и утёсами острова Уайт,бросив якоря у причала Саугемптона.
Громкие аплодисменты встречающих,торжественный банкет «отцов города» по случаю успешно-
го прибытия яхты «Северная звезда» вскружили голову К.Вандербильта,и он решил пригласить
400 именитых гостей Саугемптона на экскурсию вокруг острова.Она завершилась танцами на па-
лубе яхты и троекратным «ура» в честь хозяина.Однако,попыткм привлечь внимание членов британ-
ской королевской семьи к «Северной звезде» не увенчались успехом.Этому способстововали вы -
сказывания ряда газетных сообщений,в которых Вандербильт выставлялся,как выскочка и хвас -
тун,желающий удивить весь мир.Вандербильт воспрянул духом после короткого визита в Копен-
гаген,когда «Северная звезда» пришла в Россию,в Кронштадт.Великий князь Константин-коман-
дующий росийским флотом взошёл на борт яхты в сопровождении многочисленных адмиралов.
Судно произвело огромное впечатление,и князь попросил разрешения на то,чтобы русские судо-
вые инженеры осмотрели яхту.Пока они изучали «Северную звезду» К.Вандербильт посетил
Санкт-Петербург,побывал в Эрмитаже.
Заключительную часть круиза «Северной звезды» омрачило событие,обернув - шееся
шееся трагедией.В Бискайском заливе во время шторма смыло за борт молодого волонтёра Робер-
та Флинта.Двумя неделями позже яхта была окружена вооружёнными судами.Власти Италии
предъявили экипажу судна необоснованные подозрения в перевозке австрийских революционе -
ров.С большим трудом Вандербильту удалось освободить яхту,но на это потребовалось немало
времени.После короткой остановки в Константинополе «Северная звезда» поспешила на запад.
Гибралтар,Танджер и Мадейра остались далеко за кормой.23 сентября 1853 года она наконец вош-
ла в нью-йоркскую гавань.Вандербильт возвратился к своему бизнесу,но там его ждал «сюрприз»
- двое партнёров во время отсутствия компаньона успели создать свои линии перевозок в Никара-
гуа.Вандербильту пришлось разорвать партнёрство.Считая,что судов у него вполне лостаточно,он
выгодно продаёт «Северную звезду».Использовав поддержку со стороны американского прави -
тельства,разоряет своих бывших партнёров и выводит их из дела.Вандербильт целиком погружает
ся в свой многогранный бизнес и уже никогда больше не отправляется в круизы.Когда он умер в
1877 году его состояние оценивалось в 100 миллионов долларов.Вклад,который он внёс в созда -
ние большой паровой яхты,несомненно способствовал развитию мирового судостроения.
Роскошные яхты с женскими именами.
Беннет – хорошо известная в Америке Х1Х века фамилия,так же как и скан-
дальная газета «Нью-Йорк Геральд».Джеймс Гордон Беннет был сыном издателя этой газеты.В
16 лет он становится членом нью-йоркского яхтклуба и в течение своей успешной карьеры дваж - в том ч
ды избирается коммодором.Д.Беннет начинает вкладывать деньги в постройку шхун.Его «Генри-
етта»-быстроходное судно тоннажем свыше 150 тонн становится одним из двух судов принятых
в состав военно-морского флота.Она выигрывает парусные гонки через Атлантику.Проходит вре-
мя,и отец предоставляет юному Беннету работу в газете,большой оклад,а через год после оконча-
ния Гражданской войны переписывает на него владение издательством.Беннет становится газет -
ным королём и притом известным,он организует и оплачивает расходы на целый ряд экспедиций,
в том числе и на поиски пропавшего в Африке отряда Д.Ливингстона,послав туда своего репортё-
ра Генри М.Стенли.
В 1882 году Д.Г.Беннет строит 227 футовую яхту «Намоуна» за 200 тысяч
долларов.Её массивные паровые котлы,дополненные парусной вооруженностью на трёх мачтах,
способны разогнать судно до 14 узлов в трансатлантическом переходе между офисом Беннета в
Нью-Йорке и другой штаб-квартирой в Париже.»Намоуна» представляла собой роскошный анг -
лийский особняк на воде с каютами,отделанными дубом,клёном,вишней,орехом и тиком.Только
огромная кровать владельца из вишнёвого дерева стоила около 1000 долларов.Стены кают укра -
шали восточные ковры,бархат и плюш.В кают-компании стояли дорогие бюсты и вазы,развешано
оружие.Экипаж яхты состоял из 55 человек-офицеров и матросов.Оплата окладов всему экипажу
обходилась в 48 тысяч долларов в год,а угольный «аппетит» «Намоуны» достигал внушительных
цифр – 150 тысяч долларов.Беннет интенсивно эксплуатировал эту яхту.Члены редакции «Гераль-
да»,устраивающие конференции на её борту,дали яхте другое название – «Пневмония»,т.к. не при
выкли к долгой жизни в плаваниях по морям.Яхту «Намоуна» изобразил на своих полотнах самый
популярный американский художник – близкий друг Д,Беннета – Юлиус Леблан Стюарт.Его на -
вали «парижанином из Филадельфии».Именно в Париже они и познакомились.
Частыми гостями на яхтах Беннета были красивые женщины,участвовав -
шие в круизам по морям.Со многими из них Джеймса связывали любовные узы.Именно поэтому
своим строящимся яхтам владелец присваивал необычные женские имена.Вот и новой своей яхте,
построенной в 1900 году в Думбартоне /Шотландия/ было дано имя «Лисистрата».Так звали афи -
нянку в комедии Аристофана,которая смогла остановить войну между Спартой и Афинами с по -
мощью женской «сексуальной забастовки».Яхту спроектировал известный британский судострои- т
тель Джордж Ватсон.Её длина равнялась 314 футам,и она обошлась Беннету в 600 тысяч долла -
ров.Экипаж насчитывал 100 человек.Двигатели общей мощностью 6500 л.с. разгоняли яхту до 18
узлов.Три палубы и множество удобных кают делали путешествие на ней приятным и запоминаю
щимся.»Лисистрата» имела свою турецкую баню,специальное помещение со стойлами для коров с
с электровентиляцией,чтобы обеспечить своих пассажиров свежим молоком во время длительного
плавания.На борт яхты приглашались для выступлений лучшие исполнители,дававшие концерты
в ходе круиза.
Постепенно Д.Г.Беннет стал всё меньше и меньше времени уделять как
яхтам,так и газетному делу.Когда он умер в возрасте 77 лет,то был близок к банкротству,его долг
составлял 40 миллионов долларов.А яхты продолжали свои походы по морям и океанам,вель у
морских судов также как и у людей свои разные судьбы.Шхуна «Генриетта» во время антарктичес
кой экспедиции была затёрта льдами,получила пробоину и затонула.Яхту «Намоуна» купила Ко -
лумбия,переименовав её в «General Pinzon».Более интересной стала дальнейшая морская жизнь
«Лисистраты».В 1916 году Морское министерство Россиии купило судно и зачислило его в спис -
ки Сибирской флотилии как посыльное судно «Ярославна».После переоборудования во Франции
«Ярославна» попала на север,затем – на Дальний Восток .В 1924 году,пройдя ремонт в Архангель
ске,»Ярославна» стала «Воровским»,который в последующем числился в составе морских сил Да-
льнего Востока и нёс службу как сторожевой корабль.В 1959 году был переведён на Тихоокеан -
ский флот и только в 1966 году разобран на металлолом.Поистине удивительная судьба!
Так,на рубеже Х1Х и ХХ веков, создавались лучшие образцы яхтострое- ния
ния,ставшие ещё одним шагом вперёд в развитии технического прогресса.
Вячеслав Прытков
Декабрь 2011 – январь 2012 г.г.
Значения слов,встечающихся в тексте:
Коммодор – звание на флоте между капитаном 1 ранга и контр-адмиралом.
«Никель» - название 5 центовой монеты
Свидетельство о публикации №216093001048