Автопортрет обнажённого Дюрера

 
       Автопортрет обнажённого Дюрера.Это рисунок пером с заливкой фона.(1500г - 1512г,)находится в Веймарском дворце.(Тонированная зелёная бумага, итальянский карандаш, тушь, белила, рисунок пером и кистью. 29,2,15,4 см)

           Этот рисунок является самым откровенным автопортретом художника. Дюрер нарисовал себя полностью обнажённым и избрал для этого формат поколенного портрета, со слегка подавшимся вперёд корпусом, возможно потому, что использовал при работе зеркало небольшого размера. Правая рука нарисована по локоть, левая отведена назад так, что видно только плечо. Поза Дюрера напоминает позу Христа, как было принято его изображать в сцене бичевания. Складка кожи над правым бедром напоминает о ране Христа, полученной им на распятии. Взгляд художника направлен непосредственно на зрителя. Контур тела чётко выделен на тёмном фоне.

           На нем только шапочка, скрывающая роскошные кудри. Это удивительный случай: вплоть до нынешнего столетия никто из художников не
Художник ни в чем не льстит себе. Он с удивительной пластической силой изображает свое отощавшее тело с дряблой мускулатурой и распухшими суставами.
Поразительна непредвзятость, с которой художник говорит о себе. Он изучает себя с некоторой отчужденностью, с какой-то разоблачающей объективностью, что вообще-то не характерно для тщеславного и знающего себе цену мастера" .

            Перед нами стареющий Нарцисс, с горечью констатирующий бренность своей красоты. Видимо поэтому Дюрер уже не писал больше "парадных" автопортретов, лишь придавая черты сходства персонажам своих алтарных композиций, и здесь уместнее говорить уже о другом роде удвоения: маски, переодевания, оборотничество.
         Дюрер выглядит старше 29 лет и моложе 41, что позволяет исследователю отнести произведение к середине этого периода.

         В левом верхнем углу имеется подпись Дюрера, однако она выполнена не художником.
Об истории этого автопортрета ничего неизвестно, до конца жизни Дюрера этот рисунок хранился у него. Судя по штемпелю на автопортрете, он находился в Собрании Грюнлинга, прежде чем перешёл в веймарский музей. Так как Собрание Грюнлинга включало в себя произведения из коллекции Альбертины в Вене, предполагается, что рисунок также происходит оттуда.


Рецензии