Топонимика Салтыковского околотка

                Статья является узкопрофильной, краеведческой.
                Прошу отнестись с пониманием.

Салтыковский околоток получил свое меткое название с легкой руки известного теперь на всю Россию собирателя и исследователя русского народного костюма Сергея Глебушкина, корнями своими потомка уроженцев наших мест.
В него входят ряд деревень, в центре которых находится село Салтыково Сасовского района Рязанской области. Они все перечислены ниже.
Околоток деревень интересен тем, что в массе своей он сформировался около четырехсот лет назад путем переселения крестьян из Подмосковья на свободные земли в окружение мордвы.
В силу изоляции от центральных районов России население деревень буквально до середины второй половины 20-го века сохраняло свою культурную самобытность.
Рассматриваемые населенные пункты, возникнув в первой половине 17-го века, при создании Тамбовской губернии были включены в ее состав.
После революции отнесены к Сасовскому району Рязанской области, побывав мимоходом в 30-е годы прошлого века в составе Московской области.
Данное обстоятельство значительно осложнило краеведческие поиски.
Написание статьи стимулировало то обстоятельство, что в печати стали появляться топонимические данные о населенных пунктах околотка, далекие от действительности.
Не ставя перед собой цели организацию долгосрочных пререканий, автор, как уроженец данных мест, решил по мере возможности исправить положение.
                Салтыково
       Население села Салтыково с окружающими деревнями по дошедшим до нас смутным данным было переселено в наши места в начале 17-го века и причастен к этому вопросу кто-то из бояр Салтыковых из Подмосковья.
Возможно, что места были не заселены. Или же группа новоселов появилась компактной и настолько организованной, что выжила или поменяла всю аборигенную топонимику. В определенном радиусе в нашем околотке нет названий рек с балтийскими или угро-финскими намеками, названия населенных пунктов достаточно понятны и незамысловаты. Исключая Шафторку с одноименным ручьем, которые в позапрошлом веке читались как Шафтурка. Но в каком-то десятке километров все кардинально меняется. Реки и ручьи, деревни и села несут в именах своих много загадочного.
Салтыково с деревнями не несли роли колонизаторской в прямом смысле слова. Свободные земли заселялись с целью даже не хлебопашества, а как поташные и смолокуренные производства. Поташ, тот же щелок, добывался сжиганием леса и вымыванием древесной золы.
Большое количество деревень с приставкой майдан и буды (буты) свидетельствуют о том.
Как свидетельствует тамбовский краевед позапрошлого века И. И. Дубасов в хозяйственном плане все наша майданы первоначально были ориентированы на Темников, куда шла готовая продукция в виде древесного угля, поташа, смола. Лес же не был целью наших предков, поскольку не было путей транспортировки. Лес сплавлялся по Выше, Ваду, Парце, Мокши и так далее.
Лишь много позже, с административным формированием Тамбовской губернии, она взяла наше население под свое крыло.
Приставка Буты или Буды на всех картах вплоть до 1917 года всегда присутствовала в названии села.
К слову, на карте 1816 года с припиской Буды показана деревня Новое, что окончательно развеивает народные легенды об ее более позднем, в период отмены крепостного права, происхождении.
Речка Черная на упомянутой карте имела иное название, трудно читаемое.
Само Салтыково стоит на ручье Течера, вытравленное молочным заводом в Советское время. Название его также было забыто, но благодаря старым людям и краеведам восстановлено.
Народные названия деревенских улиц формировались вместе с селом. Улицы Скочки, Большая дорога и Куток растянулись в былые времена вдоль Большой дороги или почтового тракта из Спасска тамбовского в Шацк. Улицу Козловка и комментировать не надо. Интересно название улицы Раковка, расположенной через крутые овраги от основного села. Вполне возможно, что под обрывом, в истоках ручья могли водиться и раки. Но в глубоких раковских оврагах вода вымывала кусочки глины, в разломе которых были отпечатаны следы раковин, живших миллионы лет назад…. И совсем не диковиной было найти чертов палец, также остаток древнего морского организма.
А такие новообразованные топонимы, как Птичник и Мамдай, еще требуют своего исследования….

                Новая
           Судя по названию, населенный пункт образован относительно позже других в нашем околотке деревень.
Согласно сохранившимся преданиям, деревня была образована после отмены крепостного права с целью расселения освободившихся крестьян.
Но на ряде карт 19-го века деревня присутствует, на некоторых даже с припиской Буды, что практически ставит ее в одно положение с селом Салтыково
Анализ по фамилиям, присущим населению деревни, показывает уникальность и автономное развитие ее в течение длительного времени, поскольку не повторяется в соседних селах.
Это также может свидетельствовать о компактном одновременном переселении жителей из какого-то другого района Империи.
Отличительной чертой фольклорного характера является музыкальность населения, игра на гармони достигала небывалых высот.
Этот факт наблюдается и в окружающих деревнях: Студенец, Ряньзя, Шафторка, история которых на протяжении двух-трех столетий была связана с деревней Новая.
Наш славный земляк композитор А. П. Аверкин корнями своими был в деревне Новой.
                Шафторка
   Топоним Шафторка вызывает интерес тем, что население села с данным названием по культуре, особенностям диалекта мало чем отличается от других деревень и сел Салтыковского околотка, заселенного графом Салтыковым в первой половине 17-го века.
Но если названия других населенных пунктов имеют в большинстве своем славянское происхождение и были принесены поселенцами в мордовское окружение, то топоним Шафторка заставляет над собой задуматься. Слово само по себе непонятное, увязать его с каким-либо славянским корнем не получается. Как и с мордовским языком Мокша, носители которого заселяли до недавнего времени окрестные леса.
Мордва оставила в именах гидронимов, названии рек и речушек, окончания –лей и –ляй: Шевырляй, Чуварлей, Леплейка и т. Д.
Некоторые татарские сайты додумались до того, что приписали Топониму тюркское происхождение, но объяснить не смогли.
Долгие поиски в академических источниках позволили достичь истины.
Дело в том, что в бассейне рек Ока и Мокша много гидронимов оканчивается на –ор, -ур, -ар. И известно, что населенные пункты зачастую получали названия рек и речушек, на которых основывались.
Гидронимы оставались от угрофинских племен меря, мурома, мордва и еще более ранних балтийских.
Так вот, гидронимы окружающих нас мест на –ор:Кенор, Унгор, Пехор (совр. Пехорка), Унор, Ушмор, Шафтор (совр. Шафторка). Данные гиронимы относятся преимущественно к небольшим и совсем маленьким речкам и ручьям.
В тоже время у всех нас на слуху гидронимы Шатор (правый приток Мокши), окские реки Шат, Шатец, Шача, Шатура. Здесь Ша- наследие балтийских племен, заселявших наши места в 1-м, 2-м тысячелетии до нашей эры. И совсем уже не смешно смотрится название шацких деревушек Наша и Ваша. Но как память, сохранившаяся незапамятных времен.
И вполне естественно, что новопоселенцы, поселившиеся на мордовском ручье Шафтор, дали название своей деревушке Шафторка. То есть небольшая деревушка. Что вполне соответствует законам русского языка.
По сути своей деревня Шафторка была селом, поскольку в ней была деревянная церковь, сгоревшая во время войны, и существует кладбище, сопутствующее церкви.
К деревне примыкает лес, в котором есть Трепанихин овраг, название которого свидетельствует о лихих временах 18-19-го века. То есть в этих местах лихие люди трепали обоза на почтовом тракте Спасск – Шацк.
                Ряньзя
          Населенный пункт Ряньзя связан исторически с селом Рянза Пензенской области. Есть там на железной дороге, связывающей Москву и Вернадовку, в данное время законсервированной, знакомы до боли названия: Салтыково, Рянза, речка Рянза…. И наводила в свое время эта аналогия на ложные выводы. К слову сказать, пензенское Салтыково на полвека младше нашего….
Рязанские краеведы честно признаются, что не знают происхождения слова Рянзя, как и Ряньзя. Только тонко намекали на гидроним, то есть название реки, Рянза в поочье.
Дело в том, что нашу Ряньзю основали выходцы из Пензенской Рянзы на грани 1920-х годов прошлого столетия. В эти годы в селе Рянза Пензенской области произошло восстание крестьян. Оно было сразу подавлено и часть люда, кому удалось спастись от расправы, перебралось в наш околоток и основало одноименную деревню с небольшой ошибкой. На лесной стороне поселка был лесопильный завод, относящийся к Зубовополянскому району. К поселку потянулись выходцы из окрестных деревень. В основном из Новой, а также Шафторки, Студенца..
По имени поселка был назван и ручей Ряньзя, впадающий в речушку Идовка, а та в свою очередь в Цну.
Пензенская Рянза скорее всего была названа по реке Рянза.
 Поскольку Пензеская область до славянской колонизации была заселена мордвой Мокша, я провжу аналогию слова Рянза с мордовским словом Рузонь, то есть русский. В мордовском селе Анаево был когда то такой конец, то есть улица, под именем Рузонь, в переводе русский конец.
А почему нет? Ученые-то молчат….

                Пичкиряево
      Топоним Пичкиряево, то есть название населенного пункта, крупного села нашего околотка, в нынешнем виде звучит всего лишь как ровесник Советской власти. До революции 1917 года это был Пичкиряевский майдан. Вообще нашим местам повезло с количеством майданов задолго до украинской революции. На территории Сасовского района их был целый сгусток: Пичкиряевский майдан, Боковой майдан, Матвеевский майдан, Шевали майдан, Поляки майдан. Историки рассматривают массовое возникновение слова Майдан в топонимике наших мест с присутствием пленных поляков после смутного времени. Слово заимствовано от турков и через Украину распространилось по Российской империи. Теория убедительная. Тем более на границе Кадомского и Сасовского района встречаются деревни, названия которых производные от польского слова ПАН. Панское и др. Майдан по словарю Даля открытое место, площадь, на котором присутствует смолокуренное, поташное производство (поташ – известь). После революции от Майданов избавились как от анахронизма, оставив один – Боковой майдан.
Но почему Пичкиряевский майдан или Пичкиряево? По названию речки Пичкиряс, на которой стоит село.
А гидроним, название, речки Пичкиряс стоит в одном ряду гидронимов Явас, Вачкас, Марчас и т. Д. и восходят к заселению наших мест балтийскими племенами в 1-м, 2-м тысячелетии до нашей эры. И наибольшее количество рек и речушек с окончаниями на –яс, -ас, сосредоточено в бассейне реки Вад. Окончание –ас, -яс, означает речка, ручей. Название реки Вад также ведет к балтийским временам и ученые находят аналоги слов в литовском и латышском языках. В Литве есть одноименные речушки.
Хотя частицу Пич можно и должно рассматривать как мордовскую составляющую от мордовского слова, в переводе означающего сосна, кустарник.
То есть шли народы нашими краями, останавливались, исчезали….  И оставляли загадки в виде непонятных словечек.
Но в великую пору интернета все больше и больше знаний становится нам доступным.

                Каменка
              В случае с Каменкой интересно наблюдать, как краеведы долго и умно размышляют, какое название было первично.
Населенного пункта или речки Каменка, и кто кому дал жизнь.
Но до поселения подмосковных крестьян речушка наверняка имела какое-нибудь мордовское или балтийское название.
Однако массовое заселение новых хозяев было видимо настолько энергичным, что стерло названия местных аборигенов в радиусе 10-15 километров от центра заселения, то есть села Салтыково.
И населенный пункт, и речка были названы одноименно в связи с выходом слоев камня на поверхность.
Велись промышленные разработки камня Звуки взрывных работ разносились в моем детстве далеко по округе.
                Лесные Цветы
       Деревня Лесные Цветы, находясь географически в пределах нашего околотка, тем не менее, сильно отличалась от других сел и деревень.
Образована деревня была при расселении пострадавшего от пожара села Конобеево барыней Нарышкиной. Переселенцы были в силу своего бедственного положения освобождены от податей на несколько лет и от радости брали своим новым деревням благозвучные названия: Важное, Желанное, Лесные Цветы….
Жители Лесных Цветов были очень религиозными, в каждой избе передний угол от пола до потолка был заставлен иконами. По любому случаю проводились молебны.
Отличался от окружающих деревень и их выговор.
                Липки
    Рязанские краеведы почему-то в недоумении от такого топонима, то есть наименования населенного пункта, как Липки. Но для того, чтобы понять с чем связано название деревни, надо просто было побывать в ней. Ухоженные дома жителей деревни под сенью вековых лип оставили впечатление на всю жизнь. Деревня была барской, дворовой, состояла из служивого люда и связана последние десятилетия существования царской России с усадьбой князей Гагариных. В Липках была сама усадьба с комплексом прудов, спирзавод.
Это отложило отпечаток и в памяти народной.
Над жителями деревни едко подшучивали. Детей в школе дразнили дворняшками. В окружающих деревнях липских крестьян высмеивали за неприспособленность к сельскому труду выражениями, достойными ранга пословицы или поговорки:
-Ведро пшена рассеял, а просо не всходит;

-Целую осьмушку махорки раскидал, табак не всходит.
                Вадакша.
Поселок был образован во время коллективизации крестьянами из села Матвеевское и окружающих деревень.
Крестьянами была создана коммуна, на базе которой позже был создан совхоз «Свобода».
Организатором коммуны был некто Васяев.
Почтовый адрес хозяйства был поселок Вадакша, по имени впадающей в реку Вад речки.
Начальная школа поселка называлась Первомайской. Коммуна и Первомайский надолго закрепились дублерами названия поселка.
Название ручья Вадакша классический пример наследия проживания  балтских племен в нашем ареале. Слово Вад наиболее полно характеризует связь балтских и славянских языков, их взаимосвязь (Вад – вода). Составная часть Ша  сравните Мокша, Вобша и так далее.

                Придорожный
Поселок образован как центральная усадьба совхоза Свобода, созданного на базе коммуны поселка Вадакша.
В памяти моего поколения топоним «Совхоз Свобода» и сохранился.
Но в 1966 году Указом Президиума Верховного Совета он был переименован в поселок Придорожный.
В настоящее время является центром поселения, забрав у сел Салтыково и Пичкиряево исторически принадлежащие им функции управления.
                Деревни нашей памяти.
В данном разделе пойдет речь о деревнях, которые оставили лишь память о себе. Мое поколение помнит их полными жизни. Но, увы, жизнь летит.
Их нет уже. Места, которые они занимали, либо заросли бурьяном, либо распаханы.
Их не вернуть. Но они были. И кому-то из нас еще снятся.
-Жульевка. Официальное Покровка.
Деревню основали выходцы из села Салтыково в 20-е годы прошлого столетия.
В просторечье получила название Жульевка, поскольку заселил ее народ достаточно жуликоватый. Находилась по обе стороны Черной речки в направлении леса, не доходя до него примерно полтора километра. Было в деревне два порядка. Один собственно Жульевка, другой назывался Погаря. Название Погаря сохранилось в память пожаров, которые организовал местный предсказатель. Его поймали, били и закончил он тюрьмой.
Название Жульевка власти посчитали неудобным и дали официальное – Покровка. В честь престольного праздника Покрова.
В деревне был колхоз «Борец». Термин «Земли Борца» возможно можно услышать и сейчас.
На картах Менде позапрошлого столетия практически на место деревни показано господское гумно.
- Толстовка. Официальное поселок Льва Толстого.
Деревушка была выселками из Студенца.
Основатель ее был толстовец по вере. Власти узаконили народное название, и в итоге звучало красиво.
Деревня была как бы продолжением Жульевки, их разделял ручей. Но территория, на которой находиласть Толстовка, принадлежала уже Мордовии.
В 20-е годы прошлого столетия при запустении Жульевки люди вернулись в Студенец.
- Васяевка.
Деревня была выселками из деревни Крутое.
Название народное, либо по кличке Васяй, либо по фамилии Васяев. А такие в околотке были.
Закончила существование в середине 70-х годов прощлого столетия.
На месте деревушки на картах 18-19 веков показаны кирпичные заводы.
- Хутор Карасева.
Такой хутор существовал и показан на картах в 18-19 веках. Располагался на месте выхода ручья Юва из леса. Ручей Юва своим течением обходил с левой стороны деревню Крутое.
В народной памяти за давностью лет преданий о хуторе не сохранилось.
- Поселок Ленинский.
Выселки из Крутого. Находился между деревней Крутое и Васяевкой, возможно на ручье Юва.
После войны был полностью перевезен куда-то в северные края.
-Рогутановка.
Находился где-то за селом Салтыково в сторону Вадакши.
Возможно местом его нахождения был мыс между двумя оврагами, разделяющих улицы села Салтыково Раковку и Козловку.
По памяти народной там жил мужчина по кличке Рогутан. А что мыс был заселен, достоверный факт.


Рецензии
Спасибо, дорогой Михаил Васильевич, за то чудо познания, которое я испытываю при чтении таких милых сердцу, родных с детства названий и имен, фактов, порой для меня неизвестных и удивительных! Эти единственные в своем роде исследования наполняют разум и сердце такой глубиной величия нашей маленькой родины, и уж, конечно, большой! Уж как велика Россия - все знают! Но спасибо тебе за мастерство и юмор, умение любоваться предметно и увлекать, увлекать, увлекать...
Твой М. Кузин.
04.11.2016 г.

Кузин Михаил Дмитриевич   04.11.2016 16:14     Заявить о нарушении
Спасибо, уважаемый Михаил Дмитриевич, за оценку!!! Спасибо за стимул, после твоих рецензий хочется работать во Славу Родины малой еще больше!!!
с поклоном низким...

Михаил Полев   04.11.2016 17:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.