Простите, пожалуйста

Часто бываю в Енисейске и, когда иду по его почти деревенским улочкам, внимательно смотрю в лица прохожих, иногда встречаются знакомые. Интересно, чем и как ты живешь, житель нашего провинциального городка. Все реже и реже видятся на лицах улыбки, все реже и реже слышится детский непосредственный смех. Мчится почти непрерывный поток  иномарок, одна круче другой, но и в них равнодушные , хмурые лица. Жить стало лучше, но, видно, никак не веселее.
  Вот иду, вглядываюсь в прохожих. Бывает встречу знакомого. А бывает, завидев знакомого, хочется перейти на другую сторону улицы, и вздохнешь с облегчением, нет, не он, обознался.
 Почему?
Воде не должен ему, и не ссорился, а вздохнешь. Хорошо, что обознался, вот неприятно встретить и все тут.
 А бывает и наоборот. Встретишь человека,  мимолетное «здравствуйте» и потеплеет в душе как-то, мир вдруг засветится радостным настроением и спешишь дальше, неся в душе частицу чего-то доброго и бесконечно дорого. Почему так? Кто бы знал.
 Эту пожилую женщину, невысокого роста примечаю издалека и, встретившись с ней взглядом, отмечаю, вот он, профессиональный взгляд учителя, строгий, сквозь очки. Таким взглядом они обычно смотрят на безнадежных троечников или нарушителей дисциплины. Но я взгляд не опускаю, нет, не должен, учил, исправлюсь, больше не буду, простите пожалуйста. В доли секунды эта информация, каким-то непостижимым образом передается, строгий взор смягчается, мы, поравнявшись, здороваемся и спешим каждый по своим делам.
 Но почему в душе как после глотка какого-то живительного бальзама, осталась неуловимая энергия?
 Говорят в таких случаях, встретил хорошего человека. Значит хороший человек это когда от него хорошо. Даже не догадываясь о своем благодатном предназначении, он как родник в знойной пустыне, утоляет жажду наших душ, иссушенных бестолковой замороченной жизнью.
  Завистливо, скорее ревниво, предполагаю, сколько народу она выучила! Сколько народу может с нескрываемой гордостью сказать – это моя учительница! И каждого человечка-ученика она, конечно же, учила, той неиссякаемой доброте, тому удивительному свойству хорошего человека – радовать других. Завистливо, скорее ревниво предполагаю, с какой оценкой можно соизмерить её оценку – это мой ученик! А нам не её ученикам, при  встрече остается лишь торопливо оправдываться – как обыкновенным троечникам – нет, не должен, учил, исправлюсь, больше не буду, и, чувствуя за собой неоплатный долг к своей учительнице – простите, пожалуйста.
  Енисейцы счастливые люди, как по часам могут сверять свои слова и поступки, вот он, рядом, твой учитель. Но почему от этой сверки вдруг тоскливо сжимается сердце, снова что-то не так,и опять уж ничего не исправить, да и не мы такие – жизнь такая. Подрастеряли на жизненных поворотах то основное свойство, которое Вы так старательно прививали, без него стало жить лучше, но, видать, никак не веселее.
 Забывается эта рука дающая, что выводила нам оценки в тетрадках, выводила в большую жизнь, в люди. Водила указкой – смотрите внимательно, набирайте в себя и это, и то, все, все, и еще немного, и еще чуть-чуть, ведь это вам понадобится там, в большой жизни. Грузила, собирая нас в дальнюю, неведомую дорогу, под названием жизнь. А уж это обязательно, а без этого пути не будет! Грузила – жизнь сложна и такая короткая… не верили мы. Нагружала, невзирая на лица, должности и ранги наших родителей, невзирая на наши охи и ахи, каждому по способностям, понимая, что лучше этого не сделает никто.
 Руки дающие. Не носить вам перстней золотых с драгоценными каменьями самоцветными от благодарных учеников ваших и больше нечего сказать при встрече, кроме жалкого: - простите, пожалуйста!


Рецензии