Несостоявшаяся кругосветка

     Н Е С О С Т О Я В Ш А Я С Я   К Р У Г О С В Е Т К А.               
       
                Потомок старинного и знаменитого рода Тышкевичей,фамилия которого с гор -   
достью произносилась,как на Украине,так в Польше,и в Литве,граф Бенедикт Генрих Тышкевич   
/1852-1935/ унаследовал богатства своего деда во Франции и в Литве.Ему принадлежал и старый   
замок Раудондварис /Красный двор/,расположившийся недалеко от Каунаса,возле протекавших   
рядом рек Немана и Невежиса.От деда Бенедикту передалась и страсть к путешествиям,которая   
пробудилась ещё с большой силой в замке Раудондварис,где имелась богатая библиотека.Читая   
книги о дальних странах и наблюдая за проплывающими по Неману кораблями,Б.Тышкевич заду- 
мал осуществить кругосветное путешествие.До этого он уже успел побывать в Италии,Германии,
Индии,Китае,Японии и Америке.Для осуществления мечты нужна была яхта,поэтому граф про -    
сит своего знакомого – известного архитектора и мариниста Жака Огюста Нормана /Jacques Agu- 
stin Normand/ построить такое судно.Пока яхта закладывалась на судоверфи в Гавре,Тышкевич         
стал усиленно готовиться к кругосветке.Он заказывал книги,рукописи,карты,описания маяков ми 
ра,навигационные инструкции,а также необходимое снаряжение для дальней экспедиции.В 1875   
году яхта была построена ,и граф дал ей название «Жемайтей» /»Zemaitei”/.Этим он выразил         
свою привязанность к живописному литовскому краю,кусочку полюбившейся Литвы.По тем вре-   
менам это было превосходное судно,не уступавшее по своим ходовым качествам знаменитым ях-   
там,таким,как «Америка» /США/,»Британия» и «Австралия 11» и получившее даже золотую ме - 
даль на всемирной выставке в Париже.Длина двухмачтовой яхты составляла 42 м,ширина – 7 м,   
тоннаж около 250 тонн,общая площадь парусов – 960 кв.м.Её экипаж,нанятый из России насчиты 
вал около 40 опытных моряков.В 1876 году новая яхта под российским флагом отправилась в       
своё кругосветное плавание.Всё складывалось,как нельзя лучше,судно могло достичь скорости      
почти 17 узлов,новейшее навигационное оборудование и прекрасные условия для путешественни   
ков вызывали истинное восхищение у Б.Тышкевича.Однако,молодая жена графа не разделяла      
всю прелесть предстоящего путешествия.К сожалению,до сих пор не удалось установить точный   
маршрут яхты «Жемайтей».Известно лишь то,что судно посещало Алжир и Крым,а разгоравшее-   
ся русско-турецкое противостояние вынудило Тышкевича прекратить так удачно начавшееся пу -   
тешествие,а затем и совсем отказаться от него.В период с 1876 по 1878 годы граф был членом па   
рижского яхтклуба,участвовал в регате в Ницце.В 1879 году граф продаёт свою прекрасную яхту 
некому французскому барону за 80 тысяч долларов,который переименовывает её в «Велокс» /»Ve 
lox»/.Судно меняло своих владельцев ещё не раз,а после первой мировой войны было потеряно       
навсегда.               
                Страсть к путешествиям у Б.Тышкевича не угасла,не смотря на несостоявшееся      
кругосветное путешествие на яхте.В 1905 году он посещает Африку.К уже имевшимся охотничь-    
им трофеям,сувенирам,редким экзотическим предметам,составлявшим и без того богатую коллек 
цию Раудондвариса прибавляются всё новые и новые.В живом уголке замка находят приют попу-   
гаи,обезьянки и даже крокодилы.Будучи заядлым путешественником,граф увлекался ещё и фото-   
графией.Путевые впечатления он фиксирует на многочисленных фотографиях,пополнявших аль- 
бомы,некоторые ещё сохранились в Раудондварисе.Дебютом путешественника-фотографа стало   
участие в 1876 году в филадельфийской всемирной фотовыставке с серией алжирских снимков.   
                Живой интерес к жизни,стремление постичь новое яркими следами запечатле  -   
лись в характере графа-путешественника,прославившего литовскую землю.               



                Вячеслав Прытков;


Рецензии