Почему кусаются комары?

Великолепная волшебница Африкана  сидела на вершине огромной песчаной горы и с тоской наблюдала за снующими внизу людьми.
С такой невероятной высоты люди казались ей маленькими  муравьями в бескрайних песках. Они беспрестанно копошились в этом гигантском муравейнике и без устали обустраивали свой быт: лепили из глины тарелки и кувшины, готовили еду в самодельных печах, что-то шили, чистили и все время искали новые источники воды...

«Бабушка», - обратилась Африкана к маленькой, кривоногой старушке, тоже волшебнице. «Посмотри, какие люди несчастные. Они все время ищут воду в пустыне. Они даже не могут напиться вдоволь!» 

Бабушка Африканы, могущественная Таракана, услышав слова внучки, недовольно поморщилась.

«Пусть трудятся, пусть отыскивают... и пусть ничего не находят», - пробурчала она сердито из инвалидного кресла. «Может, хоть трудности научат их быть добрыми и благодарными».

«А разве люди неблагодарные?» - удивилась Африкана. «Ты посмотри, как они заботливо предлагают друг другу помощь? И никто не забывает сказать "спасибо"... разве не так?»

Таракана ответила не сразу.
Она задумалась на  минуту, заправляя под кружевной чепчик прядь своих черных с проседью волос, и заерзала в кресле: «Не верю я фальшивым словам. Люди не понимают друг друга и не умеют бережно относиться к тому, что их окружает. Они должны научиться ценить этот мир, в котором живут... ценить, хранить и благодарить его за то, что он есть! Люди должны стать добрее».

Она строго посмотрела на свою красавицу-внучку, и взгляд ее тут же потеплел: «Ничего-ничего... поживешь с моё - поймёшь!»

«Да нет же... я и так всё понимаю!» - воскликнула Африкана.

Она повернула свое пылающее лицо к бабушке: «Я мечтаю изменить весь мир так, чтобы люди не нуждались ни в чём, чтобы у них было все: зеленые деревья, высокая трава, цветущие поляны, клюквенные болота, грибные леса, быстрые реки, чистые родники!»

«Мир не стоит менять», - насупилась вдруг старуха. «Это - неблагодарное занятие».

«Да что ты, бабушка, опять взялась за старое. Я хочу делать добро для людей просто так, не рассчитывая на их благодарность. Мне хочется всегда поступать правильно!» - рассердилась Африкана.

«Говорю тебе, что не стоит делать добро людям!» - зарычала грозно Таракана с высокой горы, на которой она сидела вместе с внучкой.

Ее гнев пронесся порывом сильного ветра по всей пустыне, подняв желтое облако песка ввысь.
Народ внизу отчаянно заметусился... 
Африкана с осуждением посмотрела на бабушку.

«Не поймут они этого...» - старая волшебница грозно глянула вниз и властно запахнула на себе шаль. «И не оценят!» 

Ее глаза яростно засверкали. Африкана потупила взор и замолчала.


Спустя некоторое время, Таракана успокоилась.

Она виновато заморгала своими маленькими черными глазками и широко улыбнулась внучке, обнажив два ряда удивительно редких и кривых зубов: «Я расскажу тебе одну историю, которая произошла со мной в далекой юности, и тебе сразу станет всё понятно про людскую неблагодарность».
 
Недолго думая, она подкатила кресло поближе к Африкане и начала свой длинный рассказ, невзирая на размолвку:
«Это произошло очень давно.
Я была молодой и очень привлекательной девушкой, точь-в-точь, как ты сейчас...»

Волшебница с задумчивой улыбкой почесала свой длинный горбатый нос и продолжила:

«У меня были большие голубые глаза, длинные стройные ноги, шикарные золотистые волосы и обаятельная белозубая улыбка». 

Африкана с сомнением посмотрела на оттопыренные уши Тараканы и недоверчиво хихикнула.

Старая волшебница косо посмотрела на дерзкую внучку.

«А голос из меня лился нежно... словно песня!» - каркнула она сердито и, с достоинством поправив шаль, продолжила: «В то далекое время я даже не подозревала о том, что я - волшебница. Родителей своих не помнила, да и дома у меня никогда не было. Я жила в лесу, на болоте, совершенно одна среди лягушек, ящериц и змей. Питалась ягодами, грибами, орехами, которые находила повсюду, и... малиновым медом.
Малиновый мед для меня добывали обыкновенные комары.
Они собирали его в берестяные стаканчики, которые я делала своими руками.
Комары были моими самыми лучшими и самыми верными друзьями. Они кормили меня ароматным малиновым медом и защищали от холода в сырую ненастную погоду, укутывая теплом своих многочисленных пушистых крылышек. Ведь на болоте их было бесчисленное множество... целые полчища! 
Это было то замечательное время, когда комары не кусались.
Куда бы я ни пошла, комары роем вились вокруг меня, защищая плотным серым облаком от холода и зноя.
Бывало, тороплюсь в деревню с мешком лекарственных трав и снадобий для нуждающихся, а люди, едва завидев меня, сразу начинают кричать: "Гляньте... снова кикимора болотная из лесу выползла со своими комарами!»

Африкана  широко раскрыла глаза: «Кикимора?»

«Это что-то вроде лесной феи… ну, или королевишны!» - успокоила Таракана жестом внучку. «Люди меня так называли, потому что уважали...» - она нервно расправила на коленях юбку. «А как меня не уважать? Ведь я их всех лечила травами и малиновым медом за краюшку хлеба. А если у кого хлеба не было, то уходила ни с чем и никогда не обижалась.
Но были и такие, которые не находили для меня даже доброго слова в знак благодарности за моё трудолюбие. У них было все, что только можно пожелать. Поэтому, они смотрели на меня, на нищенку с болота, с презрением.
От них я всегда уходила еле живая от усталости, не заработав ни крошки.

Несмотря на это, я никогда не отказывала им в помощи, если они снова обращались ко мне с просьбой! Долгими ночами я поила немощных настоями целебных трав, делала компрессы из чудодейственных корней, натирала малиновым медом неподвижные суставы, и хворые быстро выздоравливали.
Я стала необходимой людям.
Болезные меня всегда ждали и широко открывали передо мной двери, моля о помощи.

Но стоило им только выздороветь, как они сразу забывали о том добре, что я для них сделала и, при случае, снова обзывали этой... как ее? Ки... к-к-королевишной!»

Африкана с жалостью посмотрела на бабушку и присела рядом, обняв её за плечи.

Таракана грустно улыбнулась...

«Однажды, возвращаясь из деревни, я заметила в тени большой плакучей ивы уродливого бородатого карлика. Он лежал на земле с закрытыми глазами и громко стонал. Я подошла поближе и наклонилась, чтобы послушать его дыхание.
Карлик едва дышал, и его лоб был очень горячим.
Недолго думая, я закинула карлика на плечо и, под недовольное жужжание комаров, поторопилась на болото, в свое жилище.
Густая борода карлика оказалась непомерно длинной. Она волочилась сзади по кочкам, постоянно цепляясь за коряги, и мешала мне быстро двигаться.
Кроме того, карлик оказался довольно тяжёлым.

Целых две недели я ни на минуту не отходила от больного карлика. Он был очень плох. У него был сильный жар, он лежал  без сознания и всё время бредил.

Я без устали меняла ему компрессы на лбу, оборачивала его тело целебными листьями, варила для него перепелиный бульон, поила родниковой водой, но ничего не помогало.
Карлику не становилось лучше.

И тогда, совсем отчаявшись, я зажмурила глаза и закричала на весь лес: "Немедленно выздоравливай, уродец!!!" 

Карлик тут же пришёл в себя.
Он поморгал ресницами и сразу попросил малинового меда.
Меда у меня было достаточно, и я с радостью скармливала ему яство в берестяных стаканчиках.
Карлик поглощал мед с невероятной жадностью. Он был ненасытен.
Ладно, думаю, пусть ест вдоволь... лишь бы поскорее выздоровел и убрался восвояси.

Проходили дни один за другим.
Карлик уже полностью поправился, но уходить никуда не торопился.
И гнать его было бесполезно. Когда это случалось, он всегда отшучивался... мол, здесь, в лесу, у него ноги хорошо растут.
А сам, то и делал, что ел, спал и мыл в роднике свою вечно липкую от мёда бороду.


Однажды утром я проснулась от сильного жужжания комаров.
Они всегда вились у моего лица, но никогда не смели тревожить мой сон.
В этот раз их настойчивый писк разбудил меня.

Я открыла глаза и увидела перед собой карлика.

Он стоял на коленях и размахивал своей бородой, зажатой в кулаке, стараясь разогнать моих комаров.

"Хочу рассмотреть на твое личико, красавица", - сказал он, ухмыляясь.

Мне очень  не понравилось его поведение, и мне ужасно захотелось, чтобы он поскорее покинул болото, оставив меня навсегда в покое.

"Хочешь посмотреть личико? Смотри!" - одним легким взмахом руки я рассеяла комариную защиту.

"Ну, ты и кики-и-имора..." - оторопел карлик, запихивая бороду себе в рот, чтобы не закричать.

Он уставился на меня неподвижными выпученными глазами.
Я разозлилась.
Еще один взмах руки - и комары снова заметусились возле моего лица, закрывая его от чужой бесцеремонности и ненасытного любопытства.

Карлик даже не шевельнулся. Он сидел, как замороженный с таким видом, как будто в его жизни случилось что-то страшное!

И тогда я, окончательно рассердившись, крепко зажмурила глаза и громко закричала: "Убирайся отсюда немедленно!!!" 


Когда я открыла глаза, карлика не стало.
Он исчез мгновенно. Вот именно тогда мне стало понятно, что я - волшебница!

Сначала мне захотелось испытать свои силы тут же, вернув карлика обратно на несколько минут, чтобы высказать ему всю свою обиду, но я не стала рисковать.

Зачем, думаю, мне возвращать этого лупоглазого бородача?
Лучше я испытаю свои чары как-нибудь по-другому.
 
И я знала, что мне надо сделать!

Запасы хлеба и меда у меня закончились: их все поглотил неблагодарный карлик, и я снова отправилась в деревню, чтобы добыть себе еду.

В этот раз я сразу направилась к тем домам, где мне даже "спасибо" не сказали за бессонные ночи, которые я провела у постели больных.

Мешок с лекарственными травами с собой не взяла. Лечить в этот раз я никого не собиралась: я была сердита, и мне хотелось наказать жадных. 

Легко добравшись до первого неблагодарного дома, я смело открыла ворота. Навстречу мне выбежала лающая собака.
Я на нее громко цыкнула. Собака поджала хвост и убежала.

Ага, думаю, сработало!
Теперь надо и дальше двигаться в этом направлении.
Захожу в дом. На кровати лежит дедок, стонет. Он всегда стонет, даже тогда, когда здоров. Просто ему нравится, когда за ним ухаживают. 
Его старуха сидит возле него и слезу утирает.

Увидев меня, старуха обрадовалась и сразу бросилась рассказывать взахлёб историю болезни дедка.
Но я ее слушать не стала. В доме вкусно пахло свежеиспеченным хлебом, а я была очень голодна.
Три больших каравая лежали на дощатом столе, прикрытые белым льняным полотенцем. Я не могла отвести от них глаз.

«О-о-о, о-о-о, беда-то какая!» -  старуха назойливо лезла в лицо, ожидая сочувствия и бесплатной помощи.

"Дай хлеба!" - неожиданно рявкнула я.

Старуха вздрогнула, подскочила к столу с выпечкой и живо протянула мне один румяный каравай.
Я забрала хлеб и быстро направилась к выходу.
Уходя, заметила краем глаза, как дедок встрепенулся на кровати и принялся чихвостить старуху за отданный хлеб.

В другом неблагодарном доме история повторилась.

Мне удалось заполучить небольшую краюшку вчерашней выпечки. Но я и этому была бесконечно рада: ведь этого хлеба мне теперь хватит на долгое время!

На болото я возвращалась в хорошем настроении, чувствуя себя уверенной, счастливой и красивой!

Всю следующую неделю я активно трудилась: делала новые стаканчики из бересты для малинового мёда, собирала лекарственные растения для людей, мягкий мох для своей постели, сушила на солнышке грибы и ягоды.
Комары, мои верные друзья, как всегда, вились подле меня...


Погода испортилась внезапно.
Днем резко похолодало и начался сильный косой дождь. Дупло, в котором я спряталась от грозы, полностью залило водой. Всю ночь меня знобило от холода, а к утру я почувствовала себя очень слабой. Весь следующий день я по минутам теряла свои силы. К вечеру усилился жар, и мне стало совсем плохо.

Промучившись всю ночь в сыром холодном  дупле, я решила пойти к людям и попросить у них поддержки.  Неужели, думаю, они мне не помогут... ведь сколько раз я многих из них спасала от тяжелых болезней, подолгу ухаживая за ними?
Ведь не так много мне от них и надо-то... всего лишь каплю внимания и сухую постель!

Я брела по лесу, цепляясь руками за каждое дерево, едва дыша.
Дорога в деревню на сей раз мне казалась бесконечно долгой. Я шла к людям и надеялась, что они не оставят меня в беде.
Я шла, потому что верила им...

Но я не дошла. Возле самой деревни я упала и потеряла сознание... 

Долго ли, мало ли я пролежала в таком состоянии - не знаю.

Помню лишь крик, как сквозь сон:  "Да ведь это – болотная кикимора! Не стоит обращать на нее внимания!" 

Кто-то громко засмеялся, а потом меня куда-то поволокли.

Меня грубо тащили по земле, проклиная моих комаров.
Наверное, именно тогда они и начали кусаться, защищая меня от людской злобы.

Внезапно наступила темнота. Темнота и тишина.
 
А когда я пришла в себя, то обнаружила, что нахожусь в большой ледяной яме, закрытой сверху дощатым щитом.
Моих комаров возле меня не было. Мне стало страшно.
Я попробовала закричать... но у меня ничего не получилось: от простуды полностью осип мой голос. Меня трясло от холода. Рядом лежала кучка чистого сена.

Я подползла к сену и зарылась в него.
Мне стало немного теплее, и я задремала. Через некоторое время вверху раздался скрежет, и кто-то отодвинул деревянный щит.

"Ну, что, попалась, которая кусалась?" - спросил ехидно недавний дедок, который любил часто болеть. "Будешь знать, как у честных людей хлеб отбирать!"

Он захихикал, и деревянный щит снова с треском захлопнулся.

Я испугалась. Мне вдруг показалось, что я никогда не смогу отсюда выбраться.
Я горько заплакала от обиды и беспомощности, но вскоре успокоилась, надеясь, что вот-вот появится мой голос, и я смогу сама себе помочь.

Я снова зарылась в сено и уснула. 
Проснулась от собственного кашля. Очень болело горло, все хрипело внутри. Хотелось горячего чаю. Я опять попробовала позвать кого-нибудь на помощь, но из груди вырвалось лишь тихое шипение.

Время шло, но я его не считала... 
Ко мне никто не приходил на помощь, и я чувствовала себя очень скверно в холодной землянке. Мне было непонятно то, как люди могут быть такими злыми и жестокими?


Спустя некоторое время, я снова услышала неприятный скрежет вверху.

Кто-то отодвинул щит и, ругаясь, начал копошиться возле ямы, где я находилась.

Я подумала, что это опять вернулся мой старый знакомый дедок и, поэтому, на сей раз, даже головы не подняла: на его милосердие рассчитывать было глупо, а видеть мне его не хотелось. 

Вдруг по моей щеке заскользило что-то мягкое и теплое. Я, в ужасе, отпрянула в сторону, но тут же вздохнула с облегчением, узнав длинную бороду карлика!

Откуда здесь карлик?

"Эй, кикимора, скорее хватайся за бороду!" - крикнул он сверху. "Я мигом тебя вытащу!"

Из последних сил я ухватилась за бороду карлика, не веря своему  счастью. Карлик меня тогда спас», - Таракана улыбнулась внучке. «Оказалось, что у него есть большой, тёплый и уютный дом. Он притащил меня к себе на своих плечах и вылечил!» -  Таракана торжествующе посмотрела на внучку.  «Теперь, надеюсь, ты понимаешь, почему я не желаю делать людям добро?» - она обиженно поджала губы. «Добро наказуемо!»

«А что было дальше?» - спросила Африкана, потрясенная рассказом.

«Ну, что было дальше...» – Таракана пожала плечами. «Мои комары перестали собирать малиновый мед и начали кусаться. Они начали кусаться тогда, давно... чтобы защитить меня от незаслуженного гнева людского», - она тяжело вздохнула.

«А тогда почему они кусаются сегодня... ведь сегодня тебя уже не надо защищать?» - удивилась Африкана.   

«Чтобы защитить самих себя. Защитить заранее от непредвиденной агрессии и несправедливости!» - воскликнула Таракана. «Ведь самый лучший способ защиты – это нападение... вот они и нападают, защищаясь,  неужели это непонятно?»

«А что случилось с карликом?» - не унималась Африкана.

«Я тебе об этом уже рассказывала: карлик меня спас...» -  начала рассматривать свои ладони Таракана. «И я вышла за него замуж!» - хихикнула она неожиданно.

«Как?» - вскричала Африкана. «Мой дедушка был к-карликом?»

«Но потом он вырос... конечно!» -  усмехнулась Таракана, бросив лукавый взгляд на Африкану.

                ---

В небе показался огромный воздушный шар.
Он приблизился к горе, на которой сидели бабушка с внучкой.

«Собирайся, нам здесь делать нечего», - сказала Таракана, направляя свое кресло в салон воздушного шара по съемной металлической дорожке.

Но Африкана ей не ответила. Она сидела с отрешённым видом, полностью погрузившись в свои мысли.

«Ты что, по-прежнему хочешь изменить мир?» - крикнула бабушка внучке. «Не делай этого! Люди по своей природе неблагодарны. Они могут оценить лишь свой собственный труд, чужие старания никто не ценит... каждый должен посадить своё дерево сам!» - и Таракана улетела на воздушном шаре в мир зеленой травы, цветов и озер. «Не задерживайся здесь долго. Я пришлю за тобой шар!» - крикнула она напоследок.

Ее голос растворился в голубой дали, витая среди облаков... а шар, быстро удаляясь от песчаной горы, уменьшался и уменьшался, постепенно превращаясь в маленькую незаметную точку.

                ---

«А почему бы мне, действительно, не попробовать сделать так, как я хочу?» - подумала Африкана, оставшись на горе одна. «Ведь я – такая же волшебница, и я могу изменить сознание людей, дав им то, чего они не имеют!»

Она посмотрела вниз: «Надо попробовать, иначе всегда буду жалеть о том, что не принесла никакой пользы другим». 

Она окинула взором землю и, сильно волнуясь, торопливо прошептала: «Пусть этот мир станет самым прекрасным подарком для людей...»      

«Де-е-ей-дей-дей...» - ответило ей шёпотом насмешливое эхо, разбросавшись в пространстве.

Резкий порыв ветра поднял горсть жёлтого песка с подножия горы  и бросил его в лицо неумелой волшебнице. 

Африкана разгневалась: Что это... неужели я бессильна?"

Она выпрямилась во весь рост, вскинула руки вверх и, зажмурив глаза, закричала изо всех сил, взывая к небу: «Я желаю, чтобы весь этот мир стал самым прекрасным подарком для всех людей!!!»

       
Яркая молния раскромсала небо на части, захохотал торжествующе гром, и тёплый серебряный дождь упал на землю. Он лил несколько часов, не переставая, и прекратился так же внезапно, как и начался.

Африкана стояла с закрытыми глазами.
Ей было страшно открывать глаза: а вдруг ничего не получилось? 

Но всё получилось.
Мир изменился.
Он засиял новыми изумрудными красками с бриллиантами капелек на листве и траве, заблестели на солнце хрустальные реки, засверкали голубые озера, расцвели нежные яркие цветы, зажурчала вода в лесных родниках...

«Но что это?» - Африкана смотрела и не верила своим глазам. «Что это под высокими пахучими соснами, на песчаных солнечных пляжах, на зелёной траве в лесу?»

Юная волшебница взяла в руки большое увеличительное стекло и посмотрела вниз.

В каждом маленьком и большом овраге, на каждой цветочной полянке, под каждой скамейкой в парке в огромном количестве валялись грязные бумажки, использованные бутылки, полиэтиленовые пакеты, обертки от конфет, этикетки, разбитое стекло, консервные банки, салфетки и прочий мусор...

И повсюду летали комары, которые не собирали малиновый мед. 
Комары, которые кусались...


Рецензии