Новая страна. 1. Поехали!

      
                Прочел я, проштудировал повесть, в которой её персонажи приехали в Израиль и пытаются, методом проб и ошибок, закрепиться на этой земле, выжить, и , как говорили мы  в стране исхода,  найти себе место под солнцем. На нашей новой родине место под солнцем обеспечено каждому еврею, а вот крыша над головой, тем более с кондиционером –  с этим сложнее. «Объясняю популярно, для невежд», как сказал бы  Владимир Семенович – подметать «Святую Землю», работать на прокладке дорог, на стройке или, скажем, собирать апельсины – такая работа найдется без труда, сколько бы вам годков ни стукнуло. Вопрос только – долго ли протянешь на такой работе, если тебе 50+ , да ещё без привычки, да ещё с букетом хвороб, заработанных на «до-исторической»…    
       Персонажи означенной повести - супруги с двадцатилетним стажем. Мы тоже не молодыми  приехали, тоже инженеры, но явно постарше их лет на десять, возраст для устройства здесь – запредельный. Но, можно  сказать, как-то устроились. И потребовала на днях моя жена  Соня, когда пересказал ей эту историю - чем графоманией заниматься , забавными мемуарчиками , опиши-ка, красавЕц, историю нашего приезда сюда, хотя-бы плюс-минус первые полгода, считая ото  дня прилёта.
   Что ж, человек предполагает, а жена располагает. Беллетристику, повести писать не умею, мой жанр это, если хотите  - «репортажи из прошлого». События встают перед глазами, записываю, попутно всплывает что-то ещё, потом ещё что-то.  Получились вот такие воспоминания, может, кому-нибудь интересно будет прочесть.
       Начну с отъезда. Было нас тогда 5 человек, не считая собаки – большого королевского пуделя Бурика.  Доченька наша Аня шестой класс заканчивала, сын Женя – в десятом. Деду почти 88, передвигался уже с большим трудом. Шел 1990-й,
подступала, росла «большая алия», приехало в тот год из Союза в Израиль больше
миллиона человек. Многие помнят – особых препон для отъезда к этому времени уже не
чинили, по крайней мере у нас в Питере -  ни в кабинетах чиновников, ни в отделах кадров на работе. Помню, наша кадровичка – очень приятная дамочка,  совсем недавно она была в нашем отделе неплохим техником - конструктором , так она сама предложила мне телефон парня, уволившегося недавно по той же причине, что и я – может у тебя вопросы какие-то будут? Удивило это тогда меня, но скоро понял :«освобождают» Ленинград от нашего брата. Хотя чем мы мешали?
    Не буду рассказывать о том, как «сдали» мы в домоуправление квартиру, где сорок лет жили. Отдали  бесплатно, пришлось ещё полторы тысячи заплатить за якобы необходимый ремонт – а ведь совсем недавно всё побелили и новыми обоями оклеили. Но – спорить бесполезно. И ещё потребовалась формальность – оформить выход деда, отца моей жены, из партии – оказалось, партстаж у него 47 лет, на фронте вступил. Ну и, конечно, заставили всех нас отказаться от советского гражданства. Сегодня из-за этого не имеем права на российскую пенсию - а ведь проработали больше 30 лет, для пенсии нужен 25-летний стаж. Но не это заботило нас тогда -  оставшись без гражданства,  мы были совершенно бесправными в этом городе, в этой стране. Любой кгбэшник, любой мент сможет задержать нас, делать с нами всё, что захочет. Не говоря уже о другом -  ведь тогда был самый разгул «деятельности» общества «память», страшновато было даже проходить мимо митингов этих "памятников".  Нам звонили наши друзья - русские люди, с тревогой предупреждали, что такого-то числа  будет еврейский погром, хотели спрятать у себя наших детей. Приготовил дома лом, монтировку, топор. Но обошлось, пережили и это.
  А эпопея с авиабилетами – больше, чем за полгода я записался в очередь у кассы венгерской компании Малев за билетами на Будапешт на 25 мая, оттуда нас повезёт уже израильский Эль-Аль.  Ходил на переклички отмечаться. Помнится, вдруг  Малев объявил, - рейсы для нас отменяются - видимо под нажимом наших «друзей». Но израильтяне отбили нас, и билеты нам всё же продали,но только - из Москвы полетим.
   И тут Малев объявляет – нельзя везти собак и кошек! Дети наши пришли к нам – без Бурика в Израиль не поедем! До сих пор у меня перед глазами решительные лица Анечки и Жени. Мы побежали заказывать билеты на поезд, через Будапешт.
   Но и с этим обошлось. За литр спирта на одном заводе сварили для нашей собачки клетку из титанового сплава, большую, просторную с отверстиями для воздуха.  Мебель нашу мы распилили так, чтобы потом с помощью болтов и угольничков можно было потом собрать снова. Пригласили столяра с работы одного родственника - нельзя было сказать мастеру, что готовимся в Израиль, говорили - в Москву переезжаем. Потом в Израиле эта мебель больше 15 лет выручала нас.  Посуду, бельё, одежду я запаковал в большие картонные коробки. Для фарфора и хрусталя под каждую вещь вырезали по размерам гнёзда в пенопласте, он плотно заполнил коробки. Все коробки пошли в контейнеры, в «дальний багаж», он поплыл малой скоростью вокруг Европы. Перед тем проверял все коробки вежливый интеллигентный таможенник. Когда он увидел, ЧТО мы везем: "драгоценную коллекцию" – несколько альбомов пивных, водочных, винных этикеток, а не какие-то ценности – понял, что мы - публика малоимущая  и махнул  на нас рукой, просмотрел всё по-быстрому.
   У нас было  довольно много книг, не подписки, нет, просто всю жизнь собирали то, что нам было интересно . Когда прикинули - это же колоссальный вес, невозможно везти. Нашли выход -  на адрес Сониного однокурсника в Израиле отправили порядкадвадцати   бандеролей с книгами, всё остальное разложили дома и приглашали знакомых - берите, что захотите. Много можно было бы ещё рассказать - как бутылка армянского коньяка помогла со справками о здоровье нашей собачки, как несколько антикварных чашечек дали возможность отправить быстро и без проблем нашу мебель, как продавали нашу дачу во Всеволожской. Пришлось отдать, практически, за бесценок – потом, помню, поражались коллеги-израильтяне, когда рассказал, что за деньги, вырученные за дом, смог купить в Питере только видеомагнитофон и кожаную куртку.
    Но - все препоны преодолели, всё запаковали и Коля, муж моей двоюродной сестры Милы,  двумя рейсами своего Жигуля отвез все наши чемоданы и баулы на Московский вокзал. Расцеловались мы с родными и друзьями и поехали в Москву - ведь в Израиль самолёты летали только из Домодедова. С нами был Сонин брат Гриша, он много нам помог и поехал проводить нас и своего отца.
    Потом были три дня в Москве, Соня с дедом Мишей и ее брат были у двоюродной сестры Мары, я с детьми и с собачкой Буриком - у моей сестры Киры. В день отлёта Сережа, племянник, на микроавтобусе отвёз всех нас с нашим добром в Домодедово.
   В аэропорту досмотр чемоданов, и тут не без курьёза – было у Сони две пары сережек – одни с «бриликами», другие с простыми камушками, так таможенник простые не пропустил, а дорогие взять с собой разрешил. Деда везли по терминалу и к самолёту на багажной тележке.
   Но - так или иначе  сели в самолёт и – взлетели.  У меня  буквально слёзы на глазах – вырвались!  Летим в неизвестность.
http://www.proza.ru/2016/09/30/1975
http://www.proza.ru/2016/12/10/1505
http://www.proza.ru/2017/01/08/2250
  Пишу продолжение  В.


Рецензии
Валерий, читала и думала: как глупо чинить какие-то препятствия, если уже всё разрешено. Почему-то люди не умеют принимать данность обстоятельств. Я уж не говорю о плохом человеческом отношении.

Светлана Шаляпина   08.09.2019 22:44     Заявить о нарушении
Сегодня мы с Вами смотрим с точки зрения нормальных, свободных людей из свободного мира. А вспомните, как жили «при старом прижиме»(Шолохов)

Валерий Хатовский   09.09.2019 14:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.