Рецензия на фильм Великолепная семёрка, 1960, США

#### Ковбои против самураев

Человечество обречено на единство, потому что всё во Вселенной стремится к тому, что нас создало, к первопричине: к Творцу, Создателю, Богу. Но этот процесс всегда связан с мучительной необходимостью что-то преодолеть в себе, чтобы выйти на новый уровень единения. Главным препятствием к единению встают наши животные инстинкты, связанные с нашим телом и сознанием. Они тянут человека к земле, заставляют верить его в то, что его "Я" является центром мироздания, самым важным и значительным. Отсюда рождается эгоизм, корыстное потребительское отношение к миру, к другим людям, невозможность сопереживать, сочувствовать боли тех, кто рядом. Как же происходит процесс преодоления животных инстинктов? И в какой момент он включается?

История нашей цивилизации похожа на движение по ступенькам. Сначала идёт некий стабильный процесс жизни, потом резкий скачок. Возможности повышаются: расширяются знания о мире, совершенствуются орудия труда, средства транспорта, вооружение и т.д. При этом ружьё - это не усовершенствованное копьё, а качественно другой вид оружия. Или новая ступенька в технологиях. Другими словами, резко возрастает возможность человека влиять на окружающий мир. Если первобытное племя не могло особо изменить место своего обитания, было зависимо от окружающей среды, то человек 19 века способен стал вырубать леса, прокладывать дороги, уничтожать некоторые виды животных, вырезать себе подобных целыми племенами. Ответственность за судьбу планеты от века к веку заметно возрастала. Но Вселенная стремится к гомеостазу - поддержанию своего внутреннего равновесия. И это приводит к тому, что любого человека, любое общество, всё человечество принуждают к возврату в состояние гармонии со Вселенной через создание проблем. Чем кардинальнее влияние человека на мир вокруг него по своим последствиям, тем фатальнее проблема. Начинается всё с небольших неприятностей. Затем идут болезни. Затем катастрофы, войны, катаклизмы. Самым кардинальным средством лечения человека может быть смерть. Для общества - его гибель. Почему это происходит? Человека подталкивают к тому, чтобы он не ставил своё человеческое Я выше Божественного. С Божественным связана душа человека. Она имеет высший приоритет. И по степени значимости, и по длительности своего существования. Тело живёт одну жизнь. Сознание чуть дольше. Душа перерождается много раз во многих телах и мирах. Поэтому смерть - это, прежде всего, спасение души.

Такие же процессы происходят и с обществом. Племя живёт как часть природного ландшафта. Даже убивая животных для своего пропитания, оно не наносит ощутимого вреда окружающему миру. Но мировые войны человечества в 20 веке показали, как хрупок стал мир, и как человечество способно уничтожить саму возможность своего присутствия на планете. Таким образом, война - это проблема, многосторонний конфликт, разрешив который человечество выходит на новый виток, или новую ступеньку своего развития.

Мир Японии до времени действия в фильме "Семь самураев" существовал как стабильный. Уклад был чётко организован. Распределены все роли в социальной иерархии. Крестьяне растили рис, кормили подданных японского императора. Элита Японии, князья, были подчинены власти императора. Каждый управлял своей областью, в которой жили крестьяне, ремесленники, самураи. Самураи на протяжении веков были потомственными профессиональными воинами, особой кастой защитников государства. По своей иерархии они были подданными императора, но не напрямую, а через своего сюзерена, князя. Их кодекс чести - бусидо - складывался и шлифовался столетиями. Всё вроде бы было прекрасно. Но по мере роста потомственной элиты возникала проблема раздела сфер влияния. В том числе, влияния и на императора. Амбиции князей росли, жажда власти возобладала над сохранением целостности государства. Начались междоусобные войны. Единство системы дало трещины, связи между элементами системы ослабли. Самураи потеряли своих вождей, а с их потерей рухнул фундамент системы ценностей самурайства. Нет той верховной силы, которой самурай был предан. Нет источника существования. Раньше князь заботился о самурае, кормил его, вооружал. Полунищие, полуголодные, самураи бродили по стране, не имея дома, семьи, лишившись покровительства своего клана.

Вот первое звено, показывающее, что Япония стоит перед формирующимся новым будущим, для которого нужен другой тип мышления. Самурай - бессеребренник, не привязан ни к чему: ни к земле, ни к семье, ни даже к жизни своей. Но он честен, нравственен. Смешное примитивное сравнение, но самурай похож на собаку, которая потеряла своего хозяина. Она превратилась в бродячую, но в её душе по её природе живёт сильное стремление найти себе хозяина. Крестьянин живёт на земле, он привязан к земле в прямом и переносном смысле. То есть, он по своей сути собственник. Он привязан к дому, семье, своей деревне. И он молится на своё благополучие. И самурай и крестьянин - язычники. Они ещё не знают, что такое Творец, Вседержитель. Они не единобожники. Самурай привязан к князю, крестьянин к земле. Но эти два социальных слоя не чувствуют своего родства. Крестьянин не доверяет самураю, самурай презирает крестьянина. Нет того, что может их объединить.

Когда государство ослабевает, растёт криминал, бандитизм. Бандиты грабят крестьян. Это те самые "санитары", которые не дают крестьянину прилипать к земным благам. И эти же "санитары" вынуждают крестьян просить помощи у тех, кто никогда не был им близок. А самураю приходится идти на сближение с крестьянином, потому что ему надо не только есть, но и выполнять свою главную функцию - защищать. И этот союз обогащает 2 силы новым содержанием. Воин учит крестьянина умению защищаться, не бояться смерти, не бояться терять, жертвовать частью, чтобы спасти целое. Из этой войны крестьянин выходит качественно изменившимся. И в конце фильма мы видим, как в одном ритме, в унисон работают крестьяне на рисовом поле. А самураи пожертвовали своей жизнью уже не ради князя, а ради тех, кто составляет основу любого государства, его источник существования. Эта победа стала источником нового мировоззрения, нового отношения к миру. Исторически в масштабе страны это стало импульсом к постепенному восстановлению сильного государства с сильной центральной властью.

Вот основная суть фильма "Семь самураев". Искусство показывает как проблемы, конфликты, катаклизмы меняют души людей, как происходят процессы внутреннего единения. "Через тернии к звёздам."

И вот перед нами продукт Голливуда, переснятый ремейк фильма "Семь самураев" (1954) под названием "Великолепная семёрка" (1960). Сюжетная линия, вроде бы, похожа. Реплики, во многом, те же. Правда, всё перенесено на Дикий Запад. Но главное - не форма, а содержание. Сам Курасава снимал фильм "Идиот" по Достоевскому в интерьере современной ему Японии. Получилось выше всяких похвал. Что же создал режиссёр "фабрики грёз"?

Профессиональные воины со своим нравственным кодексом никогда не станут ворами и убийцами, они не ищут приключений, им не знаком азарт и они умеют сдерживать свои желания и эмоции. Теперь же, перед нами ковбои, искатели приключений, игроки, люди страстные, любящие стрельбу, погони, деньги и ищущие новых ощущений. Они никогда не были воинами. Им не знакомо понятие "подчиняться", "работать в команде", "военная стратегия", "сила духа". Всё, что они хорошо виртуозно научились делать, - это быстро выхватывать пистолет, метко стрелять. Выбор своей деятельности они делают между грабежом банков, работой вышибалой в баре, телохранителем и охотником за головами. Главное, чтобы было чувство опасности, экстрима, работа должна будоражить кровь, вбрасывать в неё адреналин. Это и есть то, что называется зависимость от инстинктов. И уже самое начало фильма иллюстрирует эти свойства так называемых ковбоев. Почему "так называемых"? Но ведь изначально ковбой - это всего лишь скотовод, пастух.

Два главных героя берутся сопроводить тело умершего индейца на кладбище. Ими движет не чувство сострадания, а желание показать себя, испытать азарт, покрасоваться, показать свою удаль и лишний раз доказать, что они в этом городке самые крутые. Тот же мотив и в согласии пострелять бандитов в дальнем селении. Но эти двое ещё не самые худшие. Они взяли себе имидж "благородных разбойников", т.е. не будут беспредельничать. В уголовном мире тоже ведь есть свой кодекс чести. Похожей тактики придерживаются и ещё два "игрока": меткий бросатель ножей и полуирландец-полумексиканец. Ещё один "воин" до самой смерти своей верит, что они едут за сокровищами. Шестой просто устав прятаться от закона, хочет на время подальше заховаться. И почти не принимает участия в войнушке. Седьмой из "великолепных" - молодой мексиканец, с восторгом глядящий на супергероев, и мечтающий стать таким же.

- Твой пистолет дал тебе всё. Разве нет?
- Да, это так. Ты знаешь всех барменов и крупье по именам. Человек 200. Съёмные комнаты, где ты живёшь, забегаловки, где ты питаешься. Дома - нет. Жены - нет. Детей - нет. Никакой перспективы. Мест, к которым ты привязан, нет. Людей, которым ты дорог, которые дороги тебе, нет. Неотмщённых обид - нет. Врагов - нет. Живых.
- Такая арифметика мне по душе.

Никакой военной стратегии здесь, конечно, не показано. Главное преимущество семёрки - дерзко встретить врага лицом к лицу, поговорить, а потом ловко уворачиваться от пуль и стрелять на бегу. Не помню, чтобы в любой реальной исторической битве умение быстро выхватывать оружие дало возможность выиграть войну. Более того, здесь режиссёр ещё и решил вывести весь командный состав в тыл врага, оставив крестьян одних в деревне. Что невозможно было в фильме "Семь самураев". И конечно, бандиты перехитрили ковбоев, воспользовавшись своим информатором. Кстати, главарь бандитов абсолютно уверен, что ковбои одного с ним поля ягодки. Поэтому он спокойно отпускает их, наказав выбрать для курирования другую территорию. Мол, пожива есть и в других штатах.

И великолепная семёрка возвращается, чтобы уничтожить отряд бандитов. Опять же, основываясь только на своей лихости и удали. Я уже говорил в статье о фильме "Семь самураев", что там подробно описано искусство военной стратегии и тактика боя, которой придерживались самураи. Сначала они выстроили оборону и оставили единственный проход, через который и заманивали бандитов. Но заманивали по одиночке, чтобы постараться как можно больше бандитов перебить, и ослабить врага. И только когда осталось всего 12 всадников, они впустили их всех в деревню и в тяжёлом бою одержали победу, сами многих потеряв. Но это была убедительная победа. В "Великолепной семёрке" всё было наоборот. Впустив отряд из 40 человек в периметр деревни, ковбои перебили чудесным образом львиную часть бандитов. При этом жители деревни стреляли профессионально и метко, научившись этому всего за несколько дней.

Конец фильма завершается почти такой же фразой, что и в оригинале: "Они выиграли, а мы проиграли". И они, ковбои, действительно, проиграли. У крестьян есть, по крайней мере, смысл в жизни. А какой он у искателей приключений на свою задницу? И ради чего они рискуют своей жизнью? А ответ в одном анекдоте из уст персонажа, который я бы поставил эпиграфом: "Был парень, который однажды, сняв одежду, прыгнул в заросли кактусов. Его спросили: "Зачем?" - "Мне казалось, это неплохая идея."

P.S. Кстати, битва инстинктов происходила не только на экране фильма "Великолепная семёрка", но и на съёмочной площадке. Вот как это описано в Википедии про интриги двух главных актёров фильма: "Бриннер, который был ниже ростом, чем Стив Маккуин, строго следил, чтобы в кадре с Маккуином он выглядел выше. Для этого на том месте, где должен был стоять Бриннер, насыпался холмик земли. Маккуин, проходя мимо таких холмиков, из вредности каждый раз их притаптывал. Бриннер и Маккуин постоянно соперничали в кадре: Маккуин нарочно «перетягивал на себя одеяло», сдвигая шляпу на затылок или на переносицу или делая ещё что-то необязательное, но хорошо заметное камере. Бриннера это очень раздражало, он даже нанял специального ассистента, чтобы тот считал, сколько раз во время съёмок Маккуин без необходимости поправит шляпу."


Рецензии