Листая семейный архив. Миниатюра

   Я бережно  листаю семейный архив. Аккуратно перекладываю  его листочки. Вот мои письма жене, а вот её – мне… О, это отдельная глава в истории нашей семьи. Об этом можно написать целый роман. Ли-стаю дальше... фотографии родителей, бабушек и дедушек…   А вот и письма-треугольники, которые я искал.
Читаю одно письмо, оно написано карандашом, убористым торопливым почерком: «…Скоро в бой. Надеюсь, что всё будет хорошо. Береги детей. Поцелуй за меня Тамарку, Нину, Клавку, Кимку и Володьку..."  Это последнее письмо, которое по¬лучила бабушка Александра Григорьевна Головачёва.  Дед, Илья Никитич, профессиональный военный.  Был танкистом, прошёл финскую войну. В декабре 1941 года сражался под Сталинградом. Этот бой оказался последним.  Танк был подбит, горел. Раненого, с ожогами, его доставили в госпиталь, который базировался на хуторе Селеванов. Сейчас там находится братская могила. И среди имен траурного списка значится старший лейтенант Головачёв Илья Никитич. Он скончался в госпитале от тяжёлых ран.   Бабушка с пятью детьми в 1944 году уехала из Хабаровска, где было последнее место службы деда,  и от¬куда он уходил на фронт.
Прошло много лет. Мы отыскала его могилу и свозили туда бабушку. Местные школьники ухаживают за братской могилой, там никогда не вянут цветы. Бабушка привезла горстку земли с Брянщины, с родины деда.  Александра Григорьевна умерла ровно через 50 лет после смерти своего мужа. Удивительно, что и день тоже совпал: 23 декабря 1991 год.
Война тяжелым катком прошла по судьбам моей семьи. А вот фотография моего тестя - Ковалева Николая Борисовича. На фотографии мальчик в фуфайке с двумя взрослыми мужчинами. В 1941 году ему было 10 лет, а он, рискуя жизнью, приносил партизанам хлеб, который пекла мама.  На Брянщине партизанское движение охватило всю область. Николай вырос и стал танкистом. Сейчас он уже подполковник в отставке. За его плечами события в Венгрии, Чехословакии, служил  в Германии и на Кубе.  Ещё будучи солдатом устанавливал танк на постамент в г. Советске. Танк и сейчас охраняет покой героев, сложивших свои головы за мир и свободу. Николай Борисович о войне рассказывать не любил, а его любимая песня "Хотят ли русские войны?".
    Вот еще одна фотография. На ней бравый морской офицер. Это мой отец – Гошев Аркадий Николаевич. Он во время войны был снайпером в Сталинграде...
Уже вечерело. Я долго сидел в тем¬ноте, мне не хотелось включать свет. А перед моим мысленным взором мелькали странички прочитанного и увиденного в архиве.
Вой¬на не проходит бесследно, она остается в нашей памяти, в наших слезах, в наших сердцах. Вечная слава героям: большим и маленьким, живым и погибшим.


Рецензии