Слёт юных геологов
"Я, к счастью, начинаю понимать, что деньги, карьера, преуспевание —
ценности второго плана. Уют, мир — должен быть не снаружи, а в душе.
Я не знаю панацеи, как этого добиться, но пока знаю одно верное средство —
хорошо сделанная работа. Она приводит в гармонию личность и внешний мир...
Живём мы, к сожалению, один раз, и надо провести остаток лет в ясности духа и постижении мудрых ценностей бытия. Всё остальное — суета: слава, бабы, имущество, звания всякие — мишура всё это...".
Олег Куваев (Калининград, октябрь 1971 г.)
В этом -2016 году в Башкирии прошёл уже 30-й, юбилейный слёт юных геологов республики.
Примерно на девяти из них я бывал, а в этот раз, по ряду причин, поехать не смог. И ведь не участник - за полтинник уже, а переживал это, как личную трагедию!
Да, эти слёты из года в год складывались в некую "маленькую жизнь", как назвал лето в своей песне Олег Митяев. Для меня же это была всего одна неделя из всего лета.
Чтобы не вдаваться в подробности о том, что же это такое - слёт юных геологов, я просто приведу пару отзывов из соцсетей:
"Вот и закончился гео.слёт ;... Эти 14 дней были изумительны(как и другие годы), хотя бы за то, что мы были вдали от цивилизации , мы ни разу не обсуждали политику, не интересовались котировками, мы просто жили! Да-да жили, мы встречали рассветы, провожали закаты, общались с интересными личностями, знакомились с другими командами, пели песни у костра, учились новому, и просто были самими собой.
Надеюсь смогу приехать в Уфу, Салават и в Стерлитамак".
Остался 351 день...
Тагир Ахметов
"Вот и пролетели 10 дней) ;
Десять замечательных дней геослета. В этом году это был юбилейный ХХХ (ХэХэХэ) слёт и проходил в Куюргазинском районе. За это время я успела познакомиться со многими людьми из разных уголков республики. И даже не думала, что так быстро соскучусь..);
Мы жили в прекрасном лесу, где палатки стоят под наклоном, умывальник под наклоном и к роднику мы бежали под наклоном, но главное чтобы жизнь у нас не была под наклоном;
Никогда не забуду песенные посиделки у костра, когда ты услышав знакомую песню начинаешь орать её во всё горло); дружно петь песни встав в орлятский круг, после дождя. Просто сказка...;
Безумно люблю вас "Эпицентр";
Гузелька Гиниятуллина
Оба текста украшает множество весёлых рожиц и сердечек.
Дети из года в год ездят на эти слёты, соревнуются друг с другом, общаются, и им это нравится! Опытные наставники, геологи со стажем, преподаватели вузов (и что немаловажно - практики, а не теоретики) занимаются с ними по разным дисциплинам геологии: палеонтологии, радиометрии, гидрографии. Дети ходят в маршруты, учатся ориентироваться на местности, пишут отчёты, описывают обнажения (выходы пород на поверхность), учатся определять минералы и окаменевших миллионы лет назад представителей фауны.
И я повторюсь: им это страшно интересно!
И вот на какие мысли наводят меня эти слёты:
Я вспоминаю свои школьные годы, целиком уместившиеся в 70-х прошлого века. Эти пионерские лагеря, где мы большую часть времени были предоставлены самим себе. Чем мы занимались? Читали книги, которые привезли с собой и брали друг у друга (библиотеки в лагере не было), ходили в посадки ловить ящериц, собирали траву и сушили. Грибы тоже сушили, разрезая их на части и нанизывая на нитку.
В футбол играли, или ещё игра была такая военно- патриотическая "Зарница" - в неё играли. Заключалась она в том, что надо было догнать противника и сорвать с него погоны. Владелец оных считался убитым.
Купаться ходили; каждое утро выходили на линейку строем под бой барабана и звуки горна. О чём там речь шла, никого не интересовало. Поднимали руку в пионерском приветствии при выносе флага...
Короче, можно сказать проще: мы валяли дурака.
Да, в один из последних заездов (уже начинали нравиться девочки) нас возили в соседний совхоз собирать вишню, разрешив есть, сколько влезет. Влезло не так уж много, а вишню носили к машине ящиками.
Взять те же грибы. Да, воспитатели их, вроде как, знали, или должны были знать. Я не уверен, потому что никогда не спрашивал. Мои сверстники почему-то бежали узнавать, какой гриб они нашли, не к воспитателям, а ко мне и ещё одному такому же знатоку грибов. А кто мешал тем же воспитателям сначала провести с нами вводное занятие - показать, какие грибы можно собирать, а какие нет?
В общем, месяцев, пропавших в пионерских лагерях мне лично жаль, потому что прошли они - а мне и вспомнить нечего - ничего нового я тогда не узнал.
Я по этим слётам юных геологов вижу, как мог бы быть организован отдых детей. Ведь они любопытны, им пока ещё всё интересно, они схватывают информацию на лету. Так дайте им эту информацию!
Как известно, население России составляет всего два процента от населения планеты Земля. Вместе с тем, около 40 процентов природных ресурсов планеты принадлежат нам, и конечно, кадры для их обнаружения и добычи стране нужны.
Да, не все участники слётов пойдут в геологию - тут нужно призвание, но можно стать интересным человеком и значительно расширить свой кругозор.
Помню, наша учительница по географии, в 6 -7 классах организовала геологический кружок. Мы не только изучали минералы. Нам ещё давался материал по краеведению, и даже спустя 40 лет я помню, как проходило пугачёвское восстание на Урале и как Чика Зарубин пытался взять Уфу. Я уже тогда мог так же, как эти школьники и школьницы на слёте определять основные минералы, умел пользоваться картой и ходить по компасу.
Кроме того, нас учили стрелять из настоящей мелкашки - учительница считала, что геолог и это должен уметь, и вполне справедливо - достаточно послушать рассказы профессионалов, или почитать рассказы Олега Куваева.
Да, не всем это было интересно - со всех классов в кружок ходило всего несколько человек. Но ведь и на геологии свет клином не сошёлся.
Кто мешал воспитателям в том же пионерлагере научить нас, например, распознавать травы и деревья?
Да, по умолчанию, вроде как все знают, как выглядит дуб или берёза. Но я только в техникуме, в 33 года, когда дали задание собрать гербарий из 70-и трав, с удивлением узнал, что только на одной поляне можно собрать этих трав видов 50! А сначала я отнёсся к этому заданию скептически - думал: где я столько видов соберу?
А мир животных - он ведь тоже не менее интересен. А кто сейчас выписывает журнал "Юный натуралист"? И есть ли такой сейчас вообще?
Совсем недавно, летом, в электричке, напротив меня села женщина. Говорить по телефону она начала, кажется, ещё на перроне. Я узнал, что она отправляет мальчика в санаторий. Мальчик был тут же, в наличии, и вид у без пяти минут курортника был кислый. Первые признаки ожирения уже наметились на его юном тельце. Он сидел, прислонившись головкой к плечу бабушки и уже заранее по ней скучал. Сказать по правде было его жаль.
В другой раз, тоже летом, я проходил мимо стадиона и уже издалека заметил толпу. Оказывается, это родители уезжали с детьми на базу отдыха, и толпились там в ожидании автобусов. В общем, всё так же собирались дурака валять.
Да, детям отдых нужен, и летом его предостаточно. Но кто их спрашивал, что им интересно? Кто предложил им варианты на выбор?
К сожалению (опять к сожалению!) своё опять вспоминается: соседи отдали сына в музыкальную школу. Он, будучи моим другом, научил меня что-то там пиликать ("Во саду ли в огороде", кажется) одним пальцем. Родители, услышав, в восторг пришли, и вскоре я тоже стал учеником той же школы по классу баяна.
Практика - да, было здорово, но только первый год. Были ещё уроки сольфеджио и истории музыки. Очень скучными мне показались эти занятия, и я заявил, что больше в эту школу ходить не хочу, но по настоянию родителей продолжал ходить туда ещё четыре года. В результате учёбы "из-под палки" музыканта из меня всё равно не вышло, хотя интерес к простой, незатейливой классической музыке у меня остался на всю жизнь, но не более того.
А ведь многие дети ходили и ходят на занятия музыкой с удовольствием. Возможно, рядом со мной просто не оказалось учителей, которые могли бы привить интерес к занятиям.
Вижу, что интересно сейчас - просиживать часами в Интернете, в игрушки играть, суть которых, пожалуй, хуже, чем в пресловутой "Зарнице": попади, убей, уничтожь виртуального противника, снайпера, танк...
Музыка, под которую они дёргаются - полный отстой, говоря их же словами...Впрочем, многое из того, что сейчас слушают, музыкой и не назовёшь(насколько я могу судить хотя бы как человек худо-бедно успевший познакомиться с музыкой великих).
Хорошо, если дети находят полезную для их развития и интересную информацию.
А ведь могут найтись ушлые дяди, которые ничему хорошему не научат. Ребёнок, как пустой сосуд, с одной только разницей - что нальёшь, то в нём и останется.
Почему-то в пресловутой ИГИЛ сразу смекнули, что если ребёнка обвешать со всех сторон пластидом, и запустить в толпу неверных, то эффект может превзойти все ожидания. Но на ползающего под колючей проволокой карапуза с автоматом я смотрю, почему-то без всякого умиления.
Итак, уже 30-й слёт юных геологов прошёл в Башкирии этим летом. Каждый год для проведения слёта выбирается район, в котором дети ещё не бывали. Таким образом, они попутно знакомятся с географией и природой родного края, учатся преодолевать трудности и капризы природы.
Некоторые из участников первых слётов уже успели кое-чего добиться в жизни. Несколько человек сами стали наставниками молодёжи и имеют научные звания и работы. Движение "Юные геологи" стало всероссийским и ежегодно лучшая команда Башкирии отправляется на соревнования с лучшими из других регионов.
Учителям, подобным моей учительнице географии, конечно честь и хвала, особенно сейчас, когда по словам знакомой учительницы начальных классов, даже группы продлённого дня в школах стали платными. К чему это привело? у многих родителей просто нет на это денег. В классе сидит три - четыре ученика, и с ними педагог с 30-и летним стажем вынужден заниматься - а как же - заплачено же! (хотя сам учитель получает из этих денег копейки). А чем занимается в это время большинство учеников?
Но даже в этих условиях учителя находят время и возможности, создают команды, собирают коллекции для школьного музея, находят спонсоров и средства на форму и призы для участников.
Да, можно заниматься делом, а можно сидеть и ловить покемонов.
30.09.16.
Свидетельство о публикации №216093000539
Игорь Степанов-Зорин 2 20.10.2016 18:29 Заявить о нарушении
Игорь Прицко 21.10.2016 08:09 Заявить о нарушении
на станции -"Биянки" одна лыжница позвоночник сломала.
Поехала с горы мимо надписи -плаката.-"На лыжах не ездить обвалы"- и её завалило.Тащили на большом паэлителеновом мешке волоком .Притензии не предъявляла сама влезла незаметно в запретную для катания зону.И на всю жизнь осталась с костылями.
Игорь Степанов-Зорин 2 16.01.2017 03:02 Заявить о нарушении
Игорь Прицко 16.01.2017 05:48 Заявить о нарушении