Ялта! Противостояние! Часть одиннадцатая!

   Артём вернулся в Одессу в начале июля месяца, и сразу же погрузился в работу. В середине июля, а затем в начале августа должны были пройти областные соревнования деток по разным видам борьбы, поэтому Артёму было не до думок, хотя подумать и было над чем.
   
   Проведя успешно соревнования, Артём только после этого начал обращать внимание на то, как обстоят дела в Украине, как дела у его друзей и, главное, как дела дома. Его очень беспокоило здоровье отца, он почти каждый день звонил домой, чтобы узнать новости от матери, потому что от отца он всегда слышал одно и то же – всё нормально, сынок!
   
   Только после новогодних праздников, пятого января он смог вырваться на недельку домой. Когда он появился в квартире, то буквально был ошарашен видом отца. Некогда здоровый, прекрасного телосложения, мужчина превратился в больного старика. У матери не просыхали глаза от слёз, но она старалась держать себя в руках, но, едва начинала говорить, как снова слёзы предательски выступали на её глазах.
   
   Господи, сынок! – произнесла она, когда отец лежал в зале, смотря телевизор, а они находились в кухне. – Совсем отец плох, хоть и пытается меня успокоить! Даже не знаю, дотянет до лета, или нет!
   
   Мам! Я сейчас ну никак не смогу приехать, поэтому обязательно надо продержаться, а в конце мая я возьму отпуск на месяц и буду с вами! – ответил Артём, прижимая мать к своей груди.
   
   Вернулся Артём на работу к выборам президента. В первом раунде выявили только лишь двух кандидатов, среди них были Янукович и Тимошенко. В середине февраля прошёл второй этап выборов, в результате которых к власти пришла партия Регионов, а президентом стал Виктор Янукович.
   
   Вся Одесса ликовала, ликовал и отец, который сам лично позвонил Артёму и сказал, что теперь он спокоен за Украину, и что теперь можно и умирать. Говорил он бодро, даже весело, стараясь шутить, но эти шутки как-то не вязались с его состоянием здоровья.
   
   Артём переживал за отца, но больше он переживал за мать, зная о том, что мама очень любит мужа, и как она сможет пережить его утрату одному Богу известно.
   
   В начале мая, сразу после праздников, позвонила мать и, обливаясь слезами, попросила Артёма, чтобы он приехал в Ялту, а то она одна не может справиться с больным отцом.
   
   Мамочка! Ты потерпи до конца мая, и я приеду! Поверь, я не могу бросить ребят, меня просто не поймут! Как только начнутся каникулы, я сразу приеду! – сказал ей Артём, а у самого сердце кровью обливалось.
   
   Двадцать пятого мая, собравшись своей компанией у Николая в бане, Артём сказал. – Друзья! Не держите на меня зла, но я должен вас покинуть! Сами должны понять меня, отец в одном шаге от смерти, мать с ума сходит, кто им поможет, как не я! Когда всё войдёт в нормальное русло, я вернусь, а пока я не могу бросить мать одну в такой ситуации!
   
   Ну, что ты, Тёма! – положив руку на плечо Артёма, произнёс Степанович. – Мы что не видим, не знаем твоей беды? Езжай, а когда надумаешь вернуться, мы тебя встретим, не сомневайся! Мы тут тебе немного собрали от нас всех, деньги тебе сейчас нужны и не малые, так что возьми, и не надумайся отказываться!
   
   Артём уезжал из Одессы, которая стала для него типа второго дома, с тяжёлым сердцем. Друзья все приехали провожать его на вокзал, Люся расплакалась, а за нею и Оксана, обнимая его с двух сторон, а мужики молча, насупившись, стояли чуть в стороне, не мешая женщинам простить с другом. Потом наступила пора и мужчин, которые молча, поочерёдно, обнялись с Артёмом, не произнося ни единого слова.
   
   Артём отдал свою машину Анатолию, потому что она могла передвигаться только на не значительные расстояния. Николай вообще говорил, чтобы отогнал её на металлолом, но Артём пожалел машину и отдал её другу.
   
   За всю дорогу до Симферополя Артём так и не уснул, хоть и пытался забыться, но тщетно, сон предательски к нему не шёл.
   
   Как и в прошлый раз, около пяти часов вечера Артём подходил к своему, до боли знакомому дому. Возле подъезда сидели две соседки, а возле них бегали две внучки, за которыми те и наблюдали.
   
   Заметив Артёма, женщины обрадовались и, поздоровавшись с ним, почти в один голос, проговорили. – Тёма! Какой ты умничка, что приехал, а то Валюша уже вся измучилась с отцом-то!
   
   Поблагодарив женщин, Артём с трепетом направился в свой подъезд, и уже через минуту поднимался на четвёртый этаж. Позвонив в дверь квартиры, Артём поставил сумку у ног, потому что отлично понимал, что придётся мать ловить, когда она откроет дверь.
   
   Так и произошло. Едва открылась дверь квартиры, как мать, сказав, Тёмочка, стала сползать на пол. Подхватив мать, Артём отнёс её в зал и, усадив в кресло, поцеловал её. Отец лежал на своём любимом диване, и улыбался Артёму. Улыбка у него была вымученной, вероятно, боль не давала ему покоя. Поздоровавшись с отцом, Артём вернулся на лестничную площадку, и вернулся оттуда уже с вещами.
   
   Ну, что, родители! – произнёс он без энтузиазма. – Я свободен, Одесса с трудом, но отпустила меня восвояси, так что я теперь ваш навеки!
   
   Мать поднялась с кресла, поцеловала сына в плечо и направилась в комнату, чтобы приготовить сыну постель.
   
   Мам! – остановил её Артём. – Я тебя умоляю, только не надумайся менять постель! Я буду здесь с отцом, а ты оставайся в комнате, чего тебе слушать наши разговоры, да и возвращаться я домой буду поздно! Ещё перед отъездом домой я созвонился с отелем «Ялта-интурист», где когда-то подрабатывал и меня с удовольствием берут охранником, зная на что способен, так что дома я буду находиться мало, а там видно будет! У нас где-то была раскладушка, постели на ней и всё!
   
   Зачем же раскладушка? – отозвалась мать и, подойдя к Артёму, взяла его за руку, и вывела на лоджию. – Мы тут стол убрали, а поставили диван, посмотри какая прелесть! Здесь я и буду, я его для себя и поставила, а ты возвращайся к себе в комнату! Мне здесь будет спокойно, да и кухня рядом, отцу что подать, в общем вот так, понял!
   
   Ну, ладно! А вообще-то здесь действительно здорово! – сказал Артём и впервые, как вошёл в дом, улыбнулся. – Может, я всё-таки здесь лягу, мам, а ты там, хоть отдыхать будешь!
   
   Тёма! Тема закрыта, я от Володи никуда не пойду, тебя не было, я всё равно здесь спала, только иногда там ложилась! – сказала мать, и направилась в комнату.
   
   Артём, забрав с собой сумку, направился следом за ней, подмигнув отцу.
   
   Тёмочка! – едва оказавшись в комнате, запричитала мать. – Я уже все глазоньки выплакала, по отцу душа вся изнылась! Я же вижу, как он страдает, а виду не показывает, ещё и помогать мне пытается!
   
   Мам! Успокойся! Ну, что мы можем с тобой сделать? Он уже не молодой, всё-таки семьдесят шесть лет, а ещё и рак, сама понимаешь, что уже ничего сделать нельзя! Давай просто жить, да помогать ему, чем можем, а я постараюсь быть возле него, как можно больше! Главное, что я дома, и уезжать никуда не собираюсь! И хватит об этом! Хорошо? – сказал Артём и, поцеловав мать, вышел в зал.
   
   Отец сидел на лоджии, и смотрел на море, но, заметив Артёма, поднялся, чтобы идти к нему.
   
   Па! Сиди, я сам к тебе приду! – воскликнул Артём и быстро подошёл к отцу.
   
   Усадив его на диван, Артём присел рядом с ним и, улыбнувшись, произнёс. – Ребята тебе привет огромный передавали, вина сухого с завода притаранили! Вкусное, пальчики оближешь, сам пробовал!
   
   Ну, так чего ты сидишь? Давай, тащи, пока мать будет у стола суетиться, мы с тобой по бокальчику и пропустим! Я надеюсь, что ты прямо сейчас не побежишь по своим делам? – сказал отец, подтолкнув сына в сторону комнаты.
   
   Не! Сегодня буду дома, а завтра к двенадцати надо смататься в отель, чтобы оформиться, да определиться с выходом на работу! – ответил Артём и направился в комнату за вином.
   
   Когда он вошёл в комнату, мать уже заканчивала перестилать постель.
   
   Мам! Погоди уходить! – произнёс Артём и, достав из барсетки деньги, передал их ей. – Вот возьми, это на всякие там мелкие проблемы, а всё остальное я порешаю сам, так что не переживай! Главное быть возле отца! Я вина хорошего привёз, мы сейчас немного с ним посидим, пока ты готовить будешь, а потом уж все вместе!
   
   Спасибо, сынок, только деньги у меня есть на мелкие расходы, так что положи их себе, а потом и смотреть будем! Надо хоть папину машину подремонтировать, чтобы хоть на чём ездить! – сказала она и, отдав деньги сыну назад, покинула комнату.
   
   Артёму ничего не оставалось, как положить деньги обратно в барсетку, после чего он достал бутылку вина, и вернулся к отцу на лоджию.
   
   Знаешь, сын! Что я хочу тебе сказать, но это не касается меня, это касается тебя, матери, да и многих других людей, живущих в Крыму! – начал отец, разливая вино по бокалам. – Когда проголосовали за Януковича, я был рад, рад искренне! В моём понимании было то, что, наконец-то, в Украине одумались люди, и выбрали себе правителя, который введёт в стране русский язык вторым государственным, что он, собственно, и обещал перед выборами, но всё оказалось банальным враньём! Помянёшь моё слово, что этот очередной правитель окончательно угробит страну, хоть бы до бойни не довёл! Я-то уже не увижу предстоящий бардак, а вот вам придётся за себя постоять! Именно таким, как ты придётся защищать своё Отечество! Запомни!
   
   Так кто ж против? Я даже хотел в спецназ пойти, да вот ты же мне и запретил! – усмехнувшись, ответил Артём, потягивая вино, которое приятно согревало внутри.
   
   Ты это о чём, Артёмушка? – скривившись от боли, спросил отец.
   
   Ну, ты же говоришь, что надо будет защищать своё Отечество, значит Украину, я тебе об этом тоже и говорю! – удивлённо ответил Артём.
   
   Не дури! Ты же знаешь отлично, что я говорю о России! Россия для нас и есть настоящее Отечество! Здесь, на крымской земле полегло сотни тысяч русских солдат, она вся пропитана русской кровью, вот и я лягу в эту землю, в которой покоятся наши воины, придёт время и лягу! – тихо произнёс он и, сделав глоток, закрыл глаза.
   
   Артём понял то, что отцу плохо, и он хотел уже пойти на кухню к матери, как отец открыл глаза и, улыбнувшись, продолжил. – Вкусное вино! Давно такого не пробовал! Ты, наверное, подумал, что мне плохо, нет, мне сейчас очень даже хорошо, а глаза я закрыл от удовольствия! Ты так вовремя приехал, молодец, а то мать сдавать стала, я же вижу! Не хватало ещё, чтобы она слегла! Ты её береги, сынок, лучше её нет никого на всём белом свете!
   
   Потом был ужин, ужинали не спеша, разговаривали мало, думая каждый о своём. Если честно, то Артём как-то устал от напряжения последних дней, бессонной ночи в вагоне поезда, переживания за отца и мать. Посидев ещё немного с родителями, он, поцеловав мать и, пожав руку отцу, удалился в свою комнату. Едва голова коснулась подушки, Артём мгновенно уснул.
   
   На следующий день Артём поднялся бодрым, силы вновь вернулись к нему, молодой организм, тем более тренированный в постоянных занятиях спортом, справился с проблемами быстро. Позавтракав с родителями, мать в это время, как отцу совсем стало плохо, ушла с работы, чтобы всё своё время уделять отцу, именно это сейчас больше всего устраивало Артёма, он отправился в отель решать вопросы трудоустройства. Он сказал сам себе, что не позволит вообще матери работать, и это были не слова. Артём всегда отвечал за то, что говорил, и о чём даже просто думал.
   
   Вернулся около семи часов вечера, и до поздней ночи сидел с отцом и беседовал на разные темы. С работой у него не возникло никаких проблем, и уже завтра ему надо было выходить на сутки. Работа сутки через трое, его устраивало полностью, она давала возможность подрабатывать на стороне, а то, что он обязательно будет подрабатывать, Артём не сомневался.
   
   Мать не могла налюбоваться сыном, да и отец как-то воспрял духом, он стал больше шевелиться, прогуливаться по квартире, даже рвался сходить на море, да покупаться. Абсурдность этого желания он и сам отлично понимал, так как по лестнице не мог идти, кружилась голова.
   
   Дни потянулись тягучей, липкий и страшной, страшной в ожидании неизбежного, резиной. Эта резина сдавливала горло Валентины, отчего она задыхалась. Они с Артёмом практически перестали улыбаться, хотя старались держаться непроизвольно и даже весело в обществе отца. С ним обязательно кто-то был, покидали только тогда, когда он забывался в непродолжительном сне, который длился, как правило, не больше часа, после чего вновь принимал обезболивающие препараты. Иногда приезжал и участковый врач, чтобы послушать отца, да выписать очередную порцию лекарств.
   
   Все ожидали того, о чём даже страшно думать. Эта неизбежность, неизбежность непоправимого просто уничтожала Валю и, если бы не Артём, то она бы точно сошла с ума.
   
   Оставалось два дня до дня рождения Артёма, когда глава семейства почувствовал себя лучше, он даже стал прогуливаться, появился какой-то блеск в глазах, что благотворно подействовало на жену. Она искренне поверила, что её дорогой Володенька сумел побороть этот недуг.
   
   В пять вечера приехал врач, долго его слушал, щупал, а затем, прощаясь с женой уже на лестничной площадке, положил ей руку на плечо и сказал. – Готовьтесь! Вы только не убивайтесь, такова его судьба, что же теперь поделаешь! Он хоть пожил, а сколько деток погибают от этой заразы, а муж ваш не сегодня, так завтра уйдёт!
   
   Сказав это, врач ушёл, а Валя сползла на бетонный пол лестничной площадки и заплакала. Слёзы просто душили её, огромный ком образовался в груди, который всё сильнее и сильнее сжимал её сердце. Наступил момент, когда она даже подумала, что умерла, но в этот момент на площадку вышел Артём, поднял мать и, проводив её в свою комнату, положил на кровать. После этого он накапал ей лекарства, приняла она его с безразличным видом.
   
   Посмотрев на сына, она сказала. – Всё! Всё, мой мальчик! Доктор сказал, что скоро наш папа уйдёт, не сегодня, так завтра!

   Так уж случилось, но уходил он прямо на день рождения сына.
   
   Уходил Володя очень тяжело, его голова лежал на руке сына, который ни на минуту не покидал отца. Мать уже не могла сдерживать себя, и разрыдалась после того, как её муж посмотрел на неё в последний раз, улыбнулся и ушёл.
   
   Артём прикрыл глаза отцу, положил голову на подушку, и предоставил врачам заниматься своим делом. Забирать его не стали, они просто выписали заключение и уехали, выразив свои соболезнования.
   
   На похоронах было много их друзей, приехал и Володя Ковальчук, который и так почти каждый день заезжал к своему другу.
   
   Оставшись поздно вечером с матерью одни в опустевшей квартире, они долго сидели молча, бездумно глядя в стену. Артём гладил мать по спине, прижимая её к себе, но слов не было, они продолжали разговаривать с тем, кого уже больше никогда не увидят. Вместе с ним из дома ушло нечто такое, которое нельзя передать словами. Образовалась пустота, и её необходимо было заполнить, но как? Как помочь матери справиться с этой проблемой, Артём ещё не знал, но он твёрдо сказал себе, что сделает всё, чтобы мать снова вернулась к жизни.

                30.09.2016 год.


http://www.proza.ru/2016/10/03/685


Рецензии
Не могу ничего писать.мешают слезы...спасибо

Валентина Яновская   31.10.2016 16:31     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.