Восемь случайных фактов моей биографии...

Много разных фактов бывают в биографии каждого человека, которые врезаются в память и остаются там на всю жизнь, иногда напоминая о своём существовании…

Решил написать о восьми «случайных» фактах своей биографии. Фактически это восемь коротких историй о себе...

1. Не помню, сколько лет мне было (но я пока в школу не ходил), когда мне папа объяснил, что я армянин и христианин. А было так: жили в Баку, двор был интернациональный (армяне, азербайджанцы, татары, лезгины, русские, евреи и т.д.). И все мы дети игрались, практически говорили или понимали почти все эти языки. Моим сверстникам-мусульманам делали обрезание... Собираются гости, радуются, мальчик лежит в постели, укрытый красной парчой, все суетятся, делают подарки… И тогда от отца я узнал, что у христиан ЭТО не принято…

2. В 7 классе украдкой поцеловал в щёчку одноклассницу... Сердце чуть не выскочило из груди…

3. Переезд в Нагорный Карабах изменил всю мою жизнь – в конце 8 класса я оказался в новой для меня среде, и вначале было очень трудно – я был "белой вороной"…

4. Призыв в Советскую Армию. Мой отказ от родительского предложения служить в Грузии, Армении или Азербайджане, «поближе к дому». Моё желание – служить в военно-морском флоте (3 года). Матери плохо... «Скорая помощь»... Компромисс – куда попаду, туда и с Богом, но не на флот... Попал служить в Группу Советских войск в Германии...

5. Незаметно пролетело время после демобилизации, родные, друзья надоели: почему не женишься?.. Март 1985 год... сижу у себя на свадьбе и такое ощущение, что это не я и это не моя свадьба... Помню, что сильно устал, т.к. в то время надо было искать, договариваться, достать хорошие продукты, «горюче-смазочные материалы» (вино-водочные изделия), чтобы достойно сыграть свадьбу...

6. Как чудо помню рождение первого моего ребёнка! Как будто был оглушён – у меня ребёнок! Ни с чем несравнимое чувство!

7. Война. Помню первый труп после бомбёжки в Степанакерте… Научился пить зелёный коньячный спирт не закусывая, пить воду из водоёма, делать самокрутки в окопах… Привык к свисту пуль, привык к… смерти. Говорят, что к смерти нельзя привыкнуть, но я с этим не согласен – человек ко всему привыкает...

8. Пенсия, перерыв, снова служба... В первый раз стою перед полком (ответственный по полку, пятница был мой день), вечерняя поверка, должен давать команды только на армянском языке, заранее вызубрил их... Стою и понял, что забыл все слова... Тысяча пар глаз смотрят на меня... Пауза до неприличия затянулась... Объяснил ситуацию и начал отдавать команды на русском языке, и весь личный состав как один выполнял их...

И потом тоже были истории, есть они и сейчас, но это, как говорится, уже совсем другая история…

Февраль 2011 г.


Рецензии