Гамбургский счёт. Уфимские авторы

Рецензии на произведения уфимских поэтов и писателей.
Круглый стол.



1.Игорь Савельев, повесть «Женщина старше»,
 «Бельские просторы»,№7,2011г.


Рассказ Игоря Савельева я прочитала дня три-четыре назад.  В то время я писала  одновременно несколько стихотворений для взрослых, одно для детей и  рассказ.  Это можно сравнить с игрой на  пианино, когда  одновременно  касаешься нескольких клавишей и прислушиваешься к звучанию,  к тому, что получается. Читала в самую жару. . . , заставляя себя и подстёгивая. Потому, как это вялое и невыразительное повествование меня не цепляло. Помню, как я читала «Маленькую скрипку» Фролова, торопясь и глотая большими кусками. Лишь потом,  я  заметила некоторое сходства «Маленькой скрипки» с «Тремя товарищами» Ремарка. Та же лёгкая  сосущая грусть о несбывшемся, те же три товарища.  . .
В «Маленькой скрипке» каждому Бог дал талант. Но они не смогли его реализовать. А может, это им так только кажется? Ведь каждый из них занимался своим делом, один писал стихи, другой прозу, а третий  фотографировал.  И пусть их постигла неудача, пусть произошла остановка по дороге на Олимп, но ведь их произведения созданы и они живут! Значит, всё было не зря.
Но вернёмся к другому  Игорю.
Название рассказа интриговало:  «Женщина старше». Это могло быть и  глубокое психологическое  исследование и трагедия любви. В общем, что-то интересное,  увлекательное.
Но описывалась всего лишь заурядная поездка на  интеллектуальную молодёжную тусовку. Описывалось однако  то, что я люблю: вокзалы, поезда, мелькающие мимо поля и полустанки с одиноким подсолнухом у дороги, раннее утро. . .. Всё это было бы замечательно, если бы в этих описаниях присутствовала хотя бы капелька чувства, новизны.
И сама интеллектуальная молодёжь  в рассказе выглядела какой-то примитивной, не тянула на авангард страны. Страшно таким людям доверить будущее.
В заключении скажу,  что рассказ написан добротно, основательно.  Автор владеет языком. Но этого мало. Писатели  пишут от сердца, о наболевшем, выстраданном.  Вот этого я не почувствовала в тексте.  Единственные талантливые эпизоды, это эпизоды о друге  Льва Сергее. Там всё замечательно. Но ведь эти эпизоды написал сам Игорь, так, что будем ждать новых произведений Савельева.

Вначале я не хотела  писать отзыв. Куда нам. . . Но чёрт дёрнул!
Июль,2011г.
***
2.Горюхин Ю. «Истории Горюхина»
Бельские просторы №2,2012г.

Прочитала с любопытством. В тексте соединяется правда с вымыслом и вьётся ниточкой затейливой. А где правда, где вымысел? Не разберёшь. Но занятный экскурс в прошлое.
Понравилось вот это рассуждение: «Но улицы принадлежат тем, чья власть на дворе. Могла ли Екатерина Великая предположить, что в географическом центре ее империи не будет ни одного заштатного переулка, ни одного заваленного мусором тупика ее имени, а “вора Емельку Пугачева” отметят целой улицей, сподвижника же его увековечат и в асфальте, и в чугуне с бронзой? И как разом обомлели бы все секретари обкома Башкирии, узнай они, что командарм Фрунзе, в штыковую захвативший улицу Ильинскую, вдруг перевоплотился в своего идейного врага Заки Валиди».
Огорчил конец. Суровая правда наших дней: на месте могил стоят металлические гаражи.


3.Артур  Кудашев,  повесть «Аперация Оппендицит»
"Бельские просторы",№3, 2012г.

Прочитала повесть Кудашева. Мне было очень неприятно её читать. Что за тема? Трупы, тление. . .Не для слабонервных. Эта проблема м.б. имеет какое-то узкопрофессиональное значение. Но остальным людям это знать ни к чему.
Название дано неправильно. Оно не отражает сути содержания. Безграмотность врачей, взяточничество в мед. институтах - боковая короткая линия в повести.
В общем, хочется всё, что прочитала, поскорее забыть.

Начинается повесть  загадочно и многозначительно:
«Я сейчас уже точно не помню, что меня завело в тот уголок библиотеки. . .».
Далее  автор нам поведал о старинной таинственной книге. Но по нашим спинам уже пробегал нехороший холодок. . .  И не зря!
Вот он труп, сидящий в студенческой аудитории, как ни в чём не бывало.
Далее все мысли героя вертятся вокруг этого трупа, он исследует его жизнь,
Отыскивает его домашний телефон, посещает его квартиру. И в  конечном  итоге выясняется, что далеко ходить не надо было. Этот умерший человек работал  в мединституте, в который герой повести поступал, где все знали его папу, видного хирурга.
 «– Абитуриент? – приблизившись, спросил он меня хрипловатым голосом.
– Да, – сказал я.
– Как фамилия?
Я назвал.
Брови его приподнялись.
– Не Вадима Эдуардовича сын? – спросил он ещё.
Я кивнул.
– Понятно, – протянул он. – Как зовут?
– Эдуард, – сказал я и добавил: – Эдик.»

 А папа в свою очередь знал всех работников  этого института. В том числе  и этого умершего  человека, которого автор называет по ходу повести никак не иначе, как  труп. Этот человек, Имбирцев, нашёл способ, как остановить процесс тления трупов. Скажите, для чего это надо и кому это интересно???
Заканчивается повесть так:

«В ЭТОМ ДОМЕ С 1958 ПО 1992 ГОД ЖИЛ
ИЗВЕСТНЫЙ ВРАЧ-ХИРУРГ
ЭДУАРД ВАДИМОВИЧ ТРЕМОЙЕ»

Я иногда разговариваю с этой доской. Мысленно, конечно, а не вслух. И доска меня внимательно слушает, отвечает и изредка даже даёт вполне дельные советы. Вот и в то утро я решил задать ей один маленький вопрос. Как обычно, мысленный.
Ответ от доски пришёл почти сразу. Звучал он так: «Да. Будет правильно, если когда-нибудь в нашем городе появится доска и в память о человеке, пересмотревшем законы тления».

Что за такая научная проблема «законы тления»? Кому это надо?
Ну, и ещё по мелочи. Автор намекает, что он является потомком рода французского врача Тремойе. А описывает чисто башкирский быт.
 «Открыв дверцы буфета, бабушка перебирала старые коробки из-под конфет, в которых хранила сухую домашнюю лапшу. В одной из коробок лапша уже стёрлась в порошок, и бабушка со вздохом высыпала его в кухонную раковину».
«На обед бабушка сварила суп с говядиной, картошкой, морковью и капустой и заправила его лапшой. Мне нравится такой суп».
Типичная башкирская кухня.
Понравился язык повести, динамичность повествования, описание города, в котором угадываются реалии Уфы.  И даже включён легендарный продавец мороженого дядя Миша. Вот, он уж, наверное,  никогда не думал, что так прославится. А его  и в повесть включили и мороженое его именем назвали. Я сама видела и покупала это мороженое. А почему он так врезался в память уфимцев? Загадка!
***

4.Светлана Чураева
«Чудеса несвятой Магдалины»
(Из романа «Shura_Le»).
"Бельские просторы",№4, 2012г.



В начале рассказа   много   разговоров про яблоки.  . .
 Яблоки – вожделение, яблоки – запретный плод.
«Тебе нельзя!», - кричат родители на героиню рассказа.- «У тебя аллергия!»
«Можно, можно», - говорит СашОк. – «Ешь, они мытые!»
И невольно на память приходит Ева, вкусившая запретный плод.
Далее идёт сплошной ужас. По одну сторону девочка, не понимающая, что с ней происходит.  По другую  - взрослые, слишком хорошо всё понимающие и судящие ребёнка  за собственные грехи.
Она попадает в сущий ад, в больницу, в которой  убийство шестимесячного плода – обычное дело. Они  даже не считают это убийством.  Это девочка плохая! Нагуляла.
«Шлюха!», - презрительно называют её  медработники.
 Ей  не нашлось места в палате, её положили  в коридоре у лестницы.
Но  случилось чудо! Ребёнок, которого врачи хотели убить, остаётся жить и в девочке постепенно просыпаются материнские чувства. . . Они раскрываются  как яблоневый цвет.
.В конце рассказа ей всё-таки приходится вернуться в общество взрослых, грубое  и жестокое, к своему пьянице деду. Что её там ждёт? Неизвестно.

Рассказ написан крепко, профессионально. Дан срез  современного общества.
Читается на одном дыхании, хотя всё в нём  вызывает ужас.

После прочтения остаётся несколько вопросов: непонятно, сколько лет девочке? Вначале я думала девять. Но,  судя по дальнейшим событиям, она должна быть старше.
Я не знаю, где автор видела такой роддом с огромными крысами, которые поедают котов?
С роженицами, которые постоянно сквернословят?
Вызывает лёгкое недоумение название рассказа. Ведь Магдалиной девочка назвала свою дочь. А у самой девочки  должно быть другое имя.
***

5.Салават Вахитов «Хорошие люди»
"Бельские просторы",№6, 2012г.


Я так понимаю, что Салават Венерович употребил выражение «хорошие люди» в ироническом смысле.
Когда дочитала рассказ, первое, что пришло в голову: «не рой яму другому, сам попадёшь». Эта  старая русская пословица относится к благодетелю главного героя Василию Петровичу, который благодаря своим махинациям и воровству, жил припеваючи до поры, до времени. . . пока Бог  не наказал.
Но у меня не вызывает симпатии и сам главный герой. Мне его жаль. Он живёт суетной мелкой жизнью. Тоже всё ловчит, ничем не брезгует,  лишь бы  добиться  своей цели. В данном случае квартиры, машины. . .
И жена у него довольно странная дама.  Когда  всё плохо у мужа,  уходит. Когда хорошо, возвращается. И всегда в панамке и с рюкзачком за спиной.
Одно слово, бывшая туристка!  А нюх у неё удивительный. .   .И как это она всё чует?
А  как  же  наставления священника во время венчания  «. ..и в горе, и в радости. . . неотделимы. . .»?   Это закон супружества.
***

6.М.Яковлев «Улыбка молнии»
"Бельские просторы",№5, 2012г.

Возможно,  я что-то не поняла. . . Но рассказ мне показался бессмысленным.
На продолжении  всего повествования  идёт нагнетание  какой-то подростковой псевдоромантики и таинственности.
Мне понравился единственный  завершающий эпизод в конце: когда, наконец, свершилось то, к чему много лет так упорно стремились герои рассказа. Они стояли на площадке главного минарета мечети, бушевала гроза, временной портал был открыт, но ни у кого из них не хватило духу  шагнуть в неизведанное. . .Каждый  решил остаться в своём времени, в своём измерении, на своём месте. И я считаю, что это не трусость, это мудрость.  Возникает вопрос: а почему же тогда они  с таким  маниакальным упорством  в течение  многих лет стремились к этому моменту? Да, просто, у всех людей есть мечта.  Их тянет к неизведанному, к возможному, которое им  совсем не нужно
*** 

7.Вадим Богданов.  «Гуси-лебеди». Рассказ.
«Бельские просторы», №8, 2013г.

Как пёс Михрютка династию Романовых спас

Театр начинается с вешалки, а любое прозаическое произведение с первого абзаца.
Как в  капле воды отражается весь мир, так в первом абзаце весь рассказ: его язык, стилистика, интонация. . .и т.д. И уже видишь: стоит это читать или нет.

Вадима Богданова помню ещё юношей – студентом Высшей школы МВД, в  джинсовом костюме, яркой оранжевой рубашке, заносчивого, высокомерного. В те годы он писал лирические  стихи о звёздах из фольги, которые мне нравились.
И вот, предо мной  другой Богданов, зрелый, сорокалетний, муж и отец. И его сказочка «Гуси- лебеди».
Я конечно не училась в высшей школе МВД, потому в жанрах не разбираюсь:) И трудно мне понять, что это такое, сказочка, ужастик, фэнтези?
Здесь есть всё! Сказочный сюжет, замешанный  на историческом материале, ужастик, в котором мертвецы  разлагаются и гремят костями, а всё это вместе можно наверное назвать фэнтази. Хотя на фэнтази, мне кажется, эта сказочка не тянет.
Надо отдать должное автору, он проделал большую работу  - вытащил на свет Божий множество древнерусских слов,  давно вышедших из употребления, которые никому непонятны и живут только под обложкой Словаря Даля. Даже слово «своебышный» я к своему удивлению встретила в его тексте. Это слово я слышала только  в детстве от своей прабабушки.
По этим причинам текст  трудно читается. И, я думаю, вряд ли простой читатель его одолеет.
Я согласна с Юрием Горюхиным «это стилизация на стилизацию» и поэтому такой язык произведения только портит его. При прочтении возникает чувство вторичности.
К тому же встречаются и ляпы:
 «Улыбчивый воин, молодой и крылатый – будто ангел Гавриил, подумал Миша, – отступил чуть в сторону, махнул ободряюще рукой, заулыбался.»

В тексте упоминается «ангел Гавриил», но Гавриил  не ангел, а Архангел. Такие простые вещи , мне кажется, всем известны.

Слегка шокировал разговор между двумя поляками-шляхтичами:
«– Пусть пан Завистовский мурлом своим жмудским встанет, так я по тому мурлу хоть чеканом, хоть саблею пройдусь, и думаю: то только на пользу красоте оного мурла станет! «

 Слово «мурло»  из современного сленга.
Древние рыцари Смутного сремени не могли так разговаривать.
Эта сказочка могла быть милой, если бы была написана обычным  современным языком, если убрать из текста всех этих ужасных  тлеющих мертвецов, которых Богданов описывает с чувством сладострастья.

Но может быть, это пародия на жанр?




8.Марсель Саитов. «Стихи по приколу»
«Бельские просторы»,№8, 2014г. «Гамбургский счёт»


Молодой поэт, Марсель Саитов. . .Я о нём почти ничего не знаю. Раза два видела его выступление перед публикой. Обаятельный непосредственный, стихи читал скороговоркой с какой-то милой полудетской интонацией. Что-то про нанейку, которая вяжет тёплые носочки и про чай с чак-чаком. . .Мне понравилось. И публика его принимала по – доброму. Это запомнилось.
И вот передо мной лежит подборка его стихов, на которую надо написать отзыв. Но я в затруднении,  я не знаю, что писать? Я ожидала большего.  А в подборке путаные строчки без всякого смысла. Но в них, я чувствую, что-то кроется потаённое, что прорежется со временем.
Можно играть словами, смыслом слов, как это делает наш современник Константин Кедров-Челищев. Но это не игра ради игры. Посредством этой игры он нам открывает новые смыслы русского языка, нашей жизни. Мы что-то неожиданное вдруг понимаем и видим. То, что раньше не замечали, мимо чего проходили..

Кедров-Челищев

Шагал

 Я никому не присягал
 По небу как Шагал шагал
 Шагал по небу сквозь века
 Проваливаясь в облака
 23.2.13

Душа и тело

 Душа и тело на исходе вскрика
 Душа-скрипичный ключ
 А тело-скрипка
 18 июня 2014

У Марселя же, игра словами, как пинг –понг. Кинул туда, кинул сюда. . .А мы ничего не поняли.
В первом стихотворении он пишет о сообществе «Архзащита», которое якобы существует на деньги Пенсионного фонда и не даёт жизни двигаться вперёд, защищая старые формы жизни. На самом же деле Архзащита занимается  проблемами cохранения Архитекткрных памятников. Нет Будущего без Прошлого.
И если не останется островка старой дореволюционной Уфы, мы будем жить в каменных джунглях и не будем иметь представлдения о прежней Уфе, зелёной и уютной. Привожу цитату:

«Целью проекта Архзащита Уфы,
финансируемого за счёт средств пенсионного фонда,
является сохранение старых форм архитектуры,
литературы, языка, мышления, мировоззрения,
и вообще защиты всего старого от всего нового.»

Хочется особо выделить строчку:
«и вообще защиты всего старого от всего нового».
 Почему автор так решил? Или этим он хотел сказать, что его стихи – это НОВОЕ. Против которого будет воевать Архзащита и люди, отстающие от времени???

На самом же деле, чтобы быть новым необязательно оригинальничать, можно писать классические стихи и быть новым. В том случае, если ты открываешь новые смыслы, интересные людям.
И « чью ночью ночью» нам как-то не очень интересно. И читателям нет до этого дела.
И непонятно при чём здесь «Кремль от прыщей».

Но следующее стихотворение  из его подборки мне понравилось:

«вот проснуться и валяться
слушать птичье с колокольным. . .»

Понравилось и это стихотворение:

«не каждый кто вещает
освещает
но всех кто завещает
навещают

не каждый кто вмещает
размещает
но всех кто совмещает
замещают»
 
Не поняла только две последние строчки. Ну, Марсель любит составлять ребусы.. . .
Про чёрного человека понравилось. Тема «чёрного человека» вновь входит в моду в литературе. Я тоже этой весной написала стих «Чёрный человек». Но каждый автор вкладывает в этот образ свой смысл,.

*  *  *
белый баннер на стене
чёрный дом в одном окне
чёрный чёрный человек
и его не видно мне

***
Сквозит юмор в стихе про собаку:
*  *  *

мы бессмертны напока
мы безумны насовсем
вон собака в сапогах
в сапогах ты чо совсем

мы бессмертны напока
мы безумны не совсем
а собака в сапогах
в сапогах удобно всем
***
Ну, а дальше сплошная «Агния Барто» «ты не это, я про то. . .»

я про это ты про то
я не это ты не то
где-то агния барто
заглянула в бенеттон

да я это но зато
да и это всё не то
где-то агния барто
ждёт автобус под зонтом


Непонятно для чего автор использовал в своих  стихах некоторые строчки из классиков. Например:

*  *  *

мороз и солнце день чудесный
вроде нечего добавить
но добавил значит есть
***
Что он смог добавить к Пушкинской строке? Мне кажется, что ничего.
Есть стих с использованием есенинской строки «Шагане, ты моя Шагане. .», «гений чистой красоты» пушкинское. .
Для чего? Всё для прикола?  Но Поэзия – это не прикол. Прикалываться можно в кругу друзей за бутылкой пива.

И в заключении:
*  *  *

вот узнают об уфе
назовут уфимской школой
просто делать по приколу
за отсутствием кофеен
за наличием пивных
но без частых проливных
за наличием дорожек
просто делать понарошку
как боксёр рудольф нуриев
теннисист шаляпин фёдор
и земфира чемпион

По-видимому, автор хочет сказать,  что   его стихи, написанные по приколу, назовут уфимской школой.. ..
Ну, будем надеяться на это.


Рецензии