Вопрос о Политии и Политейе

Какие черты античного полиса представлены в трактате Аристотеля «Афинская полития» и в диалоге Платона «Государство (Политейя)»?

Увы, переводчики Аристотеля, в большинстве своём, не являются аристотелеведами, а чтобы приемлемо понимать Платона, требуется прочитать в оригинале всё то, что читал он сам и чьей эпохе сделался итогом: Гераклита, Пифагора, Гомера, уйму трагедий, а также присовокупить к данному перечню хотя бы Прокла с Плутархом. Кроме того, трудность понимания античных текстов связана с почти нулевым количеством переводчиков оригиналов в отечественных кругах, в то время как в кругах западных таких светлых голов со времён эпохи Ренессанса было всего несколько, и тот уровень знания языка в условиях современности получить малореально (со слов Д.В. Бугая, спецкурс «Платон», МГУ, 2012 год).

Широко известная в узких кругах научной элиты филолог-классик Т.В. Васильева в 90-е годы честно признавалась студентам — её курс позволит разве что находить в изучаемом тексте термины и сопоставлять их с переложенными, чтобы выявлять неточности, навроде «софистаса» (;;;;;;;;), переведённого как «мудрец», или «софос» (;;;;;). Однако всё прочее, как и сама взаимосвязь слов, навсегда останется тайной для любознательных искателей истины (со слов Д.В. Бугая, её бывшего ученика).

Сперва отмечу несколько общих и, на мой взгляд, принципиальных моментов:
1. Периоды зрелости Аристотеля и Платона пришлись на середину IV века — самое время, чтобы ностальгировать и подвергать анализу полисную систему.
2. Оба воспринимали идеальное государство как естественную потребность человеческого существа: стоит лишь поработать над организацией внутреннего самоподдержания системы, как она окажется устойчивой и надёжной навсегда.
3. Каждый из них сконструировал уникальную модель своей личной утопии. И можно было бы умильнуться наивности авторов, да только идеи эти остаются актуальными благодаря усилиям не только философов, но и действующих ныне политиков.

По Аристотелю (государство как «общение во благо») главной ценностью Политеи является вполне себе полисного типа гражданин, для которого дике (священно-идейно-морально-правовая норма) — это активная позиция в военной, политической, судебной и культурной жизни своей родины: «Раз народ владычествует в голосовании, он становится властелином государства» (Аристотель, «Афинская полития»). И вообще, по его же словам, «Человек — животное полисное».

Однако, — и я надеюсь, что тут виноват не переводчик, а пагубное влияние Демагога, чьих последователей Аристотель ласково называл простатами (см. Википедию, статью о Демагоге), — автору присущи противоречия вроде одновременного превознесения как среднего класса, так и всеобщего равенства. Ещё он порицал демократию, но исключительно представительного типа, — действительного по сей день, — при котором всякий работающий на одобрение большинства популист преследует свои личные интересы, но не интересы избирателей, а значит народ для него лишь жребий в борьбе за тот или иной набор пропагандистских трюков, типа обещания всеобщего равенства (на всякий случай, напомню про статью о Демагоге).

Платон (государство как усовершенствованный способ людей разумных договариваться друг с другом посредством закона) явно ориентировался на полис сельскохозяйственного типа, вроде доведённой до абсурда схемы функционирования Спарты, насколько я могу судить, с тесеевским делением общества на 3 разряда, где место родовой знати (эвпатридов) заняли бы наставники-мыслители (видимо, вследствие форумного синойкизма), геоморов — сословие воинов, а в сословие кормильцев вошли бы дельцы, геоморы и демиурги. Он восхищался стабильностью, которую полису способна обеспечить грамотная внутренняя иерархия, самоорганизующая его деятельность с учётом накопленного исторического опыта. Иными словами, Платон сиртачил от более простой, ранней модели демократии (по его мнению, справедливой и одновременно несправедливой власти большинства), лишь сдобрил её для комфорта рассуждений атмосферой симпатичных ему идей и абстракций. Например, напомнил, для чего полису изначально были нужны вооружённые люди. И что этим чем-то являлась защита от внешней угрозы, а не возможность правящей прослойки поугнетать граждан на период принятия реформ. На данном сомнительном моменте можно обвинить автора в стремлении к изоляционизму и в представлении, будто обитающие вне полиса неразумные неграждане призваны являть собой опасную угрозу, которая и должна занимать граждан с оружием. К. Поппер так и поступил. Он счёл Платона противником «открытого общества», а его учение об идеях тоталитаризмом, страхом перед либерализмом и будущим фашизмом. Также Поппер упомянул, что «сторожевые псы» тогда могли бы не проливать кровь мирных граждан, когда бы в платоновском государстве были объединены идеи именно либеральной демократии (см. «Открытое общество и его враги» К. Поппера, конец I тома). Хотя на мой взгляд, даже такая обстоятельная критика не отменяет возможности каждого из представителей «открытого общества» на своё прочтение бесконечно глубокого и культового труда автора, ставшего нарицательным в контексте романтических отношений, а также просто великого «пастуха» своих «теней».


Рецензии
Мы сегодня можем восхищаться, можем критиковать, ругать древних филосософ, но, самое главное, что мы должны, это понимать ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ человека и общества, понять, что такое ДЕМОКРАТИЯ?...Эти два раздела утеряны нашим обществом, а предлагаемое видение этого напрочь обществом отвергается.
Тогда только можно задуматься о закономерностях развития, чтобы видеть историю прошлую, настоящую и будущую...

Геннадий Загрунный   01.10.2016 22:10     Заявить о нарушении
Как говорит профессор В.А. Томсинов, представительная демократия является символом, на котором держится вся политическая жизнь Запада.
Проще говоря, это что-то типа доллара: вроде и бумажка, но в то же время ходовая валюта, благодаря которой современный мир не откатывается к состоянию первобытного строя, а наоборот, развивается во всех мыслимых направлениях. Взгляните на ту же Северную Корею. Немыслимо, но вполне осуществимо. И держится на поклонении двум мертвецам.

Сигурма   03.10.2016 11:40   Заявить о нарушении
1.Демократия, это ускорение развития человека и общества путём включением в этот процесс развития человека мозга самого человека!...

2.ДЕМОКРАТИЯ, это такое состояние общества, когда в результате возникновения частной собственности, её развития и в связи с началом борьбы человека за увеличение её(частной собственности) размеров, общество делится на собственников и рабов, при этом право на жизнь человека обеспечивается правом на владение и управление частной собственностью для собственников и правом на труд для рабов..

Частная собственность возникла и совершенствуется исключительно как инструмент ускорения развития человека!

2. ДЕМОКРАТИЯ, это различные формы взаимодействия власти и общества, в частности, ДЕМОКРАТИЯ,
это власть собственников(НАРОДА) или
это автократическая власть.

3.ДЕМОКРАТИЯ, это временная эпоха между первобытным строем и целью развития человека.

Цель развития человека - создание такой собственности(частной) , которая обеспечивала бы право на жизнь каждого человека за счет права на владение и управление собственностью!

4.Демократия, как Власть собственников, обеспечивает достижение цели развития человека.

5.Демократия, как авторитарная власть, не обеспечивает развитие человека уже на стадии империй, история показывает, что все империи распадаются.

6.Эпоха демократии разделяется на два периода:

а.период рабской демократии, в процессе которой собственников становится меньше и меньше(в пределе - ОДИН!...-монарх-император) , который обобществляет всю собственность!...

б.период либеральной демократии, в процессе которой количество собственников возрастает(за счет разобобществления-приватизации)до тех пор, пока все станут собственниками!

Геннадий Загрунный   03.10.2016 11:47   Заявить о нарушении