В Колумбусе и на Тихоокеанском берегу 1989 г

Первое, что мы узнали в Америке (мы – это Котов – руководитель экспедиции, Хабибулов - переводчик, Тарасов – член экспедиции) – это удивительная судьба наших чемоданов, брошенных в Чикаго на эскалаторе. Поскольку пересадки спланированы были так плотно, что небольшая задержка рейса  оборачивалась многочасовым ожиданием  в Чикаго. Профессор Дэвид Крейг, сопровождавший нас, указал на эту опасность и предложил бросить чемоданы, предупредив дежурного на эскалаторе, что мы оставляем чемоданы, т.к. боимся опоздать на наш рейс, который улетает  через 15 минут, а нам ещё ехать до нашего терминала на метро. Да, я не ошибся, до южного терминала надо было ехать минут 7 на циркулирующем поезде метро.
Чемоданы были оставлены, и мы даже «не волновались» об их судьбе. На следующий день, когда проснулись, они уже дожидались в коридоре в коридоре у нашего номера.  «Да! Чудеса!» - подумал я, но не подал и вида, что волновался за судьбу чемоданов. Утром Дэвид покормил нас и напоил тем, что в Америке называется кофе. Мы были готовы на подвиги.
Первое, куда повёл нас Дэвид, была лаборатория географических информационных систем (ГИС). Я делал вид, что всё понятно, но внутри у меня всё ликовало от догадок, как это они делают? Однако язвительность не покидала меня, и когда нам задали вопрос, о том, какое о том, какое событие мы хотели бы видеть, я мгновенно выпалил, в надежде на их провал: «Можно ли видеть разлив нефти из супертанкера на Аляске?». Мне ответили положительно, оговорив погодные условия (и я провалился!!!).Видно было, как трудятся маленькие баркасы и чуть ли не люди.
После этого я ходил, как пьяный и даже приглашение в дом-лабораторию Дугласа Вэй я уже ничего не ожидал. Это была моя очередная ошибка.
Дуглас был радушным хозяином, ожидавшим нас, гостеприимный и весёлый. Конечно, всё началось с рассказа о сути его работы, которую он делал, не выходя за порог его большого дома. Он занимается картированием прокладываемых дорог, сооружений, тоннелей, парков и гражданских домов. Всё это требует  обязательного отведения оптимальных участков земли, их отчуждения. Как известно, они стоят больших денег. Обязательно применяется аэрофотосъёмка, и даже спутниковая съёмка перпендикулярно поверхности земли или наклонно  к ней. Наклонная съёмка (SLAR) дает возможность увидеть высоту объекта. Дуглас подарил каждому из нас по экземпляру своей громадной книги, затем пригласил нас на обед , а я почти всё время провёл с его забавным сынишкой 5 лет, который прекрасно понимал меня, а я – его.
Из Колумбуса мы вернулись в Чикаго, и через 2 часа уже летели в Сиэтл, т.е. на берега Тихого Океана. В Чикаго, как и в Нью-Йорке, мы ничего не видели, поскольку нас просто не выпускали в город из-за нехватки  времени.
В Сиэтле мы посетили знаменитый Университет и, поэтому задержались на два дня. Что мы делали – трудно сказать! Запомнилась только встреча со специалистом в области хемометрики  Белманом; к плохому переводу его книги я часто обращаюсь в своих лекциях и семинарах по мониторингу. Но какая прекрасная книга “Elementary  Statistics  in  world  Applications”. И без перевода всё понятно!  Мы жили на горе (Университет так расположен) и с неё виден океан и вся территория великолепного авиационного  завода «Боинг». Видно как с конвейера сходят одон за одним гигантские самолёты.
Из Сиэтла наш путь лежал в столицу штата Вашингтон – Олимпию. В Олимпии мы знакомились колледжем природного направления. Здесь же встретились с Томом Х., который далее встретится в американской части  совместной экспедиции на озеро Байкал.
Олимпия не была последним городом на Американском побережье. Мы поехали далее, почти на границу с Канадой в Беллингхем (штат Вашингтон); до Ванкувера – рукой подать. Университет произвел  особенное впечатление своим расположением в лесу, на природе, а сам город – какой-то архаичностью (в общем, я променял бы шумную Москвой на этот маленький городок). Здесь – в честь нашего приезда у мэра был дан обед. Индеец принёс громадного лосося, и  мы ели его куски, приготовленные на мангале.  С нами обедал весёлый мужчина в штатском, сказавший, что он помогал наводить порядок в Чили. Разговорились. Он, в - чине полковника ушёл в отставку, но  его вопросы не говорили об отставке. Сейчас обо всём можно было говорить открыто. 
Из Бирлингхема наш путь лежал вновь в столицу штата Вашингтон Олимпию и находящийся в ней колледж. Затем мы вновь оказались в Сиэтле и Северо-Западном Университете, в котором пробыли ещё два дня. Более всего нас поразили заводы Боинга, выпускающие каждый час по два самолета. Та что,  вокруг залива , с дорожек завода взлетело два самолёта.
Дальнейший путь лежал в Портленд с посещением Университета. Путь по Тихоокеанскому побережью, с его красотами  закончился Юджин (столица штата Орегон). Правда, мы заезжали в городок Сейлем, знаменитый сейлемскими  ведьмами.   
Во всех местах Тихоокеанского побережья, где мы были, нам всё время задавали один и тот же вопрос о судьбе совы (название совы на латинском языке я забыл). Для такой забывчивости имелись причины. Так и хотелось сказать: «Нам бы Ваши заботы». У нас в стране стало голодно и неспокойно. До их ли совы было нам? Хотя всё же жалко совушку, у которой местообитания в результате вырубки лесов.
В.Т.


Рецензии