Vivat, плагиат!

Статья помещена в моём Литературном дневнике на Стихи.ру - https://www.stihi.ru/diary/karelina1960/2016-09-30.
Поскольку речь всё же так или иначе касается художественной литературы в целом, то мне показалось, что будет уместно поместить её и на портале Проза.ру.


Наверное, назрело время коснуться одной серьёзной темы, связанной с плагиатом и плагиаторами на нашем поэтическом портале.Несмотря на то, что тема не нова, а имеет древнейшие истоки, её актуальность значительно возросла. Явление, связанное с плагиатом, досаждало не одному поколению писателей. Современные тенденции к присвоению чужого авторства не просто возросли, а обрели массовость и новые формы. Затронул этот процесс и многие другие сферы. Литературное воровство процветает и не собирается сдавать свои позиции. Наверное, в этой связи стоит задуматься и о моральных нормах.

В настоящее время, когда практически всё население вооружилось умением читать и писать, число поэтизирующих выросло до невероятных масштабов, как, собственно, и число самих плагиаторов. О том, что на Стихи.ру процесс плагиата прижился, я узнала не очень давно и особого внимания не обратила. Но когда увидела, что и мои произведения начали пользоваться спросом, заинтересовалась всерьёз. Масштаб воровства в целом ошеломил. Количество претендентов на звание «народный плагиатор», замахнувшихся на чужую поэзию, видимо, безгранично. Одни это делают по незнанию, другие - с целью занять место на поэтическом Олимпе. Разница в том, у кого, сколько и что именно «изъято в личное пользование». Будет уместно вспомнить слова М.Е. Салтыкова-Щедрина: «У нас в России воруют все. И при этом, хохоча, приговаривают: Да когда же всё это кончится?» Однако замечу, что не все авторы проявляют нечистоплотность в отношении своих собратьев по перу. Так, на Стихи.ру довольно широко пишут стихотворные отзывы и дают ссылку на вдохновителя, честно признавая таким образом свои новые произведения заимствованием.
Но давайте рассмотрим всё по порядку. Не удивляйтесь, что нам придётся заглянуть за горизонт очень далёкого прошлого человечества.
Итак... Вначале было слово..?
Считается, что до тех пор, пока не была изобретена письменность, приоритет принадлежал устному творчеству. Значит, можно предположить, что рождение литературной деятельности с использованием письменности было началом просветительства и совершенствованием устного народного творчества, и о плагиате будто бы говорить рановато.
Некоторые интернетовские источники считают, что самый древний и самый простой способ письма появился еще в палеолите - "рассказ в картинках", так называемое пиктографическое письмо (от латинского pictus - нарисованный и от греческого grapho - пишу). Но интересный момент: палеолит - первый исторический период каменного века, когда гоминидам пришла идея использования каменных орудий, а это примерно около 2,5 млн лет назад. Но придётся оставить эту загадку разночтений, чтобы не зависнуть в прошлом гоминид, и вернуться в более близкий период. Как ни странно, но существуют различные датировки, которых великое множество.
Допускаю, что письменность возникла вместе с «обретением дара речи». Достаточно вспомнить о пиктографическом письме. Там уже можно говорить и о слове, и о записи слов. Известны, по крайней мере, первые зафиксированные источники, свидетельствующие о появлении такой письменности. Сложно сказать, первые ли они на самом деле. Однако первой, по некоторым источникам, письменностью, названной клинописью по своей позднейшей форме, считается шумерская, несколько позднее возникла египетская, которой покровительствовал бог Тот и богиня письма Сешат. Также одной из древнейших письменностей считается китайская.
Так вот, ещё до н. э. в Древнем Шумере (Передняя Азия), в Древнем Египте, а потом и в Древнем Китае, существовал способ письма: каждое слово передавалось рисунком, иногда конкретным, иногда условным. Египетские рисунки греки назвали иероглифами: "иеро" - "священный", "глифы" - "высеченный на камне". Ну чем не литературные попытки? Можно предположить, что существуя не одно предполагаемое тысячелетие, такое письмо могло способствовать началу развития литературного творчества.
Принято считать, что первоначально потребность в передаче информации на расстояние породила предметное письмо, имевшее символичный характер. Затем появилось письмо пиктографическое, а следом за этим – слоговая письменность и алфавитное письмо. Упомянула я это в связи с тем, чтобы напомнить о длительном периоде становления письменности, сопровождающемся процессом совершенствования.
Именно письменность дала нам возможность основательно приобщиться к познанию. Но именно с этого периода и начался процесс, именуемый плагиатом. Естественно, невозможно назвать первый случай плагиата. Зафиксировать его никому не удалось. Письменные памятники античной литературы, древнегреческой и древнеримской, относят к I тысячелетию до н. э. и началу I тысячелетия н. э. Можно, наверное, сказать, что эта литература также причастна к плагиату. Скорее всего, и до знаменитого Гомера этот процесс уже происходил. В культурной жизни того времени, как принято считать, преобладало мифологическое сознание. Долгое время именно мифы были источником познания исторического прошлого, что и оказало влияние на развитие литературы. Несмотря на кажущееся несоответствие историческим свидетельствам, миф сыграл свою положительную роль. Со временем мифы, как форма знания, утратили актуальность, тем не менее, до наших дней сохранилась тенденция заимствования мифологических тем. Словом, все основные сюжеты зародились и пришли в устной форме из религии и мифологии. В дальнейшем они получили определённую обработку и были заимствованы. Вот так и началась эволюция плагиата, поначалу довольно безобидного.
Нельзя сказать однозначно, что существующие некоторые книги в виде рукописей имеют отношения к плагиату хотя бы потому, что они, благодаря переписчикам, несут своё полезное назначение. Если бы не «озвучивались» залежавшиеся рукописи такими просветителями, то мир не узнал бы много полезного и интересного. Вероятно, до XV в. всё было относительно спокойно, пока процесс не начал набирать не только просветительскую силу. Появились авторы, заявившие об авторских правах. И тут технический прогресс, с изобретением печатного станка, решил, что жить стало веселее: в XVII веке слово «плагиат» обрело современное звучание.
В настоящее время широко озвучена трактовка термина «плагиат», поэтому приведу лишь одну: плагиат — ПЛАЖИАТ ( plagiat m. <лат. plagio похищаю) - присвоение или использование без разрешения автора и без ссылки на него художественного или научного произведения, а также оглашение изобретения до его оформления без согласия изобретателя.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Думаю, не стоит называть все известные имена в связи с плагиатом. Их слишком много, и это отдельная тема для дискуссии. Так, Шекспир, по некоторым утверждениям, редко ссылался на первоисточники, но и сам к охране своего авторства был равнодушен. В то же время были авторы, которые усердно защищали свои права уже в XVI в.
Самое интересное, пожалуй, то, что в настоящее время точно также относятся к процессу литературного воровства, как и в прошлые века. Считается, что позаимствовал идею, обмусолил, предал ей новую форму и она – твоя, только твоя. Ты же улучшил её. Ты уже не просто поэт, ты - творец, гений. И не важно, что «улучшенное» может вовсе не выглядеть лучшим. Но самое неприятное, что не только идеи и чужие строки становятся чьей-то добычей, но даже просто изъятые и бессовестно присвоенные тексты. Можно понять недовольство авторов, оскорблённых подобным образом.
Так стоит ли не обращать внимания на данную проблему?
Об этом давайте поговорим в следующий раз, коснувшись разнообразия форм плагиата, авторских прав, законодательства и... пока не будем забегать вперёд.

Продолжение начатой темы следует...

Картинка из Интернета


Рецензии