Ч. 32 Поход подводной лодки М-32

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2016/09/30/1721

С 17 по 25 июня 1942 года подводная лодка «М-32» типа «Малютка» под командованием капитан-лейтенанта Николая Александровича Колтыпина совершила два транспортных рейса в Севастополь.

Во второй рейс подлодка вышла из Новороссийска 19 июня. На рассвете 21 июня она прибыла к месту назначения. Когда наступила темнота, подлодка всплыла и в надводном положении перешла в бухту Стрелецкую для разгрузки.

С «М-32» выгрузили 8 тонн мин и винтовочных патронов и выкачали 5,8 тонн бензина. При выкачивании бензина его пары успели распространиться по всему кораблю. Выкачивали своей помпой через пожарную магистраль.

Приняв на борт восемь пассажиров - двух военных корреспондентов, двух офицеров гидрографического отдела флота, двух раненых офицеров и двух женщин, в час ночи 23 июня подводная лодка отошла от пирса на середину бухты для дифферентовки.

Читателей, которых заинтересует, что такое дифферентовка, отсылаю к статье в которой подробно описывается, что это такое.

О готовности корабля к походу требовалось доложить оперативному дежурному штаба флота. Когда включили радиоаппаратуру, то от искры генератора в третьем отсеке взорвались пары бензина. Начался пожар. Лодка в это время находилась под водой, отсеки задраены.

 Ожоги первой и второй степени и ранения при взрыве получили командир БЧ-5 инженер-капитан-лейтенант М.В. Дьяконов, помощник командира старший лейтенант П.И. Иванов, старшина 2-й статьи К. Хиневич, боцман Н. Мирошниченко и радист краснофлотец Ф.Смирнов.

Пока личный состав устранял повреждения радиорубки, радиоаппаратуры и компрессора, уже начало светать. Командир подводной лодки вывел корабль из бухты. Подводная лодка легла на грунт на глубине 36 метров у выхода из Стрелецкой бухты между мысом Херсонес и бухтой Казачьей.

С 5 до 11 утра всё шло нормально, экипаж, 20 человек, и 8 пассажиров знали, что нужно дождаться темноты, чтобы подлодка могла всплыть и следовать в Новороссийск. В светлое время суток сделать это было невозможно из-за хорошо пристрелявшейся вражеской артиллерии. Командир лодки, обходя отсеки, приказал: «Всем лежать и отдыхать, лишних движений не делать».

Однако пары бензина незаметно отравляли людей, которые испытывали сначала опьянение, а потом сонливость, теряли сознание. Послышались песни, кто-то плясал с камбузными ножами, нёс всякий бред, люди укладывались там, где их заставала непреодолимая сонливость, и впадали в беспамятство.

Женщины просили всплыть, командир объяснил, что это невозможно, тогда они решили, что все хотят погибнуть и просили их застрелить, чтобы не умирать мучительной смертью. Они тоже вскоре потеряли сознание.

Дольше всех держались три человека, которые были способны понимать происходившее и не спать: командир лодки, краснофлотец Сидоров и главный старшина группы мотористов Николай Куприянович Пустовойтенко.

Старший инженер-лейтенант Медведев, исполнявший обязанности обгоревшего командира БЧ-5, бредил и пытался отдраить люки, а Сидоров оттаскивал его за ноги.

Медведеву всё же удалось отдраить один люк, но 36-метровый слой воды прижимал люк и не дал его открыть. Однако люк остался незадраенным. Вскоре Медведев и Сидоров тоже потеряли сознание.

В 17 часов, теряя сознание, командир подлодки приказал Пустовойтенко продержаться до 21 часа, и тогда привести его в чувство, иначе они все погибнут. Невероятным усилием воли старшина не дал себе заснуть. Но в 21 час он не смог привести в чувство командира и никого, кто бы мог быть полезным при всплытии лодки.

Он принёс на себе капитан-лейтенанта в центральный пост и уложил его так, чтобы свежий воздух после всплытия и отдраивания люка привёл того в чувство. Из всего экипажа ему удалось поднять только старшину 2-й статьи Захарова, но тот снова потерял сознание. Пустовойтенко самостоятельно продул среднюю цистерну. По глубиномеру он увидел, что рубка вышла из воды.

Старшина поднялся по скобтрапу  и из последних сил повернул штурвал люка.  От удара свежего воздуха он стал терять сознание и успел задраить люк. Теперь все в лодке находились в бессознательном состоянии.

Подвсплывшую лодку течением отнесло на камни у Херсонесского маяка. Из отдраенного люка в шестом отсеке вода просачивалась, залив трюм и главный электромотор.

Пустовойтенко пришёл в себя, открыл рубочный люк, и с огромным трудом  вытащил наверх командира. Тот долго не мог очнуться. Главстаршине помог один из раненых, начальник инженерного отдела флота полковник И. А. Лебедев, который пришёл в себя.

Пока командир приходил в себя, Пустовойтенко включил корабельную вентиляцию, задраил люк в 6-м отсеке и откачал воду из трюма. Чтобы дать лодке ход, он вытащил наверх электрика, и привёл того в чувство. К тому времени командир вступил в командование.

Электрик пришёл в себя, но сознание его ещё оставалось затуманенным. Вместо исполнения команды «назад» он дал «вперёд». Был час ночи, шёл дождь, волнение поднялось до 5 баллов, лодку било о камни.  Командир спустился вниз, спросил электрика, почему тот не даёт хода назад. На это Кижаев ответил: «Наша лодка должна идти только вперёд, назад нельзя, там фашисты».

Командир приказал Пустовойтенко контролировать электрика, пока у того не прояснится сознание. Капитан-лейтенант приказал запустить дизель, снялись с камней. Колтыпин вывел лодку, несмотря на повреждение руля, с минного поля. Постепенно люди приходили в себя и приступали к исполнению своих обязанностей.

Очнулся штурман и стал помогать командиру. Включили на зарядку батареи. Несколько раз погружались при появлении самолётов.

25 июня благополучно пришли в Новороссийск.

Продолжение http://www.proza.ru/2016/10/03/1604

На фотографии: подводная лодка в Новороссийске


Рецензии
Чудом выжили!

Григорий Аванесов   16.08.2019 10:22     Заявить о нарушении
Действительно, это было чудо.

Владимир Врубель   16.08.2019 10:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.