Дух зала - это ЦКИ

  В Древней Японии отрицали границы и рамки, навязанные людским мышлением. Обожествлению же предавалась природа. Живая. Дикая. И совершенная. Каждый камень, кажущийся сейчас простому обывателю лишь помехой на пути, имел значение. Имел свою душу. Простой лист, упавший с дерева, мог предвещать перемену погоды. Пруд, выкопанный у дома знатного вельможи в виде журавля, был благоприятен и приносил удачу владельцу. Бесчисленное количество красок, традиций, обычаев и обрядов, так трепетно хранимых на протяжении веков, ныне стали утеряны. Я же являлся лишь наблюдателем этой грустной поры и мечтателем, пребывавшим в грезах о возможности прикоснуться к великой эпохе древности. Я желал знать о ней все. Сейчас же я стоял на пороге одноэтажного здания, спортивного клуба, в котором таилась моя давняя мечта - "Додзё" - место, где есть время лишь самосовершенствованию и тяжелому труду.
 Я в нерешительности мялся на пороге, а затем, все же распахнул дверь и вошел внутрь. Ничего необычного. Консьержка на входе, смотрит угрюмо, будто подозревая меня в чем-то.
- А у вас можно на каратэ записаться?
- Сейчас тренер подойдет. Поговорите с ним. Если он скажет приходить...
Я пожал плечами. Ну ладно, подожду.
 Тренер не впечатлил. Если честно, я ожидал этакого черного буддистского монаха, с пронзительным, гипнотизирующим сознание, взглядом, несущего в себе свое смертоносное знание... Но передо мной стоял лишь человек. И он спрашивал, в какую группу я хочу записаться.
 На первое занятие я пришел сегодня же. Мне не терпелось познать тайное искусство Востока. Все в группе были в кимоно, и это уже вызывало во мне трепет и предвкушение.
- Ты первый раз? Новичок? - подошел кто-то ко мне.
Я сказал, что да, и постарался побыстрее избежать разговора. Я хотел начать заниматься.
Но...
Мы делали одно и то же. После каждой тренировки я возвращался мокрый как мышь, уставший, но так и не утоливший свою жажду знаний.
Прозанимавшись месяц, я, наконец, задал свой вопрос тренеру, вложив в него все разочарование и боль от зря, по моему мнению тогда, потраченному времени.
- Зачем ты пришел? Насмотрелся фильмов?
Я смутился. Конечно, фильмы произвели на меня впечатление...
- Ну... Я надеялся познать тайну, а тут... Одно и то же, понимаете? Один и тот же удар "Цки", одни и те же блоки, движения!
- Но ты же чувствуешь разницу, когда стоишь в паре с тем, у кого пояс выше, чем у тебя?
- Да, но я не понимаю все равно.
- Ты ждешь чудо? Чудо - это труд. Упорный, болезненный, долгий и нудный. Когда тебе хочется бросить все, хочется посидеть дома после учебы или работы, с девушкой в кафе сходить. Но ты ставишь цель и идешь к ней. Даже не так! Ты вообще не ставишь себе целей. Ты просто приходишь и ломаешь себя, заставляя делать то, что тебе давно надоело.
- Но почему одно и то же? Я думал, что здесь целая наука, мистика, а тут "базовая техника" и пресловутый "цки".
- Скажи, сколько раз ты можешь прочитать одну и ту же книгу?
- Войну и мир? - хмыкнул я.
- Нет. Обычную книгу, которая кажется тебе интересной.
- Раза три.
- А сможешь прочитать сто раз?
- Зачем?
- Сможешь или нет? Считай это домашним заданием. Когда прочитаешь, мы вернемся с тобой к этому разговору.
 Знаете... Я в тот день хотел все бросить. Но я решил, что вначале выполню, пусть такое нелепое, но все же мое домашнее задание. Получу свой ответ на вопрос.
Я пришел в тот вечер домой и первое, что сделал - это ринулся искать любимую книгу. Сто раз прочитать какую-нибудь ерунду, вроде бульварных женских романов, я бы не смог - увы!
Вечер был потрачен на поиски, но все же я нашел.
Первый раз я читал ее с удовольствием. Мои любимые герои попадали в различные ситуации, заставляющие стыть кровь в жилах, и я хотел бы оказаться на их месте.
Второй раз я читал уже как знаток текста, в третий пытался угадывать реплики героев.
В четвертый раз я читал очень долго. Я знал книгу почти наизусть, мне было не интересно, но я читал. В пятый я думал, что не осилю, но мне помогло мое природное упрямство. В шестой я начал читать с конца. Без смысла, просто отдельными кусками. И неожиданно для себя понял, что я увлекся. Действительно, мне уже не было скучно. В каждом отрывке, в каждом предложении я находил свой особенный смысл, который я трактовал в своем воображении совершенно по-разному.
Я научился читать книгу "с изнанки". Я перестраивал в голове предложения, я произносил их с разной интонацией, я пытался угадать то, о чем думал автор в тот момент, когда это писал.
Прошло время и я мог с легкостью определить его настроение в той или иной главе, я начал размышлять над тем, почему он высказывал свои мысли так, а не по-другому. Но вскоре и это стало мне скучным.
Я стал считать повторяющиеся слова. Например, сколько раз там написано слово "любовь", сколько раз он употребил "боль", знает ли он какие-нибудь заковыристые слова вроде "априори" или "неопровержимый"...
Разе на пятидесятом прочтения я решил, что и сам могу хоть сейчас написать книгу таким же слогом и про тех же героев. И в тот миг я понял.
- Я понял.- Заявил я.
Тренер удивленно вскинул бровь.
- Вот как? И в чем же, по-твоему, смысл?
- В том, чтобы бить "Цки". Ну, это касается и всей базовой техники, конечно.
- Поделишься своими мыслями?
- Я прочитал. Сто раз. Это была моя любимая книга и, если честно, я сейчас вообще не могу читать книги нормально, погружаясь в них с головой. Я все время пытаюсь их разобрать на тысячи мелочей, которые в общем-то имеют свой смысл! Без них книга не будет книгой. Это как жевать апельсин без вкуса.
- Ты прав. Боевое искусство - та же книга. Не только обложка хороша. Каждое движение - это набор "мелочей". Осанка, научиться чувствовать стержень, научиться правильно шагать, бить, не разбивая костяшек, правильно распределять вес, научиться реагировать. И все это какое-то "Цки". Ты молодец, справился с заданием.
Я заулыбался, довольный собой.
- Ты сказал, что не можешь читать книги теперь, погружаясь в них?
Я кивнул.
- Твое второе задание. Теперь научись из этих тысячи составляющих создавать единую картину. Правильную. Научись читать книгу заново. И тогда ты поймешь смысл того, что мы делаем изо дня в день.
Вот я и учусь. Это - всего лишь база. Но быть может, самое сложное в том, чтобы увидеть в простом сложное? А затем сделать это для себя простым? В общем, Восток дело темное.
Но я обожаю его. И еще больше я люблю то, что я делаю изо дня в день. Уже восемь лет.


Рецензии