Воршуд - украсть кусочек счастья удм. яз

Воршуд - это название рода в сложившемся удмуртском народе. Оно означает по моему мнению: вораны - украсть (ср. воровать - русск.), шуд - счастье (шу - это свет, ср. чу-в(е)ство, со-знание, см. пост "Этимология сл.Волга...").

Это же слово отражает исконнюю связь бывших вятичей-москалей, народов меря, мурома, мещера, чудь, слившихся с русскоязычными славянами (кривичи? голядь?) (см. пост "Некоторые названия племен...", "Зюраткуль и Неопалимая Купина..."). Поскольку видно, что "вор" имеет одинаковое значение в этих языках.
 
Ещё одно моё наблюдение с точки зрения огня - (см. также темы "Дети Солнца", "Некоторые названия древних племён с т.зр. удмуртского языка" и др.) это то, что слово "вор" можно разделить также на "ва" - ветка, ответвление, и "ор" или "о:р" или "ар(йар)-жар", или "ир" в английском языке - fire - т.е. огонь. При этом "ор", скорее всего идёт сверху, поскольку "То:ро" значит "старший", и бог Тор в скандинавской мифологии управляет огнём, как и Перун и Зевс и Уран в других мифологиях.
Вид пламени - получается сверху (ср.англ.top) вниз (под, или пыд - по-удм. это ноги). В отличие от пламени юр: юрта, тюрк, гур - печка, это пламя идёт вкруговую, и местное, стелется по земле. Но опять же слово "твёрдый" имеет то же пламя ёр или о:р. То бишь - молнию от бога Тора, Урана, Зевса, Перуна и др. подобных богов. Вниз - к дому??? 

Значение - от большого огня  взять себе ответвление. Так что вор - изначально берет себе чужое пламя, ну и материальные ресурсы в частности.

Сложившееся мнение о том, что все слова в удмуртском языке являются заимствованными из некиих западных источников, в основном славянских языков, глубоко ошибочно (см. пост "Кельты - рыжие, аналогии английского и удмуртского языков", "Некоторые аналогии русского и удмуртского языков"), поскольку при внимательном исследовании оказывается, что слова, одинаковые для обоих языков, имеют и общие корни. Ассимиляция финно-угорских -вятичи, балтийских-кривичи, народов привела к появлению отличного от других славян языка, можно предположить, что население этих народов было не таким маленьким, если они могли изменить некоторые основы языка. Более того, некоторые древние слова в русском языке невозможно интерпретировать кроме как с помощью удмуртского или Арского языка.

Родо-племенная структура при ассимиляции и зарождении нового народа претерпела изменение: фактически она была разрушена, также как была разрушена эта структура и при ассимиляции исконних арских народов тюркоязычным племенем, которое сейчас носит название башкиры (башкорт - см. пост "Некоторые названия племен..."). Впрочем, при ассимиляции башкиры сохранили свои родовые названия, и даже более успешно, чем другие племена, поскольку сумели в свое время отстоять независимость в полугосударственном образовании Золотой Орды, и не допустили разрушения старых верований (до определенной степени, конечно).

Так называемые роды "шеджере" (сильно напоминает "шуд") описаны в работах башкирских этнографов. То же наблюдается и в казахских исследованиях. Возможно, что родовые структуры горных племен Памира и Кавказа так же имеют связь с названиями родов бывших кочевников.

Однако, та часть народов (а это не только коми и удмурты, но и мари, и мордва), которая осталась при своем языке, то есть успешно отсиделась в лесных чащах и болотах при непрерывных массовых переселениях кочевников  и завоеваниях территорий в Прикаспийских степях, смогла сохранить (до определенного предела) исконнюю родо-племенную структуру. Можно предположить, что возраст этих структур никак не меньше четырех тысяч лет.

При этом можно также предположить, что каждое родовое образование имело когда-то свою собственную руну - знак ("пус"), имеющий в своей основе развитую систему жречества (см. пост "Зюраткуль и Неопалимая Купина...", "Пантеон удмуртских богов", "Пантеон индийских богов с точки зрения удмуртского языка") и естественными связями кочевого в прошлом народа с шумеро-аккадской цивилизацией, имевшей руническую письменность на глиняных дощечках. Есть достоверные факты наличия в захоронениях Прикаспия предметов быта Вавилонского государства.

Именно шумерская письменность послужила основой всех нынешних алфавитов.
Однако, где же искать эти руны? Источники а силу исторических причин не сохранились. Возможно, они спрятались в народных вышивках, присущих почти каждому удмуртскому селу.

Тем не менее история и более-менее безлюдные леса и чащи Русской равнины дала возможность сохранить самобытность народа без особых усилий. В отличие, например, от таких же культов - шотландцев, ирландцев, валлийцев - которым пришлось доказывать свою самобытность с помощью оружия. И широко известны названия кланов и шотландская клетка, отличающаяся в зависимости от клана-рода.

Удмурты (коми) - сохранили названия своих родов, как в названиях своих поселений, так и в своих фамилиях (впрочем, можно предположить, что многие русские фамилии несут в себе историю рода, только ее сложнее восстановить в силу большей централизации позднее сформированных государств на территории нынешней России и совершенно непонятного и пооявляющегося через определенные промежутки времени стремления оставить историю "за бортом", "все разрушим до основания, построим новый мир" , т.е. анархия - мать порядка! :)

Исследование названий воршудов, я думаю, могло бы помочь в раскрытии некоторых тайн, как удмуртского (коми) народа, так и народов, возникших на основе ассимиляции и смены языка (башкиры, казахи, шорцы, русские).

Итак, с чего же вдруг счастье требовалось красть?
Верования огнепоклонников, к которым несомненно относились в древние времена ары или арии (см. тему "Некоторые названия древних племён с точки зрения удмуртского языка"), не могли не отметить особенность растений, а в особенности деревьев, при сжигании порождать огонь. Из крохотного семечка вырастает исполин под небо, и ствол его, будучи срубленным, дает тепло и энергию жизни для человека. И огонь же провожает человека в последнее путешествие на тризне. Деревьев - не так много в зоне степей. Тем оно и дороже. Не отсюда ли идет поклонение священным рощам, где живут духи предков (тонкое наблюдение о единстве всего сущего) и духи земли - Кереметь (от слова Кер* - огонь, горнило, ср. англ heart - сердце, hearth - горнило, в удмуртском языке нет такого ярко выраженного термина, но - ко:рык - это Ка-о:р - огонь под шарообразной оболочкой, ык - это рот, окно, в котором виден огонь, т.е. это горн).

Огонь - непоседливое и довольно-таки опасное существо. И оно способно очистить место от всяческих болезнетворных бактерий или же духов. Чтобы иметь свет огня, стоило его украсть - своровать. Каким образом? Например, как это делают ирландцы - сделать из священного дерева ложку для обручения, или сделать деревянного идола, божка, или нанести некий образ на деревяную доску (что позже назовут иконой , причем на доске! - но не на камне). В отличие от скрижалей - это были каменные (или глиняные?) таблички.

Итак, кусочек дерева со всеми необходимыми церемониями получен. Сделан божок (есть очень интересная коллекция деревянных скульптур в Пермской художественной галерее - Статуи Христа вырезали из дерева!, впрочем во многих храмах до сих пор сохранились и древние иконы, и деревянная резьба, и деревянные статуи), он теперь носит имя рода. Название рода, воршуда, скорее всего было придумано на каком-нибудь общем празднике или собрании при возникновении какой-нибудь проблемы или угрозы, или было просто древним обычаем этого племени.

Самое интересное в названиях воршудов, это то, что редкие из них несли имена всем известных сильных и гордых хищников, животных, типа волка, медведя, орла. Хотя кащалось бы это сильные, мощные, гордые животные. И это немного смущает при исследовании.

Например, род-воршуд "Чибинь" - это комар.

Род майские жуки (дурга или дарга - напоминает название богини в Индии) тоже присутствует в воршудах. Навозные жуки - это 'быз' или 'бокро' по-удмуртски и... священные скарабеи по египетски... Как далеко простирались связи древних племён!

Некоторое отступление: отсюда можно сделать один очень интересный вывод о названии небезызвестной группы Битлз (Beatles вроде бы от beetles по англ.- жуки). Исследование песни "Земляничные поляны" (Strawberry fields), вкупе с хохломской росписью (см. пост "Люди света") на Нижегородской земле, вдруг приводит к выводу об очень древнем знании, которое Джон Леннон пытался передать людям. Земляника - сердце человека. Тогда жуки - это одно из древних родовых имен кельтов-шотландцев, которое, как уже было упомянуто, есть и в Удмуртии. Почему навозные жуки? Наверное потому, что они с удовольствием катают шары навоза, чтобы прикрыть свою норку от врагов.
---
 
Можно произнести имя рода - Вор-шуд - но можно также произносить как бы наоборот, шуд-вордись. При этом значение слова сразу же меняется, поскольку "ворди:скыны" (ср. англ. to ward) - это "опекать, заботиться". Те есть тотем рода сначала нужно украсть (вораны) у некоей силы (духа рощи - кереметь), а потом и позаботиться о нем.

Немного расшифровки слова "ворд". Как видим, к "вор" или "ва-о:р" добавилось "д". Что это такое? Очевидно, что это что-то типа организации, потому что "орда" - это организованное сообщество, огонь, органиченный в пространстве. "Д" - это "да", существование, это "дом", существование на земле "ма" или "му".

Перечислю некоторые названия родов-воршудов (с названиями при возможности): можга, эгра, какся (цапля), бигра, бия (улитка), б"одья ("о - соответсвует о с умляутом, "ою"), вортча, докъя (дукъя - глухарь), дурга (дургали, дорга - майский или навозный жук), "жикъя ("ж - как в англ. j; "жакы - сойка, кукша, дятел), "затча ("за - это дза - рассыпающийся свет или вода), зумъя (от юмы - овод, паут), кибъя (от кибы - жучок, букашка), пурга (самое крупное объединение, пу- дерево, пур - плот, га соответствует "за - рассыпающийся свет, вода, см. пост "Этимология слова Волга с т.зр. удм.яз."), салъя (возможно от манс. сали - олень).

Итак, названия родов содержат в себе символ поклонения, и он не всегда совпадает с самым сильным существом, например с медведем. Хотя медведь - 'гондыр' - тоже есть такие деревни в Удмуртии.  Наоборот, во внимание приняты самые казалось бы незаметные и мелкие существа, зато обладающие замечательной способностью прятаться, а потом и размножаться в несметном количестве после долгой зимы.

Вывод: скорее всего, названия воршудов - это пожелание своему же собственному народу выжить во что бы он ни стало после лихолетья. Что сразу же наводит на мысль о неблагоприятных временах в истории народа. Общее хозяйство (напомню, что в языке не существует как такового "обладания" чем-то, как, например, в английском "я имею - I have", в удмуртском языке - предмет "имеется", он существует как бы сам по себе, отделенный от личности. Это говорит о традиции глубокой обшинности, и философском взгляде на жизнь, которая отразилась и в языке), и суровые условия обитания вдали от цивилизованных центров - сформировали и названия кланов-воршудов в Удмуртии.
---

Подумаю еще о названиях родов в Шотландии и Башкирии... Венгрии? России? на Кавказе - тейпы?

---
Недавно я решила посмотреть названия шотландских кланов. Как вы думаете, какое название я там нашла? Аркарт (хотя написано латинским шрифтом как Urqurt), подобный город есть  в Татарстане, это столица бывших южных удмуртов - Арск или Аркар, Ар - народ аров, кар - гнездо, городище. Впрочем, qurt - еще похоже и на современное удмуртское слово - гурт - дом.
Итак, можно сказать, что одно название почти совпадает с удмуртским названием города. Только вот воршуда с таким названием почему-то не осталось. При этом ur - может еще озачать и шум, тогда это будет "шумный дом", т.е. дом, полный детей, к чему и стремилось древнее родовое общество.
---

Насчет чеченских тейпов тоже можно сказать, что они, скорее всего тоже где-то близки уже к такому понятию, как "тип" или type на английском языке Чеченский язык, при всей его кавказской гортанности и всяческими придыханиями в некоторых словах на удивление похож на английский (недавно я пыталась посмотреть чеченский разговорник). Что ничуть не опровергает выводов генетического анализа. Чеченцы близки по генотипу к основным родам теперешней Русской равнины. А смесь народов этой территории, очевидна близка и сак-сонам (сыны саков), вышедшим из одной евразийской степи.

++++++
---
Решила привести для примера несколько выдержек из интернета об этимологии слова "вор".

Характерно, что аналогии приводятся из языков народов, отстоящих на тысячи км от места, где зарождалась русская нация. При этом совсем не берётся сравнение с пермской общностью, которая и стала тем самым русским народом. Очевидно наличие исторического табу (таба - сковорода по-удмуртски, прихлопнули капитально!!!) на данные исследования....


"Вор в нашем представлении — это тот, кто крадет. Короткое, недвусмысленное слово. Однако вспомним "Капитанскую дочку", где защитники Белогородской крепости в ответ на требование Пугачева  признать его царем твердо отвечали: "Ты вор и самозванец", имея в виду не причастность лжецаря к кражам, а нечто другое, но тоже весьма нелестное. Неповинен в кражах и беглый мужик по кличке Цыган из романа А.Н.Толстого "Петр Первый", о котором дано было распоряжение: "...бить кнутом вдругорядь, чтобы ему, плуту, вору, бегать неповадно было". Истязали Цыгана за побег, бранили же, как и самозваного царя,  вором.

А дело в том, что в старом русском языке слово "вор"-имело больше значений, не ограничиваясь "жуликом, карманником". У Даля это слово толкуется так: "стар.: мошенник, бездельник, обманщик; изменник, разб ойник; так, Гришка Отрепьев, Ванька Каин и др. назывались ворами // ныне: тать, тайный хищник; хитрый, лживый, лукавый человек". И, как мы знаем, исторический персонаж, объявивший себя царевичем Димитрием (Лжедимитрий II), известен под кличкой "Тушинский вор". Словарь Ушакова с пометкой старин тоже дает значение этого слова как "злодей, обманщик";

Связаны ли эти старинные значения с происхождением слова "вор"? В родственных русскому славянских языках подобного слова не найти: по-украински вор — злодш, по-белорусски — злодэей, по-болгарски — крадец и т.д. Некоторые ученые предполагают, что это слово заимствовано из финского языка. По-фински varas — "вор", varastaa — "красть". Но эта гипотеза, несмотря на ее привлекательность из-за созвучия слов, все-таки не внушает доверия. Дело в том, что заимствования в языках подчиняются определенным закономерностям. От греков наши предки взяли религию, а вместе с нею и такие понятия, как грамота, монах, такие предметы, как лампада. С тюркскими же народами велась оживленная торговля — и привились в русском языке базар, балык, изюм. Да и само слово деньги — это видоизмененное тюрке кое теныа {р современном Казахстане денежная единица именуется теньге). Все это говорит о том, что заимствованное слово — это не случайно забредший чужеземный гость, а скорее новая родня, чье появление обусловлено глубинными интересами и пр
истрастиями.

Изучение пластов заимствованных слов дает порою уникальную информацию о жизни народа, его развитии, его истории. В этом смысле любопытно присмотреться к русскому воровскому жаргону, который весь пронизан заимствованиями. В основе его лежит язык офеней — бродячих торговцев, которые предпочитали не посвящать посторонних в свои-дела и оттого объяснялись на совершенно особом арго. Свое происхождение оно ведет с XI—XII веков, когда на Руси появились греческие купцы, и потому вобрало в себя множество греческих слов: кирять — "пить" (греч. kimo — "смешивать вино с водой; пить"), кимарить — "спать" (греч. kimame), клевый — "хороший, красивый" (от греч. kalos). И название жаргона — феня — происходит от офеней, которые в свою очередь ведут "родословную" от самих Афин. Известно, что воровской мир — интернационален, и со временем на первоначальный греческо-русский слой наложили» иные пласты. Так, мусор ("сыщик, милиционер") происходит от древнееврейского muser ("охранник"), ксива ("документы") — отktiva ("письмо"). Эти с
лова первоначально появились в жаргоне одесских бандитов. Особенно интересно в этом жаргоне слово хаза ("дом") — оно интернационально по своему происхождению, соединив в себе немецкое haus, итальянское casa и венгерское haz.

Но вернемся к слову вор. Финны и их ближайшие родственники эстонцы не отличались задиристостью, воинственностью, и среди них было мало преступников. Это были добропорядочные и трудолюбивые рыбаки, крестьяне, ремесленники, поэтому вполне естественно, что заимствования из финских языков касаются тон предметной области, которая отражает работу и быт этих народов. Сюда относятся названия многих северных рыб — камбала, навага, салака, корюшка; названия деревьев и природных явлений — пихта, тундра, пурга, а также предметов жизненного уклада и разной снеди — рига, пельмени, сайка. Согласимся, что в таком соседстве слово вор смотрелось бы чужаком.

Да и внешне это слово выглядит вполне русским, напоминая с-бор (отбрать), за-тор (тереть), раз-дор (драть). Такое сходство ставит перед этимологом задачу: найти глагол, от которого можно было бы произвести слово вор.

Авторы наиболее авторитетных этимологических словарей М.Р. Фасмер и П.Р. Черных считают, что им может быть глагол врать. Это предположение подкрепляется одним из старинных, как мы помним, значений слова вор — "обманщик". Но является ли это значение первичным для самого глагола врать? В старинном сборнике пословиц (XVIII в.) читаем: "Не всё ври, что знаешь", где глагол врать явно не означает "обманывать", а скорее "выбалты вать", "много говорить". И слово врач происходит как раз от этого глагола (как толкач от толкать, а рвач от рвать). Известно, в старину лечение часто сводилось к заклинаниям, так как слову, исходящему от знахаря, приписывалась магическая сила. Врач, таким образом, был заклинателем. И первичное значение слова врать все-таки было говорить, заклинать, заниматься словесной магией. По-сербскохорватски врач, врачар означает "прорицатель", "колдун", а в сибирских диалектах русского языка врач — то же, что "лгун, мошенник". Со времени крещения Руси все, что было связано с языческими обрядами и колдовством, стало считаться предосудительным и нечистым, поэтому у глагола врать появилась отрицательная окраска.

Но существует ли связь между этими словами — вор и врать, как считают авторы двух этимологических словарей? На мой взгляд, возможно, но не очевидно.

Проверить родство или связь слов мы можем еще с помощью одного способа. Дело в том, что от похожих слов образуются однотипные слова. Например, от глаголов жить, пить, вить соответственно можно произвести: жив-ой, пив-о, из-шв, а также гой — "крепыш ", "богатырь" (вспомним былинное приветствие "ой ты гой еси, добрый молодец"), из-гой — "изгнанный из общественной жизни", за-пой, под-вой и т.д. Такие группы слов называются словообразовательными рядами. В них могут располагаться даже такие слова, которые в живом языке не засвидетельствованы (но все они подчинены одним и тем же законам). Попробуем проверить правильность нашего предположения с помощью словообразовательного ряда. Для этого нам потребуются глаголы, по своему строению сходные с глаголом ворить: творить и торить. От них образуются однотипные существительные: за-твор, за-тор, за-вор (в русских говорах означает "забор"); от этих существительных в свою очередь образуются и подобные прилагательные: при-твор-ный, про-ворный, торный. А вот глагол врать участвует совсем в других рядах: врать — враль — завиральный. От торить не образуешь траль или от творить — твраль (труднопроизносимая бессмыслица), так же, как врать явно не имеет отношения к слову проворный: разные ряды и значения. И судя по всему этому, вор не находится в родстве с врать. Более вероятной кажется связь вора с глаголом, ведущим полупризрачное существование.

На первый взгляд в глаголе отворить нет ничего необычного, и кажется, что образован он так же, как и созвучный с ним глагол затворить: к одному корню — твор-присоедины разные приставки. Однако по правилам русского языка приставка не теряет своего согласного, присоединяясь к корню (ср. оттрепать, оттрубить; "оттрубили трубачи тревогу"), и, значит, этот глагол должен бы выглядеть так: оттворить. Но такого глагола не существует. Так в чем же тут дело?

Ответ на эту загадку нам придется искать в литов-ском языке. Есть там глагол, родственный русскому творить (и затворить, растворить) —означающий "отгораживать; прикреплять", также "хватать, брать". Существует в литовском и глагол verti ("протыкать, пронзать"), который вместе с приставкой at-, совпадающей по значению с русской от-, образует глагол atverti ("открывать"), что в русском языке соответствует глаголу отворить. Таким образом, мы можем смело предположить, что в глаголе от-ворить проступает древний индоевропейский корень вор-ить. Глагол этот без приставки считается в русском языке мифическим, и некоторые ученые (в частности, крупнейший этимолог В.И. Абаев) вообще сомневаются в том, что он когда-либо существовал. Но вот известный специалист по истории русского языка Н.М. Шанский нашел в одной из русских грамот XVIII века выражение "двери заверенные", т.е. "закрытые". И эта реальная форма, совпадавшая с гипотетической, дает нам право считать, что описка в рукописи исключена. Итак, глагол с корнем -вор- в
древнем русском языке существовал!

В языке же современном у него много родственников: глагол верать (Новгородская область) — "совать, прятать" (прямое занятие вора); вереница, веревка, верига — "цепь"; верея — "косяк, столб, ворот" — довольно редкое в современном языке слово, давшее название старинному городу Верея недалеко от Москвы.

Древний же корень *иет1, от которого происходят русские вор, верать и литовское verti, означал "открывать, закрывать, толкать, быстро двигать, пронзать, прятать". Таким образом, вор — это проныра, пролаза, шустряк (по известной русской пословице — "на ходу подметки режет"), особа, склонная к скрытности, но также и к насилию. Понятно, почему в древнерусском языке с этим словом связан такой широкий спектр значений: жулик, обманщик, смутьян.

Наука этимология, основанная на почти математически строгих языковых закономерностях, добилась больших успехов. При чтении популярных работ иногда может возникнуть впечатление, что почти все ее вопросы решены и происхождение большинства слов вполне ясно. Но это не так. История любого слова ведет нас к доисторичес-

кому периоду языка, от которого не осталось текстов и о котором можно только гадать. Поэтому для проверки своих догадок (гипотез) этимологу приходится использовать самые разные лингвистические методы, среди которых важную роль играет словообразовательный анализ. Его строгость и четкость способствуют разгадыванию языковых тайн, подчас таких запутанных, как сопутствующие короткому слову вор.

Константин КРАСУХИН
++++
И ещё одна цитата из интернета:


вор

I
I. "грабитель, мошенник", засвидетельствовано в XVI в. (см. Срезн.), часто о Лже Дмитрии I и II в знач. "мошенник, авантюрист" (напр., Разор. Моск. Госуд. 22), укр. ворю;га "вор".

Скорее всего, связано с вру, врать; см. Ягич, AfslPh 17, 292. Сюда же стар. русск. воровать "прелюбодействовать" (Котошихин 131), воровской "обманный, мошеннический" (там же), далее, завору;й "наглый плут". Из прусск. заимств. фин. vora, voro "разбойник"; см. Миккола, Ber;hr. 104. С вор сопоставляли также прово;рный; ср. также диал. ворово;й "удалой, бойкий, проворный", олонецк. (Кулик.), которое, однако, скорее связано с болг. прови;рам "просовывать, вставлять", лтш. ver;u, vert "бежать"; см. М. – Э. 4, 542; Маценауэр, LF 42, 92. Неприемлема, далее, этимология вор из фин. varas, род. п. varkaan "вор" (вопреки Микколе, Ber;hr. 104; WuS 2, 268; Хаверсу 154), потому что последнее восходит к герм. *wargaz, гот. wargs; см. Сетэлэ, FUF 13, 468 (с литер.). Неубедительно также сравнение Брандта (РФВ 25, 214) с польск. w;r "мешок" по аналогии моше;нник : мошна;. Миклошич (Mi. EW 382), Сольмсен (Unters. gr. Lautl. 296 и сл.) и Мейе (Et. 226) сближают вор и польск. w;r с вера;ть "вставлять, запирать", причем, однако, не учитывается знач. слова вор. Фонетически неудовлетворительно предположение о заимств. из уйг. o;ry "вор", тур., чагат., кыпч. o;ru "плут, негодяй" (из соответствующей др.-чув. формы Гомбоц (109 и сл.) объясняет венг. or, oru "вор"; ср. о тюрк. словах Радлов 1, 1010, 1020 и сл.).

••

(См. еще Евгеньева, УЗ ЛГПИ, 20, 1939, стр. 145 и сл. – Т.)

II
II., во;ра ж. "забор, ограда", диал. также "осмотр рыболовного садка", арханг. (Подв.), др.-русск. воръ м., вора ж. – то же (Срезн.). Связано с вера;ть (см.), лит. v;ras "жердь в заборе, ограде", ap;varas "загон", гот. warjan "препятствовать", оск. veru им. п. мн. ч. "дверь"; см. Траутман, BSW 352. Едва ли прав Миккола (Ber;hr. 105), сближая вор II с вор I, прово;рный. См. еще вар, во;рок, обо;ра....

++++
--+
Вывод: вор - слово, не имеющее аналогий в других славянских языках, тем не менее удмуртский язык даёт ближайшую аналогию от слова "вораны" - "воровать"; венгерские и уйгурские слова (народы, близкие по языковой семье или происхождению) также близки, только без первой буквы "в".

Окончательный смысл слова: ва-ор - это существо, человек, который забирает часть ва (веточку) огня (ор) от большого огня Тора, Т-ор - огонь сверху, миллионы вольт в одной молнии. Похоже бог Тор так просто огонь не отдавал, потому и приходилось прибегать ко всяческим ухищрениям для того, чтобы Тор не прознал сразу.... Но самое интересное, что как энергия Вор, так и энергия Тор обладают закручивающим моментом, поскольку - ворот - по-вор-ачиваться аналогичны слову тор-оид, как бы пришедшему из греческого языка, тут же и торсионные поля на рисовались и т.п.

Так что само слово Вор-шуд также означает присутствие энергии кручения, энергии гравитации, с которой потом нужно внимательно работать, чтобы что-то получить...

---
Ва - это все-таки некое искусство, труд Т-ва-ор-ения.

 Из некоего целого 'О' - изначального плюс огня "Ра" (дза-жа-за-га - напомню, что это рассеивающийся свет) - нужно что-то создать. И вот человек и начинает Та-ва-ор-ить. И получаем - товар. То-вар - из той же группы, как видно. А кто получает? Вар-вар или вар-яг (напомню, что это "служивый человек из леса" по-удмуртски). Вар - служение. Вар-ить - творить что-то из некоего. Вар-ра-ва - человек, дважды искусный в служении и творении, Творец. Но всегда из целого приходится каким-то образом выделять часть, веточку ва-.

---
Виды энергии света:
Есть пять гласных - а, о, у, ы, э.
Соединяя их с "й" - получаем я, ё, ю, и, е.

Чем отличны гласные с "й".
Как я уже показывала ранее, "й" соотносится с самой высокой точкой, например, головой у человека ("йыр"). Однако, важной удмуртском диалекте "й" часто переходит в "дз", а у "дз" есть аналогии "р", "ж", "з", "г" (см. выше и тему об этимологии слова Волга с т.зр. удмуртского языка).

Что означает каждая гласная без "й" или "дз"?

А - начало явления, действия.
О - изначальное, ядро
У - дыхание, рядом расположенное явление, огонь
Ы - накопление качества в объёме
Э - распространение влияния объекта на некую систему, т.е. некакая в-ер-тикаль управления.
---
Добавляем к изначальным гласным "й".
Что такое "й"? Это - как я показала ранее - то же самое, что "дза" (з:а), "га, ра, жа" - свет рассеивающийся из точки.

Й-а - я - ра-ссеивание света, без формы,
Й-о - ё - рассеивание света, круговое, возможно сверху вниз,
Й-у - ю - рассеивание света по горизонтали,
Й-ы - и - рассеивание света плюс накопление в форме,
Й-э - е - рассеивание света по вертикали
---
Я - личность человека => отдаёт свою энергию в окружающую среду
---
Добавляем "р". Что значит этот согласный? "Р" ="дз". Свернутое что-то? Жужжащее? Как комар? З-з-з-зззз... Р-р-р-ррррр - это рычание зверя...

Эти звуки отражают неприятный звук и концентрированный. К "з" добавляется "д" - т.е. "дно", плоскость земли.

Чем это обусловлено? Скорее всего - сворачиванием энергии звука в единый поток для большего влияния либо передачи - вибрационный поток.

"Ар" - это год, солнечный год, прохождение Земли вокруг солнца за год, зодиак. Почему?
В слове есть А- "начало"  рассеивания энергии, есть Р - "плетение" энергии в вибрационное кольцо. И "ар" - это человек-год, человек-зодиак. А также и "ар" - это на-ар-од и еще куча "аров".

"Йар" = Яр - это жар, любовь => соединение рассеивающегося света с объектами вселенной, чувство температуры, отдача энергии для повышения температуры, то есть энергии движения частиц тела.
Ярило-солнце, ярость, яратон (любовь), просто яр - высокий берег- и т.п.
(сравните, год - англ. Year, немецкое - Jahr - прибавлено "й" - для подчеркивания рассыпания, рассеяния света???)

Больше всего мне нравится, что слово "вар-вар" оказывается в этом случае не совсем тем, что имели в виду древнеримские авторы, также как и слово "варяг" совсем не имеет прямых финских корней. А довольно точно отражает исконний смысл. "Ва" - творение, процесс изменения материи с помощью силы "ви" - жизни. "Ар" - годовой круг, зодиакальный круг, круг жизни человеческого существа. Ва-ар - два раза. Это не "ва-ор", тот, который силой некоего искусства пытается отщепить часть небесного огня, веточек ("ва) вечного древа жизни, а "ва-ар" сродни "ва-ятелю", что создаёт свою жизнь в земном круге (ва - творить, отцеплять часть от целого, "ят" по-удмуртски "чужой, незнакомый", любое творение из материального будет чужим по отношению к творящему, "на ять" - то бишь "классно" творить!). Двойной круг "варваров" возможно идёт за счёт наложения земного и небесного...(???) Про "варяга" - это просто, потому что "яг" - это "лес, бор", и Баба-Яга, и кор-яга, и брод-яга - все существуют в лесу...

"Йур" - как уже было отмечено ранее в теме "Некоторые названия древних племён с т.зр. удмуртского языка, "ур" - это очаг, по кругу, "юр" - начальный слог в слове "юрта". "Юр" также входит в название племён "т-юр-к", или же "т-ур-к". По словам Кононова - это означает "сильный, крепкий". Так ли это? Т - это аналогично "сверху" (То:ро - старший по-удмуртски, а также бог Тор - Скандинавия, Тора иудеев, top - вершина в англ.яз., лабора-тор-ия,  тор-сионный вихрь, тор-оид и т.д.). И, наверное, Т - это еще и твердь, только небесная.
То есть Тюрк(аль) - где "каль" - это народ, сила (сравни "мос-каль"), которая идёт с неба, сверху в земной очаг.
Есть также древнее название династии Ур, ставившее на территории бывшей империи Ур-ар-ту... Что такое "ту" - пока сложно сказать.
Таким образом ю или йу - связаны с зацепкой гравитационного, торсионного вихря с землёй. Потому и удмуртское слово "югыт" - это свет с юга.
С "ур" связано и "мурт" в слове "удмурт" - самоназвание народа аров в позднейшее время.
Ма или му - это земля. Ур - свет, связанный с змелею, кругом земли. Т - вершина, наверх. То есть мурт - человек земной с привязкой своего земного огненного воплощения к небу.
---
С ер или йэр связано слово вера.Ва-ер-а.

Цитата из википедии:


Ве;ра — признание чего-либо истинным без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их[1].

Вера обусловлена особенностями психики человека. Безоговорочно принятые сведения, тексты, явления, события или собственные представления и умозаключения в дальнейшем могут выступать основой самоидентификации, определять некоторые из поступков, суждений, норм поведения и отношений[2].

Этимология
Русское слово «вера» восходит к праслав. *v;ra (ст.-слав. в;ра, болг. вя;ра, польск. wiara, чеш. v;ra), которое в свою очередь является субстантивированной формой женского рода праиндоевропейского прилагательного *w;ros (др.-в.-нем. w;r «правдивый, верный», др.-ирл. f;r «правдивый, истинный», лат. v;rus «истинный, правдивый»)[3].

---
Почему я разделила в(а) и ер(йэр)?
Потому что есть связь между частью и общим.
В данном случае ва - ветвь, часть, ту что использует человек для познания непостижимого, просто верит. Йэр - энергия неба, спускающаяся вниз, благословляя того, кто принимает эту энергию.

Но...
В удмуртском языке слово вера означает не только саму "веру", но и "вымя", например, коровы, которая даёт молоко.
И, самое интересное, что ближайший аналог глаголу верить русского языка - вераны - в удмуртском языке означает "говорить, рассказывать", "веран" - речь, слово, "верос" - рассказ, быль, а "верыны" - "связывать попарно".

Странно, что в данном случае есть отклонение от смысла русского слова. Хотя во многих глагольных формах смысл русских и удмуртских слов одинаков.

Есть ли причина для этого?

Получается, что в удмуртском языке ва-йэр - часть энергии, ветвь, принадлежащая человеку, объединяясь с энергией, которая спускается вниз - приземляется в речи, в слове человека.

И этому, скорее всего, есть причина.
Например, из Библии - сначала было СЛОВО.

Именно речь человека, его слова несут смысловую нагрузку. Записанные слова, рассказы, такие как, например, Библия, Коран, Веды становятся источником ВЕРЫ миллиардов последователей. То есть они без раздумий и без всяких аналитических толкований просто все принимают на веру.

Каждое слово речи определяет понятие, объект данного мира, и поэтому будучи слита в один единый поток - вызывает изменение сознания человека, вызывает образы и представления, и позволяет человеку приспособиться у окружающей природной среде. Нужно также вспомнить, что обезьяны и другие животные - не имеют речи. И только человек научился говорить (см. выше вор) - и тем отличается от остальных биологических существ.
---
С "ер" связано слово ч-ер-та и м-ер-т-вый.
Есть ли связь между ними?
Очевидно, что есть. Именно этим внутренним "ер".
---
С -ир - связано накопление (жир), то есть формирование некоей формы, как например, в слове "кирять" - то есть "упасть в зарождение" (см. темы - энергии Ка и Ба), кирд(г)аны - падать, опадать (см.тему "Некоторые названия древних племён с т.зр.удм.яз")


----
Интересно, что название племён "эфталиты", которые жили на территории современной Средней Азии и Афганистана (см. тему "Гороскоп Афганистана") также связано с "воровством", как и Вор-шуд, поскольку эфа - это "змея - степная гадюка", а талыны с удмуртского (и ирландского) "воровать".

Таким образом, принцип отделения части огня или, в данном случае, части "змеи", существовал во многих религиозных традициях.
Название города Уфа (Эфэ) - ныне столицы Башкирии - также идёт из змейской сущности Бытия. И это очень древнее название.

------

Ещё одна информация о молениях удмуртов:

БАВЛИНСКИЕ УДМУРТЫ. Сакральные места.
Бавлинские удмурты прежде проводили и крупные деревенские моления с жертвоприношениями – «Ош вёсян» (жертвоприношение быка), «Луд вёсь» (жертвоприношение в Луде). В с. Покровский – Урустамак на моление «Ош вёсян», проходившее на Петров день [Никитина, НАО УИИЯЛ УрО РАН. Оп. 2-Н. Д. 872. Л. 8], жертвовали быка или вместо него трёх овец. Деньги на приобретение животного или птицы собирали у сельчан. После моления устраивали игры и состязания. Моление «Луд вёсь» в этом селе проводили на вершине горы – месте, известном как «Луд ошмес» (родник Луда). К сожалению, даже старожилы сегодня мало помнят об этом обряде, так как он при них уже не проводился. Моление «Луд в;сь» посвящённое божеству Луд/Керемет, которое считали злым, и в случае непочитательного отношения, как полагали, могло наслать болезни. Поэтому его старались задобрить специальными жертвоприношениями. Например, удмурты д. Купченеево внезапную и тяжёлую болезнь объясняли тем, что «схватил Луд» (Луд кутэм). В этом случае в жертву приносили гуся, которого закалывали и ели дома, а кости относили в священную рощу Луд.
;Бавлинские удмурты раз в три года совершали «Дэмен вёсь» (Совместное моление). Место его проведения находилось между д. Николашкино и д. Измайлово: «на окраине лесной дачи д. Покровский Урустамак и грани земли вотяков д. Измайловой» [НАО УИИЯЛУрО РАН. Оп. 2-Н. Д. 454. Л. 27]. Сюда собирались крещёные и не крещёные удмурты со всех окрестных деревень. Во время моления крещённые осеняли себя крестным знамением [ПМА, 2004. Бавлинский район Татарстана, с. Покровский-Урустамак. Безенова А.И., 1921 г.р.]. Моление продолжалось три дня – с пятницы по воскресенье: «начало молельного дня всегда бывает пятница, воскресение празднуемое некрещёными и крещёными вотяками других двух д. Измайлово-Пыкет и д. Заитово-Узла-Ташлы… кончается в воскресенье православное, празднуемое крещёнными вотяками деревень Покровского и Васильевского Урустамаков, называемое по вотски Новые Уруссуы» [НАО УИИЯЛ УрО РАН. Оп. 2-Н. Д. 454. Л. 27]. Здесь приносили в жертву быков, коров, овец и гусей. Руководил обрядами  «вёсь кузё» (хозяин моления), выбранный из числа знатоков традиции.

Важные ссылки:
(Текст: Садиков Р.Р «Бавлинские удмурты» статья)
(Фото из архива Государственного каталога.

----

Моление с жертвованием жизни животного - это привычки и традиции племен-скотоводов.

Моление ЛУД - это Моление Земле, месту на Земле, где человек рождается, значение слова ЛУД - ещё и поле.
Характерно соотношение слова удмуртского ЛУД и английского LAND - он означают одно - земля, владение.
При этом ЛУД - вЛАДение - соотносится с ЛУ - ЫНЫ - существовать. Д - это просто Дом, где рождается человек. Буква О на пьедестале. ЛУО - это песчинка, а ЛУЛ - это Душа человека.

ЛУ - поле, соотносится с МУ (МА) - земля. И МА-терью-землей.

ЛУД также соотносится с ШУД - где Л - это ЛУЧ - ЛЮДИ,  а Ш(АЙ) - это тень или свет.


Рецензии