Созидание Глава 8 1967 г. Часть 10 старые письма

Фотография 1905 года.
На даче – перебирают ягоды для варенья:
Мариамна Алониевна (моя бабуся), её муж – Василий Иродионович Степанов, брат бабуси – Николай и одна из её сестёр – Мейстрики.

Папа в одном из своих писем, ниже приведённых, вспоминает о том, что почти каждый год семья выезжала на съемную дачу в деревню под Астраханью. Сохранилось несколько фотографий, которые за период, больший, чем – 100 лет, все выцвели. На этой хоть немножко можно что-то рассмотреть…



 СОЗИДАНИЕ

ГЛАВА 8  1967  год

ЧАССТЬ 10   СТАРЫЕ  ПИСЬМА  РОДИТЕЛЕЙ


В далёком посёлке – Большая Мартыновка живёт одинокая старенькая учительница – моя тётка – Светлана Ивановна Фирсова. Я не знаю – какой именно тёткой она мне является, если мы с ней почти ровесницы.

Моя бабуся (Мариамна Алониевна Мейстрик) была старшей сестрой Фаины – мамы Светланы. В  семье Алония Алониевича Мейстрик всего родилось 10 детей. Поэтому разница в возрасте между старшей сестрой и младшей составляла – 20 лет. 
   
  Давно уже нет в живых моей бабуси и мамы Светланы. И вот Светлана, разбирая домашний архив, отобрала и переслала мне письма, которыми обменивались её мама и мои родители.

Странные чувства наплывают на меня, когда я сама перечитываю эти старые письма, вернувшиеся в наш дом, когда тех, кто писал их - нет давно уже в живых.

Писали их мои родители. Интересно то, что мы жили рядом, встречались ежедневно, но, оказывается - не знали то, что занимало их мысли и наполняло событиями их жизнь. Они порой, конечно высказывали своё мнение о наших поступках, но, как правило, их замечания мы пропускали мимо ушей.

И вот теперь думаю, ну почему мы мало проводили времени с ними в беседах. Ведь, они столько могли рассказать нам о своём прошлом, о своей молодости, да и о настоящей их жизни мы не так уж и много знали. Скорее всего, погруженные в свои заботы, мы просто частными подробностями и мелочами их переживаний - не интересовались. Нам казалось, что мы всё о них знаем и понимаем их. И только теперь, когда сами стали в таком же преклонном возрасте, в котором они были тогда, мы понимаем, как им не хватало нашего внимания...

Здесь я привожу письма, датированные 1964 годом.

   
   ПИСЬМА ВЛАДИМИРА ВАСИЛЬЕВИЧА - ТЁТЕ ФАНЕ (СЕСТРЕ  БАБУСИ)
   
  24.03. 67 г.
   ДОРОГИЕ НАШИ ФАНЯ И СВЕТА!

  Спасибо за весточку, которую мы получили на днях, и данный мне совет в отношении Астрахани.

  У нас весна в полном разгаре, снег постепенно тает, и всё уходит в землю, и нет ручьёв, как обычно бывает при дружной весне.

  17.03. ходили с Ниной на кладбище, но к ограде подойти - с трудом, сугробы снега, но мы по следам прошли. Сегодня, 19.03. 1964 г. мы хоронили маму. Уже 3 года, как её нет с нами...

  Ида сидит с дипломом, защита которого должна быть в июне.

После защиты она не хочет оставаться работать в своём институте, а, видимо, найдёт работу где-либо в Москве. Хочет это сделать потому, что её здесь ничего интересного по работе не предложат. Милочка всё жалуется на головные боли, и частые недуги. Она начинает лечиться, а потом бросает. Какая-то есть причина, которая вызывает слабость и прочие недомогания.

  Эллочка с удовольствием, серьёзно, и с полным вниманием, выслушала те строки, обращенные к ней, в твоём письме, получила полное удовлетворение. Бабушка её продолжает водить в балетную студию. Скоро, после выступления здесь, поедет в районный смотр самодеятельности, а, если их балет пройдёт, то дальше, в областной. Тема балета - "Юные Чапаевцы", и полька.

  С Ниной время у нас проходит скучно: я имею ввиду кино, театры, в которые мы почти не ходим. Нина начала заниматься шитьём, подготовка к весне.

  Я в феврале себе купил костюм (ГДР) за 44 руб. и очень неудачно, мнётся, и материал, как тряпка. Из серии этих костюмов знакомые купили - исключительно хорошие по качеству и расцветке, а я взял последний, оставшийся в магазине.

  Собирались с Ниной в четверг 23.03. поехать и поискать в Москве получше, рублей за 90 -- 100. К весне сейчас будет труднее купить, так как все устремились к покупкам. Плохо у нас с обувью. В магазинах нет выбора, как женской, так и мужской, а дальше будет хуже.

  Какое у вас ожидание весны, возможный паводок, и всё вытекающее отсюда. Может быть, ожидается постепенное таяние снегов, и река не выйдет из берегов? А я не помню, куда вы эвакуировались в тот год, когда затопляло всю улицу?

  Мы в мае прошлого года были в Астрахани, и были очевидцами разлива Волги и затопления сёл, домики которых, как грибы, торчали в море воды.

  В 1926 году (год смерти Бори), Астрахань была под угрозой затопления. Громоздили дополнительные валы, и всё же Астрахань отстояли.

  Ну, Света, как у тебя с отпуском? Смотри, если будешь в Москве, то без всяких - к нам. Зачем у кого-то посторонних останавливаться. От нас сейчас ходят автобусы прямо до нового метро - "Кузьминки", и в пути 27 - 30 минут, очень удобно. Это приблизило нас к Москве.

  Ну, ладно, пока всего хорошего, целуем вас крепко, и обнимаем.
 
   ВОЛЯ И НИНА.

  Нина кричит мне: напиши от меня благодарность за поздравление с 8-м марта. Целуем вас крепко. Пишите.

 
 
12. 04.67 г.
                ДОРОГИЕ НАШИ ФАНЯ И СВЕТОЧКА!

  Получили ваше письмо, с интересом его прочли, и, как видишь, отвечаю я сравнительно быстрее, чем обычно.

  У вас весна, конечно, ощутима сильнее, нежели у нас, но + 5, + 8 гр. Нас радует, проблески солнца веселят. Правда, вчера лил почти сутки дождь, но он уничтожил почти весь снег, и теперь на полях пробудилась травка, и птицы стали вроде громче распевать свои весенние песни.

  Мы уже начинаем весной разговор о мае, к которому пойдём, и составляем "расписание" на эти три дня праздника.

  Ну, а у вас миновали угрозы паводка? Вчера в газете был целый обзор о паводковых водах в Московской области, и вроде такое резюме: изобилие снега постепенно растаяло, и влага вся ушла в почву, вода больше не будет, но вас это, конечно, не касается.

  Фаня, ты почти не пишешь о своём лечении ног? Что, всё забыто, я имею в виду методы лечения, или их нет?

  Ты упоминаешь о том, что трудно передвигаться, а за счёт чего? Боли в суставах, или одна стала короче? Ты напиши нам, что, может быть, нужно прислать из Москвы? Рады будем помочь тебе, лишь бы только как - то облегчить этот недуг.

  А, видимо, у нас года тоже стали давать о себе знать. Нина постоянно жалуется на боли - колики в области печени, пояснице, в ногах. Я тоже от неё не отступаю, хотя быстро хожу (это у меня папина ходьба). После Москвы устаю, и почти сразу ложусь на диван. Ходить я приучил себя. Стараюсь избегать метро, автобусов, и знаете, мои дорогие, я похудел, чего мне и хотелось.

  Нина в свободные минуты шьёт, и продолжает ходить с Эллочкой на балет.

  Я по-прежнему мечтаю о дне своего отпуска, хотя, когда билеты в кармане, то это уже легче.

  Фаня, а ты бы не могла приехать к нам на лето? Мы бы тебя встретили, и на такси приехали бы к нам. У нас ты бы отдохнула. Вот было бы здорово, а, может быть, сразу приехала бы со Светой?

  Ну, вот как уже хорошо говорить о лете и отпусках. Вас крепко целуем и обнимаем.

  Привет от Нины, Иды, меня, Виктора и Эллочки.

   ВОЛЯ И НИНА

     
   
  6.05.67 г.
                ДОРОГИЕ ФАНЯ И СВЕТА!

  Получили ваше письмо, и поздравление к 1-му мая, за которое большое спасибо. Мы отдыхали все 3 дня. Я дежурил 29.04., и приехал домой в 24 часа. Нина уже заканчивала уборку, всё было чисто, хорошо, пахло вкусно.

 30.04. у нас были наши дети и внуки. Приехал отец Виктора на праздники, и мы целый день провели у нас.

 1.05. мы были у Иды, а уж 2.05 с Ниной ходили гулять на реку Москву.

 День был изумительно тёплый, солнечный. Ребятишки покатались на моторной лодке, и, конечно, получили большое удовольствие.

  У Иды сейчас самый разгар с дипломным проектом. В июне защита, а дел ещё много.

  Вчера, после работы, им должны были отвести место под строительство гаража. Дело в том, что до получения машины осталось всего 6 человек. Куда будут ставить машину, пока не выстроят гараж?

  Милочка была у нас целый день, все потом пошли на кладбище, посидели, оставили по букетику цветов. Вот, надо будет на этой неделе покрасить оградку, хочу снова серебрянкой.

  В магазинах появилась уже свежая капуста, но огурцы не найдёшь. Желающих купить по 2 рубля за килограмм больше, чем есть  их в продаже.
 
  Наш трест 8-ой квартал подряд получает переходящее знамя Совета министров, настроение такое у всех, чтобы не потерять его перед юбилеем.

Управляющий у нас молодой - 35 лет. Очень строгий, очень, но, как не странно, при нём мы два года держим знамя.

 Говорят, что он от нас уходит в ЦК, или замом в Главк. Одна у него черта плохая - почитает молодежь, а нашего брата, возрастного года, считает, что надо на отдых. А вот я помню, лет 30 назад, почитали старших, а молодежи говорили, что надо учиться у старших. Конечно, всё течёт, и всё меняется.

  Как здоровье позволит, но мы с Ниной думаем не уходить сразу на пенсию, а ещё поработать. На работе у нас окно открывается в сосновый бор, и я уже настолько привык, что не ценю этой роскоши природы. Помню, как мы из Астрахани уезжали на лето, чтобы, хотя бы месяц побыть в сосновом бору, а сейчас я буквально сижу, целый день в лесу и работаю.

  Ну, будьте здоровы, обнимаем и целуем. Привет от Милы, Иды, Вити, Эллочки и Олежки.

   ВОЛЯ И НИНА.

     

  23.05.67 г.
                ДОРОГИЕ НАШИ ФАНЯ И СВЕТОЧКА!

  Получили от вас письмо, которое читали все с большим - большим интересом. Так хочется чаще получать весточки, которые приносят много приятного.

  У нас не весна, а лето. Жара стоит июльская, вот, как уже два вечера, после большой засухи, отгрохотал гром, прошел ливень, и дышать стало легче. Между прочим, ожидать отпуск, видимо, интересней даже, чем сам отпуск. Ждёшь, готовишься, и всё, вроде, ещё впереди, а когда начнётся отпуск, то там жди приближения работы.

  У Милочки повторяющиеся приступы, которые выражаются в сильнейших головных болях, рвоте. Оказалось, что у неё пониженное давление 109 х 90. Сделали ей укол в руку (камфары), руку раздуло, стали делать кварцевое облучение, чтобы снять опухоль, а руку сожгли, стали делать спиртовые компрессы, а основное лечение - от гомологии приостановили.

  Ида сидит всеми днями и вечерами. Как-то позвонила одна её однокурсница вечером, чтобы Витя встретил её с автобуса, плохо чувствует.

Мы тоже её встретили с Ниной, испугались, перенервничали. У неё была сильнейшая головная боль. Сказалось, видимо, переутомление.

  Эллочка лежит в больнице, её положили с глистами. Мы с Ниной ходим, навещаем её, с нами ей разрешают гулять.

  На кладбище мы в воскресенье 21.05. посадили цветочки: анютины глазки, астры, гвоздики. Очень хорошо цветёт мак. У нас на балконе ещё мы цветочки не сажали.

  Как у вас, видимо, хорошо в садике. Нина говорит, вот не надо было брать билеты на пароход, а поехали бы к нашим, в Мартыновку. Ну, мы к вам соберёмся на будущий год. А когда же ты, Фаня, приедешь к нам? Света, тебя будем ждать в этом году, и надеемся, что не на один день, хорошо? Возможно, Виктор с Идой уже будут иметь машину, и мы поездим везде.

  Что же у Миши с отпуском, почему не дают? Он бы собрался с Лидой, да и катнул бы с ней к нам, вот было бы здорово! Мишу я помню мальчиком, когда приезжал в Киев, и останавливался у нас.

  Хожу в перерыв в лес сосновый, дышу сосной, какая прелесть! Пенье птиц, шишки, воздух, всё напоминает Львовку, детство. А так приятно вспоминать это время!!! Целуем крепко - крепко. Привет от всех наших.

   ВОЛЯ И НИНА.
 
 
   

  24.05. 67 г.
   ДОРОГИЕ ФАНЯ И СВЕТОЧКА!

  Вчера пошли навестить Эллочку в больницу, и узнали, что её сегодня выписывают, и опять её возьмём к себе, так как Олег заболел корью. Хотя Элла и болела, но, если будет дома с ним, то не разрешат посещать детский сад - 40 дней.

 Ида снова сидит с ним, а у неё самой напряженные дни.

  На 9.06. назначили защиту, а хотят сделать до 9.06. предварительную защиту, показательную для студентов её группы. Её проект на 10 листах признан лучшим её консультантами.

  У Нины снова у пальца появился грибок, опять нарывает, опять лечение.   3-ий год тянется это дело, и медицина, словно не может преодолеть эту, казалось бы пустяковую болезнь.

 Вот сколько всяких дел у нас за последние дни произошло.

Ты, Фаня, помнишь нашу последнюю поездку во Львовку? Я помню, была гроза, а мы ехали на лошади, видимо, в Усолье, или на мельницу. Я плакал от грохота и громовых раскатов в лесу, а Надя меня утешала: - не плачь, Волечка, если убиет молнией, то ты и не почувствуешь.

 Сколько мне было лет, видимо, годиков 5. Потом рассказывал, и, вспоминая этот случай, мама всегда смеялась над таким утешением, а сколько же было Наде лет?

 А как хорошо было там. Тётя Таня и бабушка, накрывая стол около избы, говорили нам: - а ну-ка, ребятишки, нарвите клубнички! И пока кипел самовар, на столе стояло уже блюдце, полное душистой лесной земляники. Или игра в казаки и разбойники. Ты, мне помнится, всё резвилась с нами.

  Я помню, как капитан парохода давал прощальные гудки в честь высадки на лодку Нади. Конечно, это отдельные картинки настолько остались в памяти, что я иногда с большим удовольствием вспоминаю их. Сегодня снова жарко, но + 28 гр. Нет, как обещал прогноз погоды.


  Я сейчас в Москве, на почте, и поеду отсюда в Ногатинский судоремонтный завод.

  Ещё раз целую вас крепко - крепко.

   ВОЛЯ.

     
  30.06.67 г.
                ДОРОГИЕ НАШИ ФАНЯ И СВЕТОЧКА!

  Большое спасибо за присланное, интересное письмо, которое, как обычно, было прочитано нами с большим интересом. Ты пишешь про морозы, да, конечно, привыкаешь к животному. Я помню, ещё в Астрахани, у нас подох кот Сурка, как плакала мама, а я положил на санки его, и повёз к Троицкому мосту, и там оставил его.

  Я задержался несколько с ответом, и, откровенно, по той причине, что заболел. С трудом попал к урологу. Диагноз: "простатит". Эта болезнь была у Ирадиона Парамонова, и он не пожелал сделать операцию и скончался.

  Прописали ванночки - внутренние с ревинолом, затем таблетки - витацеклин по 5 раз в день… Очень жаль, что всё это случалось перед отпуском. Правда, мне симптомы заболевания напомнили нечто подобное года 3 назад, но я лишь сказал об этом Нине, но к врачу не обращался, и спустя неделю - полторы, всё прошло, а вот сейчас уже с 22.06. и улучшения, пожалуй, нет.

Боли в паху, в пояснице, выделение мочи пассивное. Вот какие дела, мои дорогие.

  Милочка находится в больнице. Сегодня консилиум. Будет невропатолог, терапевт, и зав. терапевтическим отделением. Вечером зайдём к ней и узнаем результаты. Жара у нас стоит ужасная + 32 гр., дождей нет, страшная сушь, но это, пожалуй, лучше, нежели холод. Вчера ездил в Электросталь, и буквально свалился.

  Вчера Виктор с Идой получили машину, и вечером были у них. Купили гараж за 800 руб., но денег нет, будут занимать, а 6-го надо отдавать.

Интересно, как была организована продажа: так как машина изготовлена на экспорт - дополнительно 150 руб., но ничего особенного, лишь на моторе клеймо - ЭКСПОРТ.

 С завода выгнали машины и по очереди, без выбора, выдавали машину. Наши уже поехали домой, и обнаружили, что внутри нет панели одной, вернулись, и им сделали. У одних не работали дверцы. Вот безобразие, за такие деньги и так сдают на руки вещь. Машина цвета рубина, конечно, красивая, изящная.

  Виктор и Ида последние дни ходят оба, как одурманенные, усталые, а ещё надо её всю очистить от смазки, ехать в ГАИ для получения номера.

 Виктор, хотя и имеет права, получил в 1959 году, и с того дня не ездил на машинах. Ему ещё надо научиться где-то, потренироваться и привыкнуть к вождению её…

 Хотят, вернее, Витя, числа 15.07. поехать в Брест и Минск с детьми, а Ида не советует, да и мы тоже такого же мнения, пусть поучится ещё.

  Ида глубоко благодарит за поздравление её с окончанием института, и говорит, что напишет попозже, после того, как закончатся все волнения и поблагодарит. Открытка ей очень понравилась, и она её поставила на пианино.
 
  Вы, наверное, читали в газете о случае у мавзолея, на Красной площади? Это было 28.06., в 13 часов. У человека, стоявшего в очереди к мавзолею, взорвалась бомбочка. Он взлетел в воздух, и ещё 6 человек ранено. Какое безобразие! Он оказался латышом.

  Ну вот, сколько всего произошло за время между моим последним и настоящим письмом.

  Света! Ну что же, ты теперь свободна, кончились все экзамены? Куда же ты решила поехать? Сначала к нам, или в конце своего отпуска, или в середине?

  Как-то на днях, по телевидению передавали вечер выпускников нескольких школ. Я с удовольствием смотрел и вспоминал, Света, твой вечер с твоими питомцами. Какая это хорошая пора.

Жаль, что мы далеко от вас. А с каким бы удовольствием я поел бы тутника. Мальчишками мы собирали его и ели. В тяжелые годы мама делала из него пирожки, а вы его подметаете и выбрасываете, жаль!.

  Ну, вот, пока на этом я закончу своё повествование. Крепко обнимаем, и целуем вас. Пишите.

  Воля и Нина, Милочка, Ида и Витя шлют сердечный вам привет, и говорят: напиши, папа, что мы купили машину, а я уже, не дожидаясь их, об этом написал раньше.

  1.07. Были в больнице, Мила сказала, что намечено на сегодня просвечивание головы. Думает, что это связано с мигренью.

   ВОЛЯ И НИНА.

   

  30.07.67 г.
   ДОРОГАЯ ФАНЯ!

  Сейчас 17 часов, Нина шьёт платье, и готовит плов, а я сел черкнуть тебе весточку. На улице гремит гром, идёт дождь, но очень тепло, даже жарко.

  Света с Виктором, Идой и Татьяной с мужем и дочерью (гостят из Астрахани) уехали на машине в лес. Утром было солнышко, но им не страшно, так как машина укроет от дождя.

  Большое тебе спасибо за присланные яблоки, мы и не знали даже о том, что у вас в саду растут такие чудные плоды.

Света по субботам и воскресеньям ездит по окрестностям Москвы, довольна. Астраханцы должны ехать в Винницу к Любе, но им что-то не хочется, погостили бы у нас больше, но мы уезжаем 3.08 г.

  Милочка выписалась из больницы, чувствует себя лучше, но ещё на больничном!

 Как её выпишут, думает поехать к родне мужа, на ст. Льва Толстого, это где-то в сторону Елецка.

 Виктор хочет её отвезти на своей машине. У него теперь и суббота выходной. Расстояние как будто 360 км. в один конец. До нашего отъезда осталось три дня. Настроение чемоданное я уже 2.08. не работаю, будем собираться. Предлагали Свете поехать с нами до Горького, но она не захотела.

  Если у тебя сейчас гостит Миша с Лидой, передай от меня с Ниной сердечный привет, и наилучшие пожелания. Нам пиши, Фаня, к 28.08. - 29.08., мы до этих пор будем отсутствовать. Как ты справляешься с хозяйством, ведь тебе двигаться трудно, а сад и дом заставляют двигаться.

  Ну, пока, всего наилучшего, крепко обнимаем и целуем. Нина обнимает и целует.

   ВОЛЯ И НИНА.

 
   
  31. 08. 67 г.
   ДОРОГИЕ НАШИ ФАНЯ И СВЕТА!

  Ну, вот, всё осталось позади, кончился отпуск и снова работа, осень, зима. Ехали на пароходах мы, чудно! Полный отдых, который дал зарядку на целый год.

  Я любил вставать рано утром, выходить на нос теплохода, и наслаждаться красотами Волги, вдыхая свежий, тёплый, чистый воздух. Питались мы хорошо, обедали в ресторане, а завтрак и ужин в каюте.

  Когда ехали в Астрахань, то после Куйбышева у меня неожиданно стало сердце биться учащенно. Врач сказал - 110 ударов в минуту, причём, с большими перебоями. Дали мне лекарство и я с 13 часов лежал в каюте, и только к 8 часам вечера сердце стало биться ритмично.

  Утром, на следующий день, я вышел на палубу, но мне не хватало воздуха, но появилась одышка. Правда, к Астрахани, я почувствовал некоторое облегчение. Это у меня первый раз такое явление. А как называется эта болезнь, Фаня?

  Перед Астраханью наш теплоход ночью стоял в тумане, и опоздал благодаря этому на 5 часов. Кока меня не встретил, и не проводил. Я был у Маруси, и от неё позвонил ему, он обещал прийти, но сам ушел на футбол, и утром не пришел. Просто какая-то ненормальность, другого я ничего сказать не могу.

  У нас гостила Таня, его дочь, и тоже нас не встретила, но, правда, пришла проводить, и при встрече плакала. Видимо, было стыдно.

  В Сероглазку пароход пришел днём. Нас встретил директор с женой и сыном. Привезли нам 6 ящиков овощей, груш, и 16 больших арбузов. Вот, ведь, совершенно чужие люди, а встретить пришли, а брат не захотел встречи со мной.

  В Горьком нас встретила сестра Нины и её дети. Были у них. В первый раз приезда, наш пароход стоял 13 часов, и мы были у них во фруктовом саду. У них на даче обедали, отдыхали, пробовали сорта яблок. Сад на площади 10 соток. Дачка 2-х этажная, но небольшая, правда. Комната внизу, терраса, и наверху одна комната с верандой. Словом, впечатлений масса.

Мы очень жалели, что не поехала ты, Света, с нами. От Горького была каюта 1-го класса.

  Пока нет никакого желания работать. Сижу сейчас в кабинете, и пишу письмо. Окна открыты в сосновый бор, а мысли всё ещё на теплоходе и воде.

  Нину на работе заждались. Тоже вышла первый день. Эллочка завтра идёт в школу, ей купили всё, что требуется для школы.

  Приезжал Миша? Как твоё здоровье, Фаня? Напиши обязательно. Ну, Светочка, начнём снова планировать свой отпуск, а как ещё долго!!!

  Целуем вас крепко, крепко. Пишите. Привет от Нины.

   ВОЛЯ.

     
  26.10.67 г.
                ДОРОГИЕ ФАНЯ И СВЕТА!

  Вчера получили от вас письмо, полное тревоги за наше здоровье, мы здоровы, а я послал письмо сразу же, как получил посылку, и за которую выразил наше спасибо. Я считаю, что письма наши встретились где-то в Ростове. Ты пишешь о том, что, не обиделись ли мы, а на что? Мы рады всегда нашим письмам, и я всегда отвечаю.


  22.10. я, Витя и Ира ездили в Волоколамск. Это 180 км. от Москвы, за картошкой. Я купил 4 мешка по 5 руб., купили яблок по 30 коп. за кг. И чудной, роскошной баранины по 2 руб. 20 коп. Нина зажарила кусок, нашпиговала чесноком, перчиком, и кусочками сальца, и получилось просто объедение. Вот отведали бы и вы, жаль, что далеко.

  Купили капусту 160 кг. Для засолки, но с бочками не везёт. Купили 2, и обе текут. Вот уже в нашей ванне, дней 10, как замокают, но всё без толку. Прибегнем к битуму, зальём.

  27.10. Виктор едет под Тамбов на машине. Едут с ним 2 рыболова, и один товарищ - инженер. Ида в субботу работает и остаётся.

Нина вчера села за перешивку одного пальто, покупки 1961 года - фасон устарел, теперь не успокоится, пока не сошьёт.

  Был я как-то в Химкинском порту. Стоят 5 больших теплоходов, и их используют, как гостиницы разных организаций города Москвы.

 Работает ресторан, услуги и т.д. Я прогулялся по пирсу, и вспомнил, как мы уезжали, как нас провожала Света. Сел на лавочку, и долго любовался красавцами пароходами. А в вокзале полная тишина. Всё вроде уснуло до будущей весны!

  Погода у нас стоит тёплая. Везде идут предпраздничные приготовления. У меня несколько раз давало знать сердце - перебои и учащенный пульс. Врач говорит - невроз. Пью валокордин (то, что папа, и когда-то мама).

  Ну, будьте здоровы, целуем крепко. Привет от Нины, Иды, Вити, Милы, Володи и ребятишек.

   ВОЛЯ И НИНА.

     

  13. 11.67 г.
   ДОРОГИЕ ФАНЯ И СВЕТА!

  Большое, большое спасибо за поздравление, которое мы, как и всегда получили строго к праздничному столу.

  Нас покинули наши дети, и мы с Ниной с 6.11. по 11.11. включительно, были одни. Мила с Володей поехали в Харьков к его сестре, а Ида, Витя и ребятишки 6.11. утром выехали на машине в Минск, а затем в Брест к отцу.

  Много впечатлений, очень и очень довольны. Сделали 2100 км, Виктор говорит - не устал.

   У нас 8.11. были Фабрикантовы. Это бывшие Астраханцы - брат и сестра моего товарища юности. Посидели хорошо, я сыграл на аккордеоне лезгинку, и они танцевали, мне это напомнило былые годы юности. Я играл тогда на рояле, а мой друг Борис Фабрикантов танцевал. Маме очень нравилось, и она всегда с восхищением смотрела на Бориса, который всегда был в нашем доме. У него был велосипед, и мы с ним разъезжали по Астраханским окрестностям. Часто посещали Черепаху, Казачий бугор и т.д. Он погиб на фронте, но всё равно, видеть их было всегда приятно.

  Из Астрахани нам прислали немного солёненького, всё кстати. Нина пекла пироги, жарила гуся, мариновала рыбу, был югославский коньяк, Мускат. Жаль, что не было вас, наши дорогие.

  У меня иногда прихватывает сердце. Сердцебиение с перебоями. Снимали сердце на плёнку, и поставили диагноз: атеросклеротический кардиосклероз. Стенокардия. Смотрела меня хороший врач, зав. терапевтического отделением. Он смотрел на снимок, и сказал, что мышцы сердца не нарушены, и этот диагноз лечащего врача - у меня возрастное.

В заключении написали: отклонение электро-оси сердца влево, изменение в миокарде желудочка. Вот какие дела, мои дорогие!

  У нас сегодня дождит, но температура + 7 гр., и вроде ночью мороза не ожидается.

  Как я жду уже прилёта грачей, которые только что улетели. Не хочу зимы.

  Ну, будьте здоровы, и счастливы. Света! Ты планируй опять к нам. Будем ездить на машине. Привет от Иды, Милы, Вити и Володи, и ребят. Крепко целуем вас.

   ВОЛЯ И НИНА.

     

  1.12.67 г.
                ДОРОГИЕ НАШИ ФАНЯ И СВЕТА!

  Получили от вас весточку, такую просторную и интересную. Прочли всё с большим интересом. Сегодня первый день зимы, хотя она уже в ноябре, как 10 дней вошла в свои права, и попугала некоторых вроде меня, а многих возможно и обрадовала.

 Сегодня 0 градусов. Хорошо, я рад, и все глаза - в календарь, считаю об "оставшихся днях до прилёта грачей, вестников весны. Как не странно, глядя на белый покров снега, я уже думаю в этом месяце наведаться в предварительную кассу, и узнать о записи на билеты по Волге.

 Нина равнодушна. Говорит мне, что нужно отдохнуть дома. Но я ежедневно, по одной - две минутки начинаю говорить об этом интересном времени. То ли я надоел, или опять заинтересовал, но вроде склонилась на поездку только туда. Там пожить, и обратно поездом. Вот так и идут дни в надоевшем зимнем периоде.

  В Москве купить зимнее пальто хорошее - трудно, не найдёшь, или давка.

Мы с Ниной решили купить ей и мне, но... отложили до весны. В апреле можно будет выбрать и купить то, что понравится.

Решили с Ниной зимой покупать к весенне-летнему сезону по русской пословице: - "готовь сани летом".

  Нина купила себе шерстяной костюм - платье: юбка и жакетик тёмный. Хорошо на ней сидит. Я себе купил французские тёплые ботинки, очень хорошие. В магазинах много сапожек: чешских, французских, итальянских и других фирм. Много лакированных туфель этих же марок.

  В детском мире уже в продаже ёлочных украшений. Продаёт их снегурочка, и всё напоминает мне далёкое, далёкое детство.

  У Иды родилась мысль: поступить в аспирантуру, ей предложили, но мы ей сказали, если хочешь, то только на дневное отделение.

  Виктор сидит на работе до 23 часов, и пишет какой-то научный труд. Я ему говорю, что пока учится Эллочка, надо бы отложить это занятие, но бесполезно.


  Эллочку записали на фигурное катание на льду, но как это будет совместимо с музыкой, я что-то не пойму.

  Хотелось бы посмотреть, Фаня, твою комнату, о которой ты писала. Как я люблю уют, и всегда его любил, и поэтому я себе представил так отчётливо твой уголок. Света, теперь ты и свою комнату аналогично сделай.

  Я не думал, что у вас бывает снег, как у нас, вот удивился. Большое тебе спасибо, Фаня, за советы по моей болезни. Постараюсь соблюдать указанные рекомендации. Вот как рано мы с тобой заболели. Возраст наш не так уж велик.

  Целуем и обнимаем. Приветы от Иды, Вити, Милы и Володи. Внучка целует.

   ВОЛЯ И НИНА.
 
     

    24.12.67 г.
                ДОРОГИЕ НАШИ!

  У нас стоят такие морозы, что я обычно не поднимал воротники, а тут закутываю лоб, нос. Вчера у нас было -30 гр., да с ветерком. Снег похрустывает под ногами, все бегут - мороз подгоняет.

Новый год будем все встречать по своим домам. Ида дома со своим семейством, Милочка с Володей тоже у своего телевизора, и мы с Ниной тоже по-семейному, вдвоём.

  Нина вчера была в детском мире, и рассказывала много интересного не только для детей, но и для взрослых. Движущиеся большие звери с открывающимися пастями, морганием глаз и передвижением ног. Надо было поехать с ребятишками, но мороз, страшно просто их брать в Москву.

  Сейчас сказал наш сосед по нашему сараю, что замёрзла вода в бачке. А у нас там картофель, вот если замёрзла, а у нас там 4 мешка.

  Нина кончает шить и пойдём. Телевизор у нас "погас". Видимо, села трубка. Надо спешить теперь, починить, чтобы на новый год не было грустно.
 Эллочке купили ботинки с коньками. Была 2 раза на льду, в группе по фигурному катанию. Учили падать так, чтобы не ушибиться. Сейчас не ходит, так как мороз.

  26.12. Олегу 4 года. Нина ему купила 2 костюмчика, Ида - машину с пулемётчиком и пулемётом, который стреляет с огнём (заводская игрушка). Пригласили, но я не пойду.

  Наш трест со 2.01. переходит на два дня выходных. Вот хорошо будет. Особенно весной и летом. Я уже мечтаю о том, куда будем ездить. Конечно, из поля зрения не упускаю воду.

  Ты, Фаня, спрашиваешь про сапожки. Их было много перед 7.11., но и сейчас выбрасывают, но только не наши. Без примерки трудно покупать, так как в подъёме не лезут, берут номером или двумя больше. Володя купил Миле, вот, как неделю назад, не 36, а 37 за 55 руб. Но один с трудом надевала. Словом, напишите, и мы поищем, но какой номер и цвет - сообщите. Туфли чаще можно встретить лакированные, по 45 руб. Между прочим, нашей обуви почти нет.

  Неожиданно для нас выдали премию за 1966 год, и я их отложил на билет, Нине не отдал. Она всё твердит, что на пароходе не поедем, а я решил всё же купить, не беря денег у неё. Словом, снова у меня в перспективе Волга.

  Света, ну а ты как решила? В любом случае, ты будешь у нас? Московские театры, купанье, поездки на машине и т.д. Нина шлёт большой привет вам.

  Крепко целуем и обнимаем. Привет от Иды, Вити, Милы. Володя уехал на 4 дня в деревню.

   ВОЛЯ И НИНА.

   


Рецензии