Параллельный мир на Земле

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

Это было настолько не по – земному, что долго не могла собраться,
чтобы поделиться своими переживаниями…
Псково-Печерская обитель – место Духовного Равновесия.
«древние традиции, бережно хранимые в монастыре, не были нарушены даже в самые страшные для русского монашества времена. Молитвами Пречистой Богородицы Псково-Печерская обитель промыслом Божиим была по договору 1922 г. отнесена к буржуазной Эстонии и оставалась там вплоть до 1940 г., чем и была спасена от всеобщего разорения и осквернения.»
Состояние души в момент пребывания там не передать, ибо не знаю, как это описать.
Поражало и удивляло, вызывало восторг, буквально всё:
Мы зашли во врата, перед нами открылся большой храм, справа стена монастыря
обрела своё новое значение, как стена ПАМЯТИ; там висели фото монахов, которые принимали участие в Великой Отечественной Войне, защищали свою Отчизну вместе
со всем народом. Необычно было, хотя испокон веку иноки, жители и служители монастырей были истинными защитниками и воинами.
Но это первое, что показалось непривычным…
Слева мы увидели арку с иконой Божьей Матери над ней, а внутри просматривались столы с образами, свечами и церковными книгами. Направившись туда, взглянув вскользь на прилавки, я повернула направо и, в полном смысле этого слова, остолбенела…
Не в силах сказать ни слова, я только дёргала мужа за рукав, чтобы он тоже оглянулся,
потому что он всё ещё рассматривал что-то на прилавках…
А когда он, наконец, повернул голову, я увидела на его лице то же онемение, что и у меня.
Я радовалась, как ребёнок, потому что попасть сюда – было моей мечтой – и вот ОНА передо мной!
В арке открылся крутой спуск к монастырю, а внизу небывалой красоты, расписанные
Образами, храмы…
Мы стояли и смотрели, даже не сразу решились идти вниз, настолько глубоко было наше изумление и восторг.
Красота, Гармония, Радость - в душе всё это смешалось, превратившись в детский непосредственный восторг…
        Позже я прочла, что у этого спуска очень мрачное название, в память о трагических событиях, произошедших здесь.:
«Расцвет Псково-Печерского монастыря приходится на время руководства им Корнилием Печерским (1558-1578 годы), продолжившим каменное строительство. Однако, дальновидный Корнилий, возводил в монастыре не только храмы, он решил обнести его и настоящей крепостной стеной с десятью башнями. По преданию он испросил на то разрешение у царя Ивана Грозного, но царь, во всем подозревавший заговоры, дал такой ответ: «строй, но чтобы крепость была не больше воловьей шкуры». То ли Корнилий и впрямь был остроумный, то ли хорошо знал античную историю о постройке Карфагена (см. раздел «Африка/Тунис/Карфаген»), но он разрезал воловью шкуру на тонкие ленточки и выложил их вокруг монастыря. Получилась линия длиной 810 метров – такова нынешняя протяженность монастырской стены. Ее строительство было закончено в 1565 году и монастырь стал настоящей крепостью, способной защитить всех окрестных поселенцев. Именно поэтому 1565 год считают и официальным годом основания Печор.
Впрочем, Корнилий поплатился за дерзость – нагрянувший в монастырь по навету Иван Грозный самолично отсек ему голову, когда тот с братией вышел встречать державную особу хлебом-солью. Рассказывают, что голова Корнилия от входа покатилась вниз, под горку к оврагу, оставляя за собой кровавый след. Сейчас на этом месте проходит главная дорога монастыря, которая в память о тех событиях называется «Кровавой».»
Вот такая грустная история, правда, есть ещё придание, что Грозный тут же раскаялся и сам понёс тело Корнилия по дороге в монастырь…
Мы с мужем тихо пошли вниз, впитывая в себя постепенно открывающуюся красоту и боголепие… Сказать, что мы были под глубоким впечатлением - это ничего не сказать…
В интернете много описаний и фотографий этого монастыря, кому интересно, могут заглянуть; поэтому повторяться, описывая все здания, я не буду, а просто поделюсь своими ощущениями …
Это было в начале мая, в светлую седмицу, дни стояли солнечные и тёплые.
А здесь ещё и аура какого-то Покоя, необъяснимой РАдости…
 Мне не раз приходилось испытывать такие чувства в подобных местах, и от них всегда зарождалась благодарная молитва Богу за возможность соприкоснуться с Ним  на Земле,
Душа оказалась сопричастна с вечным, светлым, добрым…
          Помолившись в храме, зайдя в Успенской церкви в БОГОМ ЗДАННЫЕ ПЕЩЕРЫ,
( Круглый год в них одна и та же температура +5;С. По некоторым данным, здесь упокоено более 10000 человек.)…Но в дальние пещеры вход был закрыт, и мы помолились возле мощей, которые при входе слева, в ближних пещерах. Там находятся раки с мощами Псково-Печерских преподобных Марка, Ионы, Лазаря прозорливого и преподобной матери Вассы.
 История этих пещер, и то, как они были явлены людям, тоже очень интересная:
«Глубокий смысл и Божий Промысел можно усмотреть в дате открытия пещер — 1392 год. В этом году почил о Господе великий светильник Земли Русской Преподобный Сергий Радонежский. И в тот же год Господь открывает молитвенников, подвизающихся в здешней пещере.
А произошло это так. Однажды местный крестьянин Иван Дементьев пришел на Святую гору рубить лес. Тогда, в конце XIV века, весь склон, по которому теперь расположены монастырские здания, был покрыт большими деревьями, одно из которых начал рубить Иван Дементьев. Срубленное дерево повалилось под гору, увлекая с собой еще несколько деревьев и большое количество земли.
Так открылось устье пещеры, над которым была начертана надпись: « Богом зданная пещера». Кем и когда была сделана надпись — неизвестно.»
«Так вот, именно в этой пещере первый игумен монастыря Иоанн, и устроил в 1473 году церковь Успения Пресвятой Богородицы, положившую начало всему монастырю и давшему ему имя. Монастырь пополнялся монахами и постепенно стал центром небольшого поселения, названного Печорами.»
Затем, набрав святой воды, мы не спеша ходили по территории монастыря, наслаждаясь красотой зданий и ландшафта. Слева, где находится  Дом наместника монастыря (на фото он светло зелёного цвета), очень крутой склон с деревьями. Справа от дома находится парадная лестница, которая соединяет нижнюю часть монастыря с верхней, где расположен Михайло-Архангельский собор, а слева другая, малозаметная, зигзагообразная лесенка( на фото видны белые столбики), которая выходит к собору же,
но с тыльной стороны, к служебному входу. Я не просто так заостряю на этом своё внимание, да и, гуляя, меня это ажурное с мостиком место очень привлекло…
Насладившись, напитавшись  Духом монастыря, мы отправились обратно, чтобы посетить и собор. Подойдя к стене с фотографиями монахов, которые принимали участие в ВОВ,
Мы стали читать о каждом из них. Какие у всех разные судьбы и пути…
И все они, нашли Свой дом в этой обители. 

Почитав, я решила обойти собор, дойти до стен монастыря. Такого резкого спуска вниз крепостной стены мне видеть не приходилось…
      Я облокотилась на ограждение и стала разглядывать и стену, и сам монастырь сверху, и наблюдать за смешной белочкой, которая носилась от дерева к дереву…
И вдруг, зазвучал колокольный звон!!! Звуки разливались, заполняя собою всё вокруг и переполняя мою Душу. Я не могла сдвинуться с места, так и осталась стоять сзади собора и смотреть вниз на храмы, слушая эти волшебные переливы. Тут-то мой взгляд и упал на ту ажурную лесенку из белых столбиков; на ней началось  «действо»:
Со всех концов монастыря к этой лестнице стали «стекаться» монахи, они были облачены в длинные чёрные одежды, и на головах были чёрные головные уборы с длинными чёрными накидками. Всё выглядело так таинственно и торжественно…Ведь ещё минуту назад, здесь не было ни души…Монахи степенно подымались вверх под перезвон колоколов…Я  обратила внимание на одного старца, было видно, что этот путь для него -большой труд. Он очень медленно преодолевал ступеньку за ступенькой, а путь довольно длинный. Я не отводила от этого монаха своего взгляда, что-то основательное и надёжное исходило от старца, который поднимался, на службу к собору. Всё новые и новые монахи появлялись у лестницы, они степенно поднимались вверх, нагоняя  его…
Когда с ним поравнялся первый из поднимающихся, он остановился на нижней ступеньке, склонил голову для благословения, поцеловал старцу руку и, обойдя его, двинулся дальше. Потом я заметила, что и второй, и третий, и последующие монахи проделывали то же самое:
Каждый раз, старец останавливался, благословлял, а ему целовали с почтением руку, но с некоторыми он обменивался парой слов и братским поцелуем… Стало понятно, что это глубокоуважаемый, не простой, старец… Я знала, что в этом монастыре живёт архимандрит Адриан (Кирсанов), к которому всегда большое паломничество, ибо у него
Дары от Бога помогать страждущим. В этом году ему исполнилось 94 года.
И так, вереницей, один за другим, монахи двигались вверх, получая частицу Благодати от своего старшего брата. Колокольный звон не умолкал, его пение придавало ещё больше торжественности и необычности, увиденному мною, действию.
Всё это восшествие длилось достаточно долго, и вот, наконец, старец достиг последней ступени и направился к служебному входу Собора. Первым порывом было подойти к нему и попросить благословения, но то ли ложная скромность сковала меня, то ли понимание, что он очень устал и без меня… -  и я не подошла…
Я до сих пор мучаюсь этой делемой:
Правильно ли я поступила? Или упустила, данный мне Богом шанс?
Затем два монаха пронесли в Собор большую просфору и колокольное многоголосье утихло. В храме началась служба…
Мы с мужем тоже зашли послушать хотя бы начало, т.к. нам предстояла дорога в Питер, а уже был вечер. Я, как всегда, взяла свечи, помолилась у образов, и, отходя вглубь храма,
Увидела в углу, под аркой, сидящего на скамейке, совершенно одного, того старца;
Наши взгляды встретились, а я, вместо того чтобы испросить разрешения к нему подойти,
Опустила глаза и прошла мимо. Меня охватило такое смятение, я не понимала, как правильно поступить, можно ли к нему подойти???  ...
Всё же я пошла обратно, но старец больше не повернулся, так я и вышла из храма в полном смятении, и до сих пор мучает меня эта ситуация… Порой, я успокаиваю себя, что правильно поступила, а порой, кажется, что «лукавый меня  попутал»…

И это уже невпервой!

Хочется закончить мой рассказ словами об этом необыкновенном старце, которые я нашла в интернете:
«В 1953 году Алексей Андреевич, сказав товарищам своим, что едет жениться и жить будет у жены, уволился с завода. Чтобы убедительнее была легенда, оставил "пока" в кассе зарплату. Товарищи обрадовались такому шагу своего друга, так как не понимали его аскетизма. А Алексей Андреевич приехал в Троице-Сергиеву Лавру и попросился в число братии. Настоятелем тогда был архимандрит Иоанн (Разумов
мае 1975 года старца перевели в Псково-Печерский монастырь. Тяжело переживал расставание с любимой Лаврой старец, — открылась язва желудка, но лишь немного подлечился, как снова взялся за помощь больным, и до 1990 года опять — ежедневные исповеди и "отчитки" бесноватых. Только вконец испорченное здоровье заставило отказаться от этого.

Наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон (Секретарев), братия, а также духовные чада старца и прихожане обители поздравили архимандрита Адриана (Кирсанова) с днем рождения. 17 марта 2016 года старцу исполнилось 94 года.»

А это  слова старца Адриана, данные в интервью псковскому телевидению:

«И вам говорю, что детей учить надо, чтобы они не гневались. Блажен чистый сердцем. Они Бога узрят. А если грязное сердце, он только дьявола узрит. А дьявола узрит и к дьяволу уходит. Спасайте детей своих. Поучайте их, что Бог есть. И Он спасает. И накормит и лечит. И во всем Он помогает. Так что надо искать Бога»


PS. Взятые в скобки тексты, нашла в интернете, спасибо огромное всем неравнодушным, кто делится своими знаниями и впечатлениями.


Рецензии
Прекрасныый репортаж с "поля брани"! Потому как иначе и не назовёшь сегодняшние обители, где братья монахи ежедневно и ежечасно несут подвиг послушания. И отмаливают нас, человеков недальновидных, перед Богом.

Читала, и искала подвох. Уж очень сегодня многие пишущие на эти темы, Бога в душе, стремятся увести читателя в дебри. Перетрактовывают истины, бросают семя сомнений в души. Но, слава Богу, у Вас ничего такого не нашла.

Прекрасно знаю те места и разделяю Ваши чувства при посещении их. С большим теплом за прекрасно поданный материал! ТАТЬЯНА.

Коза-Дереза   19.03.2017 09:50     Заявить о нарушении
Таня,спасиБО!
Улыбнули...........
Мне было очень приятно читать такой отклик,
С теплом и самыми светлыми пожеланиями,

Хеллен Лайт   19.03.2017 10:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.