7. Далёкая звезда

   Я мельком видела леди Кристину в воспоминаниях Влада, но лично - ни разу. Честно говоря, учитывая, что речь шла о матери Влада, к тому же королеве, я неосознанно представляла себе немолодую, солидную женщину, думая, что образ юной красавицы относится к временам детства Влада. Однако леди Кристина в самом деле выглядела его ровесницей. Это была похожая на фарфоровую статуэтку женщина, миниатюрная, очень хрупкая. У неё было точёное лицо в форме сердечка, с тонкими чертами и упрямо выставленным вперёд подбородком; взгляд её ярких янтарных глаз был одновременно пронзительным и согревающим. По виду она казалась не матерью, а младшей сестрой Влада. Однако манеры леди Кристины всё расставляли по своим местам. В этой изящной женщине чувствовалась несгибаемая воля и колоссальная внутренняя сила. Хладнокровие, гордость и величие, веявшие вокруг неё, как серебряный туман, не оставляли сомнений в том, что перед вами - истинная повелительница Надашди.
   Она приняла нас в огромном роскошном кабинете, больше похожем на тронный зал, только вместо трона стоял письменный стол - тоже необъятный. Едва войдя в дверь, Влад молча опустился на одно колено. Я тоже поклонилась, исподтишка наблюдая за Владом - я не знала, что у них тут положено делать по этикету. Леди Кристина поднялась нам навстречу и сделала знак приблизиться. Влад почтительно поцеловал её хрупкую руку - её голова едва доставала ему до груди.
   - Ваше Величество... Мама, - устало выдохнул Влад. - У меня новости, которые тебе будет трудно понять.
   
   * * *
   
   Выслушав наши объяснения, леди Кристина высказала в ответ ряд совершенно неожиданных соображений. Так, например, насколько вообще безопасен сам по себе контакт с Бетельгейзе? Там, в подземном храме, я как-то попала под обаяние всеобщего энтузиазма Маршан, но теперь взглянула на всю эту затею словно со стороны. Можно ли в принципе доверять чистокровным?.. Вот так запросто передавать неизвестно кому, неизвестно куда информацию о нас, о нашей планете? Что, если у них и в мыслях нет помогать нам с каким-то "вознесением"?
   Может быть, они сами предпочтут высадиться на Землю и воспользоваться всей имеющейся здесь людвой? А если люди им без надобности, то ещё не факт, что им нужны мы. Может, мы для них всё равно что прокажённые? Что, если они предпочтут уничтожить "выродившихся" соплеменников, тем более что Маршан сами признают земных кэлюме позором всей расы?.. В сравнении с чистокровными мы сейчас - хуже калек, практически недееспособные. Как они воспользуются своим преимуществом?
   Жанна, конечно, сказала бы, что все эти домыслы - порождение деградировавшего сознания, не имеющее никакого отношения к реальности на Бетельгейзе. Что чистокровные кэлюме - это "наши высшие я", которые не могут желать нам зла, потому что просто не знают, что это такое. И, конечно, хотелось бы в это верить, тянуться к высшему. Но вот, например, Дьёрдь Островичи - по словам Маршан, один из изначальных, и что-то не похож на агнца небесного. Маршан утверждают, что он стал таким уже на Земле. Но может, они просто склонны идеализировать чистокровных?..
   Взглянув в наши с Владом помрачневшие лица, леди Кристина скупо улыбнулась.
   - Дети мои. Я вовсе не пытаюсь вас переубедить, - пояснила она своим негромким серебряным голосом, похожим на звон холодного ручья. - Я всего лишь хочу сказать, что прежде, чем бросаться сломя голову что-то делать, неплохо бы подумать, кто и зачем вам это предложил. В клане Надашди рассматривались самые разные версии происхождения Пульса и нашей расы, в том числе и похожие на ту, которую вы сейчас изложили. Я, например, ни секунды не сомневаюсь, что с этой планеты можно уйти. Вопрос в том, куда. Вот вы говорите, что звезда, от которой, якобы, мы все произошли, похожа на рай. Но, возможно, в таком случае и за легендами об аде что-нибудь стоит? Как бы не попасть в место ещё похуже этого мира. Ваши надежды прекрасны. Но вот я, например - ну, я, как частное лицо - если говорить о моих убеждениях - придерживалась мнения, что нечто похожее на "вознесение" как раз и произойдёт, если мы уничтожим Пульс. Грубо говоря, я считала, что именно он нас здесь и держит. Понимаете?
   Мы подавленно молчали. В голове у меня опять всё смешалось. Что же, получается, клану Маршан тоже нельзя доверять?.. Да уж, в сравнении с леди Кристиной, живущей не первый век и не первый же век занимающей самый ответственный пост в своём клане, мы с Владом казались просто легковерными мечтателями - вот уж, действительно, "дети".
   Леди Кристина задумчиво откинулась в кресле.
   - Вот если бы я могла сама встретиться с...
   Я вдруг почувствовала какую-то странную серебристую волну. Леди Кристина, видимо, тоже, потому что замолчала на полуслове. Через некоторое время волна повторилась... А потом вспышка серебряной светимости начала разрастаться, всё усиливаясь. У меня зазвенело в ушах, меня словно пронизывал яркий свет...
   - Что происходит? - прокричал Влад.
   - Не знаю!.. - крикнула я в ответ.
   - Какая-то вспышка на Пульсе! - прокричала леди Кристина. - Очень странная!
   Все мы машинально зажимали уши руками, словно это могло спасти от звона в голове.
   - Нет! Не на Пульсе! - дошло вдруг до меня. - Сигнал идёт с орбиты!..
   - Правда!.. - через мгновение подтвердила леди Кристина.
   - Вот блин! - высказался Влад, и тут мы попадали на пол. Землю одна за другой начали омывать совершенно невообразимые энергии. В жизни таких не чувствовала, это было не с чем сравнить. Я поняла только, что они, как сияющие волны, покрывают всю планету...
   А потом передо мной замелькали картины чужих сознаний. Это было похоже на процесс, будь он неладен, архивации данных, только данными служили наши мысли - по-видимому, всех кэлюме, живущих и когда-либо живших на земле... Сквозь меня проходили гигантские объёмы знаний, я, конечно, не успевала их все осмыслить, но чувствовала, что они остаются где-то в моей душе... что я при случае смогу к ним вернуться.
   И такой случай настал. Внезапно всё кончилось. Светимость исчезла и больше не появлялась, всё стало как прежде. Я с трудом поднялась на ноги...
   И вдруг поняла, что знаю о расе кэлюме всё. Абсолютно всё. Знаю о положении дел в любом из кланов, в том числе и Маршан. Знаю, кто, где и почему обладает реальной властью, кто сомневающийся, кто шпион. Кто где живёт, кто с кем общается... Всё: имена, даты, лица.
   И, главное: я почувствовала, что все теперь точно знают, где находится Пульс. Разнообразные версии его происхождения и вопросы о смысле жизни расы совершенно тонули в общем потоке информации. А Пульс - вот он, неоспоримый.
   Мы с Владом и леди Кристиной переглянулись. Первым подал голос Влад:
   - Я правильно понял... что теперь уже ничего, никому... не надо объяснять?..
   Леди Кристина медленно повернулась ко мне:
   - Тамара... как вы считаете... что будет делать Дьёрдь, узнав правду... о Жанне?
   Я подскочила, как ужаленная.
   
   * * *
   
   - Вы, наверное, понимаете, что после этой вспышки практически вся формальная власть недействительна... за исключением, возможно, клана Маршан, - инструктировала нас леди Кристина, напрягая все гигантские силы своего сознания, чтобы прощупать ситуацию, пока мы с Владом торопливо натягивали на себя бронежилеты и вооружались. - Я чувствую, что сейчас начался хаос... Многие вампиры бросились сводить какие-то личные счёты и вообще выяснять отношения с разными своими знакомыми, мысли и местонахождение которых неожиданно узнали... Другие пребывают в растерянности... пытаются понять, во что верить... но скоро они перестанут думать и начнут действовать, потому что каждый захочет успеть первым. И большинство пойдёт, я думаю, по привычным схемам. У многих Надашди мысль об уничтожении Пульса вошла в плоть и кровь. Я сейчас попытаюсь промониторить наш клан... отдам приказ, что сначала надо обезвредить Островичи, а Пульс взять под контроль для исследований... наплету что-нибудь... но я не уверена, что все послушаются... Так... Островичи... да, большинство из них направится в храм, чтобы отбить Пульс у Маршан для себя... Маршан... Они готовились к этой вспышке и уже заняли оборону. Сигнал с орбиты, который мы все почувствовали, - это был разведбот. Он собирал информацию о планете... и о нас. Они хотят поднять всех до единого. Я слышала это... - леди Кристина поколебалась, - в мыслях Жанны. Она говорила со мной. Похоже, всё, о чём вы рассказывали, дети мои, - правда... - королева выглядела немного растерянной - а не так давно мне казалось, ничто не может поразить эту женщину или вывести из равновесия! - Я услышала, что с Бетельгейзе скоро стартуют спасательные корабли, - продолжила леди Кристина, - но как пройдёт полёт, и сколько времени займёт - точно не известно. Там совершенно другие меры времени - для них пройдёт мгновение, а для нас - возможно, несколько дней... Пульс должен оставаться на связи, чтобы служить как бы маяком. Жанна будет корректировать их курс. Она не сможет покинуть базу Маршан. Нужно защитить её и Пульс любой ценой. По счастью, для Маршан всё это не стало сюрпризом, они окажут серьёзное сопротивление всем гостям. У них, по крайней мере, порядок... - леди Кристина вздохнула, как мне показалось, с лёгкой завистью, и если бы я не так спешила, то улыбнулась бы. Влад был весь внимание.
   - Дальше... - переключилась на нас леди Кристина. - Не слишком спешите... Первыми к храму подойдут идиоты, которые просто оказались поблизости, и Маршан легко отобьют эту волну атаки... Потом... Дьёрдь... Он пока находится в Чейте, но я вижу ужасную чёрную воронку, которая разрастается... Не представляю, что он предпримет... так или иначе, первые отряды Островичи уже отправились, и вскоре за ними последует гигантская, хорошо подготовленная армия. Вокруг храма начнётся бойня... Не старайтесь успеть к её началу, вы больше пригодитесь в конце, когда силы Маршан будут на исходе. По ходу действия начнут вмешиваться разрозненные отряды наших, часть из которых ударит по Островичи, а часть - по Маршан... Категорически не советую нестись по территории, прилегающей к храму, в тумане: либо подвернётесь под шальную пулю, либо вас заметят издалека и оглушат. Влад, потрудись заглянуть на нашу базу под Екатеринбургом и взять бронированную машину... если там будет ещё не всё разрушено и разворовано. Советую по дороге подкрепиться, сейчас уже не до церемоний... Запомните: Влад обеспечивает огневую поддержку, ты, Тамара, постоянно держишь защитный экран и прощупываешь окрестности. Собери всё своё внимание, не витай в облаках, как ты иногда умеешь... - мы были уже на пороге. - Удачи, дети мои. Я больше вам не советчик. Поступайте, как подсказывает совесть, и да поможет вам... бог, Пульс... и, главное, вы сами помогите друг другу. Ну, всё. Вперёд.
   
   * * *
   
   До Екатеринбурга мы надеялись добраться в тумане. Это оказалось не так-то просто. Я то и дело чувствовала проносившихся мимо, как кометы, других кэлюме - такое впечатление, что после вспышки все сразу куда-то ринулись, причём направления были самые разные. Меня всю трясло, почему-то казалось, что кто-нибудь обязательно погонится именно за нами; по счастью, направленного конкретно в нашу сторону интереса я пока не ощущала, хотя Влад предупредил, что внимание может быть просто замаскированным, и я на всякий случай каждый раз сообщала ему о приближении сородичей. Дважды по дороге мы останавливались перекусить, причём по настоянию Влада; я была просто поражена тем, как быстро он глушил людей гипнозом и как хладнокровно пил кровь. Я-то привыкла видеть его погружённым в утончённые сомнения по этому поводу.
   - Томка, не тормози, - торопил он меня. - Нам нужны все наши силы.
   - Я... думала, тебе это неприятно... - пролепетала я.
   - Ничего, жить будут, - отрезал Влад. Я заметила, что он и тут остался верен своим правилам и, оглушив целую молодёжную компанию, выпил у каждой из своих жертв не больше двух стаканов крови. - Ты в норме? Быстро, дальше.
   Мы снова снялись с места. "Сосредоточься!" - услышала я в мыслях голос Влада. Люмэ так и шумела у меня в ушах. Я не справлюсь! "Справишься!"
   Внимание!
   "Стоп!"
   Мы приняли обычный облик.
   - Трое, двое мужчин и одна женщина, идут к нам, - торопливо сказала я.
   - Молчи и не отходи от меня. Полный заслон.
   Я выставила блок, ничего не соображая. К нам быстро приближались три тёмные фигуры.
   - Кто такие?
   Влад сделал шаг им навстречу и залепетал растерянным голосом:
   - Мы... тут гуляли с моей девушкой... и вдруг такое случилось!.. Ребята, вы не знаете, что это была за...
   Тут раздались выстрелы, и я сообразить не успела, как все трое его собеседников свалились на землю. Влад хладнокровно отправил им ещё по пуле в голову и принялся быстро их обыскивать, одновременно сканируя. Я просто раскрыла рот.
   - Томка, возьми у этого пистолет, - он кивнул на одного из сургов, и я только сейчас заметила в его руке оружие.
   - Да я не умею стрелять! - в отчаянии воскликнула я, подняв пистолет двумя пальцами.
   - Поднимаешь руку, стреляешь, после этого думаешь, - кратко проинструктировал Влад, поднялся и поволок меня по улице. - Сканируй! Что видишь?
   - Ох... пока... больше никого, - выдохнула я.
   - Точно? Помни о маскировке!
   Я напрягала внимание, как могла, пытаясь успокоиться.
   - Я никого не вижу, Влад...
   - Держись, Томка, до базы недалеко.
   - Блин, ну ты носишься... - простонала я.
   - Я проходил боевую подготовку, - просветил меня Влад.
   - Кто это был?.. Те трое...
   - Островичи, кто...
   - Так! Слева! Слева есть что-то...
   - В туман и направо!
   Мы снова куда-то понеслись прямо по улицам между домами, потом замелькали пустыри, деревья...
   "Впереди!"
   "Это база".
   Мы приблизились к комплексу приземистых зданий за обнесённым колючей проволокой забором. Ворота там были открыты, а с телепатами творилось что-то непонятное. Послышался визг колёс, на дорогу на полной скорости вылетела бронированная машина, развернулась и куда-то умчалась.
   - Так... - раздражённо процедил Влад. - Не отходи от меня, - повторил он мне; впрочем, я не смогла бы отойти, так как он крепко держал меня и буквально тащил вперёд. Голова у меня слегка кружилась, я попыталась прощупать пространство - кажется, по крайней мере Островичи здесь не было. Тут я почувствовала, как Влад буквально заливает пространство ослепительным серебристым светом; из-за его привычки постоянно держать маскировку я прежде и представления не имела о его истинной силе.
   "Я принц Влад! Меня прислала Её Величество леди Кристина! Что у вас тут происходит! Вы все с ума посходили?!"
   Мыслительное пространство над базой немного успокоилось. Со всех сторон к Владу потянулись какие-то мысли. Мы взбежали по ступенькам крыльца и оказались в одном из зданий. Навстречу нам вышли несколько Надашди, все они кланялись.
   - Ваше Высочество, идёт какой-то странный сигнал, - немного неуверенным голосом доложил какой-то сург, опустившись на одно колено. - Якобы от королевы Кристины. Она приказывает нам нападать на базу Островичи в Перми. Но разве предыдущие инструкции не гласили...
   - Всё правильно, - ледяным тоном отрезал Влад. - Дьёрдь Островичи узнал о местонахождении Пульса - вы представляете, что будет, если Островичи его захватят?! Где глава отделения связи?!
   - Ромеи Нина?.. Уехала, никому ничего не сказав...
   - Заместитель?!
   - Я, ромеи Юлия, - быстро шагнула вперёд одна из женщин, поклонившись.
   - Выйти на прямой контакт с королевой! Чётко выполнять её инструкции! Немедленно! Где начальник охраны?
   - Ранена... Здесь была перестрелка...
   - Заместитель!
   - Убит.
   - Соединить меня со старшим по званию, кто там после них!
   Мужчина достал рацию.
   - Андрей, с тобой будет говорить принц Влад.
   Влад выхватил трубку.
   - Закрыть ворота! Заблокировать периметр! Подчиняетесь непосредственно ромеи Юлии... - он покосился на женщину.
   - Савицкой, - подсказала она.
   - Савицкой, она будет передавать приказы Её Величества... Ещё раз повторяю: основная задача - не допустить Островичи к Пульсу! Ты, - он развернулся к сургу, сунув ему в руки рацию, - проведёшь меня в гараж.
   Мы снова выбежали на улицу.
   
   * * *
   
   В машине мне удалось хоть немного отдышаться. Да, если бы я оказалась в такой переделке без Влада, меня бы в одну минуту шлёпнули, и дело с концом. Я уже без напоминаний принялась внимательно прощупывать окрестности. Мы ехали по тёмной трассе сквозь лес. Конечно, скорость людской машины не шла ни в какое сравнение со скоростью тумана.
   - Боюсь, мы там будем последними, - простонала я. Влад кивнул.
   - Ничего. Грамотный удар в спину эффективнее лобовой атаки. Подумай, сколько будет их, и сколько нас.
   Я замолчала. Его холодные рассуждения отрезвляли меня.
   - Никогда не думала, - призналась я, - что ты можешь быть таким... расчётливым. В бою. Мне казалось, насилие шокирует тебя.
   Влад невозмутимо рулил одной рукой, пристально следя за дорогой.
   - А мне нравится идея насчёт вознесения, - неопределённым тоном заметил он. - Меня устраивает, что земля очистится от вампиров, а мне при этом не придётся умирать.
   Я невольно улыбнулась. Всё-таки Влад - кремень. Интересно, его хоть что-нибудь способно вывести из равновесия? Я чувствовала сгущающуюся впереди бурю энергий, и мне казалось, что меня затягивает багровая воронка крови и пламени...
   - Советую тебе как следует припомнить расположение помещений, - подал голос Влад. - Тебе известны какие-нибудь тайные или запасные ходы? Как мы сможем попасть к Пульсу?
   Я принялась лихорадочно соображать. Господи, как я сама-то не догадалась подумать об этом! Я велела себе взять себя в руки. Продолжая мониторить окрестности, я принялась просчитывать все входы и выходы.
   И то, и другое получалось плохо. К сожалению, я совершенно не успела освоиться в хитросплетениях огромного комплекса подземных храмовых построек. Я слишком мало пробыла в клане Маршан. А сейчас до них было не дотянуться - густые и, по сути, беспорядочные потоки штурмовиков с трёх сражающихся сторон фонили ужасно. Вообще складывалось впечатление, что многие в принципе забыли, чего хотели, и выбежали пострелять просто так. Почему это надо было делать в непосредственной близости от Пульса, невозможно было понять.
   Потом я поняла, что это и есть действие Пульса. Меня тоже периодически "вело" куда-то в сторону, хотя я пыталась сосредоточиться на дороге. Потом я подумала о Владе. Я ромеи, в конце концов, у меня больше энергии. Я должна оградить его от этого! У нас есть цель!
   Внезапно небо над головой прорезала густая полоса чёрной светимости. Я почувствовала присутствие Дьёрдя. Его вертолёт снижался над храмом. Мы приближались к цели.
   - Хорошая новость - мы подъезжаем, - монотонно сообщила я. - Плохая - Дьёрдь уже практически там. Хорошая - Маршан ещё держатся. Плохая... ну там и мясорубка...
   Волна черноты усилилась и разлилась в море. Сквозь всё моё существо прошла, как ураган, одна-единственная мысль Дьёрдя: уничтожить Жанну.
   Я, в глубине души, поражалась. Нашёл, о чём думать!.. В тот момент, когда вся раса стоит на пороге великого преображения... Но, с другой стороны - подсказывали мне дальнейшие ощущения - обо всём остальном он, вероятно, успел подумать сразу после аварии Пульса тысячу лет назад...
   В этот момент в воздухе промелькнул уже самый что ни на есть физический огонь гранатомёта, и наша машина взорвалась.
   
   * * *
   
   Я сразу обратилась в туман, рванула в лес и понеслась не разбирая дороги. Если наш торжественный выход из машины ещё к тому же тепло поприветствуют очередью из серебряных пуль, всей затее конец. Потом я нащупала мыслью Влада, и мы полетели рядом. По счастью, он не пострадал.
   "Где? Где? Где?" - стучало у меня в голове. Я вдруг поняла, что в сознание мне настойчиво просится мысль: в лесу возле храма есть подземный ход. Внушение?!
   "Кто говорит?!"
   "Где, где, где, где..."
   "Влад, по-моему, здесь есть подземный ход!"
   "Засада?"
   "Не уверена..."
   "Нам лучше остановиться. Я долго не протащу на себе эти железки..." - Влад, оказывается, успел прихватить из машины автомат и к нему приличное количество боезапасов; я о пистолете, конечно, забыла.
   "Ты прав".
   Мы приняли обычный облик и попытались двигаться более осторожно. Я сообразила, что мы за время своей гонки довольно далеко удалились от храма. Тьфу! Между тем тяжёлая воронка чёрно-багровых энергий раскачивала сознание даже оттуда. Что делать?!
   "Это мать Анна!"
   - Ты слышал?! - встрепенулась я. Влад устало покачал головой. Похоже, сумбур альрома оглушал его. Зато я почувствовала, что близость Пульса как-то немного высветлила моё сознание, несмотря на бушующую бойню. Я попыталась настроиться на сигнал.
   "Слышу!"
   "Тамара! - потекли обрывочные сообщения. - Ищи!.. дальше... на север... вход... вниз... Жанна... защити... не должны убить... прежде..."
   "Поняла!"
   - Влад, где тут север?..
   
   * * *
   
   Когда мы наконец нашли подземный ход, прошло изрядно времени, и можно было предполагать всё, что угодно. Энергия Пульса чувствовалась всё сильнее. С одной стороны, она перебивала потоки силы штурмовиков, но с другой - вносила в большинство умов окончательную сумятицу, и на территории храма продолжалась какая-то бессмысленная беготня со стрельбой. Я же почувствовала, что сияние альрома действует на меня освежающе; мысли прояснились, внимание обострилось. Влад тоже слегка оживился. Перед нами открывались величественные каменные галереи, расчерченные теперь следами многочисленных недодуманных мыслей, как кляксами сумасшедшего абстракциониста. Из глубины подземных пещер доносился, как ясный звон, свет Пульса. Мы преодолевали пустынные просторы и сумрачные постройки то в тумане, то бегом. Чувствуя серебряные волны Маршан, я посылала им образ матери Анны: "К Жанне! От матери Анны!" Не хватало ещё, чтобы нас застрелили свои.
   Светимость Пульса усиливалась. Теперь мы с Владом спускались, благодаря зову Пульса безошибочно выбирая безопасное направление - но в то же время, по той же причине, вынужденные периодически бороться с какими-то наплывами легкомысленной рассеянности, во время которой мы вообще забывали, куда бежим, не говоря уже о том, что надо остерегаться засады. Серебристо-белые и светло-алые энергии гудели вокруг, как прозрачные летающие стены; я заметила, что Влад с изумлением оглядывается по сторонам - он в первый раз видел и храм, и свет Пульса.
   "Альрома Чалэ, или Пульс... прошу любить и жаловать..." - вдруг потекло у меня в голове, и я увидела Пульс - но другой, молодой, белый, в сияющем городе на далёкой звезде...
   Над головой чиркнули по стене серебряные пули; Влад куда-то дёрнул меня за руку, и началась перестрелка.
   "Альрома - это, в общем-то, и есть вся вселенная. Как бы её пульс", - зазвучало у меня в ушах, и я увидела перед собой лицо Дьёрдя, он смотрел на меня своими огненными чёрными глазами и говорил: "Рада... Рада... Иди ко мне..."
   Чья-то рука отвесила мне крепкую оплеуху.
   - Томка! - крикнул Влад. - Очнись!
   Я перевела дыхание.
   - Да... Теперь направо... - не дожидаясь нового приступа забытья, я поднялась и, ничего перед собой не видя, побежала.
   "Жанна! Жанна!" - эта мысль рассеяла туман в моей голове. Словно пелена спала с моих глаз. Я наконец остановилась и поняла, что мы находимся в одном из помещений вокруг Пульса. Потом я поняла, что со мной говорит Пульс.
   "Я рад вас видеть. Спасибо, что пришли".
   "Что происходит?!"
   "Всё в порядке. Связь полностью восстановлена. Через несколько минут корабли с Бетельгейзе войдут в земную атмосферу".
   "А Жанна?!"
   "Ээ... Жанна... здесь. Только не волнуйтесь за неё..."
   Я переглянулась с Владом.
   - Туда, - одними губами сказала я, и мы осторожно направились к лестнице, ведущей под центральный зал.
   
   * * *
   
   Мы спустились в просторную комнату, одна из стен которой была стеклянная - наверное, нечто вроде пункта наблюдения. За стеклом разливалось ослепительное серебро - яркие, белые, наслаивающиеся друг на друга ореолы света; я почувствовала присутствие Жанны, но что-то заставляло меня соблюдать осторожность. Дверь из комнаты наблюдения была открыта и вела на лестницу; серебряные отсветы озаряли дверной проём, как мерцающий туман. Мы с Владом тихо прошли между тёмными рядами массивных столов, кресел, сундуков. Я нерешительно выглянула в окно.
   Дьёрдь был там. Его безумие создавало вокруг него поток чёрной силы, неумолимой, как бездонный омут, сквозь который не проницало даже нежное сияние Жанны - такая буря и во сне не снилась никому из земных кэлюме, в том числе женского пола; и всё же его сила была ничто в сравнении со звёздным светом его дочери. Если бы Жанна захотела, она стёрла бы его в пыль одним движением мысли - но не делала этого. Я поняла, что она не будет защищаться. Впрочем, Дьёрдь тоже не торопился нападать, хоть и держал в руке пистолет; остановившись на почтительном расстоянии, он с ненавистью жёг дочь глазами.
   Влад впервые видел Жанну и, вероятно, отметил где-то краем сознания её необычную внешность, но на его реакции это никак не отразилось: едва заметив Дьёрдя, он хладнокровно поднял автомат. По его мнению, здесь нечего было ждать, - но я мягко положила руку ему на плечо.
   - Подожди. Может, договорятся, - сказала я одними губами. Влад услышал. Ни к чему нам, простым кэлюме, вмешиваться в поединок титанов нашего рода. Мы притаились возле двери на лестницу; я попыталась немного приглушить нашу с Владом светимость, хотя Дьёрдь, конечно, заметил бы нас, если бы не был слишком занят собственными мыслями. Я осторожно прощупала окрестности, но, похоже, больше до Пульса никто не добрался.
   - Как я не рад тебя снова видеть, дочка, - наконец заговорил Дьёрдь.
   - Я тоже не рада видеть тебя, отец, - грустно отозвалась Жанна.
   Дьёрдь злобно усмехнулся.
   - Так это ты всё время воевала против меня?
   - Ты вёл себя, как свинья.
   - А ты судья, да?
   - Нет. Я - душа, которая хочет жить чистой жизнью.
   - Ну что ж, я твоих вкусов не разделяю. Что будем делать?
   - Выбор за тобой. Вознесение близко.
   - Чепуха! - взорвался Дьёрдь. - Враньё! Этот корабль сломался тысячу лет назад! Он никогда не полетит!
   - Нас заберут. Я вышла на контакт.
   - Ты... ты просто больная! Тебя сразу надо было отдать в людской сумасшедший дом!
   - Тогда чего ты боишься, отец? Почему закрываешь душу?
   Дьёрдь в ярости прошёлся туда-сюда, словно пытаясь уйти от всевидящего взгляда дочери.
   - Как ты могла принять в душе сторону тех, кто виновен в смерти твоей матери?
   - Сорвахр, кого ты хочешь обмануть? Ты лучше всех знаешь, как было на самом деле. Это мама... это Аллат приняла решение уничтожить стражей. Это она погнала вас на бойню. Стражи считали кощунством пойти против своего рода. Они не мешали вам в ваших сумасбродных затеях и молча восстанавливали связь, пока вы таскались по лесам и позорили нашу расу перед этими... несчастными полуживотными, местными жителями. Как Аллат могла опуститься до такой низости? А вы с ней согласились. Чем вы думали?
   Стражам пришлось убить её, хотя для них это было тяжким испытанием. Это значило распрощаться со всеми идеалами нашей родины и окончательно озвереть. Они спасли Пульс, они спасли всех нас. Они надеялись, что всё-таки вернутся на Бетельгейзе, и ты поймёшь и простишь. А ты начал мстить.
   - Они убили во мне душу, - глухо сказал Дьёрдь.
   - Душу убить нельзя. Но они дали тебе повод вести себя так, словно у тебя нет души, и при этом ещё кого-то обвинять. Признай, что тебе просто этого хотелось. Тебе так было удобнее.
   Дьёрдь молчал, мрачно опустив голову.
   - Я понимаю тебя, отец, - тихо сказала Жанна. - Ты не мог иначе перенести падение. Разрыв со звёздами ранил тебя больнее других. - Жанна умоляюще сложила руки. - Вспомни нашу небесную родину, отец. Ты ведь не был таким. Аллат вернётся к тебе, наша звезда снова подарит тебе её. Свет высших энергий способен смыть всю эту черноту...
   - Если смыть черноту, - холодно отозвался Дьёрдь, - от меня ничего не останется.
   - Это неправда, отец! - воскликнула Жанна. - Раскаяться проще, чем ты думаешь! Я верю в тебя!
   Дьёрдь отрицательно покачал головой.
   - Ты не понимаешь. Обратного пути нет!
   - Это ты не понимаешь, отец. Нет никакого "обратного" пути. Есть просто путь. Никто не держит тебя здесь. Только ты сам.
   Дьёрдь раздражённо тряхнул головой, словно прогоняя непрошеные мысли.
   - Откуда ты знаешь, что туда так легко подняться? Ты там не была! Эти твои... видения! Ты никогда не задумывалась о том, что это, может быть, иллюзии... утешительная ложь, которую посылает тебе Пульс! - он неопределённо махнул рукой наверх.
   - Посмотри на себя, отец. Ты говоришь мне о лжи, о внушении?.. Где ты был, когда я была ребёнком, когда смотрела на тебя, как на бога? Пил со своими шлюхами? У меня была "иллюзия" семьи, когда я жила в твоём доме. А здесь я обрела свою небесную семью. Тех, кто меня понимает. Кто любит. Тебе было плевать на меня. И сейчас плевать.
   Дьёрдь в ярости расхаживал по залу; видимо, на это утверждение у него возражений не нашлось.
   - Я не в упрёк тебе говорю, Сорвахр, - снова заговорила Жанна. - Я просто предлагаю тебе одуматься. Я дарю тебе шанс признать правду. Потому, что для меня все кэлюме - родные души. И ты тоже.
   Дьёрдь молчал.
   - Прости, отец. Не меня прости. Себя.
   На несколько долгих, мучительных мгновений - я видела - на лицо вампирского патриарха как будто лёг отсвет. На несколько долгих мгновений ожила в нём душа того, кем он был когда-то. Дьёрдь закрыл глаза рукой и упрямо покачал головой.
   - Нет... - прошипел он через силу. - Ты... всю жизнь лгала мне... предательница! - и прежде, чем я или Влад успели среагировать, поднял пистолет.
   Автоматная очередь Влада прогремела в подземелье почти одновременно с выстрелами Дьёрдя. Мы выскочили из своего укрытия: я бросилась к раненой Жанне, а Влад - к Дьёрдю, который рухнул на землю, обливаясь кровью. Я слышала, как Влад ударом ноги отбросил подальше пистолет и тихо сказал:
   - Ни с места, тварь, - явно опасаясь, что без присмотра Дьёрдь, даже раненый, способен на что угодно.
   Я подбежала к Жанне. Её духовные силы были огромны, но физическое здоровье подорвано постоянными экспериментами и постом; она, хотя получила всего две пули, тяжко страдала. Я осторожно приподняла её голову, и на бледных губах выступила кровавая пена, но огромные глаза лучились серебром.
   - Они... близко... - мучительно улыбаясь, прошептала мне Жанна. - Мы... будем... там...
   - Держись, Жанна! - беспомощно взмолилась я, чувствуя, как злые слёзы наворачиваются на глаза; я кляла себя за то, что не защитила её, хотя могла. Зачем только я помешала Владу убить Дьёрдя?!
   Словно прочтя мои мысли, Жанна снова улыбнулась и с трудом приподнялась.
   - Не... бойся... я... дождусь... помоги... ему... - она указала глазами в сторону Влада и Дьёрдя, и я так и не поняла, кого из них она имела в виду.
   Я колебалась; мне казалось, что, обнимая хрупкое тело, я хоть как-то поддерживаю её; положить Жанну на пол казалось мне кощунством. Из сомнений меня вывел голос Влада, который тихо, но отчётливо произнёс:
   - Если ещё раз попытаешься взять меня под мысленный контроль, получишь ещё одну очередь. В голову.
   Я вздрогнула, оставила Жанну и поспешила к моему любимому.
   Дьёрдь лежал неподвижно, с закрытыми глазами, но я чувствовала, что он не в обмороке, хотя ему было очень больно. Ненависть горела в нём неугасимым огнём, заставляя совершать чудеса злой воли. Судя по реплике Влада, он всё ещё оставался опасным противником. На угрозу он не ответил, но, почувствовав моё приближение, поднял на меня тяжёлый, как камень, взгляд - кажется, он только сейчас меня узнал.
   - А... ты... Розовый Бриллиант Чейте... - он говорил почти с таким же трудом, как и Жанна. - Будь ты... проклята... кабацкая... шлюха...
   Я увидела, как дрогнул автомат в руках Влада, который по-прежнему держал Дьёрдя на прицеле; быстро шагнув к своему возлюбленному, я коснулась его руки.
   - Не надо, - попросила я. - Я не хочу, чтобы ты стал таким, как он.
   Влад, помедлив, опустил оружие. Дьёрдь ещё некоторое время смотрел на нас, но, видно, у него уже не было сил говорить, потому что он вздохнул и закрыл глаза.
   Внезапно я почувствовала, что небо над головой светлеет. Не увидела - мы были глубоко под землёй - а почувствовала, но это не было солнце. На какой-то момент я ощутила всю планету, весь земной шар. И в атмосфере над ним, в огненном мареве, начали распускаться гигантские ослепительно-белые цветы. С их переливающихся лепестков лились моря огня, силы и света. Всю поверхность земли залила эта захватывающая душу буря, и на мгновение я отчётливо услышала мысли своих сородичей - все до единой - но помню только три ближайших: Жанны - "Мы все спасены!", Дьёрдя - "Они все меня предали", и Влада - "Это бог"...
   Свои собственные мысли я, к сожалению, не помню. Моё тело становилось всё легче, воздушнее, растворялось, надо мной раскрывалась высота всей вселенной. Мы возносились, подобно незримому свету, преодолевающему все преграды, земля оставалась позади, казалась далёкой, нереальной... Раса полукровок - или, как нас называли на этой планете, вампиров - перестала существовать.
   
   * * *
   
   Из бывшего экипажа Пульса с Земли не вернулся только Сорвахр. Одновременно с вознесением он прошёл через полное развоплощение, и его душа исчезла в ядре нашей звезды. Больше его никто никогда не видел.
   Остальных - правда, в сильно изменённом виде - нашли и узнали. Оказалось, что души тех кэлюме, которые умирали на Земле, рождались обратно на той же планете; именно они становились так называемыми "пробуждёнными". Только этот процесс их сильно расщеплял, поэтому представителей расы становилось всё больше, а сила каждого в отдельности убывала... Были и другие - те, кого наша звезда специально посылала на Землю, чтобы помочь. В отличие от наших сородичей - обитателей Бетельгейзе - небесная прародительница всех кэлюме отлично знала, где находится каждый из её детей. Жанна и Влад были из таких душ.
   Большинство экс-землян прибыло на Бетельгейзе в полном сознании, сохранив память; в основном души приняли опыт земной жизни - трудный, но интересный, для нашей расы уникальный. Некоторые частицы душ отказались продолжать путь в прежнем виде и предпочли развоплощение. Они вернулись в серебро, в ядро звезды, дарующее жизнь новым кэлюме. Когда они возродятся, то не будут помнить своё прошлое. У них будет совершенно другая личность. Наверное, это самое милосердное, что можно сделать для души, которая не хочет себя принять.
   Отдельный вопрос - как сложится судьба тех, кто за время пребывания на Земле успел распасться на несколько (и даже много) разных личностей. Здесь, на Бетельгейзе, мы, по-видимому, пойдём не по пути интеграции в изначальное целостное состояние - очень уж мы привыкли жить отдельно, - а по пути достраивания каждой отдельной части до полноценного существа. Любопытно, что получится. Скорее всего, придётся обращаться к ядру звезды. Меня это немного смущает, если учесть, что туда ушёл Сорвахр. Вдруг он оттуда следит за мной?.. Самое худшее во всей этой истории то, что я была частично Аллат.
   Я испытываю к нему сочувствие и... благодарность. Ведь, по сути, во многом именно благодаря ему остальные души вспомнили, кто они есть. Все мы, те, кто вознеслись, переродились на этой планете - только не он. Он так никогда и не принял Землю. Получается, ему пришлось пожертвовать собой ради нас. Сейчас я уже помню падение Пульса. Именно Сорвахр просил нас не приближаться к Земле. Он говорил, что время там очень ускорено, что он предчувствует несчастье, которое мы сейчас и представить себе не можем. Он видел эту планету как нечто тёмное. Но мы не поверили ему, потому что он вообще-то склонен был иногда пофантазировать. Мы тогда действительно многое не могли себе представить. Если бы мы послушались его, ничего бы не случилось. Вот только не знаю, хорошо это было бы или плохо. А у него теперь уже не спросишь. Иногда мне кажется, что я немного виновата перед ним, и ещё я по нему скучаю...
   Жанны тоже нет на Бетельгейзе. Никто не знает, куда она ушла. Есть уровни, недосягаемые даже для звёздных душ, высоты, запредельные даже по меркам нашего мира. Хотя, как знать?.. Быть может, мы ещё встретимся однажды. Вечность одна для всех.
   Большинство бывших вампиров живут сейчас на Бетельгейзе. Нам приходится проходить реабилитацию, потому что почти все силы нашего организма оказались на пределе истощения, хотя пробыли мы на Земле, по местным меркам, не так уж долго. Подумаешь, тысячу лет. Нас даже не искали: никто и не успел заметить, что мы потерялись. Но мы сейчас едва-едва смеем прикоснуться ко всему богатству энергий нашего мира. То, что когда-то казалось привычным, сейчас воспринимается, как чудо и райское блаженство. Я чувствую, что должна с осторожностью погружаться в океан жизни моей звезды, потому что иначе он сожжёт мою душу, расшатанную земными предрассудками.
   Земная жизнь вспоминается смутно и бестолково, как театр абсурда. Все эти условные "нормы", совершенно надуманные, "разделение полов", бессмысленная "политика" и прочие "роли", не имеющие ровно никакого отношения к истинному свету души... Теперь уже трудно поверить, что ко всей этой чепухе можно было относиться серьёзно, а ведь не так давно она казалась жизненно важной...
   Я почти не вижусь с другими бывшими вампирами. Сейчас нам нужно восстановить силы, а не устраивать вечера кошмарных воспоминаний. Осмыслить опыт можно будет потом, по записям в альрома, которые вёл Пульс. Но как-то раз я специально разыскала того, кого на Земле называла Владом. Дело в том, что мне хотелось узнать у него одну вещь прежде, чем глупая земная суета окончательно забудется. Я спросила:
   - Ты помнишь момент, когда нас забирали? Я тогда услышала чужие последние мысли.
   - Да. Я тоже.
   - Но я не помню свои. Ты слышал, что я тогда подумала?
   - Ты подумала: "Я дома"...
   Наш героический Пульс подняли следом за нами. Некоторое время он даже служил местной достопримечательностью - шутка ли, корабль, спасший свой экипаж! - и мишенью для наших учёных, которые, хоть и старались не слишком докучать, всё норовили его всячески исследовать. В конце концов Пульс тоже ушёл в развоплощение, оставив восхищённой публике на прощание свой корпус - хранилище бесценной информации о каждом прожитом на Земле мгновении. Таким образом, учёные получили для исследования уникальный геном с летописью всех наших фантастических злоключений, а кристаллизованная оболочка Пульса стоит в качестве переливчатого раскидистого монумента на площади перед институтом космологии. Время от времени к Пульсу наведываются гости - почитать хранящиеся в нём информационные потоки и подивиться на то, что бывают ведь такие планеты, как Земля.
   Иногда я смотрю на огненные реки, изливающиеся ввысь из недр нашей звезды, на облака света, в которых мы живём. Они немного похожи на земные реки и облака, но только реки дотягиваются до самого неба, а дно облаков уходит в глубь звёздного ядра. И ещё их сияние согревает душу, хотя человек, конечно, сгорел бы в нашей атмосфере в мгновение ока. Человеческие глаза вообще не различают наш пейзаж, не видят блистающих повсюду духовных богатств и фиксируют только наличие опасных для земного тела химических соединений. Неудивительно, что мы приняли людей за неразумных.
   Кстати говоря, наши учёные до сих пор спорят, менять ли в справочниках информацию, согласно которой на Земле отсутствует разумная жизнь, и если менять, то на что именно. На "частично разумную жизнь"? На "разумную жизнь в зачатке"? Меня тоже пытали по этому вопросу - нечего сказать, неотложная проблема! Я объяснила, что хочу отдохнуть и чтобы они шли лесом, но они уж так приставали, что я напрягла мозги и ответила: на мой взгляд, разума на Земле и близко не бывало, кроме нас, кэлюме, конечно. В лучшем случае, можно сделать в справочниках приписку: "перспектива разумной жизни", лет эдак через миллиард.
   Между прочим, экс-Влад со мной не согласился. Он оказался одной из ипостасей коллективной сущности - её настоящее имя было Велиал - воплотившейся в королевском семействе Надашди. Вернувшись на Бетельгейзе, он сразу же собрался воедино и по уши погрузился в "отчётность по экспедиции", обращаясь с бывшим экипажем Пульса, как с частично душевнобольными. Сам-то он не потерял ни единой своей части в серебре и в связи с этим, видимо, слегка обнаглел, хотя по мне, так в чём его заслуга? - спускался-то он на Землю, уже подученный через ядро звезды нашим горьким опытом! Он говорил, что, во-первых, как я могу судить, если интересовалась земными организмами только гастрономически; во-вторых, что люди, несомненно, разумны, некоторые, чуть-чуть; а в-третьих, как мне не стыдно. А чего?.. Интересно, что же я такого не знаю о людве, что знает он, если я сама - в отличие от него - бывала человеком! Но я же не утверждаю, что я в тот период жизни была разумна. Или он считает способность чувствовать боль признаком разума?.. Я-то ведь об альрома говорю!
   Может быть, когда-нибудь, и даже вскоре, мы, экс-земляне, глядя на своих сородичей, будем посмеиваться: "Эх, вы! Наивняк, изнеженное племя - со звёзд ни ногой. А вот мы на Земле такое видали! Один только причудливый способ размножения с помощью "секса" чего стоит - нарочно не придумаешь!" Может быть, когда-нибудь я сочту всё произошедшее любопытным и даже напишу мемуары... А пока я просто рада, что вернулась. До сих пор не могу привыкнуть, что люмэ можно пить из-под крана.
   Если честно, я думаю, что со временем всё забудется, всё уйдёт в небытие. Было и нет, вот и вся формула жизни. Мы движемся сквозь потоки ощущений, как дегустаторы на бесконечном пиру, но наши чувства остаются тайной для нас самих, потому что пропадают без следа - какие-то быстрее, какие-то медленнее... Я думаю, что постепенно бывшие вампиры и без всякого развоплощения забудут о прошлом и попросту перестанут узнавать друг в друге давно отжившие земные личины. Помню, среди людей очень популярны были рассуждения о том, продолжается ли любовь за гранью реальности, но здесь это не важно...
   И всё же, когда бы мне ни пришло в голову покинуть Бетельгейзе, чтобы начать новую жизнь, я обязательно зайду попрощаться с Пульсом - точнее, конечно, с его кристаллизованной версией. Мне почему-то кажется, что он пережил больше всех нас, бедняжка. Где теперь этот цветок?.. Да и что мы, по сути, знаем об альрома? Почему он просто не бросил нас там? Ведь последние исследования показали, что он мог уйти в развоплощение в любой момент, - в отличие от нас, ему не требовалось для освобождения с Земли возвращение на Бетельгейзе. Его душа не была привязана к планете. А о жизни, которую ведут эти создания вне своих оболочек, нам ничего не известно. Почему он держался? Почему всё записал? Может, это альрома наблюдают за нами, а не мы на них летаем? И о его отношении к происходящему точно так никто и не знает...
   Так или иначе, мне хочется его поблагодарить. Вдруг он услышит.
   
   * * *
   
   "Всё слышу.
   Аллат, не за что!
   Кстати, привет тебе от Сорвахра. Не так уж он и далеко, как ты думаешь.
   Продолжаю запись.
   Пульс"


Рецензии