Не надо нас пугать

отрывок из повести "Закаспийские сезоны"


Среди качеств, которыми, по мнению Пржевальского, должен обладать путешественник, «цветущее здоровье, сильный характер, энергия, решимость, хорошая научная подготовка, любовь к путешествию, беззаветное увлечение своим делом», да и «пускаться вдаль следует лишь в годы полной силы».

Сорок лет – это и есть «годы полной силы». Да и всё остальное у меня было в норме, кроме «хорошей научной подготовки». Зато у меня уже был приличный опыт полевых работ и неплохая профессиональная подготовка. Что касается «сильного характера, энергии, решимости», то эти качества, как я понимаю, больше нужны руководителям, чтобы вести за собой народ на трудовые свершения.

За четыре полевых сезона, отработанных в Закаспийском регионе, мне, конечно, пришлось испытать и безводие, и жаркое солнце пустыни. Хотя, если честно, то и в большом городе Шевченко летом было жарко, как в пустыне, но ведь здесь рядом море, и дома, и деревья, и воды можно выпить на каждом углу. Или чаю попить в камералке, где у нас был электрочайник и заварка, а желающие заварить ароматный (чаще зелёный) чай по всем правилам всегда находились.

В апреле, когда формировали тематический отряд, нас пугали геологи, уже побывавшие в Закаспии: там жуткая жара, вода плохая, работать тяжело, жрать нечего…Они работали там в конце 1950-х, а мы собирались туда в конце 1970-х. За 20 лет всё здорово изменилось. Это признали и сами ветераны пустыни.

Зарплаты нам обещали приличные и это нас обнадёживало. К окладу жалованья шли надбавки:40% полевых, 30% безводных и ещё доплата за районный коэффициент. В сумме «к выдаче» набирался почти двойной оклад.

В начале мая мы вылетели на Мангышлак. В Шевченко было жарче, чем на Кавминводах, но вполне терпимо. Здесь на мысе Актау уже стоял большой город со 130-тысячным населением, а в 20 км южнее, в степи стоял мощный атомный опреснитель, который давал пресную воду для города и техническую воду для промышленных предприятий. По утрам по улицам города ездили водополивные машины и щедро орошали деревья и кустарники, а также и асфальт улиц. Нормальный зелёный и чистый город.

В магазинах полно всякой еды, вот только зелень и овощи-фрукты дороговаты, а всё потому, что из-за моря возят самолётами – из Баку и Махачкалы.
Ветераны пустыни не узнавали города и неудивительно – при них никакого города не было, только палатки да землянки, но продолжали нас пугать – вот поедем на Бузачи или во впадину Карагие, а там такая жара…

Через неделю поехали на полуостров Бузачи, на рекогносцировку. Нормальная степь, запах полыни – люблю этот дух, кое-где песчаные барханы и солончаки, верблюды бродят, травку зелёную вкушают. И совсем не жарко. Спать под открытым небом – одно удовольствие. Первые впечатления о пустыне у меня сложились самые благоприятные. Вот я и говорю, проснувшись утром:

    – До чего же хорошо! Как на курорте!

Ветераны пустынь опять пугают: а вот что тут будет в июле-месяце – жуть! Больше всех они пугали меня, видимо , потому, что я не скрывал своего восхищения пустынными пейзажами. Я уже давно понял, что у Бога нет плохой природы, все ландшафты хороши. Везде можно работать и радоваться жизни.

Четыре полевых сезона по шесть месяцев каждый (с мая по октябрь включительно) отработал в Закаспии ваш покорный слуга. И ничего – жить можно. Вернулся оттуда живым и здоровым, и даже на будущую пенсию заработал.

Теперь уже я сам ветеран пустыни, но пугать никого не собираюсь. Могу только дать советы, как выжить в пустыне...если меня спросят. Пока никто не просит совета, да ведь в пустыни Центральной Азии на работу мало кто ездит, а всё больше неугомонные туристы - пешие (их очень мало, считанные единицы), вело-мото (этих побольше) и джиперы - самый многочисленный отряд. Этим советы не нужны - они всё сами знают. С удовольствием читаю их отчёты в Интернете и часто узнаю на фотографиях знакомые места: полуостров Бузачи, сор Тузбаир, впадина Карынжарык, Аральское море, Сарыкамышская котловина - я здесь побывал 40 лет тому назад.

Современные путешественники мотаются по пустыням хорошо оснащённые, с картами и навигаторами, с мобильными телефонами и планшетами, с запасом воды и бензина. Качественных дорог стало больше. Некоторые ездят семьями и даже с детьми. Самое большое достижение - пересечение плато Устюрт. Редко кто решается на кольцевой маршрут вокруг плато Устюрт.

Самое подходящее время для путешествия - апрель, май, сентябрь, октябрь. Летние месяцы для туризма весьма непопулярны. Из-за жары. У туристов есть выбор, а у нас тогда выбора не было - мы работали в пустыне с мая по октябрь включительно. И ездили чаще по бездорожью.

Впрочем, наши путешествия не идут ни в какое сравнение с путешествиями Пржевальского: вот кому было тяжко - зимой и летом, пустыни и горы, жара и холод, плохая вода или полное безводие, пыль и грязь, болезни и антисанитария, и самое опасное - враждебность местного населения. Эту жизнь Николай Михайлович выбрал для себя добровольно. В путешествиях он провёл в общей сложности 19 лет с небольшими перерывами на отчёты и подготовку к новым походам.

Мы тоже поехали в Закаспийский регион добровольно и даже с большим желанием - потрудиться в новых интересных местах и заодно заработать себе приличную пенсию. Так совпало - необходимое с полезным. Вернулись мы оттуда без потерь.

 



 


Рецензии