C 22:00 до 01:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Смысл жизни человека в современных условиях

       Sosial philosophy

СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ – СПАСТИ МИР ЧЕРЕЗ САМОРЕАЛИЗАЦИЮ                СВОИХ СУЩНОСТНЫХ ДУХОВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В СОЗИДАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ               
Реферат
         Доминирующие тенденции современной глобализации ведут мир к катастрофе. В мире господствуют, и в этом проблема и угроза выживанию человечества, деструктивные системы неразвитого в полной мере общественного и индивидуального бытия. В быстро изменяющихся условиях устойчивость планетарной цивилизации определяется способностью разумного контроля человечества над собственными разрушительными импульсами, развитием целостного антропокосмического мировоззрения. Переломить ситуацию может только "революция духа", переоценка базовых ценностей – «от идеологии максимума и воли к власти к идеологии оптимума и развивающейся гармонии», будущее неразрывно связано с трансформацией самого человека как субъекта и главной движущей силы всех изменений.
         Такой субъект, опережающе совершенствуясь сам, должен создать новый механизм техно-социо-природной эволюции. В настоящий нестабильный переходный период выхода из хаоса значимость поведения и осознание ответственности за судьбу планеты каждым человеком существенно возрастает. Самоактуализация духовного потенциала человека и общества на общее благо оказывается объективной необходимостью. Становление субъекта определяет духовная потребность и сознательный выбор. Функциональная роль человечества в свободной творческой на благо мира антиэнтропийной деятельности. Смысл жизни человека, его историческое назначение в созидательной согласованной деятельности с миром, мера следования человека в повседневной жизни и деятельности своему историческому назначению и есть мера его человечности.
         Философия как «духовная квинтэссенция своей эпохи» призвана выступить как подлинная элита мирового сообщества, объединить человечество, способствуя целенаправленному становлению всечеловеческого единства и целостности бытия.

  СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ – СПАСТИ МИР ЧЕРЕЗ САМОРЕАЛИЗАЦИЮ                СВОИХ СУЩНОСТНЫХ ДУХОВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ                В СОЗИДАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
                «Современное состояние человека
                как биологического вида можно
                сравнить с балансированием между
                эволюционной трансформацией и
                полным исчезновением.»
                Джон Аллен, Марк Нельсон

        Мир находится в глобальном системном кризисе техногенной цивилизации. Тупиковость экспансивного пути развития, который реализовало человечество, стремясь к безудержному эгоцентрическому самоутверждению и к росту своего благосостояния за счёт эксплуатации мира (исчерпывания ресурсов, уничтожения природной среды), руководствуясь бездушным рационализмом, теперь очевидна. Человек, противопоставив себя природе как самостоятельная сила, нарушил природное равновесие, выпал из бесконечного гармоничного единства мира. Наш мир навсегда лишился гарантий стабильности, непреходящих законов, существует большая неопределённость выхода из столь неустойчивого состояния. В XXI веке к опасности убийства жизни, физического самоуничтожения человека, вырождения его как биологического вида, прибавилась угроза уничтожения смысла жизни – его духовной гибели.
        В современном мире господствуют, и в этом проблема и угроза выживанию человечества, деструктивные системы неразвитого в полной мере общественного и индивидуального бытия. Причина возможной мировой катастрофы в том, что совершенствование людьми оружия массового взаимоуничтожения опережает их умение договариваться. Мы имеем те же самые проблемы, как столетия и тысячелетия назад и решаем их на том же уровне - при помощи конкуренции и силы. И ситуация не изменится до тех пор, пока задача управления собой в социуме не встанет на первое место. Обучившись навыку обращаться с собой и с другими, выдерживать этические нормы (установления и поддержания границ) на уровне человека, мы решим эти же проблемы на уровне макросоциума. Выживание ещё не есть спасение, ибо для него должна пробудиться душа, способная осознать смысл восстановления целостности и гармонии мира. Признав, что спонтанная эволюция Земли исчерпана и гипотетически допустив возможность управляемой эволюции, необходимо исследовать, обладает ли управляющий интеллект таким ресурсом самоконтроля, который обеспечил бы удержание внутренних балансов при неограниченном росте инструментального потенциала, необходимы гуманитарные регуляторы, соразмерные инструментальным возможностям (Назаретян А.П.).
        Человек вобрал в себя противоречивое единство своих природного и надприродного начал, приводящих к формированию противоположных направлений «движения человека» к хаосу или порядку. Дальнейшее развитие и само существование мира оказалось поставленным в зависимость от самоопределения человека в контексте действия сил разрушения (энтропийное уравнивание, деградация) и созидания (самоорганизация упорядоченных и гармоничных систем, целенаправленное регулирование устойчивого неравновесия), от того, которую из них он поддержит своей деятельностью, своим сознанием. «Человек отплыл от животного берега, но пока не приплыл к берегу подлинно человеческому, на котором диалог и ответственное сотворчество с миром станет его повседневной нормой» (Сагатовский В.Н.). Создаваемая человеком культура как постоянное держание позитивного усилия есть сознательная борьба с мировым уравниванием — с энтропией (мера хаоса). Современный анализ проблематики человека в системе мира требует сближения научных, философских и религиозных воззрений.
        Современных гуманистов объединяет убеждение в том, что состояние и будущее современного мира неразрывно связано с состоянием и трансформацией самого человека как субъекта и главной движущей силы всех изменений (В.И. Вернадский, А. Швейцер, А. Печчеи, И.Г. Фролов, П. Куртц, М.Н. Росенко и др.). Методологической основой Нового гуманизма является принцип антропогенного детерминизма, в рамках которого решение стратегических задач современного мира связывается, прежде всего, с формированием новых качеств  и активностью самого человека. Такой субъект, опережающе совершенствуясь сам, должен создать новый механизм техно-социо-природной эволюции. Человеческая деятельность должна совпадать с направлением эволюции.  Наиболее адекватны ценностям Нового гуманизма концепции антропогенной цивилизации (Г.Г. Дилигенский, А.Ф. Зотов, М.Н. Росенко, В.С. Стёпин и др.), философия развивающейся гармонии (В.Н. Сагатовский).
        В настоящий нестабильный переходный период выхода из хаоса, становления глобальной системы Техника-Общество-Человек-Природа при выборе пути в будущее значимость поведения и осознание ответственности за судьбу планеты каждым человеком существенно возрастает. Самоактуализация потенциала человека и общества на общее благо оказывается объективной необходимостью. Спасение мира оказывается возможным только через преображение человека (по Самохваловой В.И.). Призвание, назначение каждого человека - вочеловечиться в той степени, какая необходима для подлинного человеческого существования. Смысл жизни человека, его историческое назначение в созидательной согласованной деятельности, мера следования человека в повседневной жизни и деятельности своему историческому назначению и есть мера его человечности.
        Мир нивелирует и выхолащивает индивидуальность, культура, в т.ч. традиционные ценности разрушаются под влиянием государства, тяготеющего к стандартизации и унификации социального поведения. В связи с отчуждённой человеческой деятельностью, противоположной свободному сознательному проявлению его сущностных духовных способностей, служащей лишь средством к существованию, человек выступает не как целостный, а как «частичный», фрагментарный. Репрессия духовного потенциала у людей происходит уже в силу самого их принуждения к соблюдению любых обременений. Человек раздроблен, существует проблема цельности духа, самобытного существования.
        Человек – особая форма бытия –«духовное существо», «личность есть целостное духовно-душевно-телесное существо, в котором душа и тело подчинены духу, одухотворены и этим соединены с высшим, сверхличным и сверхчеловеческим бытиём» (духовность - целостность, качество внутреннего бытия человека с доминантой надличностных ценностей), в данный период - в становлении. Извечно стремление вочеловечиться в той степени, какая необходима для подлинного человеческого существования. Вне искренней устремлённости к целостности бытия - к базисным культурным ценностям, к согласованному взаимодействию с единым мировым целым, к восстановлению своих личных и коллективных корней, к гуманному отношению к природе, к познанию сущности вещей, к творчеству, к наиболее полной реализации своих сущностных сил, возможностей, к определению своей особой роли в мире как едином вселенском «макрокосме» происходит деградация человека, его обезличивание и растворение в рутине повседневности – обыденщине. При духовном кризисе у обезличенного существа проявляется острейшее ощущение неправильности, бессмысленности, недостойности своего бытия. Даже на дне падения человек смутно чувствует свою причастность высшему, как бы ни был он принижен в социальной жизни.
         Развитие личности обусловлено, как известно, уровнем потребностей, лежащих в основе мотиваций её поведения. Целью и пределом процесса развития гармоничной личности, индивидуального самосозидания является достижение целостности своих подлинных проявлений и неповторимости путём интеграции сознанием содержаний личного и коллективного бессознательного. Целостный качественный параметр человека – его интеллигентность, проявлением духовности в контексте интеллигентности выступает способность людей сознательным образом относиться к общественно-историческому процессу жизни и участвовать в его творческом преобразовании и развитии в соответствии с общечеловеческими идеями и ценностями.
         Духовная жажда и сущностная неискоренимая, хотя и не всегда осознаваемая, духовная потребность каждого человека воплощать в себе высшие способности, принадлежащие его сущности, вне зависимости от меняющихся жизненных контекстов, побуждает человека совершить свободный осознанный выбор целенаправленного развития своего качества. Сделавший жизненный выбор становится на Путь самобытного полноценного существования. Это личностный путь, основанный на собственном духовном опыте постижения истины. Устремлённость и нацеленность на внутреннее возрастание личности к своей целостности, восхождение к абсолютной полноте бытия, ставшее доминантой, абсолютная верность себе и своей цели отличает такую личность. На уровне ценностей происходит глубинная переориентация всех приоритетов, мировоззрения. Человек начинает заботиться о развитии целого и эволюции сознания более, чем о чем-то личном.
        Полностью состоявшаяся духовная индивидуальность – это преодолевший при самовозрастании свою ограниченность, неповторимый, достигший целостности и порядка внутреннего бытия, освободившись от эгоизма, свободно и самостоятельно мыслящий, способный на самодетерминацию и рефлексию, творчески активный, нашедший и осознавший своё истинное «Я», т.е. духовно зрелый человек, проявляющий свой дух в мире в свободной созидательной деятельности на общее благо. Духовная индивидуальность соборна, не исключает себя из мира, но вбирает, вмещает в себя этот мир как «микрокосм». Состоявшаяся индивидуальность выступает как неделимая сущностная структурная Единица, сохраняющая основные свойства Целого, средоточие единства универсального и уникального – творческий дискрет, квант – отдельное духовное существо. Через единичное самобытиё – духовную индивидуальность - осуществляется желанное всеединство и цельность жизни личности, общества и природы, восхождение к надвременному, причащение Универсуму. Функциональная роль индивидуальности, определяющая её значимость и ответственность, в свободной творческой созидательной на благо мира антиэнтропийной деятельности.
       Таким образом, назрела необходимость революции духа - качественной перестройки глобальной системы, подьём на высший уровень – к целостности-гармонии всеобщего Бытия всесторонне развитой личности с доминантой духовной составляющей и универсальным творческим потенциалом, человечного общества, государства истинного народовластия и природы. Наступление эпохи возвращения человеку отчуждённого понятия «человек», его отчуждённой сущности (по Марксу К).
       Упредить надвигающуюся угрозу вселенского апокалипсиса возможно только в случае радикального и незамедлительного перехода всех гомо-обитателей планеты к усвоению общечеловеческих (наднациональных, надрелигиозных, надпартийно-групповых) ноосферно-онтологических знаний земного бытия и восприятию универсальных канонов разумного, взаимополезного сотрудничества всех стран и народов мира.
       Нет альтернативы выбору: становления будущего ненасильственного мира как единого целого. Актуальны общечеловеческие ценности, общечеловеческое мировоззрение, экологическая и глобальная этика. Основополагающими общечеловеческими ценностями, консолидирующими человечество для стабилизации положения и единого движения в спасительную сторону должны выступить как идеал: духовность и материальное самоограничение. Становлению человека как духовного существа может послужить глобальная нравственность как ценностно-нормативная регуляция и саморегуляция сознания и поведения человека в соответствии с общечеловеческими гуманистическими ценностями: активный отказ от насилия; благоговение перед всеми формами жизни; равноправие всех людей; человек как цель, а не средство; уважение культурного разнообразия всех народов мира; интеллектуальное и духовное сотрудничество человечества; приверженность культуре солидарности и справедливого экономического порядка; толерантности и взаимопонимания между народами с целью дальнейшего развития диалога культур; сохранение мира со всей многоцветной палитрой и др.
          Основной целью человека в обществе становится творческий труд согласно наметившейся современной мировой тенденции становления «информационного сообщества», ведущей в обществе признаётся роль знания и информации. Однако, «выживание человечества зависит не от уровня его образованности и технологии применения добываемых знаний, а от тех ценностных установок, которые определяют направление практического применения знаний. Поскольку культура - показатель человечности в человеке, в школе нужно сегодня видеть не усовершенствованный механизм образования, а полноценный «институт культуры», способный формировать не только образованных, но полноценно культурных людей. Воспроизводство интеллигенции – педагогическая проблема сегодняшнего дня.
          Философия как форма общественного сознания, область духа «духовная квинтэссенция своей эпохи» призвана выступить как подлинная элита мирового сообщества (контрэлита), призвана объединить человечество, способствуя процессу развития общества и человека. Историческая роль философии, по Соловьёву В.С. «она освобождала человеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание, …она делает человека вполне человеком», а по Бердяеву Н.А. «философия хочет не только узреть смысл, она хочет и торжества смысла». Духовность как пронизанность ощущением глубинной внутренней связи со всем миром, с сокровенными смыслами бытия, есть особенность русской культуры, определяющая её цель. Конфуцианская этикоцентричная, коллективистская доминанта в жизни социума способна сыграть важную роль в укреплении современного гражданского общества, формировании новой модели организации социального космоса.
      Российское общественное движение «Свободная философия. Созидание человечного общества» (инициатор–Дюбенок Ю.Л.), выступающее как самоорганизация социально ответственных граждан, является движением, реализующим через систему духовно-философского (нерелигиозного) образования «Школа мудрости», проект «Духовный капитал. Самосозидание вполне человека», секцию Российского философского общества и интернет-дискуссию «Свободная философия» через просветительскую, преобразовательную, подвижническую деятельность с целью подготовки в атмосфере свободомыслия и творчества созидателей будущего Человечного общества – целостных, самореализующихся через полноту раскрытия своей духовной сущности индивидуальностей –духовных революционеров.
Другим примером практического решения проблемы эволюционного ноосферно-онтологического восхождения человечества от алчно-потребительской формулы существования к духовно-интеллектуальному нравственному бытию является универсальная ноосферно-онтологической система Духовно-Интеллектуального воспитания и образования подрастающих поколений (ДИВО – 21, автор-Бабич В.П.), призванная обеспечить формирование гармонично развитой, креативно мыслящей личности, способной к онтологически осмысленной счастливой жизни путем полноценной самореализации на свое и всеобщее благо.


Долгополова О.Е.,
Байкальская (Иркутск) перв. орг. РФО


Рецензии
/// Причиной всех наших ошибок и страданий, все наше зло проистекает из этой узости видения, ложного видения и себя, и мира – неразвитости в полной мере человечества - инфантилизма.
Спасение мира оказывается возможным только через преображение человека. Именно прежде человека, а не мира.
Человек – особая форма бытия –«духовное существо», т.е. «целостное духовно-душевно-телесное существо, в котором душа и тело подчинены духу,
Таким образом, назрела необходимость духовной революции - качественной перестройки системы, подъём на высший уровень – к целостности-гармонии всеобщего Бытия всесторонне развитой личности с доминантой духовной составляющей и универсальным творческим потенциалом, человечного общества, государства истинного народовластия и природы. \\\

Все верно, кроме представлений о «духовности». Где она находиться?

Я предлагаю более простой вариант. Его суть представлена в моей «Науке о Человеке». Если вы хотите решать «духовную проблему», то информация подобного рода может быть полезна для реализации ваших целей.

Владимир Плетнёв   01.10.2016 11:53     Заявить о нарушении