II. 6. Соловьев об иудействе и христианстве

II.6. Соловьев В.С. об иудействе и христианстве

ЭТО РАЗДЕЛ КНИГИ, НА КОТОРУЮ ПОЛУЧЕНЫ АВТОРСКИЕ ПРАВА:
Говсиевич Е.Р. "ФИЛОСОФОВЕДЕНИЕ (краткий курс)". КНИГА
УДК 1(091)
ББК 87.3
Г 57
ISBN 978-5-91146-663-3
© Говсиевич Е. Р., 2011

Из статьи «Еврейство и христианский вопрос»

1. Взаимные отношения иудейства и христианства в течение многих веков их совместной жизни представляют одно замечательное обстоятельство. Иудеи всегда смотрели на христианство согласно предписаниям своей религии. Мы же, христиане, доселе не научились относиться к иудейству по-христиански, нарушая относительно их, заповеди христианской религии. Если иудейский закон дурен, то их упорная верность этому дурному закону есть, конечно, явление печальное. Но если худо быть верным дурному закону, то еще гораздо хуже быть неверным закону хорошему. Если евангельские заповеди не исполнимы, то зачем они даны? Если же исполнимы, если мы можем относиться по-христиански ко всем, не исключая и иудеев, то мы кругом виноваты, когда этого не делаем.

2. Преследования евреев в настоящее время не составляют общего явления в Европе, напротив, иудейство не только пользуется терпимостью, но и успело занять господствующее положение в наиболее передовых нациях. Англия неоднократно управлялась евреем Дизраэли, да и в других странах финансы и большая часть периодической печати находятся в руках евреев. Но это господство евреев не только не опровергает, но прямо подтверждает мое указание, что христианский мир никогда не относился к иудеям по-христиански. Ибо разве современная терпимость, уступчивость и даже подчинение евреям происходит из христианского убеждения и чувства? Напротив: это проистекает не из широты наших религиозных воззрений, а из-за полного индифферентизма в деле веры. Не христианская Европа терпит евреев, а Европа безверная, Европа, лишенная своих жизненных начал, Европа разлагающаяся. 

3. Главный вопрос в современной Европе – это деньги. Евреи – мастера денежного дела, естественно, что они господа в современной Европе. После многовекового антагонизма христианский мир и иудейство сошлись, наконец, в общем интересе – в общей страсти к деньгам. Но есть принципиальное отличие между нами – деньги освобождают и возвеличивают иудеев, а нас связывают и унижают. Дело в том, что кроме страсти к деньгам у евреев есть другая особенность: крепкое единство всех их во имя общей веры. Поэтому деньги идут им впрок: когда богатеет какой-либо иудей – богатеет и возвеличивается все иудейство. Европа же возлюбила деньги не ради общей высокой цели, а единственно ради материальных благ.

4. В связи с теснейшим родством между ветхозаветной и новозаветной религиями необходимо объединение дома Израилева с православным и католическим христианством. Мы должны быть едино с иудеями, не отказываясь от христианства, и иудеи должны быть едино с  нами во имя истинного иудейства. Единение иудейства с христианством должно происходить не на почве каких-либо отвлеченных принципов, а на реальной почве духовного родства и положительных религиозных интересов. Полнота христианства обнимает собою и иудейство, и полнота иудейства есть христианство.

5. Судьбы еврейского народа связаны с тремя фактами его истории:
1) Христос по Матери своей был иудеем, и христианство вышло из иудейства (воплощением Христа в Иудее определилось Прошедшее Израиля – его первоначальное назначение как избранного народа Божьего);
2) большая часть иудейского народа отвергла Христа и заняла враждебное положение относительно христианства (отчуждение иудеев от христианства определяет их Настоящее положение в мире, его Временное отвержение);
3) религиозный центр иудейства в настоящее время и главная масса еврейского народа находится не в Западной Европе, а в двух славянских странах – России и Польше (вселение Израиля в земле славянской предсказывает Будущее судьбы иудейства, окончательное восстановление его религиозного значения).

6. Кровожадная толпа, собравшаяся у Голгофы, состояла из иудеев. Но было иудеев и пять тысяч человек, которые крестились и составили первоначальную христианскую церковь, и многие из них сами были распяты за Христа. Да, иудеи требовали казни Христа. Но крик человеческой злобы не довольно силен, чтобы заглушить слово Божественного прощения: «Отче, отпусти им, ибо они не ведают, что творят». Слово Ветхого Завета, решительно подтвержденное в Новом Завете, не может быть нарушено и оно гласит:  «Весь Израиль спасется».

7. Если Христос не Бог, то иудеи не более виновны, чем эллины, убившие Сократа. Если же мы признаем Христа Богом, то в иудеях должно признать народ Богорождающий. В смерти Иисуса повинны и римляне, но Рождество Его принадлежит лишь Богу и Израилю.

8. Почему же Христос принадлежит именно этому народу? Значит, в национальном характере евреев должны заключаться условия для его избрания. Никто не станет отрицать, что национальный характер евреев обладает целостностью и внутренним единством:
– во-первых, они отличаются глубокой религиозностью и преданностью Богу своему до самопожертвования;
– во-вторых, евреи отличаются крайним развитием самочувствия, самосознания и самодеятельности; они упорно и неутомимо работают для себя, для своей семьи и для всего Израиля;
– в-третьих, они отличаются крайним материализмом (в широком смысле этого слова), т. е. преобладанием утилитарных и корыстных соображений.               
Таким образом, характер этого удивительного народа обнаруживает одинаково и силу Божественного начала, и силу человеческого самоутверждения в национальной, семейной и личной жизни, и, наконец, силу материального элемента, окрашивающего собою все их мысли и дела. В иудействе эти несовместимые стремления уживаются вместе, нисколько не нарушая цельности народного характера.

9. Можно теперь сделать вывод о том, что три главных качества еврейского народа в своем совокупном действии, прямо соответствовали высокому назначению этого народа и способствовали совершению в нем дела Божия. Вот почему еврейство есть избранный народ Божий, вот почему Христос родился в Иудее.

10. Сущий Бог сделал Израиль народом своим потому, что и Израиль сделал Сущего Бога своим. Вожди евреев стали достойны Божественного избрания. Бог избрал их, открылся им, заключил с ними Союз. Союзный договор или Завет Бога с Израилем составляет суть еврейской религии. Явление единственное во всемирной истории, ибо ни у какого другого народа религия не принимала этой формы Союза, или Завета, между Богом и человеком, как двумя существами, хотя и неравносильными, но нравственно однородными.

11. Наша религия начинается личным отношением между Богом и человеком в Ветхом Завете Авраама и Моисея и утверждается личным соединением Бога и человека в Новом Завете Иисуса Христа. Эти два Завета не суть две различные религии, а только ступени одной и той же Богочеловеческой религии.

12. Христианство и еврейство имеют общую теократическую* задачу – создание праведного государства. Так как источник правды в Боге, то праведное общество есть общество Богочеловеческое. По еврейским понятиям, такое общество должно воплотиться в народе израильском, по христианским понятиям, к нему одинаково призваны все народы. Между теократическими идеями христианства и еврейства нет непременного противоречия. Если евреи имеют притязания на особое положение и значение во всемирной теократии, то нам нет надобности заранее отвергать эти притязания. Особенно если вспомним, что говорил об этом предмете апостол Павел: «У них усыновление и слава, и заветы, и законоположение. Их же Отцы и от них же Христос по плоти, сущий над всеми Бог… Или отринул Бог людей Своих? Нет, не отринул Бог людей Своих, которых прежде знал… Весь Израиль спасется». В виду этих разительных фактов, не странно ли нам во имя Христа осуждать все иудейство, к которому неотъемлемо принадлежит и сам Христос?

13. Появление протестантства являлось до известной степени возвратом к еврейству. Но вместе с тем, между ними была огромная разница в пользу еврейства. Ибо, во-первых, еврейские пророки не восставали против законного священства, как это делали протестанты, а во-вторых, еврейские пророки проповедовали оправдание верой и делами, а не одной только верой. Исходная точка для еврейского и протестантского учительства была одна и та же – Библия. Но отношение к этой книге у них было совершенно разное.  Еврейские раввины видели в этой книге, прежде всего, закон, т. е. норму жизни. Для немецко-протестантского учительства Библия сделалась не столько нормой жизни, сколько предметом теоретического изучения. Библия для них стала не опорой веры, а только предметом отрицательной критики.

14. Падение христианской идеи не ограничилось одними германскими странами, в которых восторжествовало протестантство.
Можно было бы отчаяться в судьбах христианства, если бы в запасе всемирной истории не хранились еще свежие силы – силы славянских народов. Обе нации, представляющие собою два противоположных полюса в славянстве – Россия и Польша – еще не отреклись от начала христианской теократии. Все поляки остаются ревностными католиками и поддерживают теократическую идею Рима. Русский народ верен восточному православию и держится теократических преданий Византии. В среду этих двух религиозных наций история выдвинула третий религиозный народ – народ Израильский.

15. Если главный недостаток России состоит в слабой общественности, в отсутствии самостоятельного и деятельного класса, то в Польше, напротив, высший класс был и есть все. Польша и шляхта – одно и то же. При отсутствии в Польше национального городского класса, при подавленности класса сельского (к тому же наполовину непольского происхождения) шляхта представляла собой всю нацию, а при ничтожестве королевской власти в шляхте заключалось и все государство. Было бы большой ошибкой, основываясь на ничтожестве королевской власти и на бесправии народа, видеть в Польше аристократическую республику (например, такую же как Венеция). Известно, что польская шляхта представляет единственный в истории пример правящего класса, каждый член которого в отдельности обладал всею полнотой государственной власти. Эта-то абсолютная самостоятельность единичного лица сделала невозможным самостоятельное существование всего польского государства.
Но, потеряв свою политическую самостоятельность, Польша еще не погибла: она живет своей национальной идеей, которая носит особый теократический характер. Войдя большей частью в пределы русского царства, поляки не хотят и не могут слиться и исчезнуть в русском море, ибо они не только составляют особую национальную силу, но и представляют особую духовную идею – идею католичества. Мы не можем отрицать того факта, что только католичество представляет безусловную самостоятельность церковной власти перед государством и обществом. У нас на Востоке единая вселенская церковь все более и более скрывается за многими национальными церквами, связь между которыми все более и более ослабляется.

16. Воссоединение между православием и католичеством должно усилить церковь на Востоке, а на Западе восстановит христианскую государственность. И так как государственная власть Востока принадлежит России в ее царе, а духовная власть Запада принадлежит римскому первосвященнику, то не являются ли естественными посредниками соединения наши поляки, подданные русского царя и духовные дети римского папы, поляки-славяне, являющиеся близкими русским по крови, а по духу и культуре, примыкающие к романо-германскому западу?
Наступит день, и исцеленная от долгого безумия Польша станет живым мостом между святыней Востока и Запада. Могущественный царь протянет руку гонимому первосвященнику. Тогда прославится вера Христова, тогда обратится народ Израилев. Обратится потому, что въявь увидит и познает царство Мессии в силе и деле. И не будет тогда Израиль лишним среди Египта и Асура, среди Польши и России.

17. Да правда ли, что и теперь еврейство составляет совершенно лишний и даже исключительно вредный паразитический элемент в месте своего наибольшего размножения – в русско-польском крае? Социальные элементы здесь резко распределены по различным народностям: русские составляют сельский земледельческий класс, высший класс представляется поляками, а городской промышленный – евреями. Если евреи не только при благоприятных, но большею частью и при весьма неблагоприятных для себя условиях сумели, однако, так прочно и безраздельно завладеть западнорусским городом, то это явно показывает, что они более, нежели русский народ и польская шляхта способны образовать городской промышленный класс. Если промышленный класс повсюду вместо того, чтобы помогать сельскому народу, живет за его счет, эксплуатирует его, то неудивительно, что евреи там, где они составляют весь промышленный класс, являются эксплуататорами народа. Но не они создали такое положение. Они были слишком долго в школе польских панов, которые одинаково давили и жида, и холопа. Но и помимо панов, разве своекорыстное угнетение одного класса другим не есть правило социальной жизни во всей Европе?
Если наши крестьяне нуждаются в евреях и терпят от них притеснения, то это возможно, единственно, лишь в силу беспомощного социально-экономического положения этих крестьян, а это положение зависит не от евреев. Нуждающийся крестьянин идет к еврею потому, что свои ему не помогут. И если евреи, помогая крестьянину, эксплуатируют его, то они это делают не потому, что они евреи, а потому, что они – мастера денежного дела, которое все основано на эксплуатации одних другими.

18. Беда не в евреях и не в деньгах, а в господстве, всевластии денег, а это всевластие денег создано не евреями. Не евреи поставили целью всей экономической деятельности – наживу и обогащение, не евреи отделили экономическую область от религиозно-нравственной. Просвещенная Европа установила в социальной экономике безбожные и бесчеловечные принципы, а потом пеняет на евреев за то, что они следуют этим принципам.

19. Дела евреев не хуже наших дел, и не нам обвинять их. Разве только в том они виноваты, что остаются евреями и сохраняют свое обособление. Но покажите же им видимое и осязательное христианство, чтобы им было к чему пристать. Они народ дела – покажите им христианское дело. Объедините церковь, создайте христианское государство и христианское общество. Конечно, евреи не примут христианство, когда оно отвергнуто самими христианами. Трудно допустить, что они соединятся с тем, что само разделилось. Не возражайте, что христианский мир пользовался некогда единством и, однако, евреи не пленились им. Ибо то было единство невольное, полусознательное, неиспытанное и неискушенное. И когда пришло испытание и искушение, это единство и не устояло, к стыду христианского мира, к оправданию и торжеству еврейства. И будет оно право в своем торжестве пока мы не восстановим христианского единства. Прежде всего, на нас русских и поляках лежит этот долг.

20. Объединение христианства будет великим разделением иудейства. Но если разделение христианства было для него бедствием, то разделение Израиля будет для него великим благом. Лучшая часть еврейства пойдет в христианскую теократию, а худшая останется вне ее. И когда евреи войдут в христианскую теократию, они принесут ей то, в чем их сила. Еврейская личность утверждала себя первоначально в сфере божественной, потом в сфере рационально-человеческой и, наконец, сосредотачивается в сфере материальной человеческой жизни. Здесь окончательное выражение еврейской силы и эта область останется за евреями и в христианской теократии.

21. В теократии – цель экономической деятельности – есть очеловечение материальной жизни и природы, устроение ее человеческим разумом, одушевление ее человеческим чувством. В теократии материальная природа будет служить человеку, и это служение будет основано на обоюдной любви. Природа с любовью подчинится человеку, и человек с любовью будет ухаживать за природой. И какой же народ более всех способен и призван к такому ухаживанию за материальной природой, как не евреи, которые изначала признавали за ней право на существование и, не покоряясь ее слепой силе, видели в ее просветленной форме чистую и святую оболочку Божественной сущности? И как некогда цвет еврейства послужил восприимчивой средой для воплощения Божества, так и грядущий Израиль послужит деятельным посредником для очеловечения материальной жизни и природы, для создания новой земли, в которой правда живет!

Фото из интернета


Рецензии
Евгений..добрый вечер.Прочла..интересно..согласна с...
Так и есть народ избранный..симпатизирую им..много общалась.
И культура особенная..Божественная.Как то мне с ними..хорошо!Вам спасибо
и мои поздравления с днём защитника Отечества..наилучшие
пожелания...........Люся

Георгина   21.02.2017 18:40     Заявить о нарушении
Спасибо за содержательный отклик, а также за поздравление.
Творческих удач.
С уважением, -

Евгений Говсиевич   21.02.2017 20:06   Заявить о нарушении