Вспоминая кино фото или вспоминая институт культур

Вспоминая кино – фото.
Или вспоминая институт культуры. Можно наоборот.

Всё дело в том, что о высшем образовании я ни в детстве, ни в юности не мечтал. Слово «институт» и словосочетание «высшее образование», я услышал в школе. В школе, в которой я учился, не все учителя имели высшее образование. Среди моих знакомых взрослых не все были грамотные. Во времена моего детства высшей оценкой, которая характеризует человека, было слово – ГРАМОТНЫЙ. Быть грамотным, уметь писать и читать – вот к чему надо было стремиться. И я очень гордился тем, что получил в 1964 году восьмилетнее образование. У моих родителей было 4 класса образования.  У многих знакомых моих родителей и знакомых взрослых моих сверстников и  такого образования не было. Понимая,  что среднее образование гораздо лучше, чем восьмилетнее,  я пошёл учиться в вечернюю школу. В то время я учился в ГПТУ в городе Северодвинске. Шёл 1965 год. А в 1972 году, проживая и работая в городе Вельске я,  наконец то,  получил аттестат зрелости. К этому времени мне было 24 года. У меня было две специальности: слесарь – судосборщик и фотограф – универсал. У меня была работа и зарплата в 180 рублей. Известность в городе и районе: я фотографировал на свадьбах, блистал на местной сцене, мои статьи и фотографии печатала районная газета,  мои фотоработы экспонировались в Москве в Манеже.  Правда,  не было собственного жилья, но это было делом  времени. Но в том же 1972 году в городе Ленинграде,  в институте культуры на режиссёрском – балетмейстерском факультете открылось новое отделение  фото – кинорежиссуры, которое готовило специалистов для самодеятельных фото - киностудий. А я к тому времени работал руководителем фото кружков в районном Доме пионеров. Но об этом я узнал, когда вступительные экзамены на это отделение уже закончились.
В 1973 году в конце июля я сдал документы в Ленинградский институт культуры им. Н.К Крупской и стал абитуриентом. Дом Бецкого, дворец принца Ольденбургского, так  раньше назывался институт. Институт стоял на Дворцовой набережной у Невы рядом с Летним садом и площадью Суворова.
В этом доме квартировал  И. А Крылов, бывал А. С. Пушкин. В особняке Бецкого в своё время побывали многие известные личности, например: философ Дидро или последний король Польши  Понятовский.  После Октябрьской революции здесь устроили коммунальные квартиры. В 1921 году в доме Ольденбургских был открыт Центральный педагогический музей, работал кружок им. М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Вот в таком историческом здании мне предстояло учиться.  Но, сначала,  мне надо было найти общежитие института и сдать вступительные экзаменв. Адрес общежития,  проспект Смирнова 9.  Меня же занесло на улицу Смирнова, что у Финляндского вокзала. А на улице Смирнова мне рассказали, как добраться до проспекта Смирнова.
С какими ребятами я делил комнату, я уже не помню. В общежитии жили студенты из стройотряда, командиром которого был студент второкурсник Олег Орлов ( в будующем профессор института и зав кафедрой режиссуры) Увидев меня, он тут же приказал мне очистить кухню от мусора, заявив мне, что абитура обязана, в порядке очерёдности, убирать кухню. На кухне была груда битого стекла, убирая стекло, я тут же порезался. Тот же Олег залил мне рану йодом, перебинтовал палец и заявил мне, что я свободен. Палец от йода, потом, долго болел.
Консультации по режиссуре вёл режиссёр Ленфильма Аронов Григорий Лазоревич. Помниться, он попросил нас придумать ситуацию, которая говорила бы, что пожарники  на пожар приехали поздно. Выслушав варианты ответов, он добавил свой: Пожарник ищет головню, что бы прикурить. Все мои потуги от заданий, которые он предлагал, им отвергались напрочь. Я даже спросил у него, не забрать ли мне документы. « Ну, зачем же. Пытайтесь! « ответил он. Зато Володю Фудимова он хвалил. Как оказалось, они были лично знакомы.
Познакомился я с Таней Гагачкиной и её подругой, которая не поступила. Они были из Архангельска, мои земляки. Познакомился со всеми парнями нашего будущего курса: Денисовым, Крайневым, Заварзиным, Видгопом, Балабановым, Ивановым, Катковым. Вспомнился ещё парень,  толи из Грузии, толи из Армении.  Он при всех стал рассказывать Усову, как он хочет учиться. Его голос модулировал, в голосе звучали жалостливые нотки. Усов сделал нам знак, что бы мы  и не смеялись над ним и   сказал ему : Ты будешь у меня учиться, если сдашь экзамены. Этот парень завалил сочинение. С русским языком у него были проблемы.  Вспомнился ещё один абитуриент, который всем своим видом показывал, что ему эти вступительные нипочём, да к тому же ещё и наглый. Вот он то и прицепился ко мне. То я не так сижу, то вздыхаю не так и сразу видно,  что я из деревни. Этого парня я дёрнул и больше он ко мне не приставал. Этот парень не поступил, Усов его к себе не взял. После вступительных экзаменов  с этим парнем я столкнулся в общаге. Увидев меня, он покраснел и отвернулся от меня и быстро направился к выходу. Вспоминается очаровательная Наташа Арышева. Всегда, после каникул,  привозила мне какую - то очень вкусную рыбу из Новосибирска. Очень жаль, что её больше нет. Однажды она в присутствии однокурсниц, в общаге устроила мне танец соблазнения.  Она крутила бёдрами и животом так призывно, что я обнял её и ушёл. Ну не при всех же любовью заниматься.
Сакен. Выглядел надменным и не доступным. А при ближайшем знакомстве с ним, оказался сущим ребёнком. В жизни он играл короля, и нуждался в свите Запомнились Леночка Гриненко и Светочка Миронова, они держались всегда вместе, обе из Севастополя. обе среднего роста,  худенькие, как спички.  Лене Гриненко   Валерий Ситник, наш преподаватель по режиссуре сказал шутя: У тебя, даже, попы нет. Запомнилась молчаливая Ирочка Серебрянникова с золотистыми волосами. Ира слегка картавила. Однажды в перерыве между лекциями она подойдёт ко мне и спросит: « Зверев, ты что, фашист?» Как оказалось, она подругам пообещала, что выйдет замуж за того, кто придёт на лекции во всём коричневом. Этим кто- то оказался я. На мне в этот день и туфли и костюм и рубашка были тёмно коричневого цвета.  Запомнилась рассудительная Галя Котляровас её рефреном « Будь проще». Диплом она получила спустя 13 лет, после нашего выпуска, в 1990 году и показала его нам 2 июня. В этот день мы хоронили Усова И.В. 
Перед вступительными экзаменами всех нас собрал режиссёр Ленфильма  Усов и объявил нам, что именно он будет набирать группу. И в этот момент в аудиторию шумно вошёл Пинхасович. Наговорив нам  комплиментов,  и пожелав нам удачной сдачи экзаменов,  он так же быстро исчез. Усов мне и вероятно всем, понравился сразу. Обезоруживающая улыбка, кожаный пиджак, крепкое  телосложение, чуть выше среднего роста, лысеющий череп из чёрных волос, седеющая борода и усы. И он курил. Его речь была правильная,  лаконичная и негромкая.
Ещё на консультациях по режиссуре у Аронова, я понял, что на поступление на курс к Усову у меня шансов мало. Я знал очень не много пофамильно актёров кино и совсем не знал режиссёров кино. Случаев из жизни у меня было хоть отбавляй, но те что надо в голову не приходили. Вступительный экзамен по режиссуре  приходил 6 августа в День моего рождения. Об этом я Усову сказал. « Вот и сделайте себе подарок» - сказал мне Усов. Мои фотографии, которые я принёс на экзамен, комиссии понравились. Это были фотографии, которые экспонировались в Москве в Манеже в 1972 году на Всероссийской фотовыставке. Случай из жизни я вспомнил смешной, как мне казалось: пришёл к колодцу за водой, и только у колодца обнаружил, что вёдра дома забыл. Кто играл Петра Первого в одноимённом фильме, я вспомнить не мог, хотя и знал, что играл Симонов. И что бы хоть как то оправдаться в своих незнания в кино,  я ляпнул в довершении: Я учился в вечерней школе и работал,  и фильмы смотрел  редко. В комиссии кто то вздохнул. Дальше,  Ситник берёт мою фотографию с заснеженной скамейкой и спрашивает меня, как бы вы её сейчас назвали. « Воспоминание» выдавил я. « Почему? « - спросил он. « Летом на ней сидели влюблённые, а теперь всё в снегу» - сказал я,  и меня отпустили. Я совсем не помню,  кто сдавал со мной в этот день. Помню часы томительных ожиданий. Часов в 10 вечера, если не в одиннадцать нас позвали в аудиторию. Усов встал и сказал» Всем, кому я сейчас буду говорить « До свидания», могут идти домой, мы с вами встретимся уже на занятиях. Меня он назвал в числе последних. Мне поставили « Тройку». Меня ждали очень непростые времена. Мне отказали в общежитии, заявив, что мест нет, и меня лишили стипендии.  Жить мне было негде и не на что. И я попросился на постой к Толе Крайневу. Дома я у него уже бывал, когда готовились к экзаменам. Знал его брата и маму. С их стороны возражений не было. Впереди был колхоз.
В колхоз с нами поехал Валерий Ситник. Норма была двадцать ящиков моркови. Норма для меня была непомерная и я её никогда не выполнял. Как я познакомился с начальником отряда, зав. кафедрой ГО Новиковым И.В., не помню. Но когда Новиков узнал, что я из Вельска, а Новиков в Вельске учился в школе в годы войны, то я тут же был переведен работать на кухню, потом он назначил меня своим ординарцем. В ординарцах у него оказался и Миша Гутин. Миша Гутин мне не понятен до сих пор. По пьяне, это не управляемый человек, по трезвости интроверт. У него всё закрыто. Я не запомнил ни одного его этюда. Но в этюдах он играл и всё что надо, делал. 
И тут Толя Крайнев выразил своё неудовольствие тем, что все в поле,  а я у начальства.  Он мне так и сказал: Леша, народу это не нравиться. И я отпросился в поле. Поработал я всего два дня и меня скрутил острый миозит мышц спины. Понравилось это народу или нет, я не знаю, но я оказался в Питере, в поликлинике на  процедурах, а жил у Толи. По колхозу запомнился Сакэн, который всё время по пьянке искал приключений, с кем бы подраться. Запомнилась песенка Сакэна,  Моё лицо упало на пол.  В общем бараке, где жили парни, укладываясь спать, народ кричал: Гимн! И кто то включал магнитолу и нам пела,  на сон грядущий,  Валентина Толткунова : Я ночью шла по улице. Запомнился Саша Видгоп, который делился с нами своими любовными приключениями. Саша был строен, красив и подвижен как ртуть. С замечательной пластикой. Ему бы в артисты. За выпуск стенгазеты, где  преподаватель Тимофеев на фотографии показывал кулак и за подпись под снимком» Я вам покажу» Сашу из института в конце первого курса отчислили. Вот так на него обиделся Тимофеев. 
В октябре начались занятия.
Румянцевский обелиск.
Я так и не помню, почему я писал этюд на него. Сам ли выбрал или Усов предложил? Всем или только мне? Ходил я к этому обелиску на Васильевский остров, со всех сторон обошёл. Должны же быть какие - то ассоциации на него. Ничего в голову не лезло. Пошёл в библиотеку, в который раз перечитал всё об этом обелиске и вдруг: «Я уже стал уходить из сквера. Вокруг меня бегали и играли дети. На лавочках сидели их мамы, бабушки и просто отдыхающие. Я ещё раз взглянул на обелиск и вдруг увидел орла, терзающего свою кровавую жертву».  Эти строчки Усову понравились. А вот с памятником « Стерегущий» вышло не всё гладко. Мои ассоциации обхохотали. Я хлопнул дверью, Усов выбежал за мной и успокоил, вернул в аудиторию. И при всех сказал: Лёша я к тебе отношусь точно так же, как к любому из присутствующих. Критику надо воспринимать с благодарностью»  Больше я дверями не хлопал. Были ещё упражнения на внимание – пишущая машинка. Всем раздаются буквы и надо отпечатать текст. Каждая буква – чей то хлопок.  И частенько, кто -  нибудь свою букву зевал и все ждали, когда же эта сволочь хлопнет. Упражнение на воображаемые предметы у меня не получалось. А вот Серёжа Громов классно резал хлеб и жевал его. На этом упражнении Усов рассказывал нам про мима  Марселя Марсо, который гастролировал в Питере.  Насколько точно Марсо умел передать воображаемую вещь. Просто шикарно воображаемые предметы получались у Саши Видгопа
Усов все четыре года крутился с нами, как белка в колесе, ходил и доходил до каждого, был каждому и мамкой и нянькой. Мы у него были единственные и неповторимые. Из 32 принятых на курс,  до финиша дошло 18. Это называлось естественным отсевом. Одни ушли сами, другие завязли в хвостах, а некоторых завалили на экзаменах.  Усов боролся за каждого, но ВУЗ был идеологический,  и время было советское. А Советская власть, как обух, плетью её не перешибёшь.
Помню, разговаривая на Ленфильме с Фрижеттой Гургеновной в её кабинете, я как то резко выразился о руководстве города. Она замахала на меня руками и показала глазами на телефон. Я всё понял и сменил тему.  Вот такие были времена.
Зимнюю сессию я сдал на отлично,  и мне была назначена стипендия. А чуть пораньше, где то в ноябре,  ко мне подошёл Костя Яковлев и сказал: я из общаги ухожу, жить там не буду, но я хочу, что бы именно ты занял моё место в общаге. И мы пошли к Веселкову Михаилу Петровичу, декану факультета. Это был маленький, пухленький, седой и нервный человек. Узнав, в чём дело он сказал: не надо на меня давить – и обратившись ко мне сказал: А вы зачем поступали в институт, если знали, что вам негде будет жить.» Я растерялся и ответил: А вы зачем меня принимали?» Мой вопрос его смутил и мне  выдали бумагу, разрешающую жить в общаге. Очень не хотел Серёжа Крайнев, что бы я уходил, но я ушёл ибо не хотел никого стеснять.  И за все три месяца,  семья Толи Крайнева,  с меня не взяла ни копейки. Вот такие люди есть на белом свете.
Поселили меня в одной комнате с неграми. Студенты были из Анголы. Одного завали Тео, другого Альфонс, третьего, забыл. Каждая койка студентов из Африки была огорожена покрывалом. Паркетный пол они натирали сами. Если я забывал заправлять свою койку, они её заправляли сами. Люто ненавидели мой будильник, а когда к нему привыкли, то перестали его слышать. И что бы услышать будильник, ставили его в большую алюминиевую тарелку. Очень удивлялись белым ночам. Удивлялись,  что ночью всё видно и можно читать. Однажды Тео пригласил меня на свой День рождения. Выпили, закусили. Ангольцы намазывают на хлеб какую- то чёрную пасту. Я даже не пробую. Я не знаю. Что это за еда. Ребята это заметили и обсудили эту ситуацию между собой на французском языке.  А затем спросили меня, почему я не ем чёрную икру? А я её в первый раз в жизни видел и сразу так много. 
И после первой сессии ко мне подошёл Тимофеев Б.А. и сказал:» Молодец! Ты посрамил тех, кто не хотел тебя брать, говорили, что при зарплате в 180 рублей, ты не сможешь жить на одну стипендию. Тебе хотели ставить по специальности двойку, на тройке настоял я. Я им заявил, что такие как ты, мои потенциальные консультанты в области фотографии. И ты это доказал». И кто бы, что бы про Тимофеева не говорил, а Тимофееву я обязан.   
Так вот, о режиссуре. Первая фраза,  которую мы запомнили: «Режиссуре научить нельзя, а научиться можно»  Вторая фраза: « Режиссура это тренировка мочевого пузыря и желудка». Вспомнилось, делали фотофильм, у меня он назывался « Жила была девочка»  Я снял сцену соблазнения. Девочку играла Наташа из библиотечного, а соблазнителя играл Саша Яковлев, с режиссёрского.  Пинхасовичу понравилось. Что сказал Усов, не помню. Тимофеев ахнул,  в фильме был намёк на постельную сцену. « Такие вещи надо пропускать через худсовет» - сказал он. Вспомнил, чем заканчивали весеннюю сессию. Заканчивали фотофильмом. А перед этим писали сценарий по выбранной картине. У меня был Кугач: Убийство селькора. Про сценарий Усов мне сказал: Снимаю шляпу. Но в том месте, где у меня  кулаки  сжигали бумаги на груди у селькора, Усов написал: Фу. Ситник ещё подсказал: Из за пары мешков они не стали бы его убивать. Селькор рассказал про тонны спрятанного зерна!  А весенний фотофильм назывался: Отобрали сказку. Под музыку М. Глинки Вальс – фантазия. Ребёнок – Виталий Голышев, сын моих друзей - земляков, любил собирать цветные стёклышки  и смотреть сквозь них на мир, который преображался. А  мама – Лена Тушнова с режиссёрского, увидела в этих стёклышках - мусор,  и выкинула их на помойку. Вот такая трагедия.  Чёрно-белые позитивы раскрашивал цветным фломастером. На том экзамене запомнился Юра Иванов. У него был параллельный монтаж. Музыка Г. Свиридова Время вперёд.  А вот про что , уже не помню.
Летний фотофильм я снимал в детском саду,  у себя дома. Детям я дал потрогать фотоаппарат, расположил к себе и дети делали всё, что я просил. Сюжет фильма я не помню. Помню, что дети осудили своего товарища. А вот за что, не помню. Усов фильм принял. И  даже обратил внимание всех, что я сам того не зная, снял обратную точку, то есть , показал то, что увидел герой. Посмотрев фотофильм Лены Гриненко,  Усов воскликнул: Какие же все вы разные.  У Лены был кукольный фильм.
На втором курсе надо было придумать этюд без слов  и поставить его. Запомнилась Таня Гагачкина. Ей через стекло трамвая объясняется в любви Коля Денисов. Но когда Таня выходит из трамвая , она выходит с коляской, в котором лежит дитё. У меня играла Наташа Арышева. В моём сюжете парень шёл с девушкой, нечаянно толкнул другую девушку, которая несла в кульке яблоки. Яблоки рассыпались, парень бросился помогать собирать яблоки, загляделся на девушку. Возникла взаимная симпатия. Девушка спохватывается и уходит. Другая девушка тоже уходит. Парень остаётся один. В каком то этюде пела Лена Торбан,  с режиссуры драмы. Что очень украсило этюд.  Этими этюдами закончилась ещё одна сессия. На следующей сессии  Усов предложил поставить стоп кадр. Запомнилась Галя Котлярова в картине Пукирева» Неравный брак»  Костюмы Усов взял с Ленфильма. У Лёни Балобанова картина с молодыми строителями. Усов предложил  задействовать всю группу. Молодые строители мечтают о завтрашнем дне. Затем строители становятся плечом к плечу и чего- то там скандируют. Режиссёр Г. Никулин, присутствовавший на экзамене, был слегка ошеломлён.
В этюде Встреча, по рассказу Чехова замечательно сыграли Сакен, Юозас Аня Введенская. Сакен играл тайного советника, Юозас Балтеюс, служащего, Аня изображала его жену. В заключительной сцене Сакен был так надменен, а Юозас так сыграл растерянность, а Аня так униженно делала приседания.Это запомнилось. Я ставил этюд по В. Шукшину Други игрищ и забав. Играли у меня Володя Фудимов, Лёня Балабанов и Алла Русак. Этюд мне зачли. Но запомнился мне этюд всего одной хохмой: Алла от волнения умудрилась сказать текст и за себя, и за Вовку,  и за  Балобанова. В тот же день был завален Вовка Костюков или Молодой. В этюде я у него играл пропагандиста, которого, стреляя из окна, убивают кулаки. На репетиции я старался, ему помогал Усов. Что не понравилось экзаменационной комиссии? Членом комиссии был кинорежиссёр, куратор старшей группы кино фото  Г. Никулин. Ему этюд очень не понравился.  Завалил Молодой и экзамен по фото. Как было дело, мне рассказал П.И. Бояров. Боярову было предложено завалить определённых студентов, среди этих студентов был и Молодой. Бояров для себя решил, что заваливать никого не будет. Молодого не спасли даже наводящие вопросы. Ни на один вопрос он не ответил и Бояров вынужден был поставить ему двойку. Молодого отчислили по профнепригодности. И хотя Молодой где надо и не надо, говорил, что он из детдома, это его не спасло.  На этом экзамене Тимофеев наорал на Усова, Усову стало плохо. Я подошёл к Усову и спросил: Может воды принести?  Он прошептал: Лучше помоги ребятам. Я что - то подсказал Вовке Фудимову. Сдача экзамена по фото, предваряла фотовыставка из наших работ. Многие фотоработы Павел Иванович Бояров напечатал у себя в фотолаборатории. Напечатал он и мою фотоработу. Гак башенного крана на фоне Петропавловки  И не только напечатал, но и отретушировал. Бритвочкой слегка осветлил шпиль Петропавловки. « Где ты этот гак то высмотрел? « - удивлялся Тимофеев.
Бояров Павел Иванович появился у нас не с 1 сентября. А в какой -то будний день и на свою первую лекцию он стоял вместе с нами, ожидая, когда откроют двери. И на него никто не обращал внимания. Но когда нас впустили в аудиторию и он занял своё место преподавателя, вот только тогда мы на него и посмотрели. Он запоминался. Волосы у него были чёрные и гладкие, красивое лицо обрамляла чёрная борода и усы. Большие чёрные глаза. Голос не громкий, телом строен и без живота. С его лекции запомнилось, почему японская живопись вертикальна, а европейская горизонтальна. Он рассказал нам о контрапункте в фотографии, о золотом сечении в искусстве и как это золотое сечение можно применить в фотографии. Много чего рассказывал. Поразил его Сакен, который рассказал про зонт, из под которого идёт дождь. Но когда через пол года Сакен снова начал рассказывать про зонт, из под которого идёт дождь, Бояров заметил ему: Это уже было. 
Как то мы с Сакеном посмотрели арабский фильм Все мужчины на одно лицо. Фильм был жутко скучный и не интересный. Жалко было зря потраченного времени. И Сакен мне говорит: «А давай, нашей группе скажем, что фильм, просто потрясающий.» Сказали. Потом прятались от народа. 

 Историю изобразительного искусства сдавали в Русском музее. Принимала зачёт милейшая женщина. Она была невысокого роста, слегка  полноватая, немного хромала и ходила с палочкой. Как звать величать , забыл. Рассказывали, что могла придраться к какой - нибудь мелочи, например, если решётка у памятника Петру Первому на площади Декабристов. И если студент этого не знал, отправляла его к этому памятнику, что бы студент на всю жизнь запомнил этот памятник. По этому случаю,  с нами на зачёт  пошёл  Усов. Мне достался Государственный совет,  Репина. Смотрительница зала, седенькая женщина,  узнав, что я сдаю зачёт, рассказала мне всё про эту картину. Мою преподавательницу она знала. Не успела смотрительница отойти от меня, как появилась преподаватель. « Ну, что старая, всё ему рассказала? « «Да, что вы, я, даже к нему не подходила» , оправдывалась смотрительница.
« Что вы читали у Репина? « « Близкое и далёкое» « А как вы воспринимаете картины?», « Иногда, плачу» После зачёта Усов шутил: Леша выревел зачёт.
А вот диамат мне пришлось пересдавать. Этой несдаче предшествовала бессонная ночь.  Перед экзаменом, на ночь глядя, в общагу  позвонил из института дежурный преподаватель и попросил помощи. Нева поднялась,  и стало затоплять рулоны бумаги на институтском дворе. Почему я должен был спасать эту бумагу, не знаю. В институт я поехал с кем то каким то окружным путём, поставили бумагу на помосты. Потом, поехали обратно. Вернулись в общагу по утро. А утром экзамены. На вопрос я ответил довольно путано. Преподаватель женщина предложила мне согласиться на »удочку». Я, помятуя, что это очередное лишение стипендии, отказался. Тогда она предложила мне пойти в деканат за разрешением на пересдачу. Я пошёл и рассказал там , как мы накануне  спасали институтское добро. Мне разрешили пересдать. Пересдал и получил « Хор»  « За вашу настырность» сказала мне преподаватель, ставя мне оценку. Истмат я сдал на «отлично» .А ещё был такой предмет,  политэкономия капитализма. Предмет вела замечательная женщина Волкова Ольга Васильевна. Её помнят все, кто слышал её лекции и сдавал ей экзамены. Она отмечала всех, кто присутствовал на её лекциях. Читала она блестяще. Капитализм она видела своими глазами, побывав с мужем во многих капстранах Европы. Именно она посоветовала прочесть Аэропорт А. Хейли. Однажды она в общежитие привела лектора, кандидата философских наук, который прочёл нам лекцию о любви. Лекция была ужасная и Ольга Васильевна признала это. Она написала этому лектору соответствующий отзыв. Уже на леции она посоветовала нам прочесть книгу Стендаля О любви.  Те, кто пропустил у нёё одну лекцию, сдавали ей дважды, те кто больше, умножай на два. Столько раз будешь пересдавать. Я пропустил у неё несколько лекций и готов был к самому худшему. И зная это, я очень серьёзно взялся за Капитал Маркса. Это был основной учебник политической экономики  капитализма. На экзамен, вместе со всеми я не пошёл. Я заболел,  и у меня была справка. Сдавал я на следующий день и на кафедре политэкономии. Ольга Васильевна предложила мне тянуть билет. Выпало труд как товар, составные части развития капитализма. Начал я, неожиданно для себя с пьесы Горького Фома Гордеев. Говорил о том, как доставляли паровой котёл для фабрики, как Фома Гордеев надорвался, помогая транспортировать этот котёл. И только после этого,  дал Марксову формулировку товара и труда, перечислив при этом параграфы из Капитала,   «Достачоно,» воскликнула Ольга Васильевна, - « Отлично». Я не верил своим ушам. Я уехал в  общагу и лёг отдохнуть. Через пару часов ко мне в комнату ввалилась целая ватага студентов во главе с Володей Губановым. Я спросил, чем обязан. Володя с горящими глазами рассказал, что у них только что была консультация по политэку и Ольга Васильевна начала консультацию с моего ответа на вопрос по билету. Она сказала, мне впервые в жизни сдавали политэкономию, начав ответ с художественной литературы. Кто то из толпы задал мне вопрос Капиталу, я ответил. Губанов сказал: Хватит его экзаменовать, он уже всё сказал. Мы пришли посмотреть на счастливчика и выразить тебе своё восхищение.» Народ ушёл, а я лежал и не совсем понимал, как мне повезло.  На семинарах по  политэкономии социализма я выступил всего пару раз, удачно ответив,  на какие -то вопросы. На заключительном семинаре преподаватель дал характеристику всем выступающим, особо отметив мой прогресс в моих выступлениях. Я с удивлением слушал преподавателя и вдруг увидел, что преподаватель даже не знает, о ком он говорит. Преподаватель ни разу не посмотрел на меня. Политэкономию социализма я не знал. И на экзамене это обнаружилось. Но перед преподавателем был список, он поискал мою фамилию. Меня в этом списке не было. « Вы работали до института» - спросил он. Я перечислил: слесарь - судосборщик, сторож, подсобник печника. Рабочий по озеленению города, разнорабочий, фотограф, преподаватель фотографии. « Значит,  вы знаете  что такое ставка, аккордно премиальная оплата труда, что такое почасовая оплата труда? « « Да» - воскликнул я. «У вас очень хороший послужной список » . И он поставил мне « Хор». Много позже, в 2016 году я вычитал,  что политэкономии социализма никогда не существовало. Это была теория без практики.
Научный атеизм  я сдал нечаянно. Пришёл на консультацию по какому -то предмету, а оказался –зачёт. На лекциях я не был. Вопрос мне был такой: пять основных социальных  отличий в человеке. Ответ пришлось сочинять на ходу. С поправками, но ответил. Что вы знаете об исламе? Задумался. « У вас есть знакомые из Азии? « Я кивнул. «Вам знакомые рассказывали про их обычаи? «  « Очень много» И тут же вспомнил про калым и про чистых и не чистых животных. зачёт был сдан.
Володя Шишков был секретарём комсомольской организации института и читал нам лекции по клубному делу. Читать лекции ему всегда было некогда. И по этому, он нас  со своих лекций,  отпускал.
Юрий Георгиевич Коробович вёл у нас семинары по истории КПСС. На последнем семинаре он нам сказал следующее: « Расстаюсь с вами без всякого сожаления. Семинары вы посещали плохо, отвечали плохо» Однажды Коробович пришёл с деканатской проверкой на лекцию по истории кино. Лекцию читал Пинхасович.  У Пинхасовича он спросил, все ли на месте. « Все» - ответил Пинхасович. « Неужели? « - удивился Коробович. « Этих архаровцев только под пистолетом на лекции надо водить!»
Татьяна Ивановна Кроль читала нам историю зарубежного театра. Читала она очень хорошо, отмечая различные нюансы древних и не очень актёров, режиссёров, драматургов. А вот сдавать зачёт ей боялись. Могла завалить из за любого пустяка. Именно поэтому на зачёт пришёл Усов. Я молил Бога об одном, чтобы мне достался Мольер. И вот, стоя перед дверью аудитории, где проходил зачёт. Я вдруг увидел видение: «стол с билетами и оттиск большого пальца на одном билете.»  Вхожу в аудиторию, подхожу к столу, смотрю  на билеты и вижу билет с оттиском пальца. Тащу билет, МОЛЬЕР! Но вместо того, чтобы говорить о его классических пьесах, я начал говорить о пьесе, которую прочёл накануне,  Блистательные любовники. « Да где ты эту пьесу выкопал» - недоумевал Усов, « Даже я её не читал!»  Выслушав меня Кроль попросила у меня тетрадь с её лекциями. Полистав её,  она воскликнула, да это же всё переписано из учебника! Я оправдывался: Я за вами не успевал записывать, вот и переписывал учебник. Зачёт Кроль мне поставила.
На первом курсе случился такой казус. Студенты опоздали на лекцию. Среди опоздавших. Саша Видгоп. На вопрос преподавателя: » Что случилось, почему опоздали?»  Саша невозмутимо ответил: » А у нас трамвай с моста упал». Чуть позже этой репликой возмущался декан Веселков: Вы же режиссёры! Если врёте. То врите с умом. Если у вас трамвай упал в реку, то на лекцию вы бы придти не смогли!»
Историю русского и советского театра читал Барбой. Поражало то, что каждую свою лекцию он начинал именно с того предложения, которым он заканчивал свою предыдущую лекцию.
И я совсем не помню, как сдавал историю музыки. Отдельные лекции помню. А зачёт. Не помню.
Кто читал лекции по устной агитации и пропаганде, помню. Как звать не помню. Но этот лектор запомнился тем, что рассказал нам о порнофильме, который посмотрел в Финляндии. В кинозале было 4 или пять человек, молодёжь. И только он в возрасте.    В фильме воспитательница детского сада занималась сексом со своими приятелями, прямо на капоте машины.
Пинхасович Борис Самсонович читал нам историю русского и советского кино. Читал блестяще. Мало того. Организовал показ лучших образцов русских, советских и зарубежных фильмов. Просмотр этих фильмов для нас,   считался обязательным. Троек на экзамене он не ставил, считал, что поскольку, история кино, это наша специальность, то и знать мы её должны только на «отлично». В крайнем случае, « хорошо».  Так вот, передо мной он завалил Галю Котлярову. На вопросы по билету она ему ответила, а на дополнительных вопросах, завалил. На экзамене присутствовал наш куратор Марков Владимир Петрович. Играл эпизодическую роль в фильме 1973 года Открытая книга.
Через 3 – 4 года,   Галя сдала историю кино, но не Пинхасовичу. Следом за Галей. Экзамен сдавал я. По билету ответил. Дополнительный вопрос: видел ли я фильм Романс о влюблённых. Я кивнул. Пинхасович предложил мне поделиться впечатлениями о фильме. Я честно ответил, что в фильме меня смущала обнажённость чувств,  и я предпочёл бы этот фильм смотреть в зале, один. На что Марков тут же отреагировал: Ханжа. Реплика Пинхасовича: имеет право. Следующий вопрос: «А видел ли ты Лёша фильм», я прервал вопрос. Я, вдруг подумал, что со мной сейчас может случится то, что случилось с Галей.  « Не видел» - заявил я. Пинхасович расхохотался и поставил « Хор».
Ещё вспомнился этюд, в котором играла Люда Павлова. По ходу действия её должен бы поцеловать партнёр. Я забыл, кто. Усову поцелуй не понравился. « Разве так целуют девушку? « - воскликнул он. И поцеловал Людку так страстно,  что от этого поцелуя дар речи потеряла не только Люда, но и мы, кто этот поцелуй видел.
 Июль 1975 года мне запомнился тем. Что я провёл его ленинградском стройотряде, в составе всесоюзного стройотряда. В городе Гагарине. Во всесоюзном стройотряде были представлены отряды от всех союзных республик, от всех городов – героев. Позвал меня в этот отряд студент КПР Слава Симагин. Пообещал кучу денег. Работу фотографа и всё. А на деле мне пришлось и фотографировать, и вагоны разгружать, и сценарий писать ко дню города Ленинграда и режиссёром взятия Зимнего быть. Но мой труд даром не пропал. Мне было присвоено звание Лучший боец всесоюзного стройотряда. И с зарплатой не обманули. Выдали 350 рублей. Сумасшедшие деньги, по тем временам. Зарплату я обмыл вместе с Колей Советовым. Он был поваром в нашем отряде и шеф поваром в ресторане Нева. Вот в Неве мы и обмывали зарплату. Проснулся я у Коли в квартире, в  Весёлом посёлке.  Его хмурая жена молча подала нам завтрак и ушла, хлопнув дверью. Коля выдал мне оставшиеся после ресторана 250 рублей, и рассказал мне, как я в стройотрядовской форме, вышел на эстраду и попросил оркестр сыграть Тёмную ночь. Я запел. А народ пошёл танцевать. Я ахнул. Такой смелости я от себя не ожидал.
   Когда мы учились на третьем курсе, нас пригласили на капустник студенты 4-го курса кино-фото, куратором которого был кинорежиссёр Ленфильма Никулин Григорий Георгиевич.  Капустник строился вокруг сказки Андерсена, Принцесса на горошине. Короля играл Гриша Ханин, принца – Серёжа Снежкин. Приказ об отчислении Снежкина из института, уже висел на доске приказов. Это была последняя его гастроль. Королеву играла Света, фамилию забыл. Светочка была невысокого роста и полненькая. А Сергей. Вылитый дылда, высокий и худой как жердь. Так вот. Когда при ударе молнии, неожиданно появляется принцесса, Сергей от испуга, с криком « Мама», кидается к Светочке на ручки. Это было очень комично. А Сергей Снежкин, впоследствии закончил ВГИК и стал кинорежиссёром, сценаристом, продюсером .Заслуженный деятель искусств России (2000). Народный артист РФ (2011). Председатель Санкт-Петербургской организации Союза кинематографистов России.
На третьем курсе мы приступили к съёмкам своих фильмов. Со студии документальных фильмов был приглашён инженер, как звать, забыл. Но он познакомил нас с киноустановкой Украина. Научил нас заряжать этот аппарат, подключать звук. Много рассказывал о тонкостях записи звука. Тогда. Впервые мы от него услышали о цифровой записи звука. Предмет назывался Кинотехника. Он задавал  мне на экзамене вопросы минут сорок. Поставил « Хор». Сдавал я экзамен после всех, хоронил отца. Так вот. этот преподаватель объяснил мне, что ему было интересно узнать, что в моём лице вынесла группа с его лекций.
Операторское мастерство вёл Леонид Михайлович Волков. Режиссёр, оператор, сценарист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (02.03.1979 г.) Народный артист РСФСР (25.08.1997 г.)Лауреат Государственной премии СССР (1982 г.) за фильм «Человек и робот», а также призер международных и всероссийских кинофестивалей. .И фильмы свои он нам показывал,  как и что снимать, показывал. Фотографии свои показывал. О каждом объективе, о насадках, об освещённости, свете, тени. О киноплёнках, о кинокамерах. Водил нас на свою киностудию. Приходил на наши студенческие посиделки.   
Основы кинодраматургии, редактирования сценария и фильма нам читала,   Гукасян Ф. Г., главный редактор Ленфильма. Сколько бы лестных слов я не говорил о Фрижете Гургеновне, их будет не достаточно.  Всегда спокойный ровный голос. Что бы ты ей не приносил из своего творчества, всегда тактично поправит. Ею были прочитаны все наши сценарии к дипломному фильму и прочитаны придирчиво, с уважением к автору. На Ленфильме она устроила нам встречу со сценаристом фильма Чужие письма, Натальей Рязанцевой. И до сих пор я звоню Фрижете Гургеновне и делюсь с ней об увиденном и прочитанном. 
Мой первый фильм назывался,  Главное вовремя! У меня играли Олег Приходько, Альбина Вишневская, Гриша Никулин. Все с режиссёрского. По сюжету, главный герой, преодолевая массу препятствий, старается вовремя прибыть на работу. А придя на работу, ничего не делает. Вот такая проза жизни. Что бы получить добро на съёмку фильма, надо было написать сценарий, сделать раскадровку фильма, всё это утвердить, получить для съёмки кинокамеру, киноплёнку, флешки и только после всего этого, приступить к съёмкам. Эпизоды снимал у здания института Земного магнетизма, у трамвайной остановки и в общаге. Фильм снимался как комедия. Кадры просмотренные Волковым, ему понравились, он смеялся. Фильм к зачёту был принят.
 Второй фильм снимался в тандеме с Сакеном. Это было что то ужасное. Сценарий был про одно, а отснятый материал, который снимал Сакен, про другое. Мне же предстояло всё это смонтировать и сдать. На экране можно было увидеть, как кто чинит телевизор, а телевизор всё время показывает помехи или тёмный экран. Так я смонтировал то, что у меня было. « Лёша, что это?» - удивлённо спросил Усов. « Это называется, Не умеешь, не берись» - обречённо сказал я.  Фильм молча приняли.
Русскую литературу я сдавал Смольскому. Мне достался Чехов. Пошёл отвечать без подготовки. Перечислил основные произведения Чехова. Этого оказалось недостаточно. И получил « удочку». Позже, Костя Яковлев мне рассказал о « подводном течении» в драматургии Чехова. Но, поезд уже ушёл.
Советскую литературу сдавали Аксёнову. Кстати Аксёнов двоек по литературе никому не ставил. « С дураками два раза не встречаюсь», - говорил он. Автомат по экзамену обещал поставить тому, кто задаст ему интересный вопрос. Никто не задал. Старшекурсники мне растолковали, что Аксёнов не любит цитирование из учебника. Этим я и воспользовался. Отвечая ему по билету, я цитируя учебник, всё время говорил, что я так считаю. «У вас очень высокое самомнение о себе, вам будет трудно», - сказал он мне и поставил « Хор»
Английский язык я не знал. Знал латиницу, произношение букв, пару глаголов и несколько слов. В аттестате по иностранному языку,  у меня стоял прочерк. Английский язык на первом курсе вела Анна Ивановна. Молодая, тёмноволосая, высокая, стройная. Сакен от неё,  тащился. Анна Ивановна рассказала нам, что после защиты кандидатской, сделала себе подарок, съездила в Мексику. На втором и третьем курсе английский у нас вела Белла Львовна. Хрупкая, хроменькая, невысокого роста женщина. На экзамен мы ей предложили показать свои фильмы и рассказать о них на английском. Она согласилась. Мне написали тест о моём фильме « Главное во время». И я его стал учить наизусть. На экзамене на первый ряд я посадил Володю Фудимова и дал ему свой текст. После показа своего фильма я сказал пару предложений о фильме и всё. Я всё забыл. Володя стал мне нашёптывать, от волнения я ничего не слышал.  Тогда Володя встал и на глазах зав. кафедрой иностранных языков, подал мне мою шпору. И я спокойно всё по шпоре прочитал. Белла Львовна и зав. кафедрой минут пять на английском языке обсуждали мой конфуз. Мне поставили « уд.»  И тем не менее зав. кафедрой мне сказал: « Вы не переживайте. Если надумаете поступать в аспирантуру, то эта тройка для вас,  на экзамене ничего значить не будет».
Потом была ещё преддипломная работа по клубоведению. Она называлось Современные проблемы самодеятельных киностудий. Практику я проходил в Выборгском дворце культуры. Так вот, надо было дать характеристику каждому участнику киностудии от руководителя до рядового, рассказать о всех фильмах, которые были сняты и снимались. Дать оценку всему коллективу и оценить его перспективы. Честно говоря, я не совсем понимал, как это можно было сделать. И хотел было взять академический отпуск, так как я не успевал в отпущенные сроки. Отговорил меня от этой затеи Коробович Ю. Г. « Я такую курсовую написал за ночь» , сказал мне он. – « Не дури и пиши, мы подождём «.  И действительно, к утру у меня было всё написано. Преподаватель, которая читала мой опус, сказала, что из за моего почерка, она чуть не потеряла зрение. Курсовая была принята.
Была ещё одна курсовая по клубной практике. Курировал практику Лазовик Леонид Михайлович. Практику проходили во Всеволожском районе, в совхозе техникуме Беседа.

У техникума приближался юбилей. 70 лет со дня открытия. В группе практикантов из кино фото был один я, остальные из КПР. Тем не менее,  нам было предложено принять участие в концерте и что это участие нам зачтётся. И ещё нам надо было написать сценарий к любой тематической дате. Запомнился Миша Крайзер. Прекрасный музыкант. Вот он и его однокурсник уехали на выходные в Питер. Чуть позже, нам от них пришло слёзное письмо, что на практике они присутствовать не могут. Но если мы напишем за них сценарий и оформим им документы, поставим печати где надо, то они отблагодарят нас в размере стипендии. Сценарии я им написал. Их стипендию мы благополучно пропили. А юбилейный концерт я начал с анекдота:
Встречаются два председателя колхоза. Один другого спрашивает:
- Ты можешь от коровы получить тонну молока за месяц?
-Могу.
- А две тонны?
- Могу.
А три?
- Могу?-
-А 5 тонн?
-Не могу.
- Почему?
- Одна вода получается.
Бурные и продолжительные аплодисменты. Как это мне сошло с рук, остаётся только догадываться. За сценарии Лазовик Л.М. только мне поставил « Отлично», остальным по четвёрке. Мне же он объяснил: Я так понял, что сценарии всем,   писал ты. А мой сценарий был посвящён блокаде Ленинграда. И звучала там 7я симфония Шостаковича. А Миша Крайзер, после института, спустя какое- то время, оказался на нарах в Крестах, за распространение наркотиков. Об этом я узнал из газеты. Статья называлась: Крайзерова
соната.
Теперь о дипломном фильме. Фильм назывался,  И вся жизнь.   В своей творческой заявке я указал, что хотел бы показать обобщённый образ советского человека. Хотел бы показать, что даёт Родина человеку и что отдаёт человек Родине. Весь фильм был сделан на фотографиях. В фильме два живых момента: пишущая рука и военные фотографии озарённые пламенем. В фильме рука выводит: Работа идёт нормально. А кадры показывают, в каких нечеловеческих условиях работает человек.
Приближалась сдача фильма, а он у меня всё монтировался. Волков просил показать хоть что нибудь,  Я показал ему два смонтированных кадра. Кадры его  категорически не устроили. По ним судить что либо о фильме было не возможно. Договорились. Что если его устроит предварительный показ фильма, то я буду допущен к экзамену. Фильм на фоне симфонии Иманта Калниньша, начинался с моих стихов:
И я клянусь, всем сердцем, всей душой.
Клянусь могилой павшего солдата,
Всё то, что в долг у Родины берём.
Ей отдадим сторицей, без возврата. 
А дальше шли кадры: рождённые дети, ясли, детский сад, школа. ПТУ, ВУЗ, служба в армии. Воспоминания ветеранов войны,  работа в селе, у мартена, в космосе, у станка, из жизни активных пенсионеров, съезд КПСС. На последних кадрах звучало крещендо. Самым первым с удачным фильмом меня поздравил Миша Гутин: Лёха, ты молоток! Это лучшее из всего,что было сделано на курсе, безапелляционно заявил он. В разгар показов дипломных фильмов пришёл ректор. Усов принял решение, снова показать мой фильм. Юра Иванов мне рассказывал: Показывать было нечего, плёнка вся порвалась,  на ходу пришлось её склеивать. Как мне позже рассказали, что отделение кино фото хотели закрывать, но благодаря моему фильму, отделение оставили в покое.
А дальше, мне как профогу группы надо было дособирать профзносы, оплатить марки по ДОСААФ. Грозились всех оставить без дипломов, если взносы не будут собраны.
В ресторане Невский,  Усов держал прочувствованную речь. Вспомнил каждого, о каждом сказал тёплые слова. И всем пожелал уходить в профи. Что все и сделали. А вот фотографий этого выпускного, никто так и не сделал. Мыльниц тогда не было.


Рецензии