История пилота-истребителя

     "Дом без книг подобен телу из которого вынули душу" (Цицерон) 

                ПРОЛОГ

    Когда я начал писать свои авиационные рассказы-истории более пяти лет назад, жена милая Ирина подарила мне модель самолёта АНТ-9 и маленький Земной шар-глобус. Они стоят у меня на столе перед компьютером и странным образом воздействуют на меня. Когда возникает желание «сачкануть от писанины», они вдруг пробуждают, как всегда некстати,  не осязаемое руками слово «совесть», и говорят: «Вася, ты ещё не всё сказал миру в плане накопленного лётного и жизненного опыта. Кому-то он может спасти жизнь, а кому-то просто сделать её более одухотворённой и наполненной смыслом. Так что давай, дорогой, вперёд и с песней». И тогда какая-то сила снова меня поднимает среди ночи, слова ложатся на бумагу, в смысле — на экран монитора, и благодарят меня, что я выпустил их на волю.

         Поводом для сегодняшнего разговора послужило знакомство с очередным не ординарным человеком, которые, не прекращая, потоком идут через мою жизнь. Знакомьтесь — писатель Степаныч Казахский, который около трёх лет назад появился на авиационном небосклоне и уверенно занимает своё место на орбите среди прочих светил разной величины. А до этого он всю жизнь отлетал на вертолётах в Гражданской авиации над необозримыми просторами Казахстана, и у него есть что поведать миру не только в плане полётов, но и жизни. 

    Честно скажу, я не сразу обратил на него внимание, во всяком случае, не с первого прочитанного мной рассказа. Но по мере погружения в его мир вертолётчика, абсолютно оторванного от базы и не дремлющего ока большого начальства, начинаешь впитывать эти крупицы бесценного лётного опыта человека, который привык надеяться только на себя и свой вертолёт, человека, который умеет принимать самостоятельные решения, а потом за них нести ответственность. Но это ещё не главное. Хороших пилотов у нас тысячи, но вот суметь донести свой багаж знаний, умений и навыков до читателя, причём так, чтобы тому было интересно, это дано далеко не каждому.

    Его вроде простой бесхитросный  язык рассказчика через какое-то время начинает завораживать какой-то поэтической чистотой и образностью. А ещё Степаныч умеет «вышивать крестиком» и ведёт рубрику «Музыкальная гостиная» на ветке «авиафорум.ру». И как вокруг каждого талантливого аксакала, у него есть свой круг учеников и единомышленников, именуемого - «лётное братство». Вот именно на этой орбите мы с ним и подружились, и меня вынесло на ещё одного, весьма интересного человека. А началось всё вот с этого письма.

                ПРОФЕССИЯ ЛЁТЧИК-ИСТРЕБИТЕЛЬ

   Здоровье
chernay
Кому: chechelya@mail.ru

    Василий Васильевич, здравия желаю!

    Ваш товарищ с форумавиа сообщил о Вашей проблеме. У меня в Николаеве тесть, 
когда то хирург ( полковник м\с ВМФ и теща терапевт высшей категории). С 
ними говорил вчера. Может сообща Вам смогут помочь?

    Если можно, сообщите, как с вами можно связаться по телефону.

С уважением, Владимир (немножко морской летчик)


    Я естественно спросил, почему немножко морской
 лётчик? Ответ пришёл незамедлительно:

     «Доброе утро, Василий Васильевич!

По Вашей просьбе, кратенько, но со вкусом.

      «21 сентября 1989 г. полеты с переходом на ночь. Не буду очень подробно 
т.к. подробно см. акт расследования, очень подробно см. материалы в 
морской прокуратуре Белужки, красиво см. 13 серию фильма.
Сначала всё шло по плану. У нашего звена был по плану полёт на 
маневренный ближний воздушный бой с одиночной маневрирующей целью. Надели ВМСК и по "коням", но туман с залива помешал началу полётов, и мы разделись. 2 часа ходить в ВМСК не самый подходящий случай.

      А дальше все как в авиации, туман снесло, задержка полётов, а план выполнить надо, и мы не успели даже снова переодеться. Так и пошли в летних комбезах и демисизонных куртках. До зоны долетели, цель перехватили, бой 
открутили, задание выполнили, но топливо ещё осталось. Тут-то всё и 
началось. Ведущий перестроил группу и мы начали отрабатывать высший 
пилотаж и т.д. В какой-то момент группа не успела занять исходное положение перед следующим маневром, а ведущий начал фигуру. Выскакиваем на солнце, естественно, на какое-то время теряем друг друга. Солнце оно, однако, яркое, большое и низкое на севере.

      Я по рации вякнул, что потерял, но чёрт взял на нашем канале "тушку" гражданскую, она забила  мой вопль. Только успел заметить тень и сложиться в кабине пополам. Удар пришёлся по фонарю, спас выпущенный тормозной щиток. А дальше как при замедленной съёмке. Летят осколки, самолёт вращает, давление гидро упало, управление отказало. Самолёт полностью потерял управление.

      Не принимая изготовочной позы, прыгнул. Когда очухался, то увидел под 
собой падающий и горящий самолёт, летающие ошметки чего-то в воздухе. Осмотрелся и оба-на, второй парашют ниже меня.

     Приводнились в море в 30 км от берега. Друг друга не видели. ФлотскиЕ,
наверно, знают какое волнение в открытом море в сентябре. Поначалу было ничего. Первая вертушка пришла минут через 20, но поднять не смогла. Вторая, случайная, чуть позже. Она-то и достала обоих.

       Дальше госпиталь - реанимация и т.д. 57 минут как с куста. В справочниках написано, что до потери сознания 10-15 мин, 20-25 смерть. Но это не про нас. Мы ж славяне. Прыжок обошелся в 2 сломанных позвонка и ушиб задней стенки левого желудочка сердца.

       Кто-то сомневался в медицине НЗ. Зря! У нас после переохлаждения даже 
насморка не случилось. Все было брошено на наше спасение и справились своими силами. Это только потом была Москва, переосвидетельствование и т.д. Год не летал из-за травм. Пролетал до 1996 года и уволился из ВВС БФ, так что свой, флотский.

      С уважением Чернявый.»

    Прошу обратить внимание на три момента:

1) По закону бутерброда, который всегда падает маслом вниз, самый важный доклад, от которого зависит Ваша жизнь, надо дублировать, если, конечно, есть такая возможность. Здесь доклад забил гражданский борт.

2) Второе — не принял изготовочной позы. Я понимаю, что иногда на неё нет времени, как это было при катастрофе ТУ-22м2 у нас на Кульбакино в экипаже полковника Анатолия Багаева 12 апреля 1989 года. Тогда на самолёте отвалилось крыло в момент отрыва на взлёте. Штурман Саша Ручко сумел уйти при крене 90 градусов на высоте 20 метров. Было ли время у Владимира на принятие изготовочной позы я не берусь судить. Я там не был, высота вроде позволяла. Здесь важно запомнить и зарубить себе на носу одно.

    Если Вы эту позу для катапультирования занимаете через сознание, то 90% в подобных ситуациях, когда Вы в шоке от удара и самолёт вращает, Вы её не займёте. Это я Вам как инструктор Парашютно-Десантной Подготовки, у которого за плечами более 800 прыжков, из них две аварийных отцепки, говорю. Только приняв её не менее 500 раз, можно быть уверенным, что в любой стрессовой ситуации Ваш организм рефлекторно без мозгов совершит необходимые действия. Я эту истину понял ещё курсантом, поэтому предложил на третьем курсе училища откатапультироваться за всю эскадрилью на наземном тренажёре НКТЛ-10. На восьмом катапультировании, чтобы смягчить удар как лопатой по жопе, имел неосторожность чуть выпрямить руки и оторвать зад от подушки сиденья на миллиметр, результат — ноги отнялись, сверху меня потом снимали. Итог - неделю отлёживался в санчасти. А чего Вы хотели ещё от «фуражки 53 размера?»

    Но выводы я сделал - на любом типе самолёта после посадки в кабину, одевания лямок парашюта и привязных ремней я мысленно или фактически принимал позу для катапультирования, не надеясь на тот же автоматический подтяг ног и рук, который есть на том же ТУ-22м. Как  инструктор по каратэ и рукопашному бою соблюдал правило — хочешь, чтобы твоя рука или нога вылетала в удар, независимо бьют тебя или не бьют, должен на тренировках этот удар отточить по груше, макиваре, лапам, партнёру бесчисленное количество раз. Тогда есть гарантия того, что тело будет работать автоматом.

 3) Третье — при полёте строем обеспечение львиной доли безопасности лежит на ведущем. Существует множество нюансов в его деятельности, куда смотреть, что говорить на том или ином этапе полёта. У меня в ушах до сих пор стоит истошный мат комэски Юрия Романовича Стропилова, когда мы пятёркой  на  ИЛ-28 делали проход над полосой на высоте 40-50 метров, так называемый «вжик», а потом он ввёл строй в левый разворот. А я шёл левым крайним ведомым. Забыв, (что взять с солопеда), что на малой высоте все развороты выполняются на одной высоте, а не в одной плоскости, привычно провалился вниз. То, что земля рядом, я не видел, т. к. взгляд направлен вверх на ведущего, и если бы не вопль: «Мудак, куда лезешь, бля…?» точно бы зацепил левой плоскостью за землю. Хотя Юрий Романович заорал эту фразу, не называя позывного, я сразу понял, что этот «мудак» я.

     В данном случае ведущий обязан был убедиться, что строй собран и готов к выполнению маневра, как и то, что на солнце ведомый может потерять ведущего. Т.е. надо было или подстраховать взглядом, или если строй вытянутый, что скорее всего и было, дать хотя бы команду увеличить интервалы и дистанции. В общем, когда самолёты сталкиваются в строю, крайне редко бывает, чтобы это было по вине только одного лётчика.  «Русские Витязи» это доказали.

       Далее как преподаватель и инструктор по Выживанию в экстремальных условиях дикой природы и города я Владимиру задал вопрос:

   
ДОН ХУАН ЗНАКАМИ ПОКАЗАЛ, ЧТО ОН - "ХУАН" !!!
Василий Чечельницкий <chechelya@mail.ru>
Кому: Chernayvi

   Доброе утро, Владимир. Да, суровая история. Восхищён Вашим мужеством. Если Вы не возражаете, я размещу как дополнение Ваш рассказ в одном из своих опусов. Страна должна знать своих героев, а лётчикам будет пример, что на Севере можно выжить и без ВМСК.???

    Я так на Балтике чудом ушёл ночью от столкновения с Виггеном  j-37

   Кстати, а где сейчас проживаете?  Удачных выходных !!!

С уважением, ВВЧ.

                НЕ СКУЧНЫЕ БУДНИ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ

Кому: Василий Чечельницкий

     Вот, поднял Вам дух малехо :)

    Проживаю в Калужской губернии. Родная армия простила право на жилище, хоть бабушка квартиру отписала. Спасибо ей за это.

    Дык, страна и так знает своих героев по докфильму "Иду на таран" :) . Я писал на форумах для своих ребят. Вот приведу Вам некоторые моменты, для еще более крепкой закалки духа. В одном небе летали, но "косячили" каждый по своему ))). Если интересно будет читателям, то пожалуйста, обрабатывайте художественно. Имена и фамилии настоящие. Это про вас...
               
                ПОЛЁТЫ ЗА "УГОЛ»

     Между основной боевой подготовкой, дежуркой и беганием с линейкой. Осваивали интересный вид боевой подготовки. Как то к нам в гости зарулили «бакланы» ( ВВС КСФ стратеги). Между дружеским возлиянием чувств друг к другу, они как бэ намёкивали. Парни у вас же техника летает ХЗ на сколько верст, а в Норвежском море у нас последняя дозапрака перед домом. А дом  у них …типа Энгельс  и не знаю где еще. Наших североморских не считаю. И начали нам показывать страшные фотки фотоконтРоля. Там и Ф-16 консоль килем пропорол, и перед мордой висят, при дозаправке, и кучу всего такого. Мож, парни, прикроете нас?

      Сказано-сделано. Посчитали, прикинули. Вожди с «большим пропеллером « в петличках сказали одобрямс и мы поехали. Полная заправка, 10 ракет, А-50 на хвосте. Первая пара, впервые, встретила пару Ф-16 спокойно. Те тож без выпендрежа подошли к ведущему, пытались сфотографировать, но неудачно. Ведомый шуганул. По задумке, при подходе супостата, ведомый оттягивается и готов открыть огонь из всех стволов на поражение. Дальше все по плану, встретили, обеспечили, сопроводили до точки расставания и по домам.

     Через пару недель пошла наша пара. Ведущий у меня был комАЭ. Взлетаем за 30 мин. до захода солнца и пошли на запад. В точке «Z» встретили А-50 и он сопровождал нас сзади на удалении  200км. Где-то в середине пути предупреждение: слева гости, удаление…, высоту определить не могу. Поворачиваю голову влево…вот они голубчики, 2 инверсии тянутся. Прибираю обороты, оттягиваюсь, прицел на ближний бой. И эти шустряки быстро и как вкопанные ведущий к ведущему, ведомый ко мне. Сидит, сцуко, по пояс в кабине…

      Докладываю, что так и так. Ведущий: стань на место и как можно ближе и только держись. Видать, шоб не обгадиться перед супостатом. Подполз плотно, красиво. Выводим «максимал», высота тыщ 12. Через некоторое время,Ф-16, что бы удержаться, подрабатывают на форсаже. На фоне почти зашедшего солнца хорошо видно. Доложил результат. Обороты «малый газ» висели, висели хлопцы рядом, да и загремели вниз на «углах». Мы же летим в ГП, докладываю: свалились. Набираем скорость. Опять подходят. Пальцы веером, показыват , типа, гуд! Головенкой кивают, еще ничего не подозревая. Тут Серега резко крутит в их сторону, те в рассыпную, а мы переворотом уходим  вниз.

      И дальше закрутилось. Шо мы творили сказать не могу, ибо видел только хвост ведущего, через него Ф-16, голова-жопа-ноги-небо-вода. В хвост они нам так и не зашли. Мы же ( вернее ведущий) отчмарили их по полной программе. С хвоста они нас так и не скинули. Через несколько минут они выводят в горизонт и идут прямо. Теперь мы к ним подошли. Палец большой вверх тычут. Классно! И отвалили в сторону берега. Набрали высоту, идем дальше. Встретили танкер, наших бомберов, покрутились возле них, но гостей уже не было.
 
     Бляха, подошел к «тушке», стою под крылом, а до кабины еще как до Москвы раком. Как они роями летают? Солнце совсем село. Ведущий еще просматривался нормально. Разворачиваемся на восток, а тама…темнота…Сосу крыло. Звезды вверху-звезды внизу. До дома еще час пилить. Попросил ведущего освещение кабины поярче сделать ( ему все равно пофиг), т.к. будильник на первых сериях висел на обечайке фонаря. Получилось 3 точки: белый на киле, зеленый на крыле и часы… Силуэт самолета на черном фоне неба и звезд хорошо просматривается. Это счастье путь домой…

      Взяло наше КП. Никаких вопросов. Идем по глиссаде, высота 600м. Голос командира с КП:»…, а это, ведомый то где?», Сергей бодрячком,типа, как где, » справа на месте».Напряженная тишина…Штурман:» ведомому правый вираж, ведущему вход в глиссаду». БыстренЬко скрутил, и шлепаю следом пару км., садимся, заруливаем, а так как полетов не было, «газик» командира и его одинокую фигуру, расшагивающую по ЦЗ, разглядели сразу. Что мы узнали про себя можете спросить у Игорька, он был большой начальник и знает, что говорят подчиненым в этом случае. Далее, гнев сменился на милость, узнав о Ф-16. А еще далее написали кучу бумаги про догфайт и про полет парой ночью. Все, однако, шло в копилку опыта. Все проверяющие летную книжку пытались убрать этот полет из истории, но как видите…
Ежель понравится, напишу про Ваши любимые Викинги)))

    Спасение утопающих — есть дело рук самих утопающих

     Re[2]: ДОН ХУАН ЗНАКАМИ ПОКАЗАЛ, ЧТО ОН - "ХУАН" !!!
Василий Чечельницкий <chechelya@mail.ru>

     Владимир, КЛАСС !!! Про Викинги тоже, но сначала пару слов о чём думали после катапультирования пока ждали АСС? Когда из шести человек экипажа капитана Успенского, покинувшего самолёт над Белым морем, в живых остался только второй штурман ст. л-т Смагин (ТУ-16), его сначала унизили ниже плинтуса, сделав главным виновником потери ориентировки, а через два года до руководства авиации ВМФ наконец дошло, что пацан совершил подвиг. Шесть часов плыл в штормовом море в маленькой лодочке МЛАС-1, из которой его периодически выбрасывало. Наградили орденом, а его рассказ записали на магнитофон, и давали каждому новому заезду в Центре Выживания "Омеге" под Севастополем прослушивать, дабы учились как надо бороться за свою жизнь и "мотали на ус"

     Мне как инструктору по Выживанию в экстремальных условиях дикой природы и города слушать было чрезвычайно интересно. Ведь штурман там застрелился прямо в лодке после удачного катапультирования и приводнения.

     Re: ДОН ХУАН ЗНАКАМИ ПОКАЗАЛ, ЧТО ОН - "ХУАН" !!!
Chernayvi 
Кому: Василий Чечельницкий

        Сначала ни о чем не думал, ибо вырубило, т.е. потерял сознательность. 
Хорошо высота была 4 кило с копейками. Когда очухался, то уже действовал как учили. Осмотрел купол, далее по схеме...Хоть командир полка, ведущий звена, и говорил, что над бережком покрутимся, готовился к худшему. Так оно и получилось. После приводнения, волной загнало в купол. Было 2 ножа с собой, и ни одним не воспользовался. Складной не смог открыть, т.к. ногти обстриг, а поясной не мог достать, т.к. куртка набухла.

      Рвал стропы руками. Тут то и появились дурные мысли. Блин, не поверите... Вспомнил Нептуна и, что еще не всю водку выпил и девок не перетискал :) Понимаю смешно, но так и было ))). Вполз в плотик, но волна в открытом море, 
твою мать, какая и выкидывало постоянно.Тут и вертушку ( пришла минут 
через 20) заметил, которая Серегу пыталась тщетно достать. Фиг вам, однако. Они бросили Серегу, пошли ко мне.

     Единственная и не удачная  попытка. Зацепился нормально, потянули на борт, но одна стропа,  спрятавшись под воротником, метров с 5 выдернула назад в воду. И на этом все, больше подойти он не смог :(. Зависает, сцуко, волну гонит, дышать 
нечем...Машу рукой-уйди нах.. дай отдышаться! Те и отошли. Часы тикают. Этот, инспектор дивизии, выкинувший ком.экипажа и сам полетевший за медалькой, ушел метров за 500 и завис. Смотрю 2-я вертушка подошла и пытается Серегу отловить. Вполз кое-как в плотик. Руки писец, в ранах, а крови нет :(. Сколько времени прошло ХЗ. Сознание покинуло мое тело. 

      РАССКАЗ БОРТАЧА:" Смотрю летун схватил кресло и уходит с ним под воду. 
Все, пиз"дец, утопили!Хорошо вода прозрачная, смотрю одна нога пошла в 
люльку, вторая. Пора! Поднимаю, а летчик, как и первый спасенный, вполз 
не как учили, а задом наперед. Лебедка встала на упор, дотянуться не 
могу, достал ногой, пнул и на качке, ослабил трос. Летчик влетел в 
кабину... Руками вцепился в трос, что пришлось отверткой разжимать 
пальцы. Спирт пить отказываются, пришлось долго уговаривать, солдатская 
кружка чистяка, как вода пошла". Дальше посадка прямо у крыльца 
госпиталя на Новой Земле.

      О чем думают летчики? В приемном отделении, раздевают ессесна до гола). 
Вы же белье, не выкидывайте, нам его сдавать!!! Врачи в шоке, еще не 
известно, кого и куда сдавать, а они о тряпках. Ну реанимация, как реанимация. Я нифига толком не помню. Потом уже. после выписки, Серега сказал, что главный терапевт на мне крест поставил. он слышал их разговор, так вот, он говорил, что первый, т.е. Серега-нормально, а второй до утра не доживет. Ушиб сердца шибко серьезный диагноз. Ночью моторчик и остановился, но благо, у моряков, такое сурьезное было впервые, нам предоставили персональную медсестру. После чего, как 
порядочный мужчина - был просто обязан жениться на ней. О чем и не жалею ХЗ сколько лет.

Вот так, сумбурно и кратко. Писатель из меня не кудышний :(. Что помню 
))) Сейчас уже, по другому все переживается.

Лишился представленного ордена :(
      
                ВЫВОДЫ

      Какие выводы можно сделать из этой ситуации?

1) Первый — не смог открыть складной нож, который нам выдают, и который обязан иметь каждый лётчик. Конструктивно он изготовлен неправильно. Когда лётчик ранен, или у него замёрзли руки, он его не откроет, т. е. считайте, что ножа у Вас нет. Зная этот нюанс,  я купил себе нож в кожаных ножнах, и мне его вытащить из ножного кармана комбинизона, что на два пальца пописать, достаточно лишь за фалу потянуть. Почему в парашютном спорте складные ножи запрещены, а применяются только такие, чтобы стропы можно было сразу обрезать, (или яйца за ненадобностью, если обрезание строп не помогло парашют привезти в божеский вид).

2) Второй - «Командир полка говорил, что над бережком крутимся. Оказалось, что нет»… Я не говорю, что пилотаж надо крутить только над сушей, а на море смотреть с бережка. Нет, конечно. Но представлять, как будут выплывать твои подчинённые, случись что, с учётом ветра у земли ведущий обязан.

3)  Третий - «Тут и вертушку ( пришла минут через 20) заметил, которая Серегу пыталась тщетно достать. Фиг вам, однако. Они бросили Серегу, пошли ко мне»… Пилоты ещё раз внимательно почитайте как лётчики залазили в ковш. Эти навыки также надо отработать до автоматизма. Из своего опыта скажу — в Центре Выживания Морской авиации СССР «Омега» под Севастополем с нами проводили тренаж по подъёму вертолётом с воды. При этом присутствовал наш Командующий Пётр Иванович Гончаров. Он распорядился: «Не хрен на этих дармоедов вертолётный ресурс и бензин тратить, достаточно на одном лётчике показать, а остальные поймут всё и так виртуально, а «выживать» будут в ресторанах города Севастополя».

      Попробуйте с трёх раз угадать, кто оказался этим пилотом-экстемалом? Правильно, с третьего раза угадали — полковник Чечель. Одели на меня спас-жилет и бросили в воду. 10 минут я там на волнах качаюсь, всё вертолёт жду, который почему-то никак до меня долететь не может. «Гранаты, блин, у них не той системы. «Встать, когда с тобой разговаривает подпоручик», («Белое солнце пустыни»). В общем, наши все на берегу пиво пьют и заодно на меня смотрят, это у них называется проходить тренаж на воде, а я как бобик перед ними в море плаваю и всё вертолёт высматриваю.

      Одно утешение, женщина с которой в вчера познакомился на танцах в санатории Казанского авиационного завода пролезла в дырку в заборе и стоит рядом с Командующим в ярком жёлтом платье, но в готовности низкого старта. Как она сказала: «Вася, если тебя вертолёт уронит, я брошусь в воду и тебя спасу.» Я ей, кстати, поверил сразу. Директор крупного автохозяйства, в подчинении более  500 мужиков, поэтому там флирт заводить нельзя, а сюда приехала развеяться, тут-то я ей и попался под горячую руку, стосковавшуюся по мужской ласке…

      Наконец, когда я уже все глаза проглядел, на горизонте показался КА-27пс. Связался с Командующим, тот дал добро на подход. Первый подъём я должен был делать зацепившись за фал спас жилета. Причём, сразу хвататься за трос нельзя, на нём статическое электричество. Надо дать ему разрядиться в воду, и только потом делать необходимые манипуляции. Себя прицепил, но не сразу. Вода +18 градусов, вроде ещё тепло, но руки уже не те, к тому же сильно задувает струя от винтов
 от вертолёта сверху. Машу  руками: «Вира, бляха муха». Подняли без проблем, только о борт шваркнули боком. Дальше  по плану меня опустить и подъём ковшом. Но Командующий дал отмашку: «Хватит, экипажу тоже пиво попить охота, а то скоро обед, а у них ни в одном глазу». У меня, кстати тоже. Выгрузили меня недалеко за забором. Пролез я в ту же дырку, что и Зоя, (так звали ту отчаянную женщину), доложил очень молодцевато Командующему, что тренаж проведён без замечаний,  не забыв щёлкнуть каблуками в мокрых кедах, от него услышал: «Гут, всем на обед!»

     После переодевания я как честный человек обязан был пригласить Зою в ресторан, что я и сделал, и поверьте мне на слово — честь Морской авиации не уронил. Но вернёмся к выводам:

4) Четвёртый вывод («Этот , инспектор дивизии, выкинувший ком.экипажа и сам полетевший за медалькой, ушел метров за 500 и завис.») - аналогичный случай был на Балтике. В воду 6 км от берега шлёпнулся КА-25. Прилетел спасатель, начал строить заход для подъёма экипажа, но тут прилетел инспектор, его отогнал в сторону и начал спасать сам. Минут 20 возился, но ничего у него не получалось. С берега за всей этой операцией наблюдали в бинокли. Кончилось тем, что через 40 минут пришёл катер, ребят подняли на борт, привезли на пристань, и пока везли в госпиталь, они скончались от переохлаждения. Выводы сделайте сами, кто о чём думает в момент спасения, когда люди гибнут.

      Кстати, могу привезти ещё такой пример. У  нас в Центре в полку Геннадия Бакулина с МИГ-21 лётчик катапультировался через минуту после взлёта из-за отказа двигателя. Самолёт и лётчик упали в лиман. Так  пилота чуть не задавили бортами проходящего теплохода типа «Комета» и катера, который тоже оказался рядом. Это они наперегонки так бросились его спасать.

5) Вывод пятый — Вы не задумывались, друзья, почему как только Вы возьмёте с собой зонтик, дождик чаще всего не идёт. Но стоит его забыть, он тут как тут. Пилоты полетели без ВМСК (высотно-морской спасательный костюм). Это нарушение чистой воды, особенно для Севера. Даже на юге  у нас в Очакове при температуре воздуха 18 градусов и ниже всегда одевали ВМСК даже при полётах при коробочке, т. к. полёт от второго к третьему развороту проходил над морем.

      Ну, ладно обстановка потребовала лететь так. Значит ведущий должен был предвидеть мизерную вероятность покидания самолёта. Это авиация — мало ли как обстановка сложится. А это значит крутить пилотаж надо было вдоль береговой черты максимум в километре от берега, но никак не в 30 км, как оказались пилоты.

      Вы заметили, я много внимания уделяю разбору действий ведущуго? Потому что у меня опыт полётов строем днём и ночью огромный, от курсанта-лейтенанта до полковника, командира полка, поэтому я не понаслышке знаю, как много зависит в безопасности групповых полётов от ведущего. Для этого надо всего лишь не быть Мересьевым №2. Тот правда без ног летал, а в этом вылете ведущий, ПОХОЖЕ,  летел «без головы».(смеюсь, потому что сам, зачастую, летал также)  Про такие «мелочи» как полёты строем ночью без допуска уже не говорю. Это очевидно — проходит до поры до времени, пока «милиция не остановит».

     Re[2]: ДОН ХУАН ЗНАКАМИ ПОКАЗАЛ, ЧТО ОН - "ХУАН" !!!
Василий Чечельницкий <chechelya@mail.ru>
Кому: Chernayvi

      И Владимир, и желательно фото, лучше в ЗШ, с нестерпимо волевым подбородком истинного лётчика... типа (образец вверху)

    Да, Владимир, только сейчас руки дошли до Вашего рассказа. Суровая история и очень поучительная. Я завтра подумаю, как её лучше выдать на гора и за Вашей подписью опубликую на своей страничке. Такие вещи лётчикам надо знать, т.к. редко кто проходит через такую передрягу без потерь и при этом оказывается не только жив, но и возвращается к лётной работе.

Спасибо за рассказ, дайте Ваше отчество и как правильно представить? Завтра ещё напишу.  Удачных выходных С Уважением, ВВЧ.

П.С. Фамилии Вашей четвёрки на фото можете выдать ???
 
      А это реакция Степаныча Казахского, когда я ему написал, что с его лёгкой руки удалось познакомиться с таким не ординарным пилотом и его эпопеей:
   
       История впечатляющая, Васильич.

       ВМСК - это высотный, морской спасательный костюм наверно, да?
Хоть и не до конца, но представляю экстраординарное положение
у пилотов, катапультировавшихся в ледяное море. Снимаю шляпу
и уважительно встаю.

     Эта история больше понятна "вашему брату", знающему все тонкости
дела. А для меня, "одно только купание" в ледяной воде - уже вызвало оторопь и
озноб, не говоря уже о тонкостях случая, до конца понятных только профи.

    Слева-направо: В.Шкиндер,В.Е. Чернявский, С.В. Несынов, Ю. Бойко.


                ПРО ШВЕДОВ.

     Последние числа августа 91 ( почти што как в кине), готовимся в Сары-Шаган. Наше звено стреляет по сверзвуковой мишени ( ну везло мне на них). Ведущий комэска. Подробно пытаемся разработать план как её завалить. Моей паре ставится задача-мишень не должна уйти. Ведущая пара работает в ППС и уходит, я с ведомым работаю в ППС с переходом в ЗПС и пушкой.

     Изводим хренову кучу макулатуры на расчеты. Математик из меня сильный поскольку закончил ЦПШ и училище с красной мордой и синим дипломом, 2х2=4-для меня не абсолютная истина и на «0» делить всегда могу. Могу доказать на пальцах любому.

     Короче, понесли план командиру, тот одобрил и запланировал тренировку. За цель пошел Коля Пинчук ( наш хлопец, ныкается где-то в Армавирских краях). Шлепает по маршруту со стороны моря на высоте 100м., скорость под 1200. Первая пара отработала и ушла. Работаем с Мишей Барынкиным (Харьков). Имитация пуска в ППС, переключаю прицел на «ближний бой» и переворотом сваливаюсь в ЗПС. Не потерять бы скорость для пушки.

       Где-то, практически в отвесном пикировании, работаю малыми ракетами, переключаюсь на пушку и … опачки??? Цель как то двоится в глазах. Сближаюсь. Бляяяхааа-мухаааа, а под Мыколой швед на «вольвочке», так это фа-фа-фа…Так мы ж над Куршским заливом!!! Кричу, ему Коля под тобой «Вигген»- уже не до позывного. Тот креняками озирается и эта «сцука»-швед выползает из под брюха Сушки и разворачивается в сторону моря. Этож над моей Родиной-великим Союзом ССР!!!

       Разворачиваю за ним, ведомого ставлю немного выше и сзади себя, что бы издалека виден был и слышен всеми. Жму шведа к воде. 100 метров.- крутяк! Ракетов нет, пулек немеряно, да только пушка отключена…Выскакиваем в нейтралку, а там второй. Встают подо мной в вираж  навстречу друг другу. У меня 100 метров! Афигеть! Какого атаковать? Второй сбивает сходу. Тактика, однако, отработана. Тут и дежурка подошла, ракетки привезла. Пошли мы с Мишей домой с чувством выполненого долга. Честь Родины не опозорили, супостата отогнали, себя показали-груди распирает от гордости.

       Сели.Командир: «Чернявый, твою мать (цензоред), что вы как кобели за сучкой во время течки…?» Ну и так далее. Короче, сверлите дырку на медальку с эмалькой. Дырки, оказывается потом, насверлили не нам, а РТВшникам, не на грудях, а  в *опе, которые обнаружили ворога, но как всегда кончилась пленка и шведам, кроме, радиообмена предъявить было нечего. Мы же отделались большим командирским «Спасибо» и очередным нереализованным представлением… Слава КПСС! Аминь!

   Как то так. С уважением, Владимир.

     В общем, остаётся только сказать большое СПАСИБО Владмиру Евгеньевичу Чернявскому, военному лётчику 1 класса, майору запаса и лётчику ДКБФ за такой полный  и ценный обмен опытом. Я думаю, действующие пилоты возьмут его на вооружение, а молодые, кто только мечтает о лётной профессии, с «пелёнок поймут, что в авиации «мелочей» нет… А Степанычу  Казахскому БОЛЬШОй РАХМАТ за то, что познакомил с таким интересным человеком. Всем Удачи !!!

   
Написать рецензию

     Согласен с предыдущим товарищем - отличный рассказ! Читал, не отрываясь и остался в восхищении от летного и писательского мастерства наших выдающихся летчиков.

   Глядя на снимок "Над палубой", начинаешь понимать, каково лётчику один на один со стихией и противником. Весь на виду за тонкой пластмассовой оболочкой. И никаких сомнений и колебаний!
Спасибо за всё!

Альберт Храптович   03.10.2016

    Re: ИСТОРИЯ-2
chernayvi
Кому: Василий Чечельницкий

   сегодня, 8:51

   Доброе утро Василий Васильевич!

    Тут немного вспомнил. При Вашем разборе ЛП, упущен интересный момент. А
откуда взялся второй вертолет?

    Докладываю...

    На КДП аэр. Рогачево на Новой Земле находятся 2 авиадиспетчера ПВОшный и
ВМФовский. У моряков на диванчике мирно подремывал экипаж с Воркуты, они
возвращались с Паньковой земли, а на маршруте до дому не было погоды.
Диспетчерские находятся на одном этаже, ГГС закольцована на всех. Когда
поднялся "кипишь" комэкипажа Владимир Пятунин, пошел к нашему диспетчеру
и предложил свои услуги. Естественно, "вышестоячим" начальством был
вежливо послан, типа сами справимся.

   Он не отступился. Пошел к РП, объяснил, что тоже является штатным спасателем. Точно уже не помню, но вроде был связан с Диксоном. Наш РП принимает всю ответственность на себя и дает "добро" на вылет. Пятунин, прошедший все вооруженные конфликты, по старой привычке дает команду "Экипаж к бою" и прямо со
стоянки уходит в море. Итог Вам известен, 2 спасенных летчика.

    Еще на поиск из Белушьей губы вышел ракетный катер с медиками, но
шлепать ему было не меряно по времени, хотя и "ракетный". Привезли, кое
что, оставшееся на плаву.

    Инициатива в армии наказуема. За это, так сказать, самоуправство, он был
приговорен к "мешку тюрьмы и году расстрела". Хотели снять с летной
работы. Но ходатайство руководства от ПВО, помогло ему остаться на
летной работе. К сожалению его уже нет с нами, он ушел в свой последний
полет. Ушел тяжело, сахарный диабет, без ног...

   Вот такая хреновина с морковиной.

   Чет утро грустное получилось. Да, на фото Серега Несынов, от меня по
левую руку, кстати, дал путевку в небо на Су-27 Тимуру Апакидзе.

С уважением,Чернявый.

   МОЙ КОММЕНТАРИЙ - Видно Бог очень хотел спасти этих лётчиков, что послал "случайный вертолёт", который не должен был там оказаться. А вот то, что командира вертолёта хотели снять с лётной работы, говорит о многом. Граждане "дебилы-начальники", когда при вынесении вердикта вы себя начнёте ставить на место спасённого чудом экипажа ??? Я понимаю, что вопрос риторический, но всё же...

 


Рецензии
что-то мне грустно!

Поправкин   03.11.2019 18:07     Заявить о нарушении
Могу посоветовать 100 грамм и огурец - станет веселее...

Полковник Чечель   03.11.2019 22:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.