Бабушкина тетрадь

          Со мной произошла удивительная история. Я живу в небольшом городке на севере Украины. После смерти папы моя мама решила перебраться поближе ко мне. Мы нашли ей квартиру и она переехала со всем своим нехитрым скарбом. Прожив здесь 5 лет мама заскучала за родным Севастополем - как никак вся её жизнь прошла у теплого Черного моря. Да и наш северо-украинский климат вкупе с сосновым воздухом не пошел ей на пользу. И решила мама снова вернуться в родные пенаты. Продала квартиру, продала свою старенькую мебель и уехала обратно в Крым.

          С тех пор прошло 6 лет. И вот, недавно ко мне на работе подошла знакомая и говорит:

          - Несколько лет назад я купила старую мебель для дачи. И в одном из ящиков нашла старую, толстую тетрадь, перевязанную резинкой. Женщина, которая продала мне мебель уехала и я не знаю её адреса. Так и пролежала она у меня. Выбросить жалко и что делать с ней - не знаю. А тут как-то попалась она мне под руку. Начала листать - там рецептов куча, записи какие-то, даты, события...  И вдруг я наткнулась на твою фотографию. Вот, глянь, может ты знаешь, чья она?

          И протягивает мне старую-престарую тетрадь в пожелтевшей картонной обложке, перевязанную видавшей виды, древней, растянутой резинкой. Я сразу узнала её. Это была тетрадь моей бабушки. Я часто видела её у бабушки в руках, когда была маленькой. Это было что-то вроде дневника, начатого в 1969 году, почти 50 лет назад... Видимо, моя мама уезжая, забыла эту тетрадь в той мебели, которую продала.

          Бабушка давно умерла. В этом году, будь она жива, ей исполнилось бы 100 лет.

          И её дневник стал для меня чем-то вроде привета с того света. Там было все: записи самых важных событий, начиная от переезда в новую квартиру и заканчивая рождением правнуков, множество рецептов, стихи, песни, памятные даты рождения и смерти, мысли и переживания моей бабушки. Я читала и как будто заново узнавала её. И вот, перевернув очередной пожелтевший листок, я наткнулась на конверт без адреса. Он был очень-очень ветхий, затертый почти до состояния промокательной бумаги (если кто помнит, что это такое). На конверте не было имени, не было адреса, только штамп севастопольской почты, датированный декабрем 1955 года. А в конверте лежало три листочка со стихами, посвященными моей бабушке - Ольге Ивановне.

          Бабушка моя была замужем. Не могу сказать, что они очень дружно жили с дедушкой. Часто ссорились. Дедушка мой занимал в Севастополе высокий партийный пост. Сколько помню, он был очень строгий. Боялась я его ужасно. А бабушка была простой нянечкой в яслях. Она очень любила детей, но так сложилось, что своя дочь у неё была единственным ребенком и всю свою нерастраченную любовь она отдавала внукам и чужим детям.

          Так вот, возвращаясь к стихам. Мне абсолютно ничего не известно об этой стороне жизни моей бабушки. Наверное, это очень личное и принадлежит только ей. НО эти стихи показались мне настолько прекрасными и трогательными, что я решила все-таки их опубликовать здесь. Автор мне неизвестен. Наверное, его уже тоже нет в живых, как и моей бабушки. Поэтому, я думаю, что они оба не будут на меня в обиде. 

          Всю грамматику и пунктуацию я сохранила в первозданном виде. И, кстати, не знаю, как кому, но я, яитая эти стихи припомнила и пушкинского "Онегина", и шекспировские сонеты. А вам как кажется?

Первое.

О.И. А-й

Я Вам пишу в припадке злого вдохновенья,
Пишу лишь оттого, что не могу молчать;
Я Вам пишу не ожидая сожаленья
Волнений трепетных бессилен избежать!
Я Вам пишу, а Вы быть может улыбнётесь
С кокетством женщины, привыкшей побеждать,
И в глубине души злорадно посмётесь -
Пожалуй станете еще торжествовать!
Ну, чтож! Капризу женскому нет меры:
Вам, избалованной, себя не изменить,
Тому давно есть многие примеры,
Мне вам об этом незачем твердить.
Знакоство. Флирт. Иная ли утеха;
Жеманство. Хитрости. Порыв ли увлеченья -
Вот те мотивы женского успеха,
Что применяют все в надежде развлеченья!
Я Вам пишу, не чая утешенья.
Скорей, скорей! Уж близок час рассвета.
Пишу без веры, радости, сомненья,
Без пошлых слов банального привета!
Я Вам пишу. И точно призрак пред глазами
Встают в тумане ночи радостные дни:
Когда вдвоем сидели мы часами
В полночной тишине - у радио - одни!
Увы! Прошедшего не возвратить сейчас...
Зачем? так было суждено, как видно.
Светильник был зажжен, но медленно угас...
Как тяжело душе, а сердцу как обидно!
Я Вам пишу, как может быть не смею,
Но Муза дерзкая писать велит,
Пишу, что чувствую, как разумею
И от волнения рука моя дрожит!
Да, да! Все проходяще. Все терпимо.
Разочарованье свойственно всем нам.
Но почему, скажите, не прошли Вы мимо?
Кем был для Вас? Что сделал Вам?

06.12.1955

Второе.

Я с жизненной тропы сойду бесследно;
Могила поглотит останки навсегда;
Не прозвучит мой стих. как клич победный;
Печать молчания сомкнет мои уста.

Но не о том сейчас я сожалею:
Законы Вечности незыблемы для нас!
Но я грущу о том, что не посмею
Уж никогда, хотя бы кратко, видеть Вас!

10.09.1955

Третье.

На память!

Ах! Ольга! Ведь имя это
Поэтом некогда воспето;
Но с Таней яркою оно
Казалось несколько бледно.
Увы! Поэт не встретил Вас!..
Он весь свой пламенный экстаз
Излил на Таню. Однако, ныне
Не может нравиться мужчине
Татьяны скромность. Ей же ей
Милей нам Ольга наших дней.
Когда бы я мог быть поэтом
Во всеуслышанье об этом
Я не стыдясь провозгласил,
Чтоб каждый Ольгу полюбил!

29.09.55 - от автора.


 


 


Рецензии
Клад, который сам нашелся! Невероятный случай.
Мне бы так хотелось почитать все равно какие записки и дневники своих бабушек, даже рецепты. Увидеть их почерк, сложение текста... увы.
Вам очень повезло, Рута. Открылся своеобразный портал в семейное древо. И если вникнуть-внедриться в каждый листик дневника, можно написать прекрасную книгу не только от лица бабушки, но и от ее души.
Здорово!

Наташа Шевченко   27.10.2022 22:22     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Наташа. Знаете, у меня есть много семейных кладов. Один из них - книга моего дедушки, можно сказать, документальная повесть его жизни. Ему было, что вспомнить. Дедушке пришлось сидеть в тюрьме в 1937 году, когда на ТЭЦ, где он работал, взорвался котёл и его обвинили в сговоре с немецкими инженерами, работавшими там же. Немцев расстреляли, а дедушке повезло он отделался 2 годами тюрьмы. Мой папа напечатал эти воспоминания на старой печатной машинке, и чернила уже выцветают. Мне нужно обязательно их переписать.
У меня есть записная книжка другого дедушки, где он отмечал весь свой путь от Германии обратно домой в Купянск, после победы в 1945 году. Этот путь растянулся на 2 года
У меня есть воспоминания бабушки, жившей в оккупации при немцах с тремя детьми( кто бы мог подумать, что спустя 80 лет Купянск оккупируют русские!).
У меня есть воспоминания мамы, которая в 4 года попала под бомбежку в эвакуационном поезде, выжила, была отправлена далеко за Урал в детский дом, так как сопровождающие погибли, а она даже имени своего выговорить не могла( ее звали Генриетта). Как родители искали ее много лет и нашли уже после войны. Ее воспоминания о жизни в детском доме, о дружбе с пленным немцем...
У меня есть наработки моего папы, который мечтал нарисовать родовое дерево и раскопал нашу родословную по украинской линии вплоть до крепостного права. Кого там только не было! От защиточных польских евреев до крепостного, которого барин выменял на собаку.

Короче говоря, у меня такие россыпи, такой кладезь информации. Я все время думаю, что выйду на пенсию и займусь всем этим. Но иногда меня посещает грустная мысль о том, что это никому не надо. Мои дети совершенно не интересуются прошлым и слушают меня только из вежливости. Сын не застал ни одного дедушки и только одну бабушку, которая жила далеко. Дочка живет далеко от нас и погружена в свои проблемы. Я тут накатала уже целый роман, но ни дочка, ни сын не прочли ни строчки. Им не интересно. Мне очень грустно это. Вроде бы хорошие, послушные дети, но живут сегодняшним днём.

Рута Неле   28.10.2022 11:27   Заявить о нарушении
Ох! Да Вы же невероятно богаты!
Редко кто ценит то, что говорят живые люди. Еще реже записывают их истории. И только, когда они уходят навсегда, жалеют, что не успели выспросить-выведать... о месте, где хранится клад семьи. Клад под названием память и самосознание сквозь призму семейного древа.
Дети конечно же будут благодарны Вам, когда прочтут. И прочтут обязательно. А больше всего заинтересуются внуки. А уж правнуки-то!
Начинайте писать, Рута, не ждите пенсии.
Процитирую тут себя. Написала это в одной из проек в 2011 году:
"Есть еще одна причина того, почему я пишу. С некоторых пор, мне очень хочется узнать, чем жили мои предки, как формировались их взгляды, что их волновало, каков был уровень знаний и сознания. Насколько совершенной стала я, как продукт эволюции нашего рода? Что мне досталось от них? К сожалению, те крохи, что я знаю о своих предках, не говорят мне об этом. И даже, если я буду рыться в архивах, больше, по интересующей меня теме, я не узнаю. Это печально, горько и не справедливо. Потому, что сердцем ощущаю богатство их мира. Во мне этот мир лежит запечатанным кладом.
Однажды, я поняла, как найти этот клад. Надеюсь, потомки оценят мою придумку. Я решила для них писать о том, что думаю и чем живу. Мне так хочется, чтобы и они записывали частицы своей жизни. Может быть, кто-то не захочет, и это будет пробелом, но все же, по-прошествии столетий, клад нашей семьи будет найден".
Желаю Вам сил, вдохновения и решимости :)

Наташа Шевченко   28.10.2022 12:38   Заявить о нарушении
Спасибо большое, Наташа. Вы меня вдохновляете:)

Рута Неле   28.10.2022 19:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.