Домашнее задание

«И Зевс созвал всех богов на совет в обители своей и обратился к собравшимся с такими словами…»

В этот час раздался звонок, сулящий окончание лекции. Платон не окончил фразу, оборвав кульминацию, и, подобно Зевсу, обратился к ученикам с такими требованиями:

– Значит, рассказать всего я вам не сумел, так что задание остаётся на дом: додумать концовку к этой истории.

– Платон Аристонович! – возразил ему ученик, –  не слишком сложная задача на завтра? Не вы один у нас преподаёте…

Платон ответил ученику так:

– А не ты ли, Критий, должен был сегодняшний урок рассказывать? Наши диалоги в последнее время больно смахивают на мои монологи! Так что не дерзи… Тебя я спрошу первым, как автора. Будь любезен, впечатли меня самым неординарным финалом!

И сад опустел. Вечером того же дня одинокий Критий, прогуливаясь по террасе, вдруг вспомнил, что так и не выполнил задание Платона. Озадачившись, он навестил Тимея, который в тот момент собирался на встречу пифагорейцев. 

– Задержись, ты должен мне помочь. Он же высмеет меня прилюдно!

– Может, это будет неплохим уроком? – пытался пройти Тимей, – дела у меня, нет времени на тебя, чего в проходе стоишь?

– Проси чего хочешь! – упал Критий на колени, – у меня дед в Афинах, тиран, что угодно сделает, от казни отмажет!

– Ой, горе! Пойми же, меня люди ждут. У нас вечер встреч, старые друзья, философия, вино, девочки, там и оргия; мне кинуть всё это и тебе помогать?

– Он и должность тебе в Локре может предоставить…

– Идёт, – Тимей изменил курс, маня пальцем к дивану, – только, чтобы почётно было… Но не как у пифагорейцев… У них совсем не весело…

– Ай да Платон! – поднялся Критий в радости, – чёрт такой, получи! Чтобы именем твоим, если и назовут что-то в далёком будущем, то только что-то несуразное!
 
– Давай лучше делом займёмся; пока ты ещё не почиваешь на лаврах, рано обзывать старика. По крайней мере, так не смешно… Соберись, с чего начнём?
 
– С того, где закончили… – он присел на диван и начал припоминать, – «Зевс собрал богов на совет и обратился к ним со словами…». Какими?

 – Следствие порождает причина… Ты слушал хоть, что он говорил?

– Нет, а ты?

– Тоже… Эх, Атлантида-Атлантида…

– Давай накидывать варианты? Греческие боги, верно? – Тимей кивнул, – значит, что-то  в Греции? – Тимей кивнул, – хм… пока в правильном направлении движемся?

– Не поспоришь.

–  Сложно это, философией заниматься! Давай ты, я пока всё.
 
Критий поднялся с дивана и прошёлся туда-сюда по комнате.

– Слушай.  – Тимей выдал: – Идея вырисовывается у меня. Значит, так: Олимп, а там скандал! – Критий к нему, – Зевс изменил Гере, и не с кем попало – со смертной женщиной! И вся Греция поставлена на уши…

– Так-так.

– И чтобы как-то отвлечь склонный к идеализации народ, ну чтобы не было в мифах упоминания об этом грязном поступке, он созывает совет Богов. И решает, чем бы таким, собственно, отвлечь.

– Вот-вот-вот! И тут на политической арене появляется… Атлантида!

– Верно. Они её выдумывают…

– Как?

– Выдумывают-выдумывают… Если нет конфликта, его всегда можно выдумать. Тут, кстати, появляется целый континент за Геркулесовыми Столпами. Идеальное государство. В то же время, Греция – у неё тоже всё нормально, но не слишком.

– Хм, и у них конфликт какой-то?

– Хорошее предложение. Но, подожди, скоро ты всё узнаешь. Давай представим такой диалог на Олимпе:

В это время на Олимпе…
Зевс, Аид, Посейдон и Гермес на тайном собрании.

Зевс:  Я вас собрал, и вот по какому делу… Нам нужно как-то отвлечь смертных от того, самого, что произошло недавно. Какие предложения?

Аид: В моём царстве много свободного места, и там никто не услышит их сплетен…

Зевс: Мы не можем просто взять и убить целый народ.  Или можем, но нужна причина. Хочу выслушать предложения.

Посейдон: Есть в Океане один остров, там живёт неведомое грекам племя, мы можем свести их, это отвлечёт их внимание...

Зевс: Хм, большой остров?

Посейдон: Десять на тринадцать стадиев…

Зевс: А народ развитый?

Посейдон: Бедный и низкий в развитии.

Зевс: Нет, нужен размах. Давайте представим, что это не остров, а континент в Океане. А живут там не голые индейцы, а развитые, почти идеальные, люди.  Можно такое?

Посейдон: Думаю, поверят.

Зевс: Отлично! Знакомим их с греками, а потом… вторая фаза.

Гермес: А что во второй фазе?

Зевс: Самое интересное.

Гермес: А почему бы сразу не сказать, что будет во второй фазе? Нам так легче будет работать.

Зевс: Так! Ты, лучше, не спрашивай, а беги, Гермес. Разноси весть по всей Греции. К закату у греков появятся совершенно другие мысли.

– И Гермес разнёс весть по Греции, что там, за Столпами, есть континент, а живут там удивительные люди, – продолжал Тимей.

– И эти люди дружелюбны? – спросил Критий.
 
– О, подожди немного! Скоро всё выяснится…

– В фазе два? А что там?

– Так, не спрашивай!

Греки узнали, что есть народ такой, атланты, и захотели отправить послов и купцов туда, раз услышали от Гермеса, что народ этот удивительный. Отправили корабли из Афин, но Посейдон навёл на них заклятие, и плыли они по кругу, думая, что плывут в Атлантиду, и причалили потом к острову Санторин. А там показали боги иллюзию, что есть город такой, Атлантис, продвинутый, и конца его не видно. Сами же боги превратились в атлантов, и показывали, что у них есть.

Когда послы вернулись в Афины и рассказали, что и как, тогда уже никто не сомневался, что есть такая страна и есть такой народ. Купцы привезли атлантийские фрукты, вдвое больше местных, и все ахнули. Все хотели в Атлантиду.

– Как закручено!

– Погоди, тут самое интересное начинается.

В это время на Олимпе…
Те же, без Аида, но с Дионисом.

Зевс:  Начало положено! Мысли греков переменились, и теперь нужно следить, чтобы ничего не вышло из-под контроля.

Посейдон: Зевс, греки одержимы атлантами. Они уже надумывают сооружать простые баркасы, чтобы плыть семьями туда, куда нельзя причалить, и смотреть… на то, чего нет.

Зевс: На этот счёт есть у нас вторая фаза.
 
Гермес: У кого «нас»? Ты один её придумал, и нам ничего не говорил.
 
Зевс: Дионис, скажите, что атланты пока не могут пригласить греков к себе, но с радостью привезут частичку Атлантиды на праздник Дионисия (Гермес уходит с собрания в ярости). Устройте шоу, как вы умеете. С вином, вашей свитой, с размахом, короче!

Дионис: Будет сделано, мои сатиры исполнят любую роль, дайте только, чтобы греки видели их, как атлантов. И песни атлантийские с радостью исполнят!

Посейдон: А есть такие?

Дионис: Хоть гиперборейские! За вино всё исполнят. Вот, например…

Входят сатиры и исполняют.

Я вам не скажу за Атлантиду…
Атлантида очень велика…
Посейдон – мужик эстетный с виду… (Вроде)
Но не прочь на ужин моряка!

Уходят.
Посейдон корчит злобную мину.

Зевс: Исполняйте!

Праздник Диониса удался. Греки остались довольны звёздами атлантийской эстрады. Но их сердца рвались за Океан. Никакое вино не притупляло чувство… То чувство, когда ты не можешь больше жить в этой стране, когда всё лучшее за Океаном.

– Когда уже нападут?

– Скоро, остаётся чуть-чуть…

– Всё так хорошо у них складывается. Не верится мне, что у них могут возникнуть разногласия… За что им нападать?

– Будет за что. Поверь.

В это время на Олимпе…
Те же, входит Гермес.

Гермес: Плохо дело, греки готовят корабли…

Зевс: Всё-таки хотят увидеть чудный край? Ох, не хотел я этого, но… Отдел исполнения иллюзий, где вы там? Нужно больше деталей, в Атлантиду едут туристы!
 
Гермес: Едут, но не туристы… Греки войной едут.   

Посейдон: Как «войной»? Почему?

Зевс: Объяснитесь, Гермес.

Гермес: Греки не могут больше жить с мыслью, что там их никогда не будет. Раз атланты не хотят по-хорошему приглашать, будет им война
.
– Так! – остановил Критий Тимея в образе Гермеса, – фрукты покушали, песни послушали, и это идеал, за которой воевать нужно? Бред ли, нет?

– Предложи лучше! Я вообще сам всё придумываю, а ты только и делаешь, что спрашиваешь: «А когда уже война? А когда уже война?». Вот, война.

– Но ведь атланты должны по идеи напасть. Я ждал именно этого!

– Эх, ничего ты не понял в этой истории, Критий, – Тимей встал в полный рост, – у меня нет настроения, пойду спать. Ты сам как-нибудь… Такое празднование пропустил!

Критий остался в комнате один. Он долго сидел и думал, пока не вернулся Тимей.
 
– Ты хочешь закончить рассказ? – обрадовался Критий.

– Нет, – ответил Тимей, – это мой дом, вообще-то. Я не намекаю, но может ты уже пойдёшь в свой?   

На следующем занятии Критий рассказал Платону своё видение Атлантиды, слово в слово, как говорил Тимей. Но кое-что он всё-таки добавил от себя.

– Когда греки пошли войной, Зевс решил, что это будет хороший урок для всех, и потопил не существовавшую никогда Атлантиду. Чтобы неповадно грекам было искать себе несуществующие идеалы. И проучил он греков тоже за то, что родную землю не принимали такой, какая она есть, а всё искали счастья за Океаном. Выдуманный Атлантис и реальные Афины ушли в пучину. Зевсу это пошло на руку, ведь, действительно, была весомая причина убить целый народ, и больше не было поколений, кто бы помнил о скандале на Олимпе… Конец.

– Интересный подход, – сказал Платон, – никак не сходится с тем, о чём мы говорили на прошлых занятиях, но… За оригинальность ставлю тебе «отлично». Таки да, засранец, смог удивить!

Критий присел и посмотрел на Тимея, сказав ему:

– Всё-таки хорошая история. Я немного переосмыслил концовку и понял. Мы всё время ищем себе лучшую землю, где-то там, но хорошего в своей не замечаем. Мы забываем, что нет Атлантиды лучшей, чем та, что у тебя во дворе.

– Критий-Критий… Нихрена ты не понял, – ответил Тимей и отвернулся.


Рецензии
Это хороший рассказ. И то, что платоновские ученики - студенты. Живые люди, по-человечески говорят. История фэйковой Атлантиды тоже хорошая.
В конце, по-моему, ложка дегтя. Зачем,например, реальные Афины топить. Стоило бы привязать к реально имеющейся фактуре, и вышло бы если не гениально, то где-то рядом.

Лев Рыжков   10.02.2021 14:41     Заявить о нарушении
"Зачем,например, реальные Афины топить. Стоило бы привязать к реально имеющейся фактуре"
Что за реально имеющаяся фактура?
Если это про реальный миф, где Афины в конце никто не топил, то я сознательно изменил это. Погибнуть должны были обе стороны. Такая вот интерпретация.

Роман Оскалофф   10.02.2021 14:58   Заявить о нарушении
Да лучше одну Атлантиду утопить. Афины - это уже too much))

Лев Рыжков   10.02.2021 23:12   Заявить о нарушении
Так ведь мораль в том что боги нашли повод наказать людей)
Греки идут войной, видят в итоге что их призрачный идеал тонет и за свои "грехи" получают по заслугам
Хэппи енд

Роман Оскалофф   10.02.2021 23:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.