Между стеллажей

Кто-то сдавленно чихнул и надсадно раскашлялся у меня за спиной... Повернувшись, я увидел её...
- А Вы знаете, сейчас в книжных магазинах всё меньше случайных людей... Идут те, для кого важна КНИГА, те для кого бесконечно любим сам процесс - взять в руки эту пачку сплетённых белоснежных листов бумаги с напечатанными буквами и  неспешно её почитать...  Мы любим обставлять милыми вещами любимые привычки - уютное кресло или кровать, чашечка кофе или чая с какими-нибудь вкусняшками и обязательно время, время, чтобы никуда не торопиться, посмаковать прочитанное, иной раз и перечитать... Это , как старая страсть, неугасающая с годами, ты знаешь о ней почти всё и никак не можешь от неё отказаться, потому что она - смысл твоей жизни...

Этот монолог она произнесла между полками книг, где мы стояли. Странные знакомства на бегу, пересечения жизненных судеб и линий. Ей было на вид лет семьдесят пять. Суховатая женщина, с какой-то неестественно  прямой спиной в старёньком , но опрятном клетчатом плаще с длинным коричневым зонтом, хотя погода  сегодня была просто на загляденье. ..
- А-А-апчхи!...
- Будьте здоровы!..
- Спасибо!.. Я совсем не заразная, - она улыбнулась. - Аллергия на книжную пыль... Вот ирония, ушла пенсию, думала наберу книжек и буду читать... А тут вот это...

Она снова улыбнулась и вытерла платочком нос. Только сейчас я обратил внимание на покрасневшие , слезящиеся глаза...

- А вот мимо книжного пройти не могу. Сколько здесь сокровищ. Хожу шмыгаю... И это бы взяла , и это, и это... Да пенсия не резиновая... Зуд учителя литературы, понимаете ли... Бывшего , правда... Хотя бывшего ничего не бывает. Всё оставляет свои несмываемые следы. А Вы, что ищете?..
- Мне что-нибудь об Ахматовой или Цветаевой... Мама у меня тоже на пенсии. Ну, вот что-то почитать. Она их обеих любит..

Старушка решительно повернулась...

- Пойдёмте-ка со мной... Я кое-что в литературоведении видела. Это вот тот отдел справа. Сейчас же все пишут кому не лень. Главное - имя на обложке, можно и не своё, но чтобы обязательно известное. Это ж как торговый знак, если есть в названии, то кто-нибудь да купит, читать-то ведь всё равно дома будет...
А для мамы Вы обязательно посмотрите  Чуковского  "Записки об Анне Ахматовой" или  её собственные "Записки ...",  о Цветаевой стоит взглянуть "Воспоминания" её сестры  Анастасии Цветаевой. А ещё обратите внимание на  "Дневники"  Ахматовой и её переписку с Пастернаком, это же  просто роман в письмах... Вообще то, мемуарная литература , конечно, сама по себе хороша, но здесь слишком уж развит авторский эффект Нарцисса , часто многое недоговорено и приукрашено. Трудно быть объективным с самим собой и когда пишешь о себе и других... А вот письма, это да... Пишут , как правило близким людям, и здесь не перед кем красоваться, ведь они знают тебя, как облупленного... Ну, вот мы и пришли... Оставляю Вас наедине с книгами. Выбор должен быть неспешным и обдуманным, особенно , если это подарок и не себе...

Она опять закашлялась...

- Спасибо Вам! Сейчас по вашим рекомендациям всё посмотрю. Ну, а Вы не болейте...
- Спасибо и Вам тоже не хворать!.. И маме низкий поклон!...

Она опять вытерла покрасневший нос и исчезла лабиринте книжных стеллажей...

Выбор действительно оказался не так прост. В итоге я отложил две книги и никак не мог определить, какую же из них купить. Так с двумя и добрёл до кассы...

- Карточка или наличными...

Сидящая за кассой девушка взяла мои книги и начала деловито их  размагничивать...

-Вот скажите , пожалуйста, почему так часто возникает вопрос выбора - либо то, либо другое?.. И попробуй угадай, что тебе надо!..

Девушка подняла голову и озадаченно спросила:

- Так Вы ещё не решили, что будете брать?...
- Нет, нет, что Вы! Это я так , философски....
-А философски, - она облегчённо вздохнула, - А то я уже их пробила....
- Беру обе книги!.. И знаете почему?..
- Потому, что обе хорошие?, - она улыбнулась, лихо запаковывая книги в пакет.
- Не-а... Потому, что если одна не понравится , не стану переживать, что надо было взять другую... Почему так нельзя со всем остальным в жизни?..

И с улыбкой идиота, совершившего единственно верный поступок, я бодро направился к выходу...


Рецензии