Кобилджон - честный человек

После развала СССР все торговые и экономические отношения, налаженные в течение многих лет между республиками супердержавы, были сорваны. Один за другим приостанавливали свое производство все промышленные и строительные предприятия Таджикистана. Среди оказавших  без работы   кадров числился и высококвалифицированный строитель-инженер Кобилджон Мухаммадиев. Хотя он был на восемь лет старше меня, я  ее знал с детства. Мы жили на одной улице. Когда Кобилджон  был старшеклассником, после уроков ходил в построенный  школьниками  парк.  Постоянно носил с собой книги. Именно он зажёг в моем сердце    искру любви к книгам. После  школы Кобилджон-ака  поступил в Политехнический институт города Душанбе. А закончив его, отслужил два года в  рядах Вооруженных Сил СССР в звании  офицера. Долгие годы работал главным инженером в строительной кампании. Насколько я знаю, ему много раз предлагали должность начальника  данного  предприятия, но он каждый раз почему-то отказывался.  Жил он  за счет своей зарплаты и супруги. В 1993 году  было  туго с продовольствием. Основные виды продукции - мука, масло  стали   большим дефицитом.  Жить за счет мизерной зарплаты уже стало невозможно.  Кобилджон тоже был вынужден податься в Россию трудовым мигрантом. Он приехал в Сургут. Сначала работал разнорабочим в одной строительной фирме. Когда начальник фирмы Шамиль узнал о его  мастерстве, высшем образовании,  добропорядочности  и честности  Кобилджона, он его назначил его мастером- бригадиром.
Кобилджон был настоящим лидером  для всех  наших земляков в  Сургуте. Его  приглашали в гости  все те, кто его знал на Родине. С ним делились своими успехами, трудностями, секретами и советовались. Кобилджон никогда не отказывался давать им добрые советы. Если кто-то заболевал, то первым его приходил навещать он.
Кобилджон был единственным сыном в семье. Отец его был педагогом, и  фронтовиком. Он рано остался без матери. У него были две сестры. Моя биография  тоже была аналогична Кобилджону. Мой отец тоже был фронтовиком, и воевал и добрался до самого Берлина. Он  в отличие от отца Кобилджона,  был дехканином.  Хотя  мы были единственными сыновья своих родителей, не  были избалованными и холёными. Кобилджон  и его сестры очень уважали нашу семью. В моей памяти из сотни  встреч особо запечатлелись  два случая.
Был воскресный день осени 1995 года. Я пошёл за покупками в местный рынок малой Родины -Ашт. Был одет в черную старую кожаную куртку. В центре  рынка торговал  лимонами Кобилджон-ака.  Поздоровались. Долго беседовали о том,  о сём. В конце беседы он назидательно сказал: «Тилав, брат мой!  Больше не надевай эту рваную куртку. Ты же, был заграницей, являешься  единственный сыном  в семье, умный и интеллигентный человек. Люди должны брать с тебя пример . Более того, помимо друзей у тебя есть и враги. Они,  увидев тебя в таком виде,  только радоваться будут. Не давай им такого повода!»
Кобилджон-ака был прав,  и в его правоте я не раз убеждался.
Второй случай, был в аэропорту города Сургута. Это было в 2001 году. В конце сезона мы возвращались домой. Наш рейс был чартерным. Имея 180 положенных мест, авиакомпания продала более двухсот билетов. В  аэропорту объявили, что в связи перегрузом самолета допускается всего по десять килограммом багажа, включая ручного. Мы взвешивали свои вещи. Оказывается,  у меня было всего семь килограммов, а у Кобилджон-ака шестнадцать.
- Давайте три килограмма своей вещи мне, предложил ему я. -У меня недовес.
Кобилджон-ака обрадовался и часть его вещей переместили в мою сумку.
Еще оставалось три килограмма лишнего веса.
- Что делать? ,- спросил мой спутник.
- Лучше своё пальто вытащите с сумки и возьмите на руки,- не найдя другого выхода посоветовал я.
Мы без особых хлопот прошли регистрацию.
- Спасибо, за совет,- сказал Кобилджон-ака, когда мы сели на свои места. - А то, пришлось бы выкинуть  три килограмма.
В 2010 году мне поступило известие  о скоропостижной гибели Кобилджон-ака.
Я никак не мог поверить  произошедшей трагедии. Потом, стало известно, что врачи  его госпитализировали  на основе его  жалобы на сердце. Он лёг в больницу и не вернулся. 
Кобилджон-ака хотя был инженером, бывшим офицером, был наивным и доверчивым человеком. Эти качества исходили из его воспитанности, и добропорядочности. Доверчивость  и искренность Кобилджон-ака позволили остаться ему обманутым. Был такой случай, когда его и группу его спутников серьезно кинули.
Как позже рассказал мне об этом инциденте один из обманутых пассажиров   Назир,  в 1999 году группа мигрантов из 28 человек решили вернуться с Сургута в Худжанд на автобусе. Сопровождающие были слишком хитрыми и со злыми намерениями. Автобус был с киргизскими номерами. Водитель тоже был киргиз. Сопровождающие были казахи.  Они посеяли панику, что по пути появились жестокие разбойники и в случае обнаружения денег, не только конфискуют их, но и могут совершить зло. 
-Чтобы спокойно добрались до дома, давайте соберем имеющиеся в наличке деньги,- хитро и коварно предложил  Адел- старший по автобусу.- Как приедем сразу возвратим хозяевам их согласно списку.
              Собрали 28 тысяч долларов и 15 тысяч российских рублей. Когда приехали в Ташкент, водители и сопровождающие подогнали автобус  в самый край таможенной зоны. Адел  внезапно исчез. Водитель потребовал освободить автобус. Местные милиционеры были куплены Аделом и его группой мошенников. Они были в  сговоре.
            Мигрантов разделили на несколько групп и по одному  водили на допрос. Запугивали и угрожали арестом. Малые разборки не дали положительных результатов.  Нашли какой-то автобус. Посадили всех пассажиров и доставили их к приграничной зоне «Ойбек». Ребята об этом написали в парламент страны, депутату их избирательного округа. Однако, ничего не было достигнуто. Таким образом,  28 человек стали объектом аферы  грабителей. Заработанные в течение года деньги, ушли в карман группы жуликов и преступников.
       Обиженные и оскорблённые таким поворотом судьбы, многие ребята были психически подавлены. Мне кажется,  наряду с другими такой психологический удар принял на себя Кобилджон-ака. Ведь он с большими надеждами возвращался на Родину! 


Рецензии