Путешествие по лабиринтам души
Мы сперва видим и чувствуем, потом анализируем, делая выводы и только с годами понимаем, что это было и насколько оно ценно для нас. Ведь грозное орудие носорога , не вызывающее сомнение в его смертельной опасности ,- это уплотнённые волосы,- и как этому не удивиться ?
Мне порой кажется, что создавая что - то материальное, мы , тем самым, оставляем какой – то неведомый сигнал лично о себе. Будучи юношей «за пятьдесят», я поехал в селения, который были мне близки и понятны в 70 -80 х годах. Где , путешествуя , я имел знакомых и даже приятелей ; был слушателем у многих рассказчиков, потом жизнь круто изменилась и на десятилетия я покинул свой край, покоряясь неизбежному.
Теперь же, я снова поехал посетить те места, которые неотделимы от моего детства и неповторимого детского счастья. И вот одно из таких гнёзд.
Поваленная хата, надёжно »вросшая» в землю. Осколки тына и властно покрывшая засохшую вишню - роза , много десятилетий назад переросшая в шиповник. Обвалившийся сарай , некогда мастерская, склад и прибежище для коровы и кур; полусгнившими рёбрами деревянных балок сквозь саманный монолит стены наглядно демонстрирует смирение с неизбежностью конца. Будка туалета сгнила и падая, упёрлась на разросшуюся яблоню « Белый Налив» и этот тандем был органичен. Самые крупные, нижние ветки яблони треснули и надёжно укрыли кабинку, упёршись в грунт. Из травой укрытых веток выглядывали зрелые яблоки и создавалось ощущение что они произрастают из травы.
Я ходил по развалинам и по каким – то осколкам, фрагментах былого целого угадывал то, что было. Это не три заросших гранитных валуна, это сосед Павло привёз по случаю, на подводе, в семидесятые моим родным . На эти валуны ставили стержни и сверху медный таз в котором варили варенье, на вишнёвых и яблоневых дровах, потому как на сливе - нельзя. Почему ? Не знаю, но нельзя. Запах варенья, особенно сливового, с неповторимым всем естеством , воспринимаемым дымком от яблоневых веток,- это погружение в сказку с детским восприятием. Валуны остались на том же месте, обросшие мхом и вьющейся растительностью, взирая на меня с удивлением помнящего прошлое и давным - давно, во времена забытые -участвующего в нём. Кош, где хранили кукурузу и сено , на удивление сохранился, видимо переплетённые ивовые ветви создали клеть, которой не суждено было сгнить.
Каждая вещь не говорит, а рупорно вещает о авторе, который замыслил и создал её. Автора нет, но остатки его творений ярко рекламируют его. На груше осталась прибитая жёрдочка, на которой остались лишь крупные древесные волокна , остальное вымылось и верхушки прибитых гвоздей с квадратными шляпками блистали ржавчиной. К этой жёрдочке вела раньше узкое подобие лестницы для индюка, по которой он величаво шествовал к жёрдочному трону, восседая на котором , наблюдал и контролировал происходящее во дворе. Кусок истлевшей досточки,- это итог жёрдочки людьми задуманной для счастливой индюшиной жизни в составе крестьянского быта.
Куриные окорочка,- это продукт с другой планеты. В каждом дворе петухи вещали рассвет и продолжение жизни, а куры, снесши яйцо вещали всему селу о уникальном продукте, который переродится в цыплёнка, а потом в зрелую курицу: курица - несушка кричала об этом событии, поражаясь нравственной глухоте населения. Ведь это натуральное чудо,- она снесла яйцо, раздвоившись и став не только курицей , но и будущей матерью - квочкой.
Я вижу остатки былой жизни активных, созидательных людей, сквозь десятилетия после их смерти и память возвращает меня в бурлящий мир деятельности времён минувших. Это не полусгнившие остатки, проржавелые обломки и фрагменты « не пойми чего»,- это свидетельства былой активности, которой я свидетель и которые бешенным роем будоражат мою память.
Праздник «Троица», и трава в сенях,- это для городских которые читать умеют, а сами не видели. Для меня, проснувшегося юноши на каникулах у сельской родни, это невыразимый аромат свежескошенной травы, ещё влажной , но дающей такой аромат, что ты воспринимаешь его как действо. Чашка ещё тёплого молока первой дойки и кусок домашнего хлеба с маслицем немыслимого оттенка жёлтого цвета, а сверху мёд первой откачки, запах от которого выше всех парфюмерных проб спецов в веках. С этим я просыпаюсь, слыша кудахтанье кур, крик гусей и блеяние молодых соседских козлят , ждущих моих утренних подношений у забора.
Всего этого нет! А было! Ещё как было! Если я состарился, то все они ушли, оставив след понятный мне и ещё немногим.
Загорать ,- это городской термин, появившейся на разных этапах в разных городах. Не о том я, уж не гневайтесь за нудность. Лежать на толстом слое свежескошенной травы и смотреть в небо,- с этим никакие Коломенские с Лужниками не сравняться. Запах. Нет, атмосфера. Опять нет,- аромат. Нежнейший аромат, это какие - то застывшие откровения божественных даров , давшим нам в пользование, для понимания гармонии красоты запаха. Вы у куста только - что распустившейся сирени стояли ? Нет? Попробуйте , не разочарует – гарантирую. Только выйти к кусту нужно ночью или на рассвете , иначе запах не поймать! Вы ночной цветущий яблоневый сад в Коломенском лицезрели ? Тогда извиняюсь, как же вы живёте в норке своей , среди красоты бурлящей ? А тут площадка с толстым слоем свежескошенной травы и эти загадочные облака нежно - голубого НЕБА на которые ты смотришь и понимаешь, что душа там, в этом волшебстве символов и фигур, произвольно меняющихся в поступательном движении к заданной цели , нам не ведомой. Кот прижался ко мне, лёг на спину, жмурясь посмотрел в небо и исключив долгое и ненужное вступление мяукнул:
- Сколько смотрю, столько удивляюсь,- как и ты.
Удивляюсь я и , полагаю, удивитесь Вы. Старый дед вытачивал мне дудочку и на ней написал - Сироже. После, учил играть, раненый он тяжело передвигался. Научил и дудку подарил,- смогу ли я забыть его ? В моей жизни многие делали мне добро,- но это другое. Дудочка потерялась, но в душе запечатлелась пожизненно. Почему ? Незначительное добро, но глубоко искреннее, запечатлевается в гипсовой тверди души, а остальное - просто жизнь. Казалось бы - парадокс ,- но дудочка и образ этого дедушки ,- это стало частью меня. Но эгоистичного меня, дудочки для других не вырезавшего и не собирающегося. Вобравший, но не отдавший.
Я нашёл то бревно, с которого удил рыбу, это уже был остаток ни к чему не годный. Некогда судоходная река обмельчала настолько, что пляж стал условный.
Ров, заросший травой и старик в картузе с пуговицей в центре, с пиджаком, по замыслу призванный носиться пожизненно и сохнущие кирзухи с намотанными по краям сохнущими портянками в отдалении, и он -удобно вытянувшись на подстилке - пастух. Корова , тёлка и маленький бычок мирно поглощали траву, создавая стриженный газон, облагораживающий местность.
Разговорились.
- Твои родичи много добра сделали селу и людям. Забываться стало, но многие помнят. Видишь, вдоль трассы каменный фундамент ? Это твой прадед крест ещё до революции соорудил, самый высокий в области,- вот осталась горка,- а люди помнят.
Обратимся к науке : «Прострация-это непонимание происходящей реальности»,- вот почему так, в родном селе я - инопланетянин? Во мне видят тех, кто делал добро и я, их наследник, а я в себе их, моих мудрых предков не чувствую ? Их ли в том вина ?
Мы, взрослые, мудруствующие в опыте и знаниях наших, давайте вспомним момент истины ?
Неожиданно приезжает / мама, бабушка, дедушка, папа/ и вы с открытыми глазами внедрив в одно слово целые тома эмоций и мыслей говорите :
- Бабушка!
И кидаетесь к ней, обнимая и прижимаясь. Момент истинного счастья. Не согласны ? Тогда Вам придётся много писать, выдумывая и изворачиваясь, в попытках создать то , чего нет.
Это не форма язычества, это тропа от материального к уголочку души. Ведь каждый из нас помнит тех, кто нёс ему искреннее добро, пусть и в малом материальном выражении. Большие материальные удачи, приобретения помнятся, но не несут тепла, формирующего душу.
Мы уходим ,- вещи остаются и если вещи безразличны потомкам , то значит и мы жили как – то не так. Опровергайте. Спорьте, только не в томах теорий, только суть в тезах – я пойму. Пойду делать добро посильное, ведь голуби, ждущие меня,- то же электорат.
Свидетельство о публикации №216100200452