Бессмертный балет Дон Кихот
Когда я впервые еще школьницей собралась пойти на балет «Дон Кихот», кто-то из родственников сказал мне, увидев, как я поморщилась от названия, что сам рыцарь печального образа к балету почти никакого отношения не имеет. Так, связующее звено. Я образовалась, потому что, в отличие от своей младшей сестры, никак не могла одолеть этот роман Сервантеса, а она уже в 11 лет несколько раз его перечитывала и всегда смеялась, находя занимательным и веселым. Мне же роман казался странным и скучным, его героев я считала не романтическими и даже глупыми, поэтому дальше третьей главы пробиться мне не удавалось. И только увидев телевизионный спектакль по этому роману, я ощутила интерес к нему. И я с легкой душой отправилась на балетный спектакль в Кремлевский дворец съездов, где танцевали артисты Большого театра. Это была середина шестидесятых годов. Дон Кихот, действительно, как тень отца Гамлета, время от времени появлялся на сцене среди всеобщего испанского веселья, оправдывая своим присутствием название балета и соединяя в единое действо темпераментные виртуозные танцы молодых влюбленных Китри и Базиля, эффектного тореадора Эспады и его друзей-матадоров, веселых цветочниц, уличных танцовщиц, соседей и подружек главной героини, цыганок и цыган, а также дриад, амура, амурчиков и других чудесных обитательниц дивного сада царства Морфея. От бодрой жизнерадостной музыки становилось весело, калейдоскоп танцев увлекал в свой водоворот, нарастающая энергия балета логично переходила в магнетическое гран па последнего акта с захватывающими дух вариациями па де де Китри и Базиля. Этот балет Минкуса навсегда стал моим любимым, я даже затрудняюсь сказать, сколько раз я его видела в театре. На удивление музыка финального па де де оказалась мне знакомой. Учительница в студии хореографии, в которой я занималась пару лет в детстве в белорусском Гродно, видимо, тоже вдохновлялась этим звуковым пиршеством, и мы часто танцевали не очень сложную, но красивую композицию из шагов, прыжков и поворотов под духоподъемную музыку вариаций Базиля. Мне очень нравилась и музыка, и то, что мы танцевали. Но настоящие вариации восхитили меня своей виртуозностью и неподражаемой энергией.
С тех пор я при любой возможности ходила на этот балет. Иногда, правда, случались и разочарования. Как-то летом, в середине 2000-х, я решила показать свой любимый балет приехавшей в гости дочери, взяв билет в Мариинский театр. Тогда, в отличие от прошедшего сезона, летом нередко танцевали не очень опытные танцовщики. Нам попались дебютанты в обеих главных партиях – Китри и Базиля. Похоже, и другие артисты были, что называется, не из первого состава. Мы сидели рядом с ложей репетиторов, которые, по всей видимости, очень волновались за своих подопечных. Они постоянно переговаривались, высовывались из ложи, закрывая часть сцены, словом, напоминали переполошившихся кур в курятнике и были не лучшими соседями. Это очень мешало получать удовольствие от спектакля. Впрочем, репетиторы волновались не зря. В картине в царстве дриад одна из артисток упала в сольном танце практически на ровном месте, а в финальном па де де на фуэте и Китри потеряла ориентацию и замерла в конце своей вариации в какой-то несуразной позе, не сумев даже сгладить оплошность. По-человечески понять это можно. Балет очень техничный, исполняется в быстром темпе, не каждый балетный театр может исполнить его на должном уровне, а исполнители главных партий вообще должны быть виртуозными танцовщиками, обладающими прекрасной балетной техникой и большим запасом выносливости, чтобы осилить весь спектакль и с блеском исполнить искрометный финал. Кроме того темп балета, если дирижер не подстраивается под возможности конкретных танцовщиков, просто ураганный. Не зря великая Майя Плисецкая говорила, что уже по тому, как появляется Китри в первом действии – вылетает или выходит – становится ясно, сможет ли балерина достойно станцевать эту партию. Мне запомнились слова из интервью Натальи Осиповой, когда она еще танцевала Китри в Большом театре с успешно дебютировавшим в роли Базиля Иваном Васильевым, что, ориентируясь на великих предшественниц, ее Китри вылетает на сцену и сносит все на своем пути. И, действительно, ее Китри и в Большом театре, и потом в Михайловском, и в Ла Скала, где она танцевала в паре с Леонидом Сарафановым, а потом с Сергеем Полуниным, была всем Китри Китри!
Но окончательно я влюбилась в балет «Дон Кихот» в Петербурге. Здесь я буквально «заболела» им, когда увидела в роли Базиля Леонида Сарафанова, который в этой партии надолго стал для меня эталоном исполнение. Я впервые попала на спектакль с участием этого потрясающего танцовщика уже в Михайловском театре, и поразилась какой-то неправдоподобной легкости и высоте его прыжков, в которых он, казалось, не только зависал, но и еще чуть-чуть взлетал… Я восхитилась виртуозному изяществу его танца и артистичной техничности. Я пересмотрела в театре весь его репертуар, потом купила видеодиск с записью балета «Дон Кихот», сделанной в 2006 году еще в Мариинском театре, где он танцует Базиля, а его будущая жена, такая по-особенному благородная балерина Олеся Новикова, исполняет Китри. Это удивительная запись! Столько энергии, удовольствия, озорства, изящества, виртуозности и техничности в их танце, что я могу смотреть этот диск снова и снова! Он для меня как «балетный деликатес», которым можно исправить неприятный «привкус» после любого не понравившегося балетного спектакля. Если бы мне пришлось выбирать один-единственный видеодиск, который можно взять с собой в какое-нибудь далекое путешествие в безлюдную местность, я бы выбрала именно этот. Его я могу смотреть с любого места и множество раз.
Сегодня в Петербурге балет «Дон Кихот» танцуют и в Мариинском театре, и в Михайловском. Различаются только версии. Эта конкуренция двух музыкальных театров в последнее время идет им явно на пользу. Причем, я не могу с уверенностью сказать, чей спектакль мне нравится больше. И я, в этом впечатлении, похоже, не одинока. В обоих театрах на балете «Дон Кихот» не бывает свободных мест – аншлаг.
В каждом спектакле есть свои плюсы. В Мариинском театре, где сцена больше, роскошно поставлена картина в царстве дриад, там великолепны декорации и костюмы, публика обычно аплодирует при открытии занавеса. Очаровательны амурчики, которых исполняют воспитанники вагановского училища. Удивительны харАктерные цыганские танцы второго действия, трогательны и персонажи кукольного театра – принцесса, рыцарь, воины-янычары… Увлекает танцевальная феерия первого действия, полная мягкого юмора, жизнерадостности, веселья, кокетства и удальства. От музыки и танцев матадоров и тореадора Эспады, уличной танцовщицы, друзей и соседей Китри и Базиля начинают мурашки бегать по спине. Это действие – настоящий балетный шедевр! И гран па последнего действия обычно вызывает восхищение, к которому примешивается сожаление, что балет скоро завершится… Единственно, что в некоторых спектаклях Мариинского театра иногда огорчает, это замедляемый темп в вариациях Китри и некоторые отклонения у ряда исполнительниц от привычного рисунка ее танца. Ну, и оркестр иногда играет хуже, чем хотелось бы, особенно валторны…
В Михайловском театре, где сцена немного меньше, спектакль выглядит чуть менее роскошно, но он нисколько не проигрывает в виртуозности и темпераментности. Более того, звучание оркестра, темпы музыки балета очень отличаются в Михайловском театре. Складывается впечатление, что здесь музыканты с удовольствием и энтузиазмом исполняют музыку Минкуса, которая нравится им самим, и они получают от нее радость. Темп музыки в этом театре поистине ураганный, видимо, как у композитора написано, и нигде не замедляется. Артисты балета танцуют под музыку Минкуса, и дирижер не приспосабливает ее под конкретные обстоятельства. Поэтому спектакль захватывает с первой ноты. Особенно, если танцует обворожительная Анжелина Воронцова, виртуозно-легкий артистичный Леонид Сарафанов или зажигающий публику неутомимый Иван Васильев.
Здесь исполняют несколько иную версию балета, так называемую московскую, в хореографии Александра Горского по мотивам хореографии Мариуса Петипа в редакции Михаила Мессерера, отличающуюся другой последовательностью сцен, рисунком танцев, костюмами, но не менее захватывающую. Хотя в царстве дриад не танцуют маленькие амурчики, картина от этого практически не проигрывает. После спектакля, на поклонах, публика в зале нередко ревет от восторга, как на стадионе. На спектакли с участием Ивана Васильева некоторые специально приезжают из Москвы…
В прошлом сезоне я ходила на все спектакли «Дон Кихота» в обоих театрах и никак не могла насытиться этой радостной музыкой, великолепными танцами и неповторимой энергетикой балета. И в этом сезоне я уже знаю, что пойду на него в октябре. Жаль, что только один раз. У меня всегда сжимается сердце, когда я по какой-то причине не могу побывать на «Дон Кихоте», если балет есть в афише, словно от меня безвозвратно ускользает драгоценная возможность еще раз пережить эту непередаваемую радость от вихря музыки, танца и еще чего-то, что всегда незримо сопровождает хороший балетный спектакль.
Свидетельство о публикации №216100200075