Говорит художник. 2014 год

2014 год.
Моцарт всегда будет Моцарт. И всякий, кто соприкасается с ним, глуп или умен, но никогда не столь же гениален. Так что его музыка отметает всякую дрянь, прилипающую к его имени. Он недосягаем ни для кого. Разве только для дурачков в виде нелепой фантазии их скудного и примитивного воображения. И Форман на фоне своих притязаний выглядит так, как и положено выглядеть человеку, качества которого не соответствуют гениальности изображаемого предмета.

Сочетание уравновешенной мудрости творения и бессилия яростного ниспровержения - это и есть то предельное напряжение духа, с которым он сокрушается в истине.

Вдруг подумалось: философ Ульянов Владимир Ильич поступил с философией так же, как Степан Разин со своей невестой. Тот ее в "набежавшую волну" выбросил, а В. И. - в массовое сознание.

Жив не тот, кто живет, а тот, кто преодолевает нежелание жить.

Вопрос о создании подлинного существа человека посредством философии из всех ныне существующих вопросов самый неизбежный. Хочет человек или не хочет, но он должен стать другим. И будет другим, поскольку дух, интеллект столкнулись с необходимостью решения этой задачи. В том виде, в каком есть человек сейчас, он может выжить только как животное, а не как совершенная идея творения, о существовании которой он уже забыл.

С какой жадностью люди проживают свою смертную жизнь, с какой верой они любят себя.

Есть нежелание жить, но нет желания не жить. Это и есть теоретическая основа современного разума.

Вся земная история ничто по сравнению с тем ничто, на фоне которого она протекает.

Хорошо, что есть потребители. Иначе не было бы вечных ценностей.

Нет никакого ничто. Поэтому оно и ничто.

Мною все больше овладевает замысел Голгофы, не той, отвратительной, с трупом Христа и плачущими женщинами, а с устремленным к светлому воскрешению духом, воспрявшим из земного праха и возносящим его к этому воскрешению.

Существуют только сущности. Ничто не сущность, поэтому не существует. Бытие, в котором существуют сущности, тоже не сущность, поэтому тоже не существует. Ничто есть материя, в которой несуществующие сущности существуют в Боге. Бытие есть Бог, в котором существующие сущности не существуют в материи.

Вопросы появляются тогда, когда факт личного существования человека противоречит историческому предопределению его гениальности.

Тот, кто ничего не воспринимает всерьез, уязвим только для совести.

Призвание современного художника - дразнить Бога и удивлять людей.

Интересно, каким этот мир вновь предстанет мне после того, как померкнет?

Если принять за правило собственное бессмертие и смертность мира, что и есть на самом деле, легко будет объяснить дискретность перехода от одного смертного Я к другому. Ведь Я будет существовать вечно, а мир - то появляться, то исчезать.

Лучше придумывать небылицы, чем следовать тому, что есть.

Философ - не тот, кто защищает свои философские знания, а тот, кто стремится их опровергнуть.

Стремясь к Богу, художник должен завоевать людей, отдавших свои души Дьяволу. Одни жертвуют Богом ради победы над людьми, другие оставляют людей, чтобы не забыть Бога. Но по сути только красота, которую сотворил Бог, постиг человек и отверг Дьявол, объединяет их всех вместе.

Бог есть, поэтому жизнь всегда будет источником света. А там, где Бога нет, и человек освещает внешним светом мрак своего бытия.

Клятвы - это тотемный анахронизм.

Я уже давно заметил, и постоянно получаю этому подтверждения, что в некоторых случаях бесполезно бороться с идеями, которые выражает тот или иной человек. Идеи свойственны ему до такой степени, что без изъятия всего его существа с ними невозможно справиться. И вопрос переходит к породе человека. Каждой породе свойственен определенный круг идей, дальше которого она переступить не может. И поэтому важен вопрос мирного уживания этих пород в едином мире. И, естественно, эту функцию берет на себя порода высших, мыслящих это единство людей. Это не те люди, которые наделяются властью и используют ее для насильственного соединения человечества в единое целое, а тот, кто, в силу естественных причин, не может избежать этой участи. Но поскольку этой высшей породы может и не быть, то люди оказываются в рабстве тех идей, которые возвышаются над ними, или ниспровергают их для того, чтобы обнажить свои собственные намерения. Вследствие этого мир теряет ясные очертания и на фоне его зыбкости появляется одичавшая цивилизация, которая считает себя новой и молодой и таковой, вследствие своей глупости, и является. Доказав на деле свое превосходство над прошлыми эпохами, она впадает в летаргическую меланхолию, поскольку будущее без породы высших людей, которые в себе его заключают, ей неведомо. Оно все теснее сдавливает настоящее, дух задыхается, материя расползается в изнеможении от своего преизбытка, не зная способа возрождения в новой форме существования. Поэтому гений, в котором дух человечества смыкается в своем будущем выражении, есть главная необходимость бытия, без которой человеческая порода вырождается и склоняется к небытию.

Тот, кто убил в себе мысль, обречен быть лакеем истории.

Художник может изображать только то, что он чувствует. Тот, кто ничего не чувствует, может изображать все.

Подлинное испытание и страдание для человека наступает тогда, когда он выходит за пределы существующей культуры и становится ее носителем.

СМЕШНО И ЖУТКО.
Не было бы необходимости делиться этой историей, если бы она не касалась умного человека. Это моя фейсбуковская знакомая, живет в Хельсинки. Что происходит с человеческим мировоззрением? Почему оно, вопреки здравому смыслу, запечатлевает себя в неправдоподобном сознании? В чем бессилие философии, до сих пор не поставившей вопросы, ответы на которые избавили бы людей от необходимости своими силами пытаться понять непосильное для них?
ОНА:
Уважаемый Евгений, я просто "чистила" список друзей, удалив из него старые либо ненужные знакомства- около 200 чел. Наверное, не нужно было вас удалять, прошу прощения.
Я:
Я бы Вас никогда не удалил из своего списка друзей.
Она:
Старею, Евгений.
Я:
И в это никогда не поверю.
ОНА:
Евгений, если честно, мне стало неудобно, поскольку не всегда можно объяснить внутренние мотивы поведения человека. Скажу честно. Дело в том, что я действительно в последнее время ушла в себя, резко сократила круг знакомств, и стараюсь не обращать внимания ни на что лишнее. Так что вы не первый предъявляющий мне претензии. Основы духовной аскезы - хранение ума, чувств, бегание от мира... Это в т.ч. предполагает и снижение контактов с людьми мира сего. Всё, что не духовно, что не несет в себе печати Божественной чистоты и любви – это всё хлам. Вы – хороший и интеллигентный человек, но сферы, в которых вы пасетесь, - это сублимированная похоть ума, их можно обозначить еще как тонкие космические сферы. Там мало подлинной духовности, или вообще ее нет. Вы живете этими сферами из-за отсутствия, как вам кажется, альтернативы, но она есть, просто её нужно найти, начав в первую очередь с отказа от себя и от привычной жвачки…
Я:
"Сублимированная похоть ума" - это хорошо сказано. И справедливо. Только ум похотливым не бывает.
ОНА:
Еще как бывает. Просто степени раскученности ментального жупела бывают разные - говорю как человек всю жизнь вращающийся в академической среде (скоро защита докторской) и как человек долгое время занимающийся духовными практиками. Помимо физического у человека есть тонкие тела - вы знакомы с духовной антропологией? - Они тоже являются проводником жупела. Жупел - это не метафизическая категория, а настоящая радиоактивная топка в тонких телах человека, - от неё все зло и вся нечистота. Все зло в этом мире идет от похоти, она разнопланова и разнообразна в своих проявлениях.
Я:
От моей похоти никому зла нет. А для меня она источник удовольствия.
ОНА:
Ну вот теперь сами видите - мы с вами разговариваем на разных языках. Адью, мюсье.

Варварская Москва. Дикие лица. Но есть какая-то буйная свежесть в этом варварском духе, какое-то превосходство над цивилизованным удушьем постисторических городов.

Онтологии хаоса не бывает. Так же, как не бывает феномена материи. Поступать следует по примеру Лапласа, которому для построения Вселенной Бог был не нужен. Вселенная безбожное творение обладающего свободой воли человека. Или Бог, или Вселенная. Так же и в разумной онтологии нет места хаосу, поскольку хаос не сущность, а идея самоотрицающегося и самообнаруживающегося бытия в единстве со своим ничто в феномене исключающей его из себя жизни.

Гуссерль не создал ни одного труда, к которому следовало бы относиться всерьез. Но он сделал нечто большее: зафиксировал превосходство мыслящего человека над мышлением, установил факт его присутствия.

Счастлив тот, кто не желает счастья.

От счастья не убежишь...

Люди высказывают свои мнения по поводу ситуации на Украине? Ничего подобного. Они показывают себя в своей черствой, ограниченной нечистоплотности, скудоумии, фальшивой персональной значимости. Отвратительны их суждения, их похабные характеры, изворотливые, шутовские души. Они - мерзость земли, которые трагедию и безысходность разума преподносят в виде изрыгательного или ханжеского пафоса. Сколько глупости написано за эти дни. И за каждой из них стоит идиот, просвещенный или безграмотный. Но, к счастью, разум побеждает и победит. Так что эти твари никогда не свергнут человеческое благоразумие и не пошатнут мир.

Проблема России в том, что политику в ней делают неразвитые мужчины, а осуждают ее - развитые мальчики.

Не Россия рабская страна, а люди, которые рассуждают в ней о свободе, рабы.

Мой тевтонский дух принадлежит Европе, но он мне подсказывает, что на этот раз Россия права. Россия - это не только дикий народ, который ее населяет, но и культура, которая не должна позволить себя унижать. Эта культура никогда не была антинародной, хотя народ часто был врагом культуры. Поэтому, когда возникает ситуация, задевающая честь культурной части нации, президент обязан от ее имени исполнить свой долг. И если его действия приведут к изоляции России, то у России не останется другого выбора, кроме как стать великой страной. Ей нужно просто понять, что она свободна и изолировать ее нельзя. Можно лишь изолироваться от нее.

В некоторых случаях лучше потерять связь с реальностью, чем идти на поводу у тех, кто присваивает себе право определять, что такое реальность.

Россия стремится стать мировой державой за счет уничтожения своей культуры. Это обрекает ее на высокомерно-пресмыкательскую роль в мировой политике.

Быть глупцом - это и есть непревзойденный ум.

Нельзя любить мир как целое, если не любить то, из чего он состоит.

Лица российских политиков не блещут умом. Но мне ужасно другое. Когда я смотрю на лица тех, кто представляет собой европейскую и мировую цивилизации, я не могу отделаться от ощущения, что вижу перед собой лица обезьян. По-видимому, демократия стала возможной за счет снижения расовой полноценности, за счет деградации человеческой личности и примитивизации существа.

Человеком движет страсть и пока она есть, его жизнь на этом свете имеет необъяснимый смысл.

Если ты на правильном пути, то неважно, кто с тобой, а кто против тебя. Главное, чтобы путь того, кто тоже находится на правильном пути, совпадал с твоим.

Каждый герой Достоевского - это лишь намек, из которого можно вылепить целое будущее. А все вместе они - Россия, которая грезит своим будущим.

Все не так просто, как Вы думаете. Простота достигается за счет умственной дистрофии. Я же ценю те противоречия, которые наполняют жизнь силой и смыслом. Чем они острее, тем жизнь устойчивее и непреодолимее. Мертвое пребывает в истине, истина же пребывает в живом.

Там нега и простор, там нагота желаний, мука вожделений. Там смерть смыкается с собой.

Поскольку между смертью и рождением нет ничего и быть ничего не может, то и нет ничего того, чего нет. А есть только вечное пристрастие ума к длящемуся в этой вечности откровению.

Конформизм в виде иронии - неопровержимый признак лицемерия.

Прекрасный слой на рану бытия,
Как слепок Бога мирно возлагаю.

Даже потерянный человек ищет идею, в которой есть место для его потерянности. Поэтому без Бога падшее человечество никак не может спасти себя. Только в нем находится для каждого из нас место. В человеческом же обществе - нет. И чем больше потерянных спасены в этом обществе, тем оно божественнее и справедливее.

Человек, который задает вопрос, важнее вопроса, который он задает.

Никто не помещается между человеком, идущим к свету, и источником света, потому что человек - сам источник света и поэтому обнаруживает кого-то рядом с собой, а себя - рядом с кем-то.

Истина не формулируется. Она имеется в самом человеке как откровение, как живое существо, мыслящее себя и Бога.

Идея - это простая сущность, которая заключает в себе и выражает собой все возможные способы своего действительного существования.

По определению Поппера демократия - это прежде всего открытое общество. Всех остальных, начиная с Платона и кончая Гегелем, он объявляет врагами демократии. ("Открытое общестов и его враги"). С этой точки зрения никакое всеобщее знание о десократии невозможно. Возможна лишь сама демократия без этого всеобщего знания. Поэтому Ваша попытка применить всеобщее знание к пониманию демократии - антидемократична. Ведь с точки зрения демократии Ваше знание всеобщего не является всеобщим, а только частным. У другого тоже его всеобщее знание является частным. Поэтому демократическая конституция по необходимости является плюралистической и отражает принцип свободы, заключенный в правах каждого человека. Если бы демократия устанавливалась по Вашему частному мнению о ней, она превратилась бы в деспотию, даже если Вы даете правильное толкование ей, поскольку Ваш прицип доминировал бы над всеми прочими. Поэтому демократия устанавливается естественным путем, в результате абсолютной и тотальной войны каждого с каждым в лоне Божественного принципа, что в действительности и произошло в истории. Демократия бескомпромиссна, поэтому терпима. В ней нет внешнего регулятивного принципа, основанного на превосходстве закона над личностью. Вы уже противоречите себе и принципу демократии, когда говорите "... с целью выявления отсутствия противопоставления своих намерений намерениями остальных индивидуумов и такое же публичное подтверждение своего согласия с вновь выявленным законом поведения членов общества в конкретных обстоятельствах ..." Это Вы говорите не о демократии. А о коммуничтическом обществе.

Отступать нельзя. Надо идти только вперед. Позади - смерть.

Эти борцы за демократию похожи на червей, копошащихся в трупе Бога. Ведь Бог - умер.

Самое удивительное, что в процессе творческой трансформации исчезает жизнь и смерть. Основание бытия выступает во всей своей полноте. Сущности сливаются, смыслы обнажаются, души воскресают и взывают к любви, ненависть помрачается, истина восходит.

И все-таки была когда-то жизнь, на которую я смотрю теперь снисходительно и с чувством удовлетворения, что она меня не касается. Мне не нужно купаться в море, смотреть вдаль, ощущать чье-то тело. Меня не волнует запах испарений, дрожь надежд, мука отчаяния. Я знаю, что все просто и несбыточно. Но как все-таки прекрасно, что во мне запечатлена жизнь. Что я постиг ее и испытал. Блаженство обладания, муку терпения, скорбь бытия, бережное сияние ума.

Сколько людей верят в то, что они есть! Изнуряют себя фантазиями благоустройства. И они правы. Потому что только все вместе они забудут о том, что их нет.

Когда человек говорит, что жизнь коротка, - это значит, что он не исполнил свое предназначение. На самом деле, жизнь преисполнена.

Сколько идиотов на свете! И каждый старается перекричать другого.

Предсмертный миг мне хочется затмить
Экстазом будущих свершений.

Найдет ли моя жизнь выход из тупика, в который она зашла в то время, когда я писал картины и развлекался философией?

Я все пытаюсь найти в Вас изъян, а нахожу лишь достоинства.

Предназначение - это внутреннее состояние духа. На него нельзя повлиять внешними событиями.

Неукротимый дух Рима, Богоочеловеченный, до сих пор есть. Это дух мировой цивилизации. Помимо своенравной воли он движет ее гениями и ублюдками.

Жизнь - это игра в смерть.

Все тягостное рождается в стороне от живого участия, а все радостное, истинное, светлое - результат восхитительного слияния жизни и творчества

Непорядочный человек никогда не будет заниматься искусством. Он просто не в силах вынести его освободительное бремя.

Уходит человек из бесконечной яви,
Чтоб явью стать для бесконечности иной...

Чувство меры должен соблюдать тот, кто не знает, что сказать.

Разыгрывать комедию обмана
Не просто тем, кто истиной согрет.

Безумна жизнь, но вид ее безумства еще безумней тех, чей разум жив безумством этим.

Только потому что мы узнаем друг друга, мы верим в то, что мы есть. Но мы есть на самом деле, когда не узнаем никого.

Когда-то верил я, что выгляну в окно, увижу дом, и сад, и воробья.
Теперь я вижу лишь окно. Не вижу воробья.

Приходит время окончания времен. Надличное становится личным, а личное - никаким.

В истине сосредоточена жизнь как смысл бытия. Поэтому ее невозможно ни опровергнуть, ни подтвердить.

Было время, когда я с гордостью констатировал. Теперь я с горечью сожалею.

Гений - это творец, автоматически исключающий злодейство, поскольку злодейство - это противление творению. Суть такова: если человек строит модели, а сам остается в стороне от этих моделей, он может говорить и строить что угодно, кроме того, что на самом деле есть. Никакие модели не заменят творческий акт, его неповторимость и единственную достоверность бытия.

Гений не всегда может проявить свою гениальность, а только в том случае, если ему удается расчистить для нее путь. Иногда ему приходится жертвовать для этого своей жизнью. Иногда все силы уходят на расчистку этого пути, так что произведение его гениальности принимает смешанный вид, вид борьбы со злодейством и победы над ним. Но в любом случае он чистая стихия, обозначенная своим присутствием в Мире Откровения. Именно в чистоте, а не в победе над пороком проявляется гениальность гения. И если ему дана творческая сущность, то только для того, чтобы явить миру его образ в совершенстве духом проникнутого естества, в природе великого замысла, в чувстве безграничной любви ко всему сущему и восхищении его устройством и незыблемой прочностью. Ведь невозможно отвергнуть то, что даже в уничтожении блещет красотой. И бессильно склоняешься в вознесенном духе перед этим оставленным и опустевшим миром, который захватывает и покоряет с иной стороны совершенно непостижимым образом.

И прекрасная женщина внятно произнесла свое имя, затерянное в веках.

Идея Божественного воплощения - самая совершенная из идей, когда-либо существовавших, поскольку человек в ней становится реальным существом.

Грустно жить, но вдохновение неукротимо.

Молчит всемирная судьба.
Ее язык - не мой уже...

Не сходятся времена там, где забвение.

Самый лучший способ избежать общения - притвориться мертвым. Но тот, кто разгадает эту хитрость, достоин восхищения.

Единобытие, которое заключает в себе и жизнь, и замысел, всеведомо и есть Бог.

Похожи мы, как ангелы порока, как демоны любви.

Нет смрада ароматней дня,
В котором век избавился от тлена...

В скором времени художники почувствуют необходимость пересмотреть свои взгляды на искусство. Привычные представления о нем низложены. Мифотворчество и Богооткровение, которые и были содержанием искусства, плавно перешли к реальному существованию человека в том виде, в каком он пожелал быть собой. И так возникло современное искусство, которое является средством выражения человеческого существования. И поскольку идеи бессмертия, божественного образа покинули человека, он, естественно, полагает свое искусство во времени, как современное ощущение будущего ожидания, как мысль о воплощении идеи в бессмертном существе - не найденном, потерянном и живом. Жизнь поэтому воплощает тот замысел, который ранее полагался внешним человеку, а сейчас неотступно и неразлучно следует вместе с ним. Это состояние, которое описывается творческим вдохновением, заключает в себе весь смысл современного искусства. Современный художник раскрывает будущее не как абстрактную идею, а как реальное воплощение сущего.

Кумиры! Фрейд и Юнг, основатели дегенеративной психологии, оказали гротескное влияние на утрированные умы человечества.

Вдохновенное искусство, которое создает прекрасные образы и наполняет жизнь смыслом, стало моим призванием. Я чувствую в себе силу, несоизмеримую ни с какой другой, когда прикасаюсь к холсту; вид краски дурманит меня, картина сама возникает под моей кистью, я едва успеваю следовать за ней. В момент ее написания я вспоминаю каждую мелочь своей жизни. Страсть кипит во мне, ведя туда, где желанная мечта становится реальностью.

Они отвоевали участок бездны, чтобы найти в нем пристанище для эгобдудия.

В двадцать лет я написал картину, которая называлась "Гибель греческих богов". На ней были изображены олимпийские боги, которых защищали спартанские воины от обезумевшей толпы. Спустя некоторое время я изобразил камеру с лежащими, стоящими и кривляющимися людьми, в которую зашел невинный человек. И я запечатлел это противостояние невинности и порока. Но кульминацией моего отношения к действительности стала написанная по аналогии с "Явлением Христа народу" картина "Явление Брежнева народу". Там был изображен Брежнев на ступенях лестницы, ведущих к храму, среди толпы юродивых, лакеев и проходимцев. В углу композиции стоял я в виде художника, пишущего картину Гойи "Паяц". Картины эти, может быть, и сохранились, но где они - я не знаю. Так я представлял себе в то время жизнь и с тех пор мало что изменилось. Через некоторое время я занялся поисками стиля, в результате которых появилась живопись, превосходящая все известные представления о ней. Она стала неожиданным открытием, предметом удивления и восхищения. Я смотрю на нее как на нечто непостижимое, но простое и ясное. Это и есть искусство, то, что вечно притягивает к себе человека. И оно неиссякаемо, потому что является источником всякой жизни и отвергает смерть.

Мир устроен просто, изящно и совершенно.

Всегда чувствовал и мыслил себя человеком, имя которому я сам. К прошлому человечеству не отношу себя ни в каком виде, даже - самом гениальном. Я считаю, что прошлое человечество воплощается во мне. Поэтому именем моим является творческое выражение осмысленной сущности, вечно возобновляемой, ясной и отчетливой.

Логос - это мощь, которая движет миром и управляется божественным промыслом.

Наслаждаться всем можно только после того, как от всего откажешься.

Какая-то собачья возня происходит в мире. Стыдно за людей.

Философия приводит к неотвратимости действия. Философия сливается с судьбой, поскольку действие становится окончательной необходимостью. Можно даже сказать, что для мыслящего человека философия является подготовкой к действию. Правда, это сомнительно. Заратустра оказался неспособным к действию, вместо него стали действовать другие. Но его мышление не было философским. Так же и Александр, и Нерон проявили себя не в философском и не постфилософском действии, а вопреки смыслу философии - в действии, вытекающем из их амбиций и природной несдержанности. Что касается меня, то я был абсолютно неспособен к действию до тех пор, пока не закалил себя философией. Потому что я свободный человек. А свободный человек не может действовать по рабским законам. Зато теперь меня ничего не остановит. Потому что я прав.

Истина одна, но говорящих о том, что она одна, много, поэтому и оказывается, что она не одна.

Творчество начинается там, где нет противодействия, поскольку все уже преодолено. Это акт абсолютной свободы, а не путь с препятствиями. Акт схватывания еще не существующего сущего в единый смысл бытия.

Следует помнить, что истину ищут только дураки. Всех остальных она находит сама.

Мне некого эпатировать, потому что вокруг только друзья. Мне некуда стремиться, потому что я и есть это стремление. Мне незачем жить, потому что не жить невозможно. Поэтому я и есть современный художник.

Силен я бываю иногда, но иногда в прах превращаюсь.

Легкомыслие, которое движет мной, самая желанная радость, в которой душа обретает счастье, мир и покой.

Теряет Бог, а человек лишь следует его потерям.

Как хорошо, что есть отчаяние. Вслед за ним наступает любовь.

Со временем открывается та бездна за пределами света, которая свела с ума Ницше и названа Сверхчеловеком. Бог покинул ее. Некая сила, помраченная ясностью своего бытия, неотвратимо восстанавливает мировую жизнь в новом смысле Божественного откровения.

Эскизы к "Голгофе".
Пробиваюсь сквозь дебри пустых листов,
Навечно склоненный к изголовью ночи,
Чтобы увидеть рассвет.

Нет существа более лицемерного, чем человек. Его лицемерие доходит до фанатизма, когда он мыслит что-то такое, от чего зависит спасение его души. Ради этого спасения он готов даже погубить свою душу.

Предел, который поставлен творению, и есть сущность бытия. Его феноменальное выражение - сознание человека. Истина - тайное пристрастие Бога к своей явности.

Жизнь - это прекрасная близкая даль, которая всегда впереди.

Мысль о вечной жизни посещает обычно тех, кто еще не умер.

Нужно обладать колоссальной жизненной силой, чтобы выразить не смерть, а дух бытия, чтобы не впасть в летаргию сладострастия, чтобы не изменить ясности и не воспеть собственное ничтожество в фантастическом мире вожделений, склонностей и характеров.

Тащите за собой историю, господа, иначе она утащит вас.

Превратить войну в мир и при этом не чувствовать свою потерянность - вот задача цивилизации. Обеспечить творческую активность общества и человека - долг государства.

До сих пор я живу в мире, отвергающем все мои надежды. Похоже, что это Ад. Хотя и выглядит как божественное творение. Наверное, я вошел в него с душой ангела, с воспоминанием о Рае.

Сказать просто. Трудно сказать, что значит сказанное. Современное искусство пока только говорит.

Беды человеческие заслоняют красоту. Но она не заслоняется.

Высказывание "Я - первый и последний...", которое принадлежит Христу, означает, что жизнь продлевается через смерть и воскрешение, а не является частью чего-то, что существует вечно, а она в этом вечном преходяща и тленна; что она от начала до конца является мной и что нет ничего вне ее, что не было бы ею. Поэтому она не может ни пресмыкаться, ни снисходить: она во всех случаях одна и та же, собственное значение которой распространяется на все ее протяжение и полагает предел, который в данный момент является ее сознанием и бытием.

Нет более дикого представления об искусстве, чем исполнение или трактовка произведений гениальных одиночек с точки зрения представителей коллективного бессознательного, чем концептуально-аналитическое посягновение ограниченного ителлекта на творящий свою идеальную истину дух.

Первичность материи или духа - это взгляд на философию не с точки зрения философа, а с точки зрения потребителя философии. Потребитель никогда не сможет ее потребить. Философия непотребляема. Она - освободительна. Проблема не в философии, а в антагонизме между потребителем и ею. Начала философии не предзадаются, поэтому и глупое представление о первичности того или другого отношения к философии не имеет.

Не жги меня, искусство, своей совестью. Все равно ты останешься с ней наедине и со мной.

Та бездна, которая наполнена светом и распростерлась во временах, и есть существо искусства.

Как можно было любить то, что я до сих пор так люблю.

Божественная связь времен должна присутствовать в искусстве. Без нее оно светится во мраке.

Поскольку все противоречия сводятся к бытию Бога, Бог является источником истинных суждений. Поэтому все суждения, соотнесенные с идеей Бога, истинны. А поскольку его идея находится в процессе вечного становления и является незавершенным творением, то и суждения, относимые к его идее, являются не до конца постигаемыми интуитивными откровениями, на которые следует полагаться во всех случаях, несмотря на то, что смысл их не до конца ясен.

Без Бога наступает плюрализм мнений.

Только бесконечное количество возможностей может стать действительной реальностью. Если бы возможности творения были ограничены, то существовало бы то, что их ограничивает, а не само творение.

С какой тупостью бессмысленные и безбожные человеческие тела сталкиваются в мировой войне... и с какой ясностью человеческий дух бережет этот мир, дорожа каждым мгновением его неповторимого облика.

Если бы не было идей, выходящих за пределы человеческого опыта, мир стал бы ограниченной этим опытом реальностью, из которой не было бы никакого выхода, кроме неизбежной смерти.

Современное искусство есть идеальная конструкция откровения. И всякое прочее понимание его современности не достигает цели. Это также вечное, истинное искусство, дух которого на протяжении истории принимал различные формы.

Вечность есть смыкание проживаемого момента времени с идеями мыслимых времен.

Искусство переполняет тьму, затмевает ее светом, силой, страстью, разумом. В мире, где нет Бога, абсолютной идеи, смысла, все пожирается временем. История - это демонстрация незафиксированных в своей сущности жизней, отдавших свою душу Богу. Произведение искусства обречено являть мир в его исторической сущности, духовном величии. Это - жертвоприношение, в котором исчезает человеческое существо и выступает образ сотворившего его Бога. Но где тот человек, который должен быть жив от одного себя к другому? Не посредством духа, а в непосредственной связи времен? В единой жизни должны сомкнуться души без всякого перерыва на смерть. Достижение такого напряжения, перед которым меркнет тьма, и есть область искусства, где люди соединяются друг с другом и узнают себя на вечные времена.

Безгрешным летним утром я снял ботинки и вылез из окна. Экстремист воробей вылетел из дупла и проскрежетал гусеницами по итальянской земле. Перед тем, как уснуть, он ударил лапой по физиономии прекрасной царицы, которая родила сукина сына и увлажнила землю. Потом я заметил, что взошло солнце и скрыло землю, а та, поднявшись на дыбы, осквернила себя и ударила в барабаны судьбы. Обветшалый дом наклонился в бок и пыльная туча вознесла взошедшего. В путь собралось воинство, оглашенное и иным языком обученное. Обрубки умов слепились и вознеслись над воробьем, который научился писать стихи. Постдемократический, постсталинистский постмодернизм снизошел на землю. Но человек непреклонен.

Если признать, что живая сущность то утрачивает, то обретает пространство и время, то противоречие между жизнью и смертью исчезает.

Как далеко позади оказывается то, что живет в ожидании будущего.

Изношенные дни, предвечные просторы,
Где камни рушатся, где жгучий дух
В холодной тьме приветствует созданье
Времен иных, за временем пришедших...

Смертен человек не потому, что умирает. А потому, что в какой-то момент перестает верить в то, что он жив.

Свободно в России можно совершать только беззаконие. Но никто не может чувствовать себя свободным в рамках закона.

Я все забыл, уже не помню дней. Их память помнит, а не я.

Черная вода, фонарь в воде.
Мгла ночная источает яд...
Красоты застывшей прах
Тень земли отчетливо свергает.

Если искусство и должно кого-то победить, то прежде всего тех, кто старается кого-то победить.

Культура - это совокупность идей, вовлекающих жизнь в сознание бытия.

Забыл я вас, друзья.
Вас больше нет на свете.
Бессмертие лишь там,
Где нет меня.

Совершенен тот мир, в котором не боль, а радость напоминает о том, что я есть. Но даже в несовершенном мире радость должна преодолевать боль.

Превыше бытия только отрицание бытия. За пределами этого отрицания истина - это сладостное ощущение несуществующего присутствия.

Если сказать можно все, что угодно, и сказанное теряется в сказанном, то истинным высказыванием будет только творение. Это и есть черта, которая отделяет постмодернизм от искусства.

Тайн нет на свете. Явь сплошная. И творческая перспектива.

"Хочу найти в Вас брешь, куда просочилась бы моя ядовитая правда".
Хорошо сказано. Только я нечувствителен к ядовитой правде, поскольку вся моя бездна заполнена ею и открыта со всех сторон. Так что брешей там нет, а сплошное зияние. Но я над нею. И над ним. Отравлен, поэтому чист.

Сюрреализм - это ощущение отсутствия человечества в тайном воплощении его присутствия.

Мужчина не тот, кого любит женщина, а тот, кто сильнее ее ненависти к нему.

Когда жизнь превращается в феноменальный процесс без признаков бытия, человеку остается только безоглядно идти вперед. Все силы души концентрируются в определенный момент времени для совершения действия, которое не приводит ни к чему, кроме необходимости следующего действия. Это прочувствованное состояние жизни предопределяет бытие, которого нет, но которое неминуемо наступит, поскольку всегда произойдет нечто такое, смысл и назначение чего заключается в откровении вышедшей за свои пределы жизни.

Цель Бога-Творца заключается в том, чтобы создать человека, равного самому себе, безбожного и божественного, в знаемости опустошенного до полноты бытия.

Человек сколько угодно раз может умереть, но если есть этот мир, он без конца будет принимать его образ и поэтому он не умрет никогда. И невозможно представить, что в своем ничто мир не является полнотой бытия. Если бы ничто было только ничто без бытия, его бы не было и никогда образ мира не появился бы вновь.

Человек выше искусства. Но он должен доказать это, став в искусстве выше себя.

Я уклоняюсь от невозможности жить.

Когда из подворотен истории извлекаются мировые события и ослепленный ум начинает терзать невинную душу, все в этом мире превращается в прах, кроме стойкого одиночества, красоты и вдохновенной радости.

Непременным условием свободы является утверждение подлинных ценностей от своего имени.

Подлинность - естественное состояние осуществленного духа. Она просветляет человека умного и ослепляет - дремучего.

Дух - это состояние ума, при котором необъятное объято в своей необъятности.

Какая разница, кому что принадлежит?
Все равно никому ничего не принадлежит.

В совершенном всегда приходится видеть что-то еще.

Тело не может быть предметом искусства. Потому что оно смертно. Предметом искусства может быть только бессмертный дух. Поэтому телесное искусство дегенеративно, а люди, которые поклоняются ему, безумны. По этой же причине искусство Люсьена Фрейда или Френсиса Бекона не искусство, а заразная болезнь, которой подвержены люди вследствие отсутствия у них здравого ума и свободы воли.

Там, где отсутствует свобода воли как высочайшее проявление разума, господствует уравновешенный конфликт между государством и народом, в котором единственным проявлением свободы становится глумление над собственным рабством.

Мир тлеет пафосом мужества, которое в полную силу являет себя в творческом процессе по воссозданию мировой подлинности.

Дух есть видимость божественного промысла в действиях свободной воли по установлению мирового порядка.

Нет ничего на свете, что было бы чем-то.

Вопрос о первичности духа или тела решается просто. Тело без духа тут же превращается в труп и разлагается. А дух, как известно, существует без тела, поскольку он мировая сущность, а не телесная.

Если бы все исходило из человеческого существования и не было того, что к нему сводится, то было бы только то, чего нет.

Как что-то быть может или не может, если оно есть так? Поэтому то, что есть так, может рассматриваться только в ином аспекте, чем тот, в котором оно есть.

Философия прежде всего существует, то есть, раскрывает смысл бытия человеческого и, прежде чем он начинает познавать, утверждает его в этом познании. Философия берет на себя труд вопреки существующему миру и в согласии с ним объять человека в его внутреннем существе и внешней гармонии. Ее задача не в том, чтобы расположить в порядке существующие знания, а в том, чтобы, возвысив над ними человека, обратить его к творческой причине, исходя из которой он преобразует мир посредством свободной воли, поскольку в основе ее лежит причина истинная и живая, а не следствие причин, померкших в веществе, которое претерпевает ничтожную борьбу в недрах духа...
Так что истинная философия заключается в том, чтобы человек был, и является идеей, возвышающейся над познанием.

Любовь - это чувство пронизанности мировым существом.

Подлинное искусство высшей породы, чем человечество. Ему суждено выстоять в борьбе с ним.

Попалась видеозапись лекции А. Кончаловского о современном искусстве "От Черного квадрата к черной дыре". На четырнадцатой минуте пустословия я услышал совершенно примитивное определение искусства. Правда, должен заметить, что потуги лектора находятся в полном соответствии с составом аудитории.

Время от времени приходится слышать бессмысленное утверждение о победе рынка над искусством. Как самоорганизующаяся система, в которой выживает сильнейший смертный, может победить божественную идею о равенстве бессмертных?

На жалкое высказывание Вольтера "жизнь - это край, где пленница душа" следует ответить: жизнь есть, потому что душа свободна.

Нет большей низости на свете, чем рассуждающий человек.

Насколько в будущем видится то, что рассчитано на вечные времена, или все оно остается в прошлом, а в будущем - только чистота помысла?

Я думаю, что Бог в настоящем предлагает то, что человек в прошлом совершил для будущего.

О Боге у людей совершенно дикое представление. Особенно у естествоиспытателей. Без Бога мир превращается в атомистическую структуру, а это и есть поле для научной деятельности. Так что Бог для них помеха, поскольку он соединяет в целое и живое то, что они полагают вне себя разумным и сущим.

Даже атеизм в России безбожный.

Чем отличается свободное общество от рабского? В свободном обществе действительность имеет связь с философией, а в рабском - философия должна иметь связь с действительностью.

Классический атеизм ничего общего не имеет с атеизмом вульгарным. Классический атеизм строит человеческую науку на основании божественной гармонии. Вульгарный - изгоняет из своего воображения дикое представление о Боге. Представители этого дикого атеизма агрессивны, злы и немощны. Они ничем не отличаются от животных, посягающих на власть в привычной для них среде обитания. Их жирные умы хилыми цепями прикованы к великому смыслу жизни. Атеизм Данте, Кеплера, Дарвина - это и есть проявление свободы воли человеком в соответствии с сотворившим его замыслом. Атеизм же Познера не представляет из себя ничего, кроме тщеславия и рабства.

Следует изначально допустить, что человек лучше того, что он говорит, и что говорить надо не с его словами, а с ним.

Абсолютная реальность - идея сущности всевременного бытия. А не мнимый предел реальности существующей.

Какое бессмысленное понимание свободы как свободы от чего-то. Например, общества. Свободное общество не может быть свободно от "чего-то", поскольку оно свободно только в том случае, если признало необходимость условий, обеспечивающих его свободу.

Свободный человек - это человек, который достиг чего-то, а не от чего-то освободился.

Мусоргский для России то же самое, что Вагнер для Германии. Только судьбы у них разные. И народы, к которым обращен дух этих творений, по-разному к ним восприимчивы. Не думаю, что когда-нибудь в настоящем или в будущем сочинения Вагнера и Мусоргского прозвучат так, как они звучали в середине двадцатого века.

Все-таки германские войска унаследовали дух римских легионов. И если бы не истерия Гитлера, которая пробудила этот спящий дух своим безумием, эта боевая машина никогда не восстала бы из веков, чтобы в судорожной агонии исчерпать и обновить историю. Это последняя инфернально-романтическая война в истории человечества. В будущем может случиться лишь анонимное его истребление.

Общественная история двадцатого века двигалась по пути инфернального романтизма и завершилась концептуальным хаосом.

Я понял, почему Нетребко никогда не будет оперной певицей. Потому что в ней слишком много растительного. А поющее растение не может петь.

Именно концептуализм довел мир до состояния конфронтации. Концептология не способна решить задачу по избавлению от предрассудков, сущностей и смыслов, имитирующих разум. Она избавляет от всего, оставляя только потребности, инстинкты и пустое вещество духа.

Правда, концептуализм закрепляет исторические и навигационные смыслы. Но образующаяся при этом пористость ума мешает сосредоточению.

Поскольку все концепты строятся на основании внешней необходимости и внутренней потребности, они ликвидируют человека как идею бытия.

Обрядовость, которая была предметом насмешек Вольтера, до сих пор существует. И посредством нее унижаются и вызывают отвращение даже те, кто по сути своей должен отстаивать принципы здравомыслия.

Дети лейтенанта Шмидта сейчас везде. И в Раде Украины, и в Думе России. Семенченко открыл лицо - чем не сын лейтенанта Шмидта? И безумная дочь у него объявилась. Слушал выступление Гиркина-Стрелкова. Вспомнил ГКЧП.

Как быстро либералы-реформаторы превратились в пятую колонну в России. А ГКЧП возрождается.

Рекламу парижской косметики заканчивают фразой: "Вы этого достойны". Со всей очевидностью указывают на то, что вы - люди второго сорта. Какое мнение нужно иметь о женщине и что такая женщина должна из себя представлять, если не косметика ее достойна, а она - косметики?

Красота, если человек постиг ее для себя, еще не красота. Красота не прислужница, а освободительница. Так что человек может быть только вовлечен в красоту и спасать его, как и красоту, не надо. Это его долг спасать других посредством увиденной им красоты.

Псаки - очаровательная женщина. По отношению к ней можно судить о людях, об уровне их развития.

Не о смерти или бессмертии должна идти речь. А о самоидентификации в процессе исторического и временного становления и в выделении себя из него в качестве постоянного, вечного и неизменного тождества.

Смысл - это действительная причина сущего в отличие от понятия, в котором устанавливается тождество бытия и мышления.

Смысл - это форма наличия сущего в сознании.

Интересно, однозначных смыслов нет в русском языке или в умах тех, кто им пользуется?

Видел фотографию, на которой заталкивают чиновника в мусорный бак. На самом деле, ведь на все это можно и по-другому посмотреть. Это взбесившиеся здоровые люди, которые устали от того, что ими правят ущербные личности. Почему этого не хотят замечать? Эти люди полны сил и направить могут их на что угодно. Как на войну, так и на созидание. Но тот, кого они засовывают в бак, явно не способен удовлетворить их созидательный инстинкт. Само его существование и государственная деятельность провоцирует на бунт: ведь он не способен дать ничего, может только взять. Так что не надо обвинять за жестокость людей, которые заблудились только потому, что государство всеми силами препятствует им быть нормальными людьми.

Ничего не меняется при изменении чего-либо. Только при установлении неизменного изменяется то, что не изменялось при изменении.

Иногда расправу вершит толпа. Когда молчат суды, спит совесть. Тогда она набрасывается и на тех, кто допустил несправедливость, и на нечисть, которая этим воспользовалась.

Платон абсолютно прав. Подлинному философу достаточно познакомиться с философией, чтобы вспомнить ее. Все прочие ее изучают.

Что такое истина? Это форма творческого процесса, в котором устанавливается ее вечная сущность.

Есть сила зла более мощная, чем зло. И она побеждает его. Это вагнеровская музыка.

Без предельной утонченности, схватывания неуловимого и ускользающего невозможно создать живописный сплав, впечатывающий в себя всеобъемлющую мощь.

Постмодернизм - это состояние ущербности и растворения культурных и художественных ценностей в потоке массового сознания, прекращение действия идей в их оригинальном смысле и значении, профанация умов, подделка и приспособление сознания к заниженным критериям с целью индивидуального выживания за счет тотальной эксплуатации творческих ресурсов.

Ущербность постмодернизма находится в полном соответствии с ущербностью постчеловека. Человек не может быть послечем-то, он всегда открыт для нового чего-то.

Законы полезны тогда, когда бесполезна жизнь.

Поскольку жизнь претерпевает свою судьбу в искусстве и называет это истиной, в ней нет ничего, что было бы в ней, она вся состоит из себя и собой является в каждом своем откровении. Жизнь - это последовательность откровений, запечатленных в искусстве. И это следующий вывод, на который нужно опереться. Связь этих откровений называется судьбой, в сознании которой я мыслю свою жизнь. Каждое произведение искусства, хотя и опирается на свою судьбу, абсолютно свободно от нее и именно в этом состоянии свободы устанавливается судьба. Искусство - это превращение последовательных откровений судьбы в единомгновенную вечность их откровения. Произведение искусства - это судьбоносное откровение, в котором сходятся судьбы предшествующих откровений и запечатлеваются в единой судьбе.

Естественно, жизнь есть таинство веков, приведших к ее возникновению, к бытию этого таинства, к таинству бытия в откровении.

Вечные идеи навсегда останутся в прошлом, если кто-то в настоящем не обратит их в будущее.

Порочность человеческая недоказуема, благородство несомненно, красота живительна.

"Парсифаль" Вагнера - это судорожная тень исчерпанного экстаза.

Перед заполненной светом бытия бездной ничто не отступит.

Искусство в человеке обнажает противоположность человеческую, снисходит к нему в результате восхождения. Оно всегда сверхчеловеческое открытие, а в своем истинном, историческом выражении - божественное откровение или сущность творения в явлении его бытия.

Весь мир звучит сейчас заключительным хором из "Страстей по Матфею" Баха.

Россия может стать свободной страной только через кровавую войну, в которой армия честных и порядочных людей разгромит армию подонков, которые, вырвавшись на свободу, ее и уничтожат. Но этой освободительной армии еще нет. Поэтому государство вновь поработило свой народ, а народ воздвиг над собой государство, чтобы не самоуничтожиться.

Все большее отвращение вызывает вульгарная профанация оперного искусства в лице Нетребко, которая превращает красоту в оперные экскременты.

Как навязчива бездарность. Как она ярко проступает, когда пытается воспроизвести смысл великих произведений. Как поверхностны люди, утратившие душу. Как далеки они от того, что пытаются выразить. Их лица пусты и невозмутимы, страсти фальшивы, действия суетливы и демонстративны. "Мастер и Маргарита". Киноверсия убийственно плоха: механическое воспроизведение сюжета романа без всякого проникновения в духовную сущность произведения.

Дух есть мыслимое единство сущего, в котором собственное значение Я достигает всеобщего выражения.

Абсолютным называется дух, в осмысленном выражении которого существует сотворенный мир.

Порок судьбы не в том, что нет изгнанья,
А в том, что есть несчастию предел.

Это не для понимания. Это для вдохновения. Для понимания что-либо легко сделать. Для вдохновения - еще легче.

Несчастный человек взывает к другому несчастному человеку, над ними глумится червь, счастливый и бестолковый, как и его липкое тело, кольчатое и безголовое, полэающее над теми, кто боится его раздавить, потому что червь - творение, созданное для того, чтобы природа не забывала о своей власти над миром и чтобы ущербный человек знал свое место перед червем: ведь век бессмертного духа перед червивой сущностью благодатен, а червь - жалок, так что судьба его предрешена, а человеческая - только начинается. Но и червь в облике человека пребывает, а человек - в облике червя. Так что они и благосклонны друг к другу. И все-таки червивая сущность человека не устраивает, ему нужна - божественная. А бог и создал червя, чтобы человек мечтал о ней, а был червем, не желая того. Поэтому червь стремится к власти, а народ - к бунту. Народ - фашист. Или корм для червя. Он всегда не может понять - кто он? А червь - образец истины: грохот речей, мундиров, постаментов, заседаний - червивых и многоточных. Лужи крови от бытия смысла вытерты тряпкой запредельного вмешательства. Бытия нет, а есть червь, упивающийся своей червивой смутой, ему данной в наследство от растоптавших себя римлян, еще не достигших в своем развитии облика червя. Червь многостранен, узкомерен и проползновенен. Он не раб, он свободен и трудолюбив в способности обрастать червями, присовокуплять их к червивому кольцу своей червивости. Червь высокороден, он один скрывает в себе гениальность многих поколений, чтобы через него люди знали о том, как выглядит их гениальность, что они лакеи перед многими своими завоевателями в мундирах червей.

Ложь, ложь и ложь. Во всем. Я помню, как лгали, когда погибла подводная лодка "Курск". Нагло, трусливо, позорно. Теперь лгут, пытаясь выдать отказ ЦБ от "валютных интервенций" на бирже за какой-то продуманный, ведущий к стабилизации рубля шаг. На самом деле это значит, что ЦБ пытается сохранить оставшуюся валюту, бросив рубль на произвол судьбы. Но какая ложь! Виртуозная, изощренная. Пафос лжи и травля глупцов, которые пытаются ее изобличить, вот и вся нравственность, которой так гордится страна и стыдится человек

Превратить трагедию в патриотический фарс - вот задача политика, который хочет стать лидером толпы.

Бытие есть скрытое состояние истины. И в этом завораживающем факте выступает красота творения.

Красота есть недосказанная истина. Поэтому ее так много в том, чего нет, среди того, чем она стала.

Чтобы понять, почему от России отстранились европейские страны, достаточно послушать Проханова, который до совершенной ясности довел идею русского духа, видя его носителем божественной справедливости в силу неискоренимой привычки быть жертвой судьбы и истории. Если Россия такова, какой представляет ее Проханов, то ее должны бояться все страны мира. Ведь она человеческое существование заменяет божественной справедливостью. Как будто человек не сотворен Богом и до сих пор вообще не сотворен и не существует, и у него нет свободы воли, устанавливающей без всякой божественной справедливости разумный человеческий порядок внутри себя и среди других народов.

Истина изначальна дана человеку в откровении, но люди почему-то упорно продолжают ее искать, путая с познанием внутренней сущности явлений.

Вся русская история страдает "обличительством" и "обличителями". Категорическим невниманием к полномасштабному осмыслению фактов. Вниманием к собственной персоне, излагающей "правду". И невниманием к событиям, которые служат материалом для этого изложения.

Природа сама себя исправляет посредством разума.

Для кого-то философия наука, а для кого-то - самораскрывающаяся идея.

В будущем будет создана очень мощная живопись. Я это вижу. Если, конечно, я снова на этом свете появлюсь.

Хорошо, что американцы доминируют. По крайней мере, есть какая-то стабильность в мире. Их поведение обусловлено здравым смыслом, поэтому предсказуемо. Россия же иррациональна и опасна. От нее можно ждать чего угодно. Она еще не созрела до уровня мировой цивилизации, поэтому ее рабская политика всегда носит угрожаюший характер. Только сейчас ей впервые удалось соприкоснуться с мировым правом, опираясь на которое она стремится завоевать себе место в мире в качестве неущемленного государства, вступая в глубокое противоречие со своей исторической традицией, придерживаясь ее и одновременно отвергая.

Ехал в электричке. Напротив женщина с собакой. Крупной и породистой. Входит человек с гармошкой и начинает петь. Собака пугается и забивается в угол. Так и в жизни: мелкие собаки лают, а крупные псы молчат.

Россия - это страна, в которой талантливые люди не знают, для чего они живут. Они не могут получить полноценного образования. Их стремление к реализации сталкивается с системой, направленной на подавление личной инициативы. Поэтому они поневоле становятся врагами народа и государства. В России до сих пор господствует идея миссионерского шовинизма, которая находит поддержку среди населения, обманутого в своих ожиданиях лучшей жизни. Месть другим народам за собственную несостоятельность, за которую никто не несет ответственности, с которой смирились и которая стала нормой жизни, воспринимается как угроза цивилизации и становится причиной русофобии. Под предлогом навязчивого желания мира во всем мире на ее условиях в состоянии иррациональной стагнации она становится источником ненависти к другим народам, втайне испытывая к ним симпатию и требуя от них уважения к своему величию, разочаровываясь и угрожая всякий раз, когда остальной мир находит в себе силы для сохранения чуждых ей общемировых ценностей.

Современное сознание Я есть результат исторического развития творческой гениальности человека.

Все спит на свете, кроме ожидания ненужного рассвета.

Красота необъяснимая терзает душу. Как все-таки я слит с природой, с ее солнечной глубиной. Она источник радости, магического притяжения, незаменимого созерцания. Сколько ни пытался я отделить себя от нее, как только солнце осветит эту чудесную стихию, я в ее власти.

Никогда я не смогу избавиться от волнения: даже когда умру, буду думать о том, как мне воскреснуть.

Искусство - это объятия Бога, который возвращает к себе свое творение.

Творчество - это благодеяние, в котором преодолевается скудное понимание истины.

Ницше спровоцировал реакцию негативного отношения человечества к самому себе, исключив из него все естественное и ценное. Подлинную историю, в которой люди сформировали свой разум, он подменил историей черни, иррациональностью ее бытия. Его сочинения могут быть катализатором для дальнейшего развития мышления. Но это в том случае, если это мышление утратило способнсть мыслить здраво. А отделить гениальность от безумия современному неряшливому уму очень сложно.

Анархия и разбой в России сдерживаются только диктатурой. В ней нет общественного сознания, благородства, породы. Есть только скотское величие, жертвенность, пресмыкательство и лакейский патриотизм. При отсутствии диктатуры Россия превращается в зловонный труп, который пожирают кишащие в нем черви. Лучших людей, которые могли бы стать основой демократии, она делает своими врагами. Поэтому всякая власть в России стремится не к достижению свободы для своего народа, а к подавлению его самодурства, после чего он впадает в спячку и становится игрушкой в руках всякого, кто захочет использовать его в своих целях.

Европа всего лишь продолжает традицию римских легионов, которые строили укрепленные лагеря на границах с варварами для защиты своей цивилизации. Теперь это - военные базы на границах с Россией. Россия гордится своей непокоренностью. Но это всего лишь продолжение традиции варварских племен, на которые не распространилась власть Рима.

Концептуальный плюрализм современного искусства, который отображает структуру времени, недостаточное основание для выявления его подлинности.

Преодоление абсолютной картины мира заключается в признании того, что она является фрагментом времени.

Затишье зимнее на дальних берегах
Усталых лет и обнаженных далей.
Бескровный иней в выцветших глазах
Забытых лет и сумрачных печалей.
Затихли звуки в бледных берегах,
В пределах тесных, сдвинутых к пределу...
Все тихо в этом сонном мире,
Как будто скрыт и явлен он в последний раз
В своей космической могиле.

До какого позора дошла опера. Сейчас по "Культуре" идет "Лючия ди Ламмермур" с Нетребко - издающей звуки бесчувственной машиной с пустыми глазами. Почему так происходит? Каждый из исполнителей вызывает какие-то чувства, трепет сердечный. А она - только раздражение. Все невпопад, все чужеродно самому духу музыки. При этом невероятное однообразие и невыразительность.

Теледебаты на политические темы - до чего же гнусным явлением они сейчас стали.

Чем отличается современный мир от мира классического? В мире классическом со временем я все более мертв. В современном мире со временем я все более жив.

Время имеет опережающую себя природу, природу, опережающую свое понимание. Поэтому оно может постигаться только в предопределяющем свое понимание выражении. Это предопределяющее понимание времени выражение и есть артефакт, феноменальное произведение искусства, указывающее на наличие живого существа в его восприятии.

Единственным признаком российской демократии является узаконенность и безнаказанность воровства.

Задача философии и искусства заключается в том, чтобы подготовить и совершить революцию в умах.

Личный опыт на абсолютном основании есть истина.

Истина воплощает свой личный опыт в человеке.

Для мира опасны не люди, которые живут в России, а Россия как страна, которая занимается внешней политикой, не представляя из себя никакой культурной ценности.

История определяется культурными достижениями, а не количеством приписываемых ей лет.

Ценность представляет русская культура, а не Россия, которая от нее отреклась.

Как надоел этот примитивный национализм, торжество дегенератов, прославляющих свою племенную принадлежность.

Православие - религия массового спасения, а не индивидуальной свободы. Поэтому она не достигает уровня подлинного христианства, в котором человек не только спасен, но и обладает свободой воли. Воля православного человека носит соборный характер, в котором нет места человеку спасаемому. Поэтому и творческий дух, основанный на свободе воли, не присутствует в православии.

Философ должен находить в себе силы смотреть дальше очевидного. Поэтому Шопенгауэр и Ницше - не философы.

Есть два денежных эквивалента, один из которых золотой, а другой дерьмовый. Первый определяет ценность произведения искусства, второй - ценность самих денег и их владельцев. Заслуга введения второго эквивалента принадлежит Пьеро Мандзони, который правильно определил, что коллекционеру достаточно и дерьма для того, чтобы он считал себя знатоком искусства.

ДЭМ - новая единица стоимости произведений искусства современных художников на аукционах Сотбис, Кристи, Филипс и др. ДЭМ - денежный эквивалент Мандзони. Один ДЭМ равен 4000 евро. По стоимости одного грамма вещества в 2007 году на аукционе Сотбис. Например, произведение, за которое платят один миллион евро, стоит 250 ДЭМ.

В какой-то степени Караян в музыке напоминает Церетели в скульптуре.

Лицемерие "России" просто феноменально. Читаю в новостях: "Россия пытается спасти своего гражданина (Ахласа Ахлака) от смертной казни в Пакистане, осужденного за причастность к покушению на экс-президента Первеза Мушаррафа". Хорошо, конечно, если не казнят того, кто хотел убить другого человека. Но возмущает подлость российской "справедливости", которая будет пускать пыль в глаза всему миру, чтобы только никто не подумал, что она не борется за права человека. В самой же России о правах этого человека никто бы и не вспомнил. Как и о правах тех, кто осужден за гораздо меньшие преступления.

Постмодернист - это какая-то безымянная бездарь.

Современность еще не наступила. Это всего лишь постисторические конвульсии человечества.

Границей мира является не ничто, а разум. Ничто входит в состав мира как его бытие. Границу в ничто мир мог бы иметь в том случае, если бы ничто было его противоположностью. Но тогда не было бы всесущего мира: часть его существовала бы в несуществующем виде в противоположном ему ничто, в бытии ничто. Всесущий мир в этом случае был бы не миром, а Богом, который объединяет в себе и то, что есть в бытии, и то, чего нет в ничто.

Если под "классиком современности" понимается Френсис Бэкон, то это случайный человек в искусстве и никакого отношения к современности не имеет. Так же как и те, кто считает его художником. Стоимость его произведений определяется в ДЭМах.

В мире сейчас столкнулись две мерзкие силы: одна мразь хочет жить по-человечески, оставаясь мразью, а другая - ничего не хочет, тоже оставаясь мразью.

Трансцендентная аллегория. По-русски - басня.

Такое впечатление, что в моем лице вся человеческая история уже свершилась. А дальше жить не хочется. Если не отвернуться от нее.

Бог есть окончательное выражение вечного воплощения истины во времени, в котором разум полагает противоположное своему опыту обобщение.

Какой награды ты ждешь, человек? Какой справедливости? Справедливость только одна. Найди силы в себе выстоять.

В поисках новых форм душа живет, а искусство эволюционирует, чтобы дух вечно имел осмысленное выражение, а не только в тот момент, когда обрел свою вечность.

Понял, почему Заратустра бежал от людей. Просто потому что его напутствовала муза, которая превратилась в старую бабу.

В прозрении нужно видеть то, что очаровывает с новой силой.

Современную психологиню трудно отличить от образованной курицы.

Стандартный россиянин - это симбиоз обезьяны и Святого Духа.

Подлинный абстракционизм ставит перед собой задачу обнажить сущность явлений в знаковых формах.

Когда все найдено, предстоит создать то, в чем можно что-то найти.

Нельзя полагать абсолютную априорность вечности. Она в такой же мере результат опыта, как и его предпосылка.

Вечность - это свернутое время. А время - развернутая вечность.

Единое есть. С одной стороны - это каждый из нас, Я; с другой - Бог. И это единое опять не едино. Следует понять, что сущее не может существовать без своей противоположности. Только в понятии единство приходит к своему единству. Но это понятие - уже не сущее, а мысль, идея. Поэтому идеи вечны во времени, а не сама вечность вечна.

То единое, которое всего лишь выше всего, не существует. А если существует, то как всеобъемлющее, живущее в своем бытии. Именно единое проникает все сущее, так что оно только вместе с этим сущим может быть выше него, а это и есть необходимость времени и существования.


Рецензии