Кандинский и искусство

2016
Евгений Бриммерберг
Кандинский и искусство.

В конце 19-го века из сущности творения окончательно вычленилась идея разума, в которой мир представлялся объектом познания, научного мышления. Эта идея настолько захватила умы, что не оставила никакого места ни для мифологии, ни для философии или теологии. Ненаучно мыслящий человек остался наедине с лишенностью бытия. Малевич говорит, что бытия нет, он не нашел его нигде, поэтому пишет черный квадрат. Психологи уединяются в чреве сознания, ища там истоки существования. Хайдеггер ищет бытие в бытии, реанимирует смыслы и понятия, но бытия не достигает. Сюрреалисты опираются на подсознание, поскольку реальность эфемерна и человек, оставшийся наедине с ней, не видит ничего, кроме заброшенного себя. Появляется одиночество Сартра, Камю, бытие и ничто Ясперса, посторонний жизни человек. Мир, лишенный бытия, ставший объектом научного исследования, невыносим для личности, не может стать ее достоянием, обречен на утрату человека. В борьбу с этой утратой вступило искусство. Художник в оптимистическом отчаянии взялся за преобразование мира, в надежде найти в нем смысл. Но смысл в духе, а не в мире, поэтому искусство превратилось в непрерывное генерирование идей, направленных на достижение смысла, на обретение духа в бессознательном стремлении к нему. Что такое дух - не знает никто. Кандинский признается, что духовная задача ему не по силам. Надеется, что художник будущего решит ее, а сам лишь устанавливает ее наличие. Юнг признается в том же самом. Человек или занимается наукой без всякой надежды обрести будущее и самосознание, или противится ей в одиночном блуждании по утратившей идею бытия Вселенной. Человек - одинокое существо Вселенной, в которой нет ни Богов, ни тепла, ни жизни, ни смерти, а есть только вечно становящаяся и исчезающая материя, тело бытия, лишенное сущности и света творения. Ведь творение происходит в уме человека,  в его душе, а не во внешнем Мире, который назван Вселенной. Вселенная - это внешний мир бытия. В ней нет места человеку, но человек в ней есть как утерянное бытие  мира. В этой ситуации искусство невозможно, а художник не нужен. Он лишний. Но у человека есть традиция, культура бытия. Опираясь на нее, он не признает свершившийся факт исчезновения духовного смысла и, вопреки ему, вступает в процесс формирования новой идеи бытия. У него для этого нет никаких средств, кроме неведомой ему гениальности, которая ведет его за пределы Вселенной и вводит в мир неведомый и совершенный. В нем он чувствует себя найденным и устанавливает смысл, который отвечает потребности его бытия. Но всему этому предшествует потерянность, которая захватывает художника и вынуждает хвататься   за непосредственную данность. Это или впечатления, или бессознательная память, или экспрессивная эйфория, или научная достоверность, не нуждающаяся ни в каком искусстве. Это противоречие между искусством и научной действительностью и пытается решить Кандинский. Его человеческое начало не достаточно художественно, чтобы воплотить замысел в художественном творчестве, в нем нет той гениальности, свободный дух которой движет искусством. Ему нужна теория - и это слабое место искусства сегодняшнего времени. Искусство до сих пор убеждено, что ему нужна теория, но ограничивается лишь концепцией. Теория вне духа недостижима, а концепция неизбежна. Эта традиция продолжается до сих пор: нет самого искусства, а есть то, что нуждается в дополнении концепцией. Наступил постмодернизм. Постмодернизм - это явление, выдаваемое за искусство, нуждающееся в концептуальном добавлении и истолковании. Дух, который является основой откровения художественного произведения и самоочевидной значимостью, исчез, поэтому произведение нуждается в убедительном истолковании, в дополнении разъяснением. Но предшествующие этому положению произведения Кандинского еще не концептуальны, они являются синтетическим феноменом символического материала. Рассуждая по аналогии с геометрическими фигурами о сущностях, он приходит к символической абстракции, которую и называет сущностью, но которая, на самом деле, всего лишь видимость конструктивного сочетания элементов. Синтетическая эклектика символических элементов не может быть сущностью, следовательно, и основное требование искусства здесь не соблюдено. Произведения Кандинского, несмотря на всю их обоснованность, оставляют чувство неудовлетворенности: где-то ошибки, недоделанности, недостигнутости и окончательная остановка на незавершенном. В конце концов его усилия приводят к пределу его исканий - к абстрактному символизму, который охватывает весь набор символических абстракций, которые он вывел в сравнении с геометрическими элементами и фигурами. Его нереализованный дух столкнулся с невозможностью освободить чувственные художественные сущности от геометрических форм, они скованы этими формами и поэтому не являются художественными. Это противоречие между художественным вкусом и рабской зависимостью от предубеждений, вызванных наукой, слишком хорошо заметно, чтобы принимать всерьез эти усилия по приданию искусству искусственного выражения. Кандинский совершил большой труд по установлению нового понимания искусства в эпоху безнадежности и ненужности художественного творчества. Искусственным способом он преодолел отчаяние и пессимизм, овладевший культурой. Больше, чем кто-либо из современников, он приложил усилий к тому, чтобы найти фундаментальную основу искусства, ту черту, которая не позволяет ему обрушиваться в бездну, в которую все-таки рухнули последующие постмодернисты. Он тот художник, в котором сочетается память о классическом понимании искусства и предвосхищение будущего его сокрушения в бездну. Теорию он создает для того, чтобы сохранить разумное понимание искусства, воспрепятствовать его падению в иррациональное. Его усилия по соединению отрекшегося от искусства мира с духом человека, нуждающемся в искусстве, и есть то главное, что делает его произведения неизымаемой ценностью человечества. По сути, современное искусство - это борьба различными художественными методами за сохранение мира, за сохранение его целостности, за недопущение исчезновения идеи абсолютного бытия. И хотя оно и говорит постоянно о исчезновении высших ценностей, именно этим оно и сохраняет их: ведь ориентиры на них жизненны и искусство Кандинского подтверждает способность человека сохранять мир в его высшем понимании. Так что историческое значение Кандинского не в том, что он является создателем абстрактного символизма искусственным методом, а в том, что посредством него он утвердил искусство и оградил его от разрушения. Никакое усилие по проникновению в сущность его произведений не позволяет разрушить их: это главное их достоинство - неуязвимость. И это предопределяет интерес к ним: ведь каждый может соприкоснуться через них с миром бытия и обнаружить себя в этом мире живым и сущим.


Рецензии