Суд истории

СУД  ИСТОРИИ

На 5-м канале транслировался «Суд времени», на котором обсуждались исторические проблемы от Юлия Цезаря и до наших дней. Дискуссии были иногда очень бурными. Но любые проблемы всегда можно разделить по какому-либо критерию на две части. Например, животный мир по отношению к свободе делится на свободных (называемых нами, дикими) и подневольных (домашних) животных. Первые живут сами по себе, в холоде и голоде, одни погибают, другие выживают. Домашние животные живут под хозяином, который для них строит жилище, кормит и поит, тем что есть. За это он в любой момент может их лишить жизни.

При всем многообразии тем Млечин и Кургинян, по сути дела, спорили кому лучше жить вольным или подневольным животным. С формальной точки зрения невозможно решить кому лучше диким или домашним. В каждой группе есть свои достоинства и недостатки. Хотя спор шел только о людях, но ведь  и человеческое общество бывает устроено только по типу вольных или подневольных животных. Карл Маркс ошибочно предполагал, что человеческое общество идёт в своем  развитии от рабовладения к коммунизму. Ничего подобного. Общество колеблется между жизнью  по типу вольных или подневольных животных и ничего другого не может быть. 

В Библии описано, как Господь Бог сотворил мир, а затем, увидев как он жесток, раскаялся в содеянном и захотел его переделать,  предварительно его уничтожить с помощью всемирного потопа. Но Богу не удалась перестройка мира. Мир как был жесток, так и остается жестоким. С тех пор идёт почти непрерывная борьба за переделку якобы несправедливо устроенного мира в справедливый. И голосование на «Суде времени» большей частью склоняется к домашним животным.

А почему жесток реальный мир? Да потому, что все хотят кушать. И потому едят друг друга. У вольных животных идет жестокая конкуренция за право на жизнь. Побеждает тот, кто быстрее, кто сильнее...     Так постепенно происходит естественный отбор, живые особи совершенствуются.  У домашних животных тоже происходит отбор, но искусственный (противоестественный). Поэтому домашние животные, если случайно окажутся на воле, как правило, не выживают.

 Иногда пишут про идеальное государство, идеального человека и т.п. Но, на мой взгляд, не может быть ничего идеального. Почему? Да потому, что всякое живое существо различает противоположные ощущения: приятные от неприятных. Неприятное ощущение вынуждает действовать, чтобы от него избавиться – иначе гибель. (Например, критика вызывает неприятное ощущение. Зажим критики – защитная реакция на неё.) Благодаря принятым мерам, неприятное ощущение ликвидировано, наступило приятное блаженство.  Но хорошего понемножку. Приятное ощущение ведёт к неподвижности, к застою. Неподвижность же – аналог смерти. И избыток приятного превращается в свою противоположность, в неприятное. Например, утоляя голод, мы испытываем приятное ощущение. Постепенно приятное ощущение заменяется неприятным. Оно и вынуждает  нас прекратить приём пищи, чтобы не умереть от переедания. Графически жизнь можно изобразить синусоидой бегущей между двумя противоположными ощущениями. Пока мы живы, мы различаем противоположные ощущения. Когда мы перестаём их различать, наступает смерть.

Пример из техники. Допустим, вы сидите в удобном кресле и наблюдаете за стрелкой компаса. Стрелка стоит на месте. Идиллия, гармония, лучше не может быть. Но вот стрелка отклоняется, идиллия кончается, нужно принимать меры, вращая рулевое колесо. В итоге, корабль идёт не по прямой, а по синусоиде. В принципе возможно заменить рулевого автоматикой. Стрелка, отклоняясь включает рулевую машину для поворота руля. Наш автомат «различает» противоположные (правый и левый) контакты. Корабль продолжает идти по синусоиде. Будем сближать контакты, чтобы уменьшить отклонение корабля от курса. До какого-то момента – это будет помогать, но наступит момент,  когда величина зазора станет настолько малой, что наш автомат не сможет «различать» противоположные контакты, не сможет вести корабль по курсу. Величина зазора – количество изменяет качество управления, качество автоматики в нашем случае.

Люди долгое время жили натуральным хозяйством, что собрали, то и съели. Ничего лишнего не было. Но вот стали появляться излишки. Что с ними делать? Можно выбросить на свалку, а можно обменять на что-то другое. Так возникла торговля, рыночная экономика. Вместе с ней возникла  нравственность. Никто не указывает людям, как вести себя при торговле. Они сами понимают, что нужно быть вежливым, обязательным и т.п. До рынка действовало право силы, кто сильнее, тот и прав. В торговле нужна не сила, а нравственность.

Но развитие рынка порождает расслоение общества на богатых и бедных. Жизнь подобна спортивному соревнованию, в котором всегда есть первые и последние. Если у первых возникают приятные ощущения (эмоции), то у задних неприятные (обида, зависть).  Вот и стали появляться мысли о несправедливом устройстве общества, появилось желание его переделать.

В 1917 году большевики, взяв власть, взялись переделывать общество. Но как? Если рыночная экономика вызывает расслоение, то вместо того, чтобы продавать нужно просто распределять.

Вот как писал Ленин: "...неуклонно продолжать замену торговли планомерным... распределением продуктов" (Ленин ПСС, т.38,с.121). Если распределять, то зачем деньги?

"Ркп будет стремиться к возможности более быстрого  проведения самых радикальных мер, подготавливающих уничтожение денег..." (Ленин, ПСС, т.38, с.100).  Ну а если деньги не нужны, то куда девать золото (универсальный эквивалент денег). И Ленин нашел ему место:

"Когда мы победим в мировом масштабе, мы, думается мне, сделаем из золота общественные отхожие места" (ПСС, т.44, с.225). 

Ну как тут не восхититься гениальностью Ленина.

Было решено забирать все излишки хлеба  у крестьян и распределять его среди рабочих. Почему сеют хлеб   крестьяне? Потому что есть разница между урожаем и семенами. Если  этой разницы не ожидается, никто не будет сеять. Эскимосы не сеют в   снег, понимая, что хлеба все равно не будет. Когда у наших крестьян   стали забирать хлеб, они перестали сеять. «Сей или не сей, хлеба все   равно не будет».

Единство противоположностей: сев и урожай. Между ними противоречие - разница  между собранным и посеянным. Не будет разницы, не будет  противоречия, не будет и действия. Закон природы. Нужно обратить   внимание, что при всяком взаимодействии противоположностей есть  действие и противодействие. В общем случае они не равны между собой.  Например, во время войны взаимодействуют две военные силы. Когда одна из них ослабевает, наступает победа другой. Если же силы равны,  то война может длиться много лет без победы. Ньютоновский закон -  действие равно противодействию - является только частным случаем  закона единства и борьбы противоположностей. Диапазон действия этого   закона охватывает все случаи, возможные в природе. С одной стороны,  на одном фланге действие равно противодействию, на другом всякое   противодействие исчезает. Во втором случае наступает катастрофа.
 
Если в электрической цепи исчезнет сопротивление, возникнет разрушительный ток короткого замыкания. Если прихотям ребенка нет  никакого противодействия, вырастает звереныш. Если властелину нет  противодействия (оппозиции), возникает катастрофическая для страны  абсолютная власть. Против абсолютной власти существует метод  - разделение властей, который успешно применяется во многих странах.
 
Между тем в нашей стране большевики, придя к власти, поставили своей             дальнейшей целью ликвидацию такого разделения. В Программе партии,  принятой в марте 1919 года, записано: «...Советская власть в то же   время уничтожает отрицательные стороны парламентаризма, особенно    разделение законодательной и исполнительной властей...». Кроме того,  в той же Программе констатировано: «Перепроизводство... представляет    собой неизбежное следствие развития производительных сил в   буржуазном обществе».

Нетрудно видеть, что обе эти цели успешно осуществлялись в течение  последующих семидесяти лет. Вместо перепроизводства постоянное   недопроизводство и человек зверел в поисках дефицита. И это все   произошло вследствие попытки построить социально однородное   общество, то есть общество без противоречий. Общество не может быть   однородным, так как объединяется разделением труда, которое    возникает вследствие неоднородности (в обществе должны быть люди  всех профессий - от уборщика мусора до профессора). Однородное же   общество, если бы его удалось осуществить, могло бы быть только   застойным, так как в нем не может быть внутренней причины для   движения (противоречия).

Когда стали отнимать у крестьян хлеб исчезла   причина для развития сельского хозяйства. В стране начался голод, умерли миллионы людей. Природа не допускает    явлений без причин. Пришлось возвращаться к старой экономической   политике, назвав ее новой. Вот что писал Ленин в 1921 году   (см.т.44,с.155 и далее): «...вы не можете не видеть, какой резкий  поворот сделала наша Советская власть и наша Коммунистическая   партия, перейдя к той экономической политике, которую зовут «новой»,  новой по отношению к предыдущей нашей экономической политике. А по сути дела - в ней больше старого, чем в предыдущей нашей  экономической политике». «...мы сделали ту ошибку, что решили произвести непосредственный переход к коммунистическому производству    и распределению. Мы решили, что крестьяне по разверстке дадут нам   нужное количество хлеба, а мы разверстаем его по заводам и фабрикам,  и выйдет у нас коммунистическое производство и распределение».

Ленин к 1921 году понял наконец, что является причиной кризиса:   
Разверстка в деревне, этот непосредственный коммунистический подход   к задачам строительства в городе, мешала подъему производительных   сил и оказалась основной причиной глубокого экономического и  политического кризиса, на который мы наткнулись весной 1921 года».   Поняв это, Ленин отказался от разверстки и вернулся к налогу: «Новая  экономическая политика означает замену разверстки налогом, означает  переход к восстановлению капитализма в значительной мере».

Но это не означало, что Ленин окончательно отказался от построения «однородного общества», то есть коммунистического. Всё было бы хорошо, но вот темные крестьяне не поняли великой цели и Ленин сказал: «При нашей   некультурности мы не можем решить лобовой атакой гибель капитализма. При ином уровне культуры можно было бы решить задачу прямее...».

Сталин продолжил дело Ленина на более высоком уровне. Чтобы не  возиться с каждым крестьянином по отдельности, их объединили в   колхозы. Но при Ленине случались восстания крестьян против продразверстки. Сталин применил старый принцип: разделяй и властвуй. С помощью раскулачивания, разделил крестьян, лишил их единства. И восстаний крестьян не стало.

Начался голод, еще более страшный. Голодные годы в России были нередки, но в деревне всегда можно было у «кулака» занять хлеба. Но когда «кулаков» выслали, занять хлеба было негде.  И снова миллионы людей умерли от голода. Хлеб же забирали у колхозов почти бесплатно, за символическую плату. Не стало стимула для работы в колхозе. Если при царе Россия продавала хлеб, то при Хрущеве СССР стал его покупать. 

C развитием производства торговля совершенствовалась. Для удобства торговли стали возникать биржи. За рубежом биржи создавались естественным путем, исходя из нужд торговли. Правительства лишь законодательно закрепляли факт их существования. Россия долгое время жила фактически натуральным хозяйством. Петр Первый, побывав в Европе, приказал организовать биржевую торговлю и Академию наук. Но только после отмены крепостного права в России  началось бурное развитие бирж.

Биржевая торговля в России развивалась в период НЭПа, но в 1930 г. торговля прекратилась и биржи были закрыты. Началась  плановая экономика, которая якобы могла обеспечить бескризисное развитие страны. Но плановая экономика оказалась диктатурой, так как "...материальный, производственный фундамент социализма  требует безусловного и строжайшего единства воли, направляющей  совместную работу сотен, тысяч и десятков тысяч людей. И технически, и экономически, и исторически необходимость эта  очевидна,  всеми думавшими о социализме всегда признавалась как  его  условие.  Но как может быть обеспечено строжайшее  единство  воли?  Подчинение воли тысяч воле одного.

Это подчинение может принимать  резкие  формы  диктаторства, если нет идеальной дисциплины и сознательности" (Ленин, ПСС, т.36,с.200).

Диктатура – это власть без оппозиции, без тормоза. Но движение без тормоза всегда ведет к катастрофе. Это объективный закон природы, который и привел СССР к гибели.

Павел Каравдин




Рецензии
"Графически жизнь можно изобразить синусоидой бегущей между двумя противоположными ощущениями. Пока мы живы, мы различаем противоположные ощущения..." Например такие ощущения: врёт - получает удовольствие, вынужден говорить правду - расстраивается. Впрочем возможно и наоборот: врёт - расстраивается, говорит правду - радуется. По-моему две разные синусоиды жизни получатся. Хотелось бы выяснить Вы, Павел, описали жизнь, но кого!?
С уважением,

Андрей Староверов   09.10.2016 22:50     Заявить о нарушении
Вы не поняли меня. Есть противоположные различия, которые всегда есть едиными парами. Приятно-неприятно. Тепло-холодно. И т.п. Если знаешь приятное, то знаешь и неприятное. Если вам приятно, вы не двигаетесь (балдеете), но хорошего не бывает много. Затекают ваши члены, вам становится плохо и вы меняете позу. Но если от вранья есть удовольствие, то это другой случай. Вранье и удовольствие не живут в одной связке (в единстве противоположностей). И синусоиды здесь нет.

Павел Каравдин   11.10.2016 12:47   Заявить о нарушении
Я то Вас, Павел, прекрасно понял...и именно поэтому задал вопросы. Однако, от ответа Вы пока ушли. В Вашу систему взглядов вопросы эти не вписываются, увы.

Андрей Староверов   11.10.2016 22:23   Заявить о нарушении
"Психологически дихотомия поддерживается эмоциями - "приятно - не приятно", "интересно - не интересно". И, по сути, регулируется гормональными выбросами в кровь. Это самый простой способ управления человеком, который учатся преодолевать в себе всё глубокие религиозные подвижники. Использовать страдание как силу - в принципе, идеал Христианства. Но здесь мы имеем интересную ловушку - без положительных подкреплений организм не хочет что-либо делать. Он скорее начинает вырабатывать гормон счастья в ситуации, для этого не свойственной.-)И таким образом не даёт страданию уловить себя. Отсюда, конечно, следуют Франкловские Ценности Отношения. То есть, наше счастье и наш СМЫСЛ находятся ВНУТРИ нас. Ну, и Царствие Божие, естественно тоже."

О как!

Капитан Крю   12.10.2016 19:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.