Сердце друга 20

*  *  *

Долго бойцы добирались до ближайшего села. Шли молча, время от времени, передавая тяжкий груз  из рук в руки.
Лишь Сулиман не выпускал из рук носилки с телом Расула. Он ни с кем не хотел меняться.
Время уже было к вечеру. Еще на подступах к селу, командир отправил одного из бойцов предупредить местного муллу об их прибытии, чтобы тот прочитал, согласно Исламскому обряду, молитву перед тем, как похоронить погибших товарищей и предать их земле.
 Еще до прибытия отряда бойцов сопротивления в село, на местном кладбище их уже ждали не только мулла, но и немало мужчин-односельчан. Молодые мужчины рыли могилы. А несколько ребят побежали навстречу ополченцам и забрали у них носилки с погибшими.
Церемония похорон длилась недолго. Местные жители предоставили кров бойцам. По два, по три человека бойцы распределились по домам.
- Сегодня ты все равно уже никуда не пойдешь, – обратился командир к Сулиману. – Поздно, да и устал ты к тому же. Останься со мной. Завтра я помогу тебе найти отряд, к которому тебя направил твой отец. Свяжусь по рации.
- Да будет доволен тобой Всевышний! Спасибо, –  поблагодарил его Сулиман. – Вообще-то, мне без разницы - где и в каком отряде ополченцев воевать. Все равно, делаем одно дело.
- Да, ты прав, – согласился командир.
Командир отряда, Сулиман и еще один из бойцов находились в доме одного из местных жителей, который пригласил их еще на кладбище. Хозяева предоставили бойцам еду и отдельную комнату.
Сулиман очень устал за день. Он думал, что уснет сразу же, как только голова коснется подушки. Но не тут-то было! Сон никак  не мог его одолеть.  Из головы не выходили события прошедшего дня. И это не удивительно. Впервые в жизни молодой человек испытал столько переживаний за один день. Первый день участия в войне, первый бой, первая кровь, первая потеря боевого товарища, первая ночь у совсем незнакомых, посторонних людей.
Он понимал, что времени на отдых будет мало, что надо заставить себя заснуть. Но не знал -  как! В памяти всплывали шутки Расула. Есть люди, которые  рассказывают специально заготовленные  смешные байки, пытаясь поднять настроение окружающим. Но у них это не получается вовсе или получается очень неумело. А Расулу чувство юмора было дано Богом. Даже если он и не предполагал кого-то веселить, не задавался целью – разрядить обстановку, результатом его красноречия становилось веселое настроение слушателей.  Он просто, так общался. И это простое общение на оптимистической ноте  вселяло уверенность, дух и доброе расположение в собеседника. Все в Расуле говорило о том, что он был человеком со светлым умом и доброй душой.
С воспоминаниями о друге, которого Сулиману довелось видеть живым всего несколько часов, он,  наконец, уснул.
Утром Сулиман проснулся и обнаружил, что в комнате он находится один. Парень быстро вскочил и направился к выходу. Чуть было не сбив дверью девочку лет пятнадцати, дочь хозяина дома,  Сулиман вышел из комнаты.
- Где остальные? –  закричал Сулиман.
- Доброе утро. Они на кухне – ответила девушка.
- Ой, извини. Доброе утро! Не проводишь меня к ним?
- Конечно, провожу, - закрыв руками рот, едва сдерживая смех, ответила девушка.
- А что я такого смешного сказал?
- Прости, пожалуйста. Ты просто так смешно выглядел. Словно потерявшееся  на вокзале дитя.
Сулиман смущенно пожал плечами.
- Ну да, – сказал он. – Просто я ведь никого из них не знаю и в этом селе я впервые. Просто растерялся. И действительно, наверное, выглядел смешно.
- Как? Ты не знаешь своих товарищей?
Сулиман еще больше засмущался.
- Нет. Понимаешь, я случайно оказался среди них. Мы с другом заблудились. Так получилось, что мы встретились в бою с десантниками. Друг погиб, а я остался с ними.
Веселое настроение девушки, словно рукой сняло, глаза ее  в миг увлажнились.
- Ради Аллаха, прости меня. Я ведь ничего не знала.
- Нет-нет. Все нормально. Не думай об этом. Я не хотел тебя расстраивать. Просто хотел объяснить все, как есть. Видимо, слова неправильные подобрал. Так ты проводишь меня?
 - Да-да, конечно. Пойдем.
Девушка проводила Сулимана до дверей кухни, открыла дверь и ушла заниматься своими делами.
- О-о, а вот и наш друг, – встретил его командир.
На кухне, кроме него, сидели  его приятель и хозяин дома.
- Выспался? – спросил он Сулимана.
- Да. А почему вы меня не разбудили?
- А куда нам торопиться? – сказал командир. – Навоюемся еще. Голодный воин это еще терпимо. Может, даже и нормально. Но уставший воин - это не воин.
 
*  *  *
 


Рецензии