Ч. 33 Последние очаги сопротивления на Северной ст
В течение третьего штурма Севастополя подводники совершили 77 рейсов. Они доставили 3300 тонн боеприпасов и продовольствия, но этого было катастрофически мало. Только ежесуточный расход боеприпасов в городе составлял 580-600 тонн. Ответный огонь защитников военно-морской базы становился всё слабее.
Из воспоминаний Манштейна: «На всем широком кольце крепостного фронта ночью видны были вспышки орудий, а днем облака из пыли и обломков скал, поднимаемые разрывами снарядов и бомб нашей авиации. Поистине фантастическое обрамление грандиозного спектакля!».
Командующий немецко-фашистскими войсками был вынужден впоследствии признать, что его войска «боролись против отчаянного сопротивления противника, сила которого заключалась в благоприятной для него местности, в выносливости и невероятной стойкости русского солдата, усиленной железной системой принуждения советского режима.
Эту борьбу, длившуюся беспрерывно около месяца в самое жаркое время года (уже рано утром температура достигала 50 градусов), невозможно хотя бы приблизительно описать так, чтобы это описание выражало то напряжение сил, с которым сражались как наступающие, так и обороняющиеся».
В словах Манштейна у меня вызвала сомнение температура, подумал, что это описка переводчика, но, посмотрев подлинник, убедился, что, действительно, написано 50 градусов. В интернете ничего не нашёл, какая температура была в июне 1942 года в Севастополе. Но как бы там не было, можно представить себе, что даже 30 градусов были пеклом.
У меня нет возможности рассказывать о подвигах защитников города и подробно описывать боевые действия. Для этого потребуется многотомное издание. Если сравнивать с первой обороной Севастополя, то в 1942 году воевали несравненно, более инициативно и умело, но перевес был на стороне противника.
17 июня военный совет флота доложил верховному главнокомандующему, наркому ВМФ и командующему Северо-Кавказским фронтом, что остатки наших войск на Северной стороне долго не продержатся.
Военный совет просил прислать девять тысяч полностью вооружённых бойцов, зенитную артиллерию, авиацию (самолёты «Дуглас» с экипажами, обученными для ночных полётов), подводные лодки для эвакуации раненых.
Прислали 142-ю стрелковую бригаду в количестве 944 человека на лидере «Ташкент», остальные погибли на эсминце «Безупречный», и 20 транспортных самолётов Ли-2 из Московской авиагруппы особого назначения.
Противник нёс большие потери, но и защитники Севастополя теряли не меньше людей. Только в июне в Приморской армии насчитали свыше семи тысяч человек убитыми и более четырнадцати тысяч ранеными. Не хватало стрелкового оружия, особенно пулемётов.
20-го июня на каждое 122-мм орудие осталось не больше 20 снарядов, а на орудия 152-мм - ещё меньше. Упорно сопротивлялись бойцы, защищавшие Константиновскую батарею, или, как её называли в Севастополе, Константиновский равелин, сохранившуюся ещё со времён первой Крымской войны.
Батареей командовал капитан 3 ранга М.Е. Евсевьев.
Ему было приказано продержаться сутки, чтобы обеспечить вывод плавсредств из Южной бухты. Гарнизон батареи продержался без пресной воды двое суток. Оставшиеся в живых бойцы вместе с раненым командиром на рассвете 24 июня вплавь направились на южную сторону.
Противник при свете осветительных ракет расстреливал их из пулемётов и миномётов. Из пяти катеров, посланных спасти плывущих, только один катер смог подобрать несколько человек. Остальные катера не смогли подойти из-за сильного огня.
О последних днях обороны Севастополя очень тяжело писать по моральным причинам, из-за ностальгических воспоминаний, а так же из-за большого объёма недостоверных сведений, заполонивших историческую литературу и интернет.
Одному человеку не под силу изучить все документы обороны Севастополя, поэтому многие авторы отсутствие сведений заменяют вымыслом, а есть просто бесстыжие, которые пишут всё, что им взбредёт в голову.
В советское время документы по обороне Севастополя и взятию его немецко-румынскими войсками были за семью печатями, потом начались проблемы, когда Украина стала независимым государством, затем эти проблемы сменились с появлением российских властей новыми проблемами.
Надеяться на объективные исследования в обозримом будущем не приходится.
Однако существуют признанные неоспоримые факты, но и их интерпретация также зависит от совести и степени независимости историка от правящей власти.
На Северной стороне находился ещё один очаг сопротивления – в Сухарной балке.
Там, в штольнях, располагался флотский арсенал боеприпасов, откуда они поставлялись Приморской армии и береговым батареям.
11-го июня у его причалов был потоплен вражескими самолётами транспорт «Абхазия», с которого, к счастью, успели выгрузить боеприпасы.
Оставшиеся в живых члены экипажа транспорта присоединились к гарнизону арсенала, насчитывавшего вместе с рабочими и служащими около 250 человек. Ими командовал майор Н. К. Федосеев. Боезапас хранился в одиннадцати штольнях, прорубленных в скале из мягкого инкерманского камня.
Когда усилились бомбёжки, часть боезапаса перевезли в Советскую балку (Каменоломный овраг), где добывали, начиная с 19-го века инкерманский камень, который шёл не только на строительство в Крыму, но и на продажу за рубеж.
В 27 штольнях четырнадцать были заняты заводом шампанских вин, в пяти – разместили боеприпасы, а восемь – пустовали. Возили боеприпасы круглосуточно от пятидесяти до шестидесяти машин.
Водители могли спать только во время разгрузки и погрузки машин. Каждый рейс мог стать для них последним в случае попадания в машину снаряда или осколка бомбы.
Продолжение http://www.proza.ru/2016/10/04/1561
На фотографии: Сухарная балка и затонувший пароход "Абхазия"
Свидетельство о публикации №216100301604