О пользе молчания

    «Рех: сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим: положих устом моим хранило, внегда востати грешному предо мною» (Пс. 38:2).
   Праздничная ли служба идет в храме или рядовая вечерня, но временами  шелестит шепоток в помещении. Переговариваются между собой прихожане. В основном женщины. То знакомую встретят – давно не виделись, то на резвых детишек надо пошипеть. Каждая скажет по слову и легкий гул обеспечен.  Батюшка с амвона строго посматривает. Мол, все вижу. Но человеческую природу не переделать, да и лукавый не дремлет. Постоянно отвлекает от молитвы. Или слово нечаянно сорвется, или занятная мыслишка в голове заведется. Все одно. А литургия как бы мимо тебя и проходит.               
     А недавно стал появляться у нас на богослужении новый прихожанин. Не привычно молчаливый. Стоит всю службу, опустив голову, и молчит.  Может быть, он опытный молитвенник и глубоко сокрушается о своих грехах, а может быть  неофит, склонный к резкому погружению в веру. Не важно. Важно, что молчит.   Никто особо не обращает на него внимания, каждый молится по мере своих сил. Никто, кроме наших зорких бабушек. А о таком непривычном явлении  «не грех» и посудачить во время литургии. 
    И не знал бы я тоже о такой молчаливой ситуации, если бы не ленился приходить рано и ставить свечи как все благочестивые прихожане до начала литургии. А так, улучив момент, во время службы пробираюсь к иконам  поставить свечку. Пробираюсь мимо прозорливых бабушек и одна самая бойкая осуждающе шепчет мне:
 - Вон смотри. Мужчина стоит всю службу молча. Опустил голову и молчит. Я за ним не первый день наблюдаю.
- Ну и что?
- Как что? Вот  хорошо было бы, если бы все мужчины нашего прихода так стояли.
     Тут я не выдержал, решил заступиться за мужчин и, позабыв всякое смирение,  отвечаю ей тем же:
- А еще лучше было бы, если бы все женщины нашего прихода так стояли.  Тогда уж точно была бы польза для всех.


Рецензии